Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 22:57, курсовая работа
Глобализация экономических процессов, вхождение России в мировое экономическое сообщество и Всемирную торговую организацию требует исследования закономерностей развития торговли как важнейшей составляющей национальной экономики в новых для России условиях рынка. Торговый бизнес как опорная составляющая развитых экономических отношений во многом способствует решению главной задачи общественного производства - удовлетворению разносторонних потребностей людей. Именно торговля, реализуя, произведенную потребительскую стоимость, связывает, производство с потреблением и поддерживает баланс между спросом и предложением.
Введение
Сущность, содержание и значение розничной торговли
Сущность и предпосылки развития розничной торговли
Функции розничной торговли
Основные формы и задачи розничной торговли
Анализ организации розничной торговли в Екатеринбурге
Состояние розничной торговой сети города Екатеринбурга
Развитие корпоративных розничных торговых сетей
Перспективы развития розничной торговой сети города Екатеринбурга
Заключение
Список использованной литературы
- развития банковских услуг
потребительского кредитования, снижения
процентных ставок и упрощения
кредитных процедур, в частности
применения программ экспресс-
Городские власти подвели итоги по товарообороту екатеринбургской розницы за 2012 год. Он составил 604 миллиарда рублей - на 6,4% больше, чем в 2011 году в сопоставимых ценах.
Изменилась структура розничного товарооборота по источникам его формирования: наметилась тенденция сокращения доли рынков в структуре товарооборота при увеличении доли продаж организованной торговли.
Среднемесячный товарооборот на 1 жителя нашего города вырос за год на 130% (с 7736 до 10057 руб.)
Пространство торговых центров Екатеринбурга динамично возрастает, увеличиваясь на 30–40% в год.
В настоящее время торговые центры по торговой площади составляют около 35% от всех остальных форматов. Рост площадей торговых центров происходит быстрее, чем растут суммарно другие розничные торговые форматы. Для гармоничного развития рынка необходимо более интенсивно развивать другие современные форматы прежде всего универмаги, гипер-супер-маркеты, магазины-склады и т.д.
На сегодняшний день, сеть розничной торговли Екатеринбурга - это 1458 продовольственных и 1796 непродовольственных магазинов, 16 торговых центров, 14 торговых комплексов, 15 рынков и рыночных комплексов, в том числе 2 вещевых рынка, 3 авторынка, 4 рынка по продаже сельскохозяйственной продукции, 5 смешанных рынков (торговля продовольственными и непродовольственными товарами). Общая площадь, занимаемая всеми открытыми рынками города, составляет 66,7 га.
На площадках рынков и рыночных комплексов в 2006 году введено:
- первая очередь
- новая площадка с павильонами ТК «Верх-Исетский» (ул. Халтурина, 37);
- двухэтажный павильон на РК «Уралмашевский», площадь — 2 тыс.кв.м.
Уличная торговля представлена 1167 объектами в том числе 50 мини-рынков, 470 остановочных комплексов, специализированная сеть - 342, павильонов и киосков — 306.
В соответствии со стратегическим планом развития города идет поэтапное сокращение объектов мелкорозничной сети.
2.2 Развитие
корпоративных розничных
Роль организационно-экономической характеристики торговой сети актуализируется тем, что развитие экономических отношений в последние десятилетия сопровождается активным внедрением в практику хозяйственной деятельности интегрированных, крупных форм организации бизнеса. Во многих, в первую очередь экономически развитых странах, сформировалась тенденция корпоративизации экономики, которая сопровождается переходом к сетевым принципам организации бизнес-структур. Процессы возникновения сетевых организаций получили широкое распространение и в розничной торговле, где они обладают рядом специфических черт.
Современная розничная торговля развивается по двум параллельно действующим направлениям: как корпоративные бизнес-структуры и как самоорганизованные субъекты потребительского рынка, которые нередко создают различные объединения с целью координации бизнес-деятельности.
В последнее десятилетие торговая инфраструктура потребительского рынка вошла в стадию структурных изменений.
Значимое место по темпам внедрения и развития в торговой инфраструктуре занимают корпоративные торговые сети, являющиеся новым торговым форматом на потребительском рынке России. Если предположить, что сценарий развития потребительского рынка России будет осуществляться по аналогии со странами Западной Европы и США, то, несомненно, в течение ближайших лет именно они станут основным, преобладающим торговым форматом.
