Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 17:22, курсовая работа
Целью данной работы является: изучить организацию и методы контроля финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений, а также исследовать систему казначейского контроля, выявить проблемы и определить направления совершенствования казначейского контроля.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
1. раскрыть сущность и значение финансового контроля;
2. определить структуру органов финансового контроля, их права и обязанности;
3. определить место Федерального казначейства в системе органов государственного финансового контроля;
4. обозначить проблемы российского законодательства по применению ответственности за нецелевое использование бюджетных средств и определить пути их решения;
5. определить пути повышения эффективности использования средств высокодотационных бюджетов;
6. выяснить пути совершенствования ведомственного контроля в управлении Федерального казначейства;
Введение 3
1. Финансово-хозяйственный контроль деятельности бюджетных учреждений. 6
1.1. Финансовый контроль, его цели и задачи 6
1.2. Классификация финансового контроля. Формы и методы его проведения. 9
1.3. Органы финансового контроля. 14
2. Федеральное казначейство как орган контроля за исполнением федерального бюджета. 25
2.1. Организация работы по контролю за исполнением федерального бюджета в органах федерального казначейства в Российской Федерации…………………………………………………………………..25
2.2. Проблемы применения Российского законодательства по определению ответственности за нецелевое использование бюджетных средств 34
3. Эффективность финансового контроля в Российской Федерации 39
3.1.Эффективность использования средств высокодотационных региональных и местных бюджетов 39
3.2.Совершенствование системы ведомственного контроля в управлении федерального казначейства 42
Заключение 48
Список литературы 51
Содержание
Введение 3
1. Финансово-хозяйственный контроль деятельности бюджетных учреждений. 6
1.1. Финансовый контроль, его цели и задачи 6
1.2. Классификация финансового контроля. Формы и методы его проведения. 9
1.3. Органы финансового контроля. 14
2. Федеральное казначейство как орган контроля за исполнением федерального бюджета. 25
2.1.
Организация работы по контролю за исполнением
федерального бюджета в органах федерального
казначейства в Российской Федерации………………………………………………………
2.2. Проблемы применения Российского законодательства по определению ответственности за нецелевое использование бюджетных средств 34
3. Эффективность финансового контроля в Российской Федерации 39
3.1.Эффективность использования средств высокодотационных региональных и местных бюджетов 39
3.2.Совершенствование системы ведомственного контроля в управлении федерального казначейства 42
Заключение 48
Список литературы 51
Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Один из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль. На современном этапе организации финансовый контроль претерпевает серьезные изменения. Это связано с принципиально новым характером товарно-денежных отношений в современной России, появлением разнообразных форм собственности и нового для страны финансового рынка.
Необходимость финансового контроля, его сущность и значение определяются Конституцией Российской Федерации. В настоящее время, когда Россия переживает период становления рыночных отношений и связанных с этим преобразований всех государственных институтов, происходит процесс разграничения полномочий между федеральной властью и субъектами Федерации. Очень остро стоит вопрос о необходимости определения задач и функций различных контрольных органов исполнительной и представительной власти.
Организация действенного финансового контроля над полнотой формирования и своевременностью поступления государственных доходов, а также за законностью и эффективностью использования бюджетных средств и распоряжения государственной собственностью становится одним из направлений современной российской экономической политики.
В настоящее время являются актуальными вопросы эффективности государственного финансового контроля (аудита эффективности). Эффективность финансового контроля предполагает двойное толкование с одной стороны - эффективность использования бюджетных средств, с другой - эффективность методов государственного финансового контроля.
В результате кардинальных изменений, произошедших в бюджетном процессе Российской Федерации в последние годы, чрезвычайно актуальной стала задача обеспечения управляемости и подконтрольности федеральных финансовых ресурсов, их централизации у одного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного обеспечивать упорядоченный поток ресурсов из федерального бюджета и оперативно предоставлять информацию о состоянии государственных финансов для принятия оптимальных управленческих решений.
В связи с этим в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета Российской Федерации в 1992 г. было введено казначейское исполнение федерального бюджета. Для его осуществления в составе Министерства финансов Российской Федерации было образовано Федеральное казначейство.
Это и обуславливает актуальность данной темы.
Целью данной работы является: изучить организацию и методы контроля финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений, а также исследовать систему казначейского контроля, выявить проблемы и определить направления совершенствования казначейского контроля.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
Объектом исследования данной работы является: деятельность Федерального казначейства как инструмента финансового контроля.
Предметом исследования является эффективность применяемых методов финансового контроля в деятельности Федерального казначейства.
В качестве источников для написания работы использовались нормативно правовые акты, положения, указы и постановления в области бюджетной политике, финансов и Федерального казначейства, учебный материалы следующих известных авторов: Ковалева А.М., Никитина Т.Р., Парыгина В.А., Тедеев А.А., и др.
