Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 05:37, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ организации работы органа федерального казначейства и его территориальных подразделений.
Для достижения указанной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы организации казначейской системы исполнения бюджета;
проанализировать порядок исполнения бюджетов субъектов РФ на примере Республики Марий Эл;
определить проблемы совершенствования казначейского исполнения регионального бюджета.
Введение 3
1. Основы организации казначейского исполнения бюджета. 4
1.1 Органы казначейства в системе бюджетно-правовых отношений. 4
1.2 Основные задачи и функции органов Федерального казначейства 8
2. Анализ порядка исполнения регионального бюджета Республики Марий Эл. 12
2.1 Характеристика Управления Федерального казначейства Республики Марий Эл. 12
2.2 Казначейское исполнение бюджета по доходам 16
2.3 Казначейское исполнение бюджета по расходам 25
3. Проблемы казначейского исполнения региональных бюджетов и пути их решения. 31
Заключение 36
Список использованной литературы 37
Ежемесячно составлялась справка ф.052331, в которой отражены показатели соблюдения нормативов отчислений в федеральный бюджет, аналогичная справка оформлялась по республиканскому бюджету. Параллельно на основании ф.0503153 «Отчет об операциях по поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации, учитываемым органами Федерального казначейства» отслеживалось соблюдение законодательно установленных нормативов распределения по всем доходам, поступившим на единый счет №40101 Управления. В отдельную справку выделены результаты анализа по налогу на доходы физических лиц.
Всего в 2009 году отделом доходов перечислено в федеральный бюджет 10836,5 млн.рублей (или 18,4% от общего объема против 25,3% в 2008 году), в республиканский бюджет - 25425,1 млн.рублей (43,2%), в бюджеты муниципальных образований - 13821,0 млн.рублей (23,5%). Отчисления от акцизов на нефтепродукты и алкогольную продукцию на счет Управления Федерального казначейства по Смоленской области составили 792,3 млн.рублей (1,4%). В государственные внебюджетные фонды направлено 7947,0 млн.рублей (13,5%).
Структура расходов республиканского бюджета Республики Марий Эл состоит из 10 разделов и соответствует бюджетной классификации Российской Федерации
В табл. 3. представлена структура расходов республиканского бюджета Республики Марий Эл за 2007-2009 гг.
Таблица 3.
Структура расходов республиканского бюджета Республики Марий Эл за 2007-2009 гг.
Наименование статьи расходов | 2007 | 2008 | 2009 | |||
Сумма, в млн. руб. | Уд.вес в общем объеме расходов, % | Сумма, в млн. руб. | Уд.вес в общем объеме расходов, % | Сумма, в млн. руб. | Уд.вес в общем объеме расходов, % | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Общегосударственные вопросы | 879,3 | 3,7 | 1084,5 | 3,8 | 986,7 | 3,5 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 856,7 | 3,6 | 1079,9 | 3,7 | 1011,6 | 3,6 |
Национальная экономика | 6859,9 | 28,5 | 7809,1 | 27,0 | 5151,7 | 18,5 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 542,9 | 2,3 | 722,8 | 2,5 | 1078,7 | 3,9 |
Охрана окружающей среды | 254,7 | 1,1 | 372,1 | 1,3 | 72,6 | 0,3 |
Образование | 1654,5 | 6,9 | 1602,9 | 5,6 | 1909,7 | 6,8 |
Культура, кинематография и средства массовой информации | 405,6 | 1,6 | 760,7 | 2,6 | 620,9 | 2,2 |
Здравоохранение и спорт | 3035,3 | 12,6 | 3312,3 | 11,5 | 2731,4 | 9,8 |
Социальная политика | 2473,3 | 10,3 | 3467,4 | 12,0 | 4496,3 | 16,1 |
Межбюджетные трансферты | 7100,7 | 29,4 | 8661,9 | 30,0 | 9832,6 | 35,3 |
Всего расходов | 24062,9 | 100,0 | 28873,6 | 100,0 | 27892,2 | 100,0 |
Из данных таблицы 3. следует, что основную долю расходов республиканского бюджета Республики Марий Эл на протяжении всего анализируемого периода составляли расходы на межбюджетные трансферты – 29,4 % в 2007 г., 30,0 % в 2008 г. и 35,3 % в 2009 г. Согласно бюджетному законодательству Российской Федерации и Республики Марий Эл межбюджетные трансферты из республиканского бюджета предоставлялись бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов для:
- выравнивания бюджетной обеспеченности вышеназванных бюджетов;
- для обеспечения финансовых возможностей органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Марий Эл по осуществлению своих полномочий по решению вопросов местного значения;
- для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Марий Эл по вопросам местного значения;
- для финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований Республики Марий Эл, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации и Республики Марий Эл, переданных для осуществления органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Марий Эл.
