Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 17:22, курсовая работа
Целью данной работы является: изучить организацию и методы контроля финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений, а также исследовать систему казначейского контроля, выявить проблемы и определить направления совершенствования казначейского контроля.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
1. раскрыть сущность и значение финансового контроля;
2. определить структуру органов финансового контроля, их права и обязанности;
3. определить место Федерального казначейства в системе органов государственного финансового контроля;
4. обозначить проблемы российского законодательства по применению ответственности за нецелевое использование бюджетных средств и определить пути их решения;
5. определить пути повышения эффективности использования средств высокодотационных бюджетов;
6. выяснить пути совершенствования ведомственного контроля в управлении Федерального казначейства;
Введение 3
1. Финансово-хозяйственный контроль деятельности бюджетных учреждений. 6
1.1. Финансовый контроль, его цели и задачи 6
1.2. Классификация финансового контроля. Формы и методы его проведения. 9
1.3. Органы финансового контроля. 14
2. Федеральное казначейство как орган контроля за исполнением федерального бюджета. 25
2.1. Организация работы по контролю за исполнением федерального бюджета в органах федерального казначейства в Российской Федерации…………………………………………………………………..25
2.2. Проблемы применения Российского законодательства по определению ответственности за нецелевое использование бюджетных средств 34
3. Эффективность финансового контроля в Российской Федерации 39
3.1.Эффективность использования средств высокодотационных региональных и местных бюджетов 39
3.2.Совершенствование системы ведомственного контроля в управлении федерального казначейства 42
Заключение 48
Список литературы 51
Дальнейшие изменения в работе органов федерального казначейства в области контроля за исполнением федерального бюджета нашли отражение в нормативных документах, постановлениях Правительства РФ. В соответствии с п. 13 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»17 федеральное казначейство получило статус федеральной службы с правоприменительными функциями Министерства финансов Российской Федерации по обеспечению исполнения федерального бюджета. При этом иерархия органов федерального казначейства представлена следующим образом: федеральное казначейство (казначейство России) в Москве, Управления федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, отделения Управления федерального казначейства по субъекту Российской Федерации.
Полномочия, организация деятельности федерального казначейства (казначейства России) закреплены в Положении о федеральном казначействе, утвержденном постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 «О федеральном казначействе»18. В соответствии с этим Положением федеральное казначейство (казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета и находится в ведении Министерства финансов РФ.19
Анализ нормативных документов, изменений в Бюджетном кодексе Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что в работе органов федерального казначейства значительно смягчились санкции за нарушения бюджетного законодательства и сделан упор на предупредительные (профилактические) меры.
Система реализации контрольных функций основывается на линейно-функциональной структуре организации органов федерального казначейства.
Горизонтальная структура управления базируется на функциональном разделении осуществляемой деятельности. В состав Управления федерального казначейства по субъектам Российской Федерации включены следующие структурные подразделения, осуществляющие контрольные функции: отдел анализа доходов, отдел операций по доходам на едином казначейском счете, отдел платежей из федерального бюджета, отдел кассового исполнения бюджета, отдел учета внутреннего долга и бюджетных кредитов, главная бухгалтерия по операциям со средствами федерального бюджета, контрольно-инспекторский отдел.
Каждое подразделение проводит контрольную работу по своему направлению специализации.
Для обеспечения контроля за поступлением доходов в Управлении федерального казначейства по субъектам Российской Федерации ведется большая работа по внесению в базу данных изменений по классификации доходов бюджетов Российской Федерации в соответствии с изменениями в бюджетном законодательстве. Например, в 2004 г. (согласно со ст. 7 Закона о федеральном бюджете на 2004 год20) появились новые источники формирования доходов федерального бюджета:
- доходы от сдачи в аренду иностранным государствам вооружения и военной техники, находящихся в федеральной собственности;
- плата за услуги (работы), оказываемые государственными учреждениями по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней при Минфине России (Гохран России) при осуществлении операций с ценностями из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации;
- средства, которые юридические лица и индивидуальные предприниматели, реализующие и производящие товары или услуги, возмещают Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Минэкономразвития России за проведение экспертиз, испытаний (исследований) образцов (продукции);
- плата за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям;
- средства, полученные за выдачу лицензий, разрешений и сертификатов, предусмотренных Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», а также за продление срока их действия;
- прибыль Банка России.
С 1 января 2005 г. в соответствии с этими дополнениями были внесены изменения в Бюджетную классификацию доходов.
Отдел платежей, главная бухгалтерия по операциям со средствами федерального бюджета организуют контрольно-экономическую работу по вопросам, входящим в компетенцию отделов:
- предварительный контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, в том числе сбор и учет лимитов бюджетных обязательств распорядителей и бюджетополучателей;
- текущий контроль и учет принятых распорядителями и бюджетополучателями денежных обязательств.
Контрольные функции контрольно-инспекторского отдела:
- координация работы отделов управления и отделений по районам;
- проверка финансово-хозяйственной деятельности отделений (целевого использования средств федерального бюджета, выделенных на содержание отделения; постановка бухгалтерского учета; анализ контрольной работы, выполняемой отделением, эффективности работы отделов);
- проверка осуществления отделениями предварительного контроля при финансировании организаций через лицевые счета казначейства с целью определить правильность и своевременность работы соответствующих отделов отделений со средствами федерального бюджета, выделенными бюджетополучателям.
