Государственный внутренний долг Российской Федерации, его динамика и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 12:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение современного состояния государственного внутреннего долга, аспектов формирования и содержания внутреннего долга России, его динамики и структуры.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты формирования внутреннего долга страны;
- проанализировать современное состояние внутреннего долга России и динамику его развития за несколько лет;
- определить перспективы погашения и уменьшения внутреннего долга страны;
- рассмотреть проблемы управления внутренним долгом страны.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ ДОЛГОМ……...…...4
1.1 История возникновения государственного долга в России………………..…4
1.2 Сущность государственного внутреннего долга……………………………...8
1.3 Методы управления государственным долгом………………………………11
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО ДОЛГА РФ…………………………………………...…………16
2.1 Общая характеристика государственного внутреннего долга РФ, динамика его развития……………………………………………………………….…..……16
2.2 Состав и структура государственного внутреннего долга РФ…………...…20
2.3 Динамика развития рынка государственных ценных бумаг……….…..……24
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ ДОЛГОМ РФ…………………………....…30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….………35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Государственный внутренний долг.doc

— 337.00 Кб (Скачать)

       Кроме того необходимо принятие ряда мер  по развитию рынка государственных  ценных бумаг, которые будут рассмотрены  ниже.

       Реализация  указанных предложений в рамках управления государственным внутренним долгом Российской Федерации будет способствовать:

       - повышению ликвидности выпусков  государственных облигаций, а  также ликвидности рынка госбумаг  в целом;

       - снижению стоимости государственных  заимствований;

       - развитию рынка госбумаг, в том числе путем создания его нового сегмента – государственных ценных бумаг для населения;

       - росту числа участников рынка  государственных ценных бумаг.

       В среднесрочной перспективе в  условиях наращивания объемов государственных  заимствований на внутреннем рынке  недостаточно только количественно увеличивать рынок государственных ценных бумаг, необходимо обеспечит его качественное развитие.

       Разработаны предложения по дальнейшему совершенствованию  рынка государственных ценных бумаг  с целью повышения его ликвидности, увеличения емкости и оборотов вторичных торгов, снижение уровня процентных ставок, а также расширения круга участников. Для обеспечения качественного развития рынка государственных ценных бумаг необходимо:

       - регулярное проведение обмена  и выкупа государственных ценных  бумаг, находящихся в обращении, до наступления даты их погашения;

       -   проведение операций обратного РЕПО с государственными облигациями;

       - выпуск новых финансовых инструментов - СТРИПов;

       - создание рынка производных финансовых инструментов на госбумаги;

       - восстановление института первичных дилеров;

       - размещение временно свободных средств федерального бюджета с использованием операций прямого РЕПО с государственными ценными бумагами в рамках управления ликвидностью единого казначейского счета;

       - повышение информационной открытости и прозрачности проводимой политики по управлению государственным внутренним долгом Российской Федерации.

       Реализация  предложенных мер будет способствовать качественному развитию рынка государственных  ценных бумаг.

       Благодаря созданию сегмента рынка государственных ценных бумаг, выпуска государственных ценных бумаг для населения, население получит возможность:

       1) приобретать государственные ценные  бумаги, имеющие высокую степень  надежности и уровень доходности, защищающий сбережения от инфляции;

       2) получать кредиты, используя государственные  ценные бумаги в качестве залога.

       Привлекаемые сбережения населения могут стать одним из потенциальных источников долгосрочных финансовых ресурсов для финансирования модернизации российской экономики.

       При этом необходимо предусмотреть возможность:

    1. идентифицировать возможные виды рисков;
    2. количественно оценивать уровень возможных рисков;

       3) осуществлять постоянный мониторинг рисков с определенной периодичностью, например, ежемесячно.

       Таким образом, существует необходимость законодательного реформирования системы управления госдолгом Российской Федерации и первоочередного проведения необходимых мероприятий, к которым можно отнести:

       - разработку и принятие Федерального закона о внесении в Бюджетный кодекс Российской Федерации по внесению поправок в части, касающейся вопросов управления государственным долгом;

       - разработку и принятие федерального закона о государственном долге Российской Федерации;

       - создание единой базы данных по государственному долгу Российской Федерации;

       - разработку и утверждение единого порядка ведения Государственной долговой книги Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальной долговой книги;

       - разработку критериев и механизмов оценки эффективности заемной и долговой политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       В курсовой  работе были рассмотрены аспекты формирования государственного внутреннего долга РФ, его динамика и структура. Проанализировано современное состояние государственного внутреннего долга РФ. За февраль 2011 года наблюдалось снижение государственного внутреннего долга РФ,  но в марте произошло увеличение долга, выраженного в государственных ценных бумагах, на 141,3 млрд. рублей и составил по состоянию на 1 апреля 2011 года 2,746 трлн. рублей. Увеличение внутреннего госдолга произошло за счет роста задолженности, выраженной в облигациях с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД). Этот долг увеличился на 101,3 млрд. рублей — с 1,498 трлн. до 1,599 трлн. рублей. Долги по государственным сберегательным облигациям с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС), по государственным сберегательным облигациям с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС) и облигациям федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) в марте не изменились. Задолженности по этим бумагам остались на уровне 175 млрд., 132 млрд. и 800,084 млрд. рублей соответственно. Задолженность по облигациям внутренних облигационных займов РФ составила по состоянию на 1 апреля 40 млрд. рублей.

