Казначейский контроль за исполнением федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 17:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является: изучить организацию и методы контроля финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений, а также исследовать систему казначейского контроля, выявить проблемы и определить направления совершенствования казначейского контроля.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
1. раскрыть сущность и значение финансового контроля;
2. определить структуру органов финансового контроля, их права и обязанности;
3. определить место Федерального казначейства в системе органов государственного финансового контроля;
4. обозначить проблемы российского законодательства по применению ответственности за нецелевое использование бюджетных средств и определить пути их решения;
5. определить пути повышения эффективности использования средств высокодотационных бюджетов;
6. выяснить пути совершенствования ведомственного контроля в управлении Федерального казначейства;

Оглавление

Введение 3
1. Финансово-хозяйственный контроль деятельности бюджетных учреждений. 6
1.1. Финансовый контроль, его цели и задачи 6
1.2. Классификация финансового контроля. Формы и методы его проведения. 9
1.3. Органы финансового контроля. 14
2. Федеральное казначейство как орган контроля за исполнением федерального бюджета. 25
2.1. Организация работы по контролю за исполнением федерального бюджета в органах федерального казначейства в Российской Федерации…………………………………………………………………..25
2.2. Проблемы применения Российского законодательства по определению ответственности за нецелевое использование бюджетных средств 34
3. Эффективность финансового контроля в Российской Федерации 39
3.1.Эффективность использования средств высокодотационных региональных и местных бюджетов 39
3.2.Совершенствование системы ведомственного контроля в управлении федерального казначейства 42
Заключение 48
Список литературы 51

Файлы: 1 файл

курсаач финансы.rtf

— 407.23 Кб (Скачать)

    Проверки деятельности отделов и отделений УФК проводятся в соответствии с нормативными документами Федерального казначейства и Планом проведения проверок отделов и отделений УФК на соответствующий год на основании Программы проверки по каждому объекту. По их итогам на совещаниях с сотрудниками отделений УФК обсуждаются необходимые меры по устранению и недопущению выявленных нарушений и недостатков.

    Анализ результатов проведенных проверок показал, что самое большое количество нарушений выявлено в части обеспечения исполнения расходной части федерального бюджета и кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта РФ и местных бюджетов, а именно в организации работы по предварительному и текущему контролю, соблюдения порядка открытия, переоформления и закрытия лицевых счетов распорядителям, получателям средств федерального бюджета, лицевых счетов для отражения операций по дополнительному бюджетному финансированию за счет арендных платежей, лицевых счетов для учета средств, полученных федеральными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, лицевых счетов для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение федеральных учреждений.

    Перспективным направлением контрольной работы является развитие тематических проверок структурных подразделений, а также внедрение методов дистанционного контроля за деятельностью отделений УФК.

    Первостепенное значение в деятельности контрольных органов имеет конкретная профилактическая работа: обобщение результатов проверок, выявление и изучение причин тех или иных недостатков и нарушений, условий, которые их вызвали, разработка и проведение в жизнь профилактических мероприятий организационного и воспитательного характера, выработка рекомендаций и обязательных указаний по принятию соответствующих мер.

    Такими профилактическими мерами в области внутреннего контроля и аудита УФК является ежеквартальный анализ контрольных мероприятий, результаты которого доводятся до отделов и отделений УФК в виде обзорных писем.

    Следует отметить, что все большее значение в деятельности УФК приобретает внутренний аудит, направленный на обеспечение законности, предоставление рекомендаций по повышению эффективности и результативности деятельности органов Федерального казначейства, повышение эффективности внутреннего контроля и качества составляемой отчетности.

    Целью внутреннего контроля является, прежде всего, выявление отклонений от установленных норм и правил, а внутреннего аудита - принятие управленческих решений для повышения эффективности деятельности. Таким образом, задача внутреннего аудита состоит не только в установлении нарушений законодательства, административных, технологических и должностных регламентов, а самое главное - в выработке предложений по повышению эффективности работы, как отдельного работника, так и целых подразделений. Отдел внутреннего контроля вносит предложения по повышению эффективности деятельности структурных подразделений УФК.

