Государственный внутренний долг Российской Федерации, его динамика и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 12:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение современного состояния государственного внутреннего долга, аспектов формирования и содержания внутреннего долга России, его динамики и структуры.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты формирования внутреннего долга страны;
- проанализировать современное состояние внутреннего долга России и динамику его развития за несколько лет;
- определить перспективы погашения и уменьшения внутреннего долга страны;
- рассмотреть проблемы управления внутренним долгом страны.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ ДОЛГОМ……...…...4
1.1 История возникновения государственного долга в России………………..…4
1.2 Сущность государственного внутреннего долга……………………………...8
1.3 Методы управления государственным долгом………………………………11
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО ДОЛГА РФ…………………………………………...…………16
2.1 Общая характеристика государственного внутреннего долга РФ, динамика его развития……………………………………………………………….…..……16
2.2 Состав и структура государственного внутреннего долга РФ…………...…20
2.3 Динамика развития рынка государственных ценных бумаг……….…..……24
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ ДОЛГОМ РФ…………………………....…30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….………35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Государственный внутренний долг.doc

— 337.00 Кб (Скачать)

       2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени РФ;

       3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

       4) государственным гарантиям Российской Федерации;

       5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.

       Структура внутреннего долга включает следующие  основные элементы (рис.2): 

 

       Рисунок 2 – Структура государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, на 1 марта 2011г. 

       1) Долговые обязательства Российской Федерации (удельный вес около 90%):

       - облигации федеральных займов с амортизацией долга (ОФЗ-АД) – 30,7%;

       - облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) – 57,5%;

       - государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС) – 5%;

       - государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС) – 6,7%.

       2) Векселя Минфина (7%)

       3) Прочие виды государственного внутреннего долга (3%)

       Таким образом, основную долю в структуре  государственного внутреннего долга  составляют облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом.

       В структуре погашения долга относительно ровная кривая складывается после 2022 года (см. рис.3). Часть, относящаяся к 2020-2030 гг., – это портфель Центрального банка, который переоформили в ОФЗ. Минфин практически не допускал платежных пиков и считал, что до 2010 г. объем погашения не превысил 100-110 млрд. руб. Наибольший объем расходов на погашение на 2012-2016 годы, при этом наибольшая сумма к погашению составляет 465,336 млрд. рублей. С 2030 по 2034 по заимствованиям, осуществленным до 2007 года, платежей в погашение долга не предполагается, что может быть учтено при заимствованиях последующих лет.

       Рисунок 3 – Структура государственного внутреннего долга Российской федерации по срокам погашения, в млрд. рублей ( на 1 марта 2011г.)

       В условиях такого исполнения бюджета годовое погашение значительно меньше месячного поступления дохода в федеральный бюджет. Это позволяет говорить практически об отсутствии кредитных рисков. 
 
 
 

       2.3 Динамика развития рынка государственных ценных бумаг 

       Государственная ценная бумага – это срочный обращаемый документ преимущественно долгового характера, выпущенный уполномоченным государственным органом в виде записи на счете или на бланке установленной формы, удостоверяющий имущественное право, осуществление которого производится, как правило, на условиях и в порядке, устанавливаемых при выпуске ценной бумаги.

       Государственные ценные бумаги, выпускаемые в виде срочных долговых обязательств, являются одним из инструментов управления государственным  долгом.

       Рынок ценных бумаг включает в себя:

       - облигации федеральных займов с амортизацией долга (ОФЗ-АД);

       - облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД);

       - государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС);

       - государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС).

       Купонные  облигации могут выпускаться  с фиксированной процентной ставкой, доход по которой выплачивается  постоянно на протяжении всего срока  обращения облигации. Установление фиксированной процентной ставки возможно при стабильной экономике, когда колебания цен и процентных ставок весьма незначительны. В условиях высоких и резко изменяющихся процентных ставок установление фиксированной номинальной доходности чревато большим риском для эмитента. При снижении процентных ставок эмитент должен будет выплачивать инвесторам доход по ставке, зафиксированной при эмиссии облигаций.