В начале года территориальные органы федерального казначейства разрабатывают план основных вопросов экономической и контрольной работы, в котором предусмотрены следующие основные направления:
- исполнение доходной части бюджетов;
- исполнение расходной части федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, а также работа по обслуживанию лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- учет и отчетность;
- контроль за использованием средств федерального бюджета, выделенных на возвратной и безвозвратной основе;
- контрольно-инспекторская работа;
- правовое обеспечение органов федерального казначейства;
- повышение квалификации, совершенствование кадровой работы;
- развитие и защита информационного обеспечения.
На базе годового плана, в котором отражены основные вопросы экономической и контрольной работы, каждый отдел Управления федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (УФК) формирует индивидуальный план работы отдела по вопросам, входящим в его компетенцию. Каждым отделом УФК составляется отчет о выполнении плана экономической и контрольной работы за I квартал, полугодие, девять месяцев и год. Работа отделов строится на взаимодействии с другими подразделениями (проведение совместных контрольных мероприятий, анализ проводимой работы, составление отчетов). В целом контрольная деятельность отделов УФК составляет единую систему, направленную на реализацию стоящих перед органами казначейства задач по выполнению контрольных функций.
Вертикальная или линейная структура органов казначейства предполагает несколько уровней руководства и представляет собой систему «федеральное казначейство - управление - отделение», где каждый элемент выполняет свои контрольные функции.
Основные контрольные функции управления -- организационно-методическая работа, проведение комплексных контрольных мероприятий, анализ результатов проводимой контрольной работы, а также подготовка отчетов, информации, предложений для передачи в федеральное казначейство.
Отделения федерального казначейства участвуют непосредственно в контрольных мероприятиях, подготавливают отчеты о своей работе. В условиях перевода средств на лицевые счета бюджетополучателей перед отделениями встает задача предварительного и текущего контроля за целевым использованием средств федерального бюджета.
Бюджетный контроль, как и финансовый контроль в целом, по времени проведения подразделяется на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный контроль - проводится на стадии санкционирования расходов в момент контроля и учета принятия бюджетными учреждениями обязательств и препятствует принятию бюджетными учреждениями обязательств, не обеспеченных назначениями.21
Для осуществления предварительного и текущего контроля по исполнению расходной части федерального бюджета в органах казначейства открываются и ведутся лицевые счета учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.
Лицевой счет - это регистр аналитического учета органа казначейства, предназначенный для отражения в учете лимитов бюджетных обязательств, принятых денежных обязательств, объемов финансирования и кассовых расходов, осуществляемых в процессе исполнения расходов соответствующего бюджета главными распорядителями и получателями.
Предварительный контроль осуществляется в несколько этапов.
Этап 1. Распорядители и получатели средств федерального бюджета представляют в органы федерального казначейства уведомления об утвержденных лимитах бюджетных обязательств. После проверки уведомлений на соответствие требованиям бюджетного законодательства лимиты бюджетных обязательств учитываются на лицевом счете распорядителя или бюджетополучателя и являются основанием для санкционирования их расходов.
Этап 2. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. № 806 «О порядке учета территориальными органами федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета» и приказом Минфина России от 13 августа 1999 г. № 55н «Об утверждении правил учета террито риальными органами федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета»22 органы федерального казначейства ведут работу по учету принятых бюджетных обязательств бюджетополучателями, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, на этапе предварительного контроля органы федерального казначейства учитывают на лицевых счетах бюджетополучателей утвержденные лимиты бюджетных обязательств, а также принимают к учету договоры, определяющие размеры долговременных бюджетных обязательств на финансовый год.
Текущий контроль осуществляют территориальные органы федерального казначейства на стадии финансирования расходов с лицевых счетов бюджетополучателей по платежным документам после проверки соответствующих документов, подтверждающих правомерность расхода в пределах сметных назначений. Это контроль за оперативной, текущей деятельностью. Он состоит в регулярной проверке соблюдения финансовой дисциплины субъектами хозяйствования, распорядителями бюджетных ассигнований, т.е. соблюдения бюджетных норм и нормативов, целевого использования средств бюджета.
Текущий контроль проводит операционная группа отдела платежей, где открываются лицевые счета бюджетополучателей. Такой контроль предусматривает проверку:
- соответствия предполагаемых к оплате расходов утвержденным сметам доходов и расходов, кодам бюджетной классификации;
- соответствия заключаемых договоров установленным лимитам бюджетных обязательств;
- соответствия суммы расходов, указанной в платежном документе, лимиту бюджетного обязательства и остатку финансирования на лицевом счете в разрезе бюджетной классификации Российской Федерации;
- документов, подтверждающих надлежащую реализацию договоров на поставку продукции, выполнение работ.
В случае нарушения какого-либо из перечисленных пунктов проверки платежный документ к исполнению не принимается и возвращается бюджетополучателю с указанием причин отказа.
Последующий контроль за использованием средств федерального бюджета, возложенный на органы федерального казначейства в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, заключается в рассмотрении и утверждении отчетов об исполнении бюджета. Одной из задач федерального казначейства выступает анализ баланса исполнения федерального бюджета.23
Деятельность органов Федерального казначейства также является подконтрольной и может быть проверена со стороны других уполномоченных органов:
Информация о работе Казначейский контроль за исполнением федерального бюджета