    Одним из методов совершенствования и повышения эффективности системы внутреннего контроля является деятельность Контрольного совета УФК  экспертно-совещательного органа при руководителе Управления. На его заседаниях рассматриваются результаты всех проведенных контрольных мероприятий. Ключевая цель совета - подготовка рекомендаций по предупреждению и устранению нарушений и недостатков в деятельности отделов и отделений Управления.

    Одна из задач Контрольного совета - совершенствование системы управления деятельностью, поэтому на заседаниях обсуждаются разногласия по материалам проверок, рассматриваются мероприятия по улучшению деятельности отделов и отделений УФК.

    В целях соблюдения законности, повышения результативности деятельности отделов и отделений УФК отделом внутреннего контроля поднят ряд проблемных вопросов, в частности, по учету бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, по порядку формирования юридических дел, по ведению регистров бюджетного учета, по приведению штампов, используемых в отделах и отделениях Управления, в соответствие с нормативными документами.

    Отдел внутреннего контроля осуществляет в установленном порядке координацию и взаимодействие с Территориальным управлением финансово-бюджетного надзора, правоохранительными органами и иными организациями в установленной сфере деятельности. Так, по запросу областной прокуратуры должна быть направлена информация о результатах работы Управления по итогам прошлого года. Отделом осуществляется взаимодействие также с межрайонной природоохранной прокуратурой, Комитетом экономики администрации области, Военной прокуратурой гарнизона.

    Отдел внутреннего контроля ежеквартально проводит анализ информации Главного управления Центрального банка России о счетах, открытых федеральным учреждениям для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, представленной в Управление. Ведется работа по закрытию счетов в банках на балансовом счете 40503 «Некоммерческие организации» в соответствии с Порядком приостановления органами Федерального казначейства операций по счетам, открытым федеральным учреждениям в учреждениях Центрального банка России и кредитных организациях (филиалах) для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, утвержденным приказом Минфина России от 26.10.04 г. №94н.

    В целях усиления и совершенствования ведомственного контроля в УФК оценивается качество контрольных мероприятий, проведенных в отделах и отделениях, которое включает в себя качество документов на всех этапах контрольного мероприятия: планирования, проведения и реализации итоговых материалов; качество проведения контрольного мероприятия и качество реализации контрольного мероприятия.

    Качество проверки оценивается по следующим основным критериям:

    -  соответствие выполненных процедур правилам проведения проверок деятельности территориальных органов Федерального казначейства, правилам проведения проверок деятельности отделений и отделов УФК;

    -  соответствие содержания справки и акта программе проверки, а также рекомендациям по оформлению результатов проверок деятельности структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов Федерального казначейства;

    -  результативность проведенной проверки;

    -  корректность поведения сотрудников проверяющей группы.

    Очень сложной функцией отдела внутреннего контроля УФК является осуществление в рамках проводимых контрольных мероприятий анализа организационной структуры отделений, ее оптимальности и достаточности для выполнения возложенных на них задач и функций, а также выявление операций в деятельности отделов и отделений, связанных с возможностью возникновения негативных последствий при осуществлении возложенных на них функций. Сложность состоит, прежде всего, в отсутствии нормативно-правовой базы, показателей эффективности деятельности органов Федерального казначейства, позволяющих оценить работу объекта проверки. В данном направлении предстоит интересная и очень трудоемкая работа. Для начала следует изучить имеющийся опыт работы казначейских органов по оптимизации контрольной работы и повышения ее эффективности.

    По нашему мнению, назрела необходимость введения в практику внутреннего контроля «аудита эффективности», а для повышения эффективности системы внутреннего контроля и аудита - формализации его процедур в Федеральном казначействе и его территориальных органах.