Увеличение доли расходов по межбюджетным трансфертам за 2007-2009 гг. обусловлено следующими обстоятельствами.
В условиях, когда собственные доходы муниципальных районов и городских округов в основном формируются за счет налога на доходы физических лиц и налога на имущество физических лиц, а в настоящее время городское население значительно превышает сельское, большинство бюджетов муниципальных районов и городов республики испытывают острую нехватку бюджетных средств для исполнения своих расходных обязательств. В условиях финансового кризиса данная проблема стала еще острее, что и вызвало усиление поддержки муниципальных районов (городских округов) из республиканского бюджета Республики Марий Эл.
В структуре расходов республиканского бюджета Республики Марий Эл в анализируемом периоде значительную долю занимают расходы по разделу «Национальная экономика». В данный раздел входят расходы на финансирование сельского и лесного хозяйства, транспорта, водных ресурсов, дорожного хозяйства и т.д.
Так в 2007 г. доля указанных расходов составляла 28,5% от уровня всех расходов, в 2008 г. – 27 %. По итогам 2009 г. доля этих расходов составила только 18,5 %.
Также в числе приоритетных направлений расходования средств республиканского бюджета на протяжении всего периода анализа следует назвать разделы «Социальная политика», «Здравоохранение и спорт» и «Образование».
В 2007 г. удельный вес расходов раздела «Социальная политика» в общем объеме расходов сложился на уровне 10,3 %, в 2008 г. – 12 %, в 2009г. – 16% .
Доля расходов по разделу «Здравоохранение и спорт» в 2007 г. составляла 12,6 %, в 2008 г. – 11,5 %, в 2009 г. – 9,8 %.
По разделу «Образование» удельный вес расходов в бюджете 2007 г. составил 6,9 %, в 2008 г. – 5,6 %, в 2009 г. – 6,8.
По остальным разделам удельный вес расходов не превышает 4 %, при этом следует отметить, что наименьшую долю в расходах республиканского бюджета Республики Марий Эл (менее 3-х %) в 2007-2008 гг. занимали расходы по разделам «Охрана окружающей среды», «Жилищно-коммунальное хозяйство» и «Культура, кинематография и средства массовой информации» - 1,1%, 1,6% и 2,3 % в бюджете 2007 г. и 1,3%, 2,6% и 2,5% в бюджете 2008 г.
По итогам 2009 г. наименьшую долю расходов (менее 3-х процентов) в структуре республиканского бюджета наблюдается по разделу «Охрана окружающей среды» и разделу «Культура, кинематография и средства массовой информации» - 0,3 % и 2,2 % соответственно.
Далее
проведем оценку динамики расходов республиканского
бюджета Республики Марий Эл за 2007-2009 гг.
Таблица 4.
Динамика формирования расходов республиканского бюджета Республики Марий Эл за 2007-2009 гг.
Показатель | 2007 | 2008 | 2009 | Изменения | |||||
2008 г. к 2007 г. | 2009 г. к 2008 г. | 2009 г. к 2007 г. | |||||||
Абсол., млн. руб. | Темп роста, % | Абсол., млн. руб. | Темп роста, % | Абсол., млн. руб. | Темп роста, % | ||||
Общегосударственные вопросы | 879,3 | 1084,5 | 986,7 | +205,2 | 123,3 | -97,8 | 90,9 | +107,4 | 112,2 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 856,7 | 1079,9 | 1011,6 | +223,2 | 126,1 | -68,3 | 93,7 | +154,9 | 118,1 |
Национальная экономика | 6859,9 | 7809,1 | 5151,7 | +949,2 | 113,8 | -2657,4 | 65,9 | -1708,2 | 75,0 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 542,9 | 722,8 | 1078,7 | +179,9 | 133,1 | +355,9 | 149,2 | +535,8 | 198,7 |
Охрана окружающей среды | 254,7 | 372,1 | 72,6 | +117,4 | 146,1 | -299,5 | 19,5 | -182,1 | 25,8 |
Образование | 1654,5 | 1602,9 | 1909,7 | -51,6 | 96,9 | +306,8 | 119,1 | +255,2 | 115,4 |
Культура, кинематография и средства массовой информации | 405,6 | 760,7 | 620,9 | +355,1 | 187,5 | -139,8 | 81,6 | +215,3 | 153,1 |
Здравоохранение и спорт | 3035,3 | 3312,3 | 2731,4 | +277,0 | 109,1 | -580,9 | 82,5 | -303,9 | 89,9 |
Социальная политика | 2473,3 | 3467,4 | 4496,3 | +994,1 | 140,2 | +1028,9 | 129,7 | +2023,0 | 181,8 |
Межбюджетные трансферты | 7100,7 | 8661,9 | 9832,6 | +1561,0 | 121,9 | +1170,7 | 113,5 | +2731,9 | 138,5 |
Всего расходов | 24062,9 | 28873,6 | 27892,2 | +4810,7 | 119,9 | -981,4 | 96,6 | +3829,3 | 115,9 |
По результатам табл. 4. можно сделать следующие выводы.