Финансовый контроль - это совокупность мероприятий, проводимых субъектами контроля по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий государственных органов власти, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, а так же населения с применением специфических форм и методов организации. Он пронизывает всю систему денежных отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения ВВП и части национального богатства в связи с формированием и использованием централизованных и децентрализованных денежных средств на всех уровнях власти и во всех звеньях национальной экономики. Данная система денежных отношений служит объектом финансового контроля.
Непосредственным предметом контроля выступают:
- бюджетные показатели на всех этапах бюджетного процесса (составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета, составление и утверждение отчета о его исполнении);
- финансовые показатели деятельности субъектов хозяйствования (прибыль, доходы, амортизация, себестоимость, рентабельность, основные и оборотные фонды и др.);
- налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды;
- показатели, характеризующие денежно-кредитные отношения;
- страховой рынок, другие операции и действия, имеющие стоимостную форму.
Целью государственного финансового контроля является обеспечение проведения единой финансовой и денежной политики, законности, целесообразности и эффективности использования государственных финансовых ресурсов и государственной собственности, недопущение нецелевого и неэффективного использования государственных ресурсов и их хищения.
Возрастание роли государственного финансового контроля в рыночной экономике связано с увеличением финансовых потоков. Сами финансы все более обретают самостоятельное значение как инструмент активного контроля над созданием и движением товарно-денежных потоков. При этом на практике происходит сращивание материальных и финансовых отношений.
Назначением государственного финансового контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства.1
Финансовый контроль призван обеспечить интересы и права не только органов власти разных уровней, но и хозяйствующих субъектов и населения. Непосредственной фактической целью финансового контроля выступает гарантия бесперебойного и эффективного финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления.2
Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:
- содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов государства и отраслей экономики;
- обеспечение соблюдения действующего финансового (бюджетного, налогового, страхового и т.д.) законодательства;
- обеспечение своевременности и полноты выполнения юридическими и физическими лицами налоговых обязательств перед бюджетной системой и внебюджетными фондами;
- содействие эффективному и целевому использованию средств централизованных и децентрализованных денежных фондов, а так же рациональному использованию материальных ценностей на предприятиях, учреждениях и в организациях;
- выявление резервов роста финансовых ресурсов, доходной базы бюджетов, прибыли и рентабельности предприятий;
- обеспечение правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности;
- проведение профилактической, информационно-разъяснительной работы с целью повышения финансовой дисциплины и др.
Решение этих задач обеспечивается, в частности, системой ответственности всех участников финансовых отношений. Она включает адмистративные, уголовные, дисциплинарные и экономические (денежные) меры воздействия на нарушителей финансовой дисциплины. Для осуществления финансового контроля в Российской Федерации созданы специализированные контрольные органы. В настоящее время продолжается работа по совершенствованию правовой регламентации их деятельности.3
Поскольку финансовый контроль охватывает различные сферы финансово-экономической жизни общества, его эффективность зависит от соответствующей организации, видов, форм и методов проведения контроля. Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям.
В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, различают следующие его виды:
- государственный контроль, который проводится органами государственной власти (Президентом и Правительством РФ, Министерством финансов РФ, министерством РФ по налогам и сборам, Федеральной службой налоговой полиции РФ, счетной палатой РФ, Государственным таможенным комитетом РФ, Центральным банком РФ и др.). Он обеспечивает интересы государства и общества и направлен на все объекты контроля независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности;
- ведомственный контроль, осуществляемый контрольно-ревизионными управлениями (отделами) министерств и ведомств, охватывает деятельности подотчетных им предприятий, учреждений и организаций. Преимущества данного вида контроля проявляются в его непосредственной связи с функцией управления отраслью, в специализации контроля применительно к отраслевым (ведомственным) особенностям финансово-хозяйственной деятельности;
- внутрихозяйственный контроль, проводимый финансово-экономическими службами субъектов хозяйствования и направленный на непрерывное наблюдение за эффективностью финансовой, экономической, производственной, снабженческой и сбытовой деятельностью, выявление внутренних резервов, обеспечение сохранности денежных и материальных средств, устранение причин и условий, порождающих хищения и бесхозяйственность;
- общественный контроль, выполняемый неправительственными общественными организациями или отдельными физическими лицами (экспертами) на основе добровольности;
- правовой контроль, который проводится правоохранительными органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы и т.д.;
- гражданский контроль, осуществляемый физическими лицами при налогообложении их доходов и имущества, получении ими доходов в виде заработной платы, премий, пособий, дивидендов, процентов и т.д.
Информация о работе Казначейский контроль за исполнением федерального бюджета