    Бюджетная реформа, переход к бюджетированию, ориентированному на результат, смещение акцентов бюджетного процесса с управления затратами на управление результатами предопределяют усиление ведомственного (внутреннего) контроля. Поэтому для повышения эффективности контрольной работы, по нашему мнению, необходимо:

    - наличие единых законодательных норм и правовых документов. Для эффективной деятельности ведомственного контроля в первую очередь необходим Федеральный закон об основах государственного финансового контроля, в котором найдут свое место отправные нормы контроля, осуществляемого ведомствами в сферах своего влияния. Следует внести изменения в Бюджетный кодекс РФ, разработать методические рекомендации по осуществлению внутреннего контроля, стандарты ведомственного контроля, в которых будут регламентированы права, обязанности и ответственность сотрудников службы ведомственного контроля;

    -  определение единого для всех государственных контрольных органов порядка осуществления контрольных функций и применения мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства, разработка классификатора, разделяющего нарушения на финансовые и процедурные, четкое разграничение понятий «нарушение» и «недостаток». С учетом этой классификации необходимо установить степень ответственности нарушителей законодательства;

    -  повышение профессионального уровня специалистов, участвующих в проведении контрольных мероприятий, совершенствование механизма распространения успешного опыта и положительных тенденций осуществления внутреннего контроля и аудита;

    -  внедрение принципов аудита эффективности, которые должны обеспечить высокую его результативность, действенность и экономичность;

    -  автоматизация процессов и процедур по основным направлениям развития системы внутреннего контроля и аудита.29

 

    Заключение

    На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

    Органы Федерального казначейства призваны проводить государственную бюджетную политику, управлять процессами исполнения федерального бюджета. Анализ нормативных документов, изменений в бюджетном кодексе РФ позволяет сделать вывод о том, что в работе органов федерального казначейства произошел определенный сдвиг с последующего контроля в пользу предварительного и текущего. Значительно смягчились санкции за нарушение бюджетного законодательства и сделан упор на предварительные (профилактические) меры.

    Применение ответственности за нецелевое использование бюджетных средств - актуальная проблема для органов бюджетного контроля, получателей бюджетных средств, а также арбитражных судов. Проведенное исследование позволяет утверждать, что нормы бюджетного законодательства сегодня далеки от совершенства, несмотря на их широкое применение. Изменения, которые следует внести, в том числе в Бюджетный кодекс РФ, должны коснуться определения роли бюджетного права в правовой среде, утверждения бюджетной ответственности как самостоятельной правовой категории, введения процессуальных норм, а также устранения конкуренции норм бюджетного и административного законодательства.

    Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств особое значение приобретает при исполнении высокодотационных бюджетов. Важным резервом повышения эффективности использования бюджетных средств является ускорение их оборачиваемости. Ускорение оборачиваемости бюджетных средств возможно путем минимизации остатков на соответствующем бюджетном счете. Путем решения данной проблемы является предоставление не полной суммы дотации на счет главного распорядителя средств местного бюджета, а только в сумме прошедших процедуру санкционирования бюджетных расходов по заявке органа федерального казначейства, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджета. При этом до момента фактического использования безвозмездные и безвозвратные перечисления из вышестоящего бюджета находились бы на счете по учету средств этого бюджета, поддерживая его ликвидность.

    В настоящее время особенно актуальны  вопросы организации ведомственного контроля, направления его совершенствования и повышения эффективности контрольных мероприятий. Все большее значение в деятельности УФК приобретает внутренний аудит, направленный на обеспечение законности, предоставление рекомендаций по повышению эффективности и результативности деятельности органов Федерального казначейства, повышение эффективности внутреннего контроля и качества составляемой отчетности.. В связи с чем возникает необходимость внедрения в практику внутреннего контроля аудита эффективности, что потребует внесения изменений в бюджетное законодательство, разработку методологии и стандартов ведомственного контроля, предусматривающих права, обязанности и ответственность сотрудников его службы;  повышение профессионального уровня специалистов, участвующих в проведении контрольных мероприятий, совершенствование механизма распространения успешного опыта и положительных тенденций осуществления внутреннего контроля и аудита; внедрение принципов аудита эффективности, которые должны обеспечить высокую его результативность, действенность и экономичность; автоматизация процессов и процедур по основным направлениям развития системы внутреннего контроля и аудита.

    Таким образом, в ходе исследования системы казначейского контроля были выявлены следующие проблемы:

  1. неэффективное и нецелевое использование денежных средств;
  2. несвоевременное поступление информации об остатках на счетах;
  3. несвоевременное перечисление и низкая оборачиваемость денежных средств.
  4. отсутствие внешнего контроля над органами Федерального казначейства;

Информация о работе Казначейский контроль за исполнением федерального бюджета