       Страна  активно занимает деньги, и делать все это лучше на внутреннем рынке, в рублях, так как поведение нашей внутренней валюты более предсказуемо, чем колебания курсов мировых валют. Россия практически не присутствует на рынке внешних займов. РФ не выпускала ценные бумаги в иностранной валюте после дефолта 1998 года. Все это будет вести к росту внутреннего долга.

       Проанализировано  нормативно-правовое регулирование  государственным внутренним долгом; разработаны практические рекомендации по совершенствованию управления государственным внутренним долгом РФ; предложен комплекс практических мероприятий, направленных на развитие рынка государственных ценных бумаг.

       Существует необходимость законодательного реформирования системы управления госдолгом Российской Федерации и первоочередного проведения необходимых мероприятий, к которым можно отнести:

       - разработку и принятие Федерального закона о внесении в Бюджетный кодекс Российской Федерации по внесению поправок в части, касающейся вопросов управления государственным долгом;

       - разработку и принятие федерального закона о государственном долге Российской Федерации;

       - создание единой базы данных по государственному долгу Российской Федерации;

       - разработку и утверждение единого порядка ведения Государственной долговой книги Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальной долговой книги;

       - разработку критериев и механизмов оценки эффективности заемной и долговой политики.

       Предлагаемые  в курсовой работе пути совершенствования  управления госдолгом позволят превратить государственные заимствования в действенный инструмент подъема  национальной экономики, а также обеспечить развитие рынка государственных ценных бумаг, который должен стать эффективным механизмом привлечения капитала в российскую экономику.

       Для дальнейшего эффективного развития рынка внутренних долговых обязательств РФ денежным властям необходимо не допускать ошибки прошлого, такие как:

       - обеспечение неоправданно высокой доходности государственных ценных бумаг;

       - расширение рынка внутреннего долга без учета располагаемой ресурсной базы;

       - стремление увеличить срок долга без учета структуры привлеченных средств;

       - несогласованные действия Центробанка и Министерства финансов РФ;

       - отказ Центробанка страховать иностранные инвестиции;

       - привлечение внешних инвесторов без соответствующих мероприятий;

       - недостаточный контроль за доходностью федеральных облигаций, в том числе и в пересчете на иностранную валюту и другие.

       Рынок государственных ценных бумаг должен содействовать экономическому росту, обеспечивая: снижение инфляции и защиту национальных финансов от воздействия внешних шоков, рост внутренних сбережений и расширение ресурсной базы национальной банковской системы, комплексное развитие смежных сегментов национального финансового рынка, расширение возможности денежных властей привлекать финансовые средства с внутреннего рынка, а также эффективно использовать процентные ставки в качестве инструмента макроэкономического регулирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

       1. Бюджетный кодекс РФ. – М.: Проспект,2006. – 155с.

       2. Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»

       3. Алехин Б.И. «Государственный долг» учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 335с.

       4. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 499с.

       5. Борисов Е.Ф. «Экономическая теория». – М.: Юристъ,2005. – 568с.

       6. Вавилов А.П. Государственный долг. Уроки кризиса и принципы управления. – М.: Терра, 2003. – 304с.

       7. Вавилов Ю.Я. Государственный долг: учебное пособие 2-е изд. – М.: Перспектива, 2004. – 144с.

       8. Воронин Ю.П., Кабашкин В.А. Управление государственным долгом. // Экономист. – 2006. – 96с.

       9. Государственные и муниципальные финансы / под ред. доктора экономических наук проф. Поляка Г.Б. – М.: Юнити, 2007. – 319с.

       10. Дейкин, А. И. Государственный долг // Популярная экономическая энциклопедия. – М., 2001. – С. 57-59.

       11. Литовских А.М., Шевченко И.К. «Финансы, денежное обращение и кредит» учебное пособие. – М.: ТРТУ, 2003. – 135с.

       12.Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. – М.: ИНФРА–М, 2004. – 268 с.

       13. Попкова Н.А. Управление государственным долгом проблемы и возможности. // Финансы. – 2010, №1. – С.49-51.

       14. Финансы. / Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и  статистика,  1994. – 432с.

       15. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. – 186с.

       16. Финансы: учеб. / Под ред. проф М.В. Романовского , проф. О.В. Врублеской, проф. Б.М. Сабанти – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2007– 462с.

       17.Чумаченко А.А. Государственный внутренний долг и государственные внутренние заимствования // Рынок ценных бумаг. – 2008, №16. – С.63-66.

       18. Официальный сайт Министерства финансов России [Электронный ресурс]. – www.minfin.ru.

       19. Официальный сайт Правительства России [Электронный ресурс]. – www.government.gov.ru.

       20.Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации [Электронный ресурс]. – www.cbr.ru. 
 

Информация о работе Государственный внутренний долг Российской Федерации, его динамика и структура