       Облигации федерального займа (ОФЗ) – облигации, выпускаемые Министерством финансов Российской Федерации. Данные облигации  являются купонными, т. е. по ним предусмотрены процентные выплаты по купонам. По некоторым выпускам ОФЗ в определенные даты предусматривается частичное погашение номинала (амортизация долга). Данные облигации попадают в категорию государственных облигаций.

       Срок  обращения ОФЗ устанавливался от 1 до 5 лет. Размещались эти бумаги в 1995-1998 гг. через аукционы, вторичные торги велись на бирже. Доход по ОФЗ зависел от доходности по ГКО и устанавливался в виде процента от номинала. Накопленный купонный доход рассчитывался пропорционально числу дней от даты предшествующей выплаты до даты продажи ОФЗ.

       Облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом являются именными купонными среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет) государственными ценными  бумагами и предоставляют их владельцам право на получение номинальной стоимости. Размеры всех купонов определяются как постоянная величина на весь период до погашения. Частота выплат по купону 1 раз в год. Номинал 1 000 рублей.

       Облигации федерального займа с амортизацией долга впервые выпущены в мае 2002г. Главная особенность ОФЗ-АД в том, что погашение номинальной стоимости облигаций осуществляется по частям в разные даты. Срок обращения облигаций может быть от 1 года до 30 лет. При этом по этим облигациям, как и по обычным ОФЗ, в период их обращения производятся регулярные выплаты накопленного купонного дохода (погашение купонов). Размещение на рынке бумаг со столь длительным сроком обращения по доходности менее 13% годовых является несомненным достижением Минфина. Доходность по этим бумагам станет теперь ориентиром доходности долгосрочных финансовых инструментов на российском рынке.

       Объем внутреннего государственного долга  Российской Федерации, выраженного  в государственных ценных бумагах, снизился по сравнению с показателем на 1 января 2009г. (1 трлн. 421 млрд. 439 млн. руб.) на 1,7% и составил на 1 апреля 2009г. 1 трлн. 397 млрд. 268 млн. руб.

       В структуре внутреннего долга  наибольшую долю (63,12%) на 1 апреля 2009 г. занимали ОФЗ-АД в сумме 882,026 млрд. руб. ОФЗ-ПД - 23,61% в сумме 329,999 млрд. руб. ОФЗ-ФК составляли в структуре долга 1,27% - 17,828 млрд. руб. ГСО-ФПС составляли 9,44%, или 132 млрд. руб., ГСО-ППС - 2,53%, или 35,415 млрд. руб.

       Минфин  РФ привлек в январе-марте 2009г. на внутреннем рынке государственных облигаций 1 млрд. 818,2 руб. При этом объем погашения основного долга составил 25 млрд. 939 млн. руб. (по номиналу - 26 млрд. руб.). Чистое привлечение (привлечение минус погашение долга) составило отрицательную величину - минус 24 млрд. 120,8 млн. руб. Расходы на обслуживание госдолга составили 28 млрд. 303,4 млн. руб. Таким образом, чистое поступление средств в федеральный бюджет в I квартале 2009г. от операций с рублевыми госбумагами составило отрицательную величину - минус 52 млрд. 424,2 млн. руб.

       Так, в январе-марте 2009г. было произведено размещение только облигаций с постоянным купонным доходом, в результате чего привлечено 1 млрд. 818,2 млн.руб. Погашение основного долга производилось по государственным сберегательным облигациям с постоянной процентной ставкой купонного дохода на сумму 9 млрд. 946,2 млн. руб. и по облигациям федерального займа с фиксированным купоном на сумму 15 млрд. 992,8 млн. руб. Расходы на обслуживание долга в январе-марте 2009г. по ОФЗ-ПД составили 4 млрд. 418,1 млн. руб., ОФЗ-АД - 20 млрд. 135,3 млн. руб., ГСО-ФПС - 3 млрд. 179 млн. руб., ГСО-ППС - 324,4 млн. руб.

       Эволюция  рынка государственных ценных бумаг  вполне логично разбивается на этапы, которые отражают его интенсивное  развитие, появление ресурсных ограничений, открытие рынка для внешнего капитала, возникновение глубокого кризиса. На текущий момент можно выделить пять этапов развития российского рынка внутреннего долга.