Расходы республиканского бюджета Республики Марий Эл за период 2007-2009 гг. выросли на 15,9 %. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличение составило 4810,7 млн. руб. или 19,9 %, за 2009 г. расходы снизились на 981,4 млн. руб. и составили 96,6 % от уровня 2008 г.
По итогам 2008 г. увеличение расходов произошло по всем разделам кроме раздела «Образование» - 96,9 % от уровня 2007 г., при этом наибольший темп роста расходов наблюдается по разделам «Культура, кинематография и средства массовой информации» - 87,5 %, «Охрана окружающей среды» - 46,1%, «Социальная политика» - 40,2 %, «Жилищно-коммунальное хозяйство» - 33,1 %.
В 2009 г. увеличение расходов наблюдается только по четырем разделам, в том числе «Жилищно-коммунальное хозяйство» - 49,2 %, «Социальная политика» - 29,7%, «Образование» - 19,1 %, «Межбюджетные трансферты» - 13,5 %. По остальным разделам расходы республиканского бюджета снизился, в том числе наиболее существенное снижение расходов наблюдается по разделам «Национальная экономика» - 65,9 % и «Охрана окружающей среды» - 19,5% от уровня 2008 г.
В целом за период 2007-2009 гг. наибольшее увеличение расходов следует отметить по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» 98,7 %, «Социальная политика» - 81,8 %, Межбюджетные трансферты» - 38,5%.
В Российской Федерации в процессе бюджетного реформирования приоритетным должно стать направлением становится полный контроль за распределением и расходованием федеральных средств, распределяемых между региональными и местными бюджетами в процессе предоставления дотаций, субвенций и субсидий.
Вместе с тем, в должной мере не предпринимаются меры по уменьшению уровня дотационности субъектов РФ, вследствие чего сохраняется высокая зависимость региональных органов власти от федеральных. Эта зависимость выражается не только в федеральном финансировании бюджетов субъектов РФ, но и в обязанности бюджетов субъектов РФ перейти на кассовое обслуживание проводимое органами Федерального казначейства.
При такой перспективе развития казначейского исполнения региональных бюджетов, которая наиболее вероятна в настоящее время, в целях повышения эффективности исполнения доходной части региональных бюджетов необходима реализация таких мероприятий как:
- своевременное обеспечение нормативно-правовой базы администраторов поступлений соответствующими законами и указами по регулированию бюджетных отношений позволит снизить процент невыясненных платежей и обеспечит создание более широкого информационного поля по взаимодействию органов Федерального казначейства с распорядителями бюджетных средств;
-
для повышения уровня
-
модернизация информационно-
-
внесение поправок и изменений
в Налоговый кодекс РФ
Но вместе с тем по нормам Бюджетного Кодекса РФ существует другая перспектива развития казначейской системы исполнения региональных бюджетов. В соответствии с этой перспективой муниципальными образованиями и субъектами федерации может быть создан орган исполнительной власти, который будет наделен полномочиями по кассовому исполнению их бюджетов. Так, статья 151 часть 7 Бюджетного Кодекса РФ устанавливает, что муниципальные образования в целях обслуживания местного бюджета и управления средствами местного бюджета создают муниципальные казначейства и (или) иные финансовые органы (должности) в соответствии с уставом муниципального образования и законодательством РФ. Относительно субъектов федерации Бюджетный Кодекс РФ в части 6 статьи 151 использует следующую формулировку: «Субъекты Российской Федерации в целях осуществления собственной бюджетной политики создают финансовые органы и органы финансового контроля в соответствии с законодательством субъекта РФ». Но в то же время в статье 152 Бюджетного Кодекса РФ к участникам бюджетного процесса законодателем отнесены также иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
Информация о работе Основы казначейского исполнения бюджета, проблемы и пути их решения