В основу деятельности корпоративных торговых сетей заложен эффект масштаба, который позволяет им в качестве одного из основных конкурентных преимуществ, в сравнении с другими стационарными торговыми предприятиями, минимизировать розничные цены, способствуя тем самым привлечению большего количества потребителей, ориентированных на снижение совокупных потребительских расходов на продукты питания при абсолютном увеличении потребительского набора. Следовательно, их развитие способствует реализации социальной функции инфраструктуры потребительского рынка.
В Екатеринбурге, как и в большинстве крупнейших городов России, активно идет формирование торговых сетей. Сегодня работает 29 продовольственных торговых сетей, которые объединили 31 % продовольственных магазинов города и 61 непродовольственная торговая сеть, объединяющих 28 % непродовольственных магазинов. Количество торговых сетей, осуществляющих торговлю в городе, увеличилось на 11 — в продовольственной торговле и на 18 — в непродовольственной. В 2006 году 24,5 % продовольственных магазинов и 16 % непродовольственных магазинов были объединены в торговые сети.
Стоит отметить интенсивное развитие сетевых операторов в Екатеринбурге. На рынке работают как местные, так и общероссийские «сетевики». Наиболее активно в городе развиваются продовольственные сети, например, «Кировский», «Купец», «Монетка» и т.д. Экспансия федеральных продуктовых сетей началась с «Пятерочки», продолжается более крупными форматами: в 2005 году в Екатеринбурге открылся первый «Metro Cash&Carry», В начале 2007 года в г. Екатеринбурге открылся гипермаркет «Рамстор», «пришла» федеральная торговая сеть «Арбат Престиж».
Достаточно активно осваивают рынок также федеральные сети бытовой техники и электроники, которые постепенно отвоевывают позиции у местных сетей. Так у крупных местных сетей, представленных магазинами «Уральский вал» (6 магазинов), «Кардинал» (5 магазинов) и «Норд» (5 магазинов) совокупная доля магазинов превышает долю федеральных операторов «Эльдорадо» (6 магазинов), «МИР» (3 магазина), «М. Видео» (3 магазина) и «Техносила» (2 магазина).
Широко представлены спортивные монобрендовые магазины («Reebok», «Adidas» и другие). Федеральные сети в данном сегменте представлены магазинами «Спортмастер» (2 магазина), «Интерспорт» (1 магазин) и «Триал-спорт» (1 магазин), расположенными в крупных торговых центрах.
Следует отметить, что такие местные сети как «Монетка», «Купец», «Кировский» в продовольственном секторе и «Магмика», «Эолис», «Кардинал» — в непродовольственном в настоящее время активно осваивают региональные рынки.
Самые развитые компании на сегодня в регионе можно условно разделить на две основные группы. Первая – давно работающие на рынке в нескольких форматах, имеющие большое количество магазинов в стратегически важных местах, на основных трассах и имеющие в активе мощнейший административный ресурс, позволяющий достаточно уверенно смотреть в обозримое будущее («Кировский», «Купец»).
Вторая группа компаний – относительно молодые розничные образования на базе бывших оптовых и дистрибьюторских компаний («Монетка», «Форвард», «Дикси» и т.д.). Операторы этой группы знакомы по дистрибьюторским операциям, по максимально эффективной работе, лучшим ценам на рынке, работе на низкой марже, оптимизации издержек на логистике и складским затратам, грамотному управлению ассортиментной матрицей и т.д. Особенно хотелось бы отметить в этом ключе магазины сети «Монетка», которые показались наиболее сбалансированными по всем параметрам.
«Монетка» является первой одноформатной сетью в регионе, которая изначально строилась именно как сеть одинаковых по идеологии универсамов. Владелец сети – ТК R-Modul, крупнейший региональный дистрибьютор известных мировых и отечественных производителей продуктов питания и сигарет. Переговоры о покупке данной сети столичными «Перекрестком», «Копейкой» и местным «Кировским» ведутся уже несколько лет. В случае успеха рынок потеряет самобытного и современного локального оператора, в то время как кто-то из других участников рынка получит готовое и функционирующее предприятие как решение проблемы освоения или выхода на рынок региона. В любом случае, проводя аналогию с московской «Копейкой», да и с примерами из мировой практики, надо отметить, как успешно может оптовый бизнес крупного дистрибьютора плавно интегрироваться в собственный розничный проект.
В Екатеринбурге, как ни в одном другом регионе широко представлены фирменные магазины крупнейших производителей – Екатеринбургского мясокомбината («Емка»), Екатеринбургского хлебокомбината.