       Этап 1 связан с переходом российских денежных властей от прямого финансирования Центральным банком РФ дефицита федерального бюджета к созданию рынка федеральных облигаций. Этап 2 обусловлен возникновением ресурсных ограничений для дальнейшего развития рынка внутреннего долга и его открытием для внешних инвесторов.

       Содержание  этапа 3 определяется системным финансовым кризисом, тогда как этап 4 характеризуется его постепенным преодолением. Наконец, этап 5 представляет современное развитие рынка внутреннего долга.

       На  рынке государственных ценных бумаг  за последние годы произошли позитивные изменения: проведена новация по государственным ценным бумагам, восстановлено доверие участников рынка, отлажена инфраструктура и нормативное регулирование рынка государственных ценных бумаг. Благодаря эффективной долговой и макроэкономической политике удалось полностью восстановить доверие инвесторов к рынку внутренних заимствований, что привело к значительному увеличению ликвидности рынка и объемов размещаемых на нем финансовых инструментов. Значительно улучшились качественные характеристики рынка:

       - снижен уровень доходности по государственным облигациям;

       - стратегия формирования портфеля внутренних обязательств, основанная на предложении разнообразных финансовых инструментов, была положительно воспринята инвесторами;

       - значительно увеличились ликвидность рынка и ежедневный оборот по государственным облигациям.

       Основное  увеличение внутреннего долга произошло  в период 1993-98гг., когда бурно рос  рынок государственных ценных бумаг, выпускаемых для покрытия дефицита бюджета. Тогда же задолженность  различных кредиторов перед Банком России (в том числе возникших до распада СССР) принималась на государственный внутренний долг. Последовавшее за кризисом 1998 г. некоторое снижение в росте государственных заимствований сменилось их активным ростом, начиная с 2003 г. Если рассматривать структуру государственного долга, выраженного в государственных ценных бумагах, на 1 марта 2011 года, исходя из табл.2  и рис.2, то можно заметить, что основную часть составляют ОФЗ-ПД и ОФЗ-АД, то есть 1498,114 и 800,084 млрд. рублей (или 57% и 30%) соответственно. ГСО-ППС составляют 175 млрд. рублей, ГСО-ФПС 132 млрд. рублей. Всего государственный долг, выраженный в ценных бумагах, составил 2605,198 млрд. рублей. По состоянию на 1 января 2011 года внутренний долг составлял 2 трлн. 461,59 млрд. рублей. К 1 февраля он уменьшился на 0,2% до 2 трлн. 457,41 млрд. рублей. В феврале показатель повысился на 6%. Внутренний госдолг России за март 2011 года увеличился на 141,3 млрд. рублей и составил по состоянию на 1 апреля 2011 года 2,746 трлн. рублей. По состоянию на 1 марта 2011 года этот показатель составлял 2,605 трлн. рублей. Увеличение внутреннего госдолга произошло за счет роста задолженности, выраженной в облигациях с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД). Этот долг увеличился на 101,3 млрд. рублей — с 1,498 трлн. до 1,599 трлн. рублей. Долги по государственным сберегательным облигациям с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС), по государственным сберегательным облигациям с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС) и облигациям федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) в марте не изменились. Задолженности по этим бумагам остались на уровне 175 млрд., 132 млрд. и 800,084 млрд. рублей соответственно. Задолженность по облигациям внутренних облигационных займов РФ составила по состоянию на 1 апреля 40 млрд. рублей.

         По сравнению с 1 мартом 2010 года  доля ОФЗ-ПД увеличилась почти  на 20%, в свою очередь ОФЗ-АД  сократилась на 18%, ГСО-ППС сократилась  на 1% и ГСО-ФПС на 2%, что видно  из рис.4 и приложения 1. 

       Таблица 2 – Государственный внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах (ОФЗ-ГСО), млрд. рублей 

Вид долгового  обязательства ОФЗ-ПД ОФЗ-АД ГСО-ППС ГСО-ФПС Итого внутренний долг
01.01.2011 1338,592 815,584 175,415 132,000 2461,591
01.02.2011 1334,822 815,584 175,000 132,000 2457,406
01.03.2011 1498,114 800,084 175,000 132,000 2605,198

Информация о работе Государственный внутренний долг Российской Федерации, его динамика и структура