Что это – попытка диверсификации бизнеса или создание гарантированных каналов сбыта собственной продукции – покажет время. Причем внутреннее содержание тех же магазинов «Емка» оставляет очень приятное впечатление: широчайший ассортимент (12–15 тыс. наименований), безупречная выкладка и сервис в торговых залах.
Абсолютные лидеры города – всем известные торговые сети «Кировский» и «Купец». Первая давно и успешно позиционирует себя как народный магазин, привлекая потенциальных покупателей к своим прилавкам. Средняя проходимость 1–2 тыс. человек в сутки, в зависимости от площади магазина (она колеблется в среднем по сети от 800 до 1000 м2) и его месторасположения. В декабре 2001 года произошло неполное объединение сети «Кировский» с компанией “Юнилэнд” путем частичного обмена акциями (примерно по 10% с каждой стороны) с целью образования единого центрального офиса маркетинга и закупок и координации закупочной и маркетинговой политики). Надо отметить, что «Кировский» первый в регионе успешно завершил перевод всех магазинов сети на систему самообслуживания. За 1 полугодие 2007 года сеть магазинов «Кировский» выросла на 23 объекта, 10 из них открыто в области ( г.г. Березовский, Первоуральск, Серов). На 1 июля 2007 г. сеть насчитывала 116 магазинов.
«Купец – наш семейный магазин» – это слоган самой многочисленной на сегодня сети Екатеринбурга, насчитывающей в своем составе 32 магазина, из которых основная часть в течение последних двух лет переведена из прилавочного типа в формат самообслуживания. Средняя проходимость магазинов – 500–1000 человек в сутки, в зависимости от месторасположения и размеров торговой площади, которая в среднем колеблется по сети от 600 до 800 м2, средний чек в магазинах сети находится на уровне 100–110 рублей. Принцип работы «Купца» – низкие цены. Число ассортиментных позиций в некоторых магазинах достигает 10 тыс. Изюминка сети – торговый центр в самом центре города с круглосуточным режимом работы и парковкой на 300 машин, заполненной до 24.00 ежедневно, в котором покупают продукты все члены правительства Уральского региона с семьями.
Все магазины сети оснащены современными терминалами и рассчитаны на покупателей со средними доходами и выше.
Снижению дифференциации уровня торгового обслуживания населения способствует развитие социально ориентированной системы торгового обслуживания, включающее как формирование торговой сети ориентированной на население с невысоким уровнем дохода, так и реализацию специальных проектов, обеспечивающих ценовую доступность товаров и услуг.
3.Перспективы развития розничной торговой сети города Екатеринбурга
В 2003 году на основании распоряжения Главы города Екатеринбург от 18.09.2003 г. 433-р «О разработке стратегических проектов в 2003 году» были разработаны следующие проекты - «Центральная торговая зона г. Екатеринбурга» и «Торговые узлы города Екатеринбург»
Достижение главной цели стратегического плана развития города невозможно без наиболее полного удовлетворения постоянно развивающихся потребностей горожан, в том числе в потреблении товаров и услуг. Решение данной проблемы возможно только путем создания единой развитой системы торгового обслуживания населения города, включающей в себя как отдельные предприятия торговли, так и взаимосвязанные системы крупных торговых центров, формирующих зоны концентрации торговой деятельности.
Главной целью проекта «Торговые узлы Екатеринбурга» является создание комфортной для населения и гостей города системы торговых узлов, с оптимальным, гармоничным развитием современных предприятий торговли, общественного питания, развлечений и услуг, обеспечивающей наиболее полное удовлетворение потребностей населения в организации торгового обслуживания города. Задачи проекта более подробно описаны в приложении 1.
Результатом претворения проекта в жизнь будут:
Для разработки специальных проектов организации структурно организованной центральной торговой зоны города (ЦТЗ), и отдельных центральных торговых подзон - узлов в её составе необходимо решить ряд проблемных вопросов.
1. Формирование ЦТЗ на период до 2015 г и на перспективу как комплексно развивающейся, многофункциональной планировочной системы с изменяемыми границами, исключающей неуравновешенное правобережное развитие ядра центра города.
2. Формирование ЦТЗ, как социально
ориентированной комплексной
3. Анализ и решение проблем, связанных
с оптимальным размещением в
ЦТЗ предприятий торговли, питания,
развлекательных и прочих
4. Анализ и решение проблем, связанных
с техническим состоянием
Информация о работе Организация розничной торговли в городе Екатеринбурге