Государственный внутренний долг Российской Федерации, его динамика и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 12:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение современного состояния государственного внутреннего долга, аспектов формирования и содержания внутреннего долга России, его динамики и структуры.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты формирования внутреннего долга страны;
- проанализировать современное состояние внутреннего долга России и динамику его развития за несколько лет;
- определить перспективы погашения и уменьшения внутреннего долга страны;
- рассмотреть проблемы управления внутренним долгом страны.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ ДОЛГОМ……...…...4
1.1 История возникновения государственного долга в России………………..…4
1.2 Сущность государственного внутреннего долга……………………………...8
1.3 Методы управления государственным долгом………………………………11
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО ДОЛГА РФ…………………………………………...…………16
2.1 Общая характеристика государственного внутреннего долга РФ, динамика его развития……………………………………………………………….…..……16
2.2 Состав и структура государственного внутреннего долга РФ…………...…20
2.3 Динамика развития рынка государственных ценных бумаг……….…..……24
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ ДОЛГОМ РФ…………………………....…30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….………35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Государственный внутренний долг.doc

— 337.00 Кб (Скачать)

       - высокая доля государственных расходов в структуре ВВП;

       - неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящего к его двукратному занижению;

       - высокая доходность государственных ценных бумаг.

       В объем внутреннего государственного долга включаются:

       1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

       2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

       3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;

       4) объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;

       5) объем иных (за исключением указанных)  долговых обязательств Российской  Федерации, оплата которых в  валюте Российской Федерации  предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящего Кодекса.

       Размеры и структура государственного внутреннего  долга представлены в программе  государственных внутренних заимствований  Российской Федерации, субъектов Федерации  и муниципальных образований. Программа  входит в число документов, представляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год.

       Резкое  сокращение внешнего государственного долга стимулировало рост внутренних заимствований, используемых для рефинансирования накопленного за последние годы государственного внутреннего долга. Это стало фактором снижения относительной нагрузки на бюджет расходов по обслуживанию долга и увеличения доли непроцентных расходов бюджета.

       Рост  объема заимствований на внутреннем рынке приводит к абсолютному  увеличению процентных расходов бюджета – со 156,8 млрд. руб. в 2007 г. до 247,1 млрд. руб. в 2010 г. Совокупное сальдо по источникам финансирования дефицита федерального бюджета увеличился по сравнению с 2007 г. на 119,95 млрд. руб. и составил в 2008 г. 172,8 млрд. руб., в 2009 г. –233,5 млрд. руб., в 2010 г. –333,31 млрд. руб

       В 2008 г. за счет размещения государственных  ценных бумаг на внутреннем рынке  привлечено 463,3 млрд. руб., что больше по сравнению с 2007 г. на 169,67 млрд. руб. В 2009-2010 гг. привлечение составило 496,7-673,3 млрд. руб. соответственно. Погашение государственных ценных бумаг в валюте Российской Федерации увеличилось по сравнению с 2007 г. на 14,15 млрд. руб. и в 2008 г. составило 94,25 млрд. руб., в 2009 г. – 100,44 млрд. руб. в 2010 г. – 148,4 млрд. руб. Таким образом, чистое сальдо по привлечению государственных ценных бумаг в 2008-2010 гт. возрасло с 369,04 млрд. руб. до 524,8 млрд. руб. – превысило полутриллионный рубеж.

       Согласно  рис.1 с 1993 по 2011 год объем внутреннего долга увеличился в 523 раза, составив на 1 января 2011 года 2940,39 млрд. рублей. С 1993 по 1998 наблюдалось стремительное увеличение объема долга (в 2-4 раза по сравнению с предыдущим годом). В этот период бурно рос рынок государственных ценных бумаг, выпускаемых для покрытия дефицита бюджета. Тогда же задолженность различных кредиторов перед Банком России (в том числе возникших до распада СССР) принималась на государственный внутренний долг. В 2001-2002 годах наблюдалось уменьшение как объема долга, так и государственных гарантий в валюте РФ на 45 млрд. и на 0,8 млрд. соответственно. Затем снова значительное увеличение в 2003 году в 1,3 раза. Значительный рост также наблюдался в 2010 году по сравнению с 2009 на 595 млрд. или на 28,4%. Всего в 2010 году правительство заняло внутри страны 624,4 млрд. руб., доведя общую сумму долга до 2,462 трлн. руб. Большая его часть (54,38%) приходится на облигации с постоянным купонным доходом, 33,13% – на облигации федерального займа с амортизацией долга, 7,13% – на сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода и 5,36% – на государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой. Основная причина столь значительного роста внутреннего долга – необходимость «затыкать дыру» в федеральном бюджете. Первоначально для этого использовался Резервный фонд, но его запасы быстро подходят к концу, и власти, не дожидаясь, когда он окончательно опустеет, принялись занимать деньги. За декабрь 2010 г. объем Резервного фонда снизился на 39,4%, сейчас в нем осталось 775,21 млрд. руб., в то время как дефицит бюджета-2011 ожидается на уровне почти 2 трлн. руб. То есть, даже если потратить все запасы, чтобы «заткнуть очередную дыру», надо будет занять более 1 трлн. Пока внутренние заимствования проходят на довольно выгодных условиях - около 7% годовых. Но, как считают эксперты, по мере увеличения государственного долга и истощения Резервного фонда таких комфортных условий заимствования уже не будет, тем не менее, на ближайшие несколько лет власти страны уже запланировали дальнейшее наращивание долга. Сейчас он составляет около 10% ВВП, а к 2014 году должен достигнуть 14%. 

 
 

       Рисунок 1 – Динамика развития государственного внутреннего долга РФ 

       На 1 февраля 2011 года объем долга составляет 2935,419 млрд.

       Внутренний  государственный долг растет в связи с эмиссией новых долговых обязательств в целях привлечения средств для погашения внешнего государственного долга. Страна год от года предпринимает все, чтобы выйти из долговой ямы. За счет высоких доходов от нефти Правительство расплачивается с кредиторами, сокращает долги внешние, проводит политику замещения внешних заимствований внутренними. Занимая у граждан, утверждают финансовые власти, государство идет по пути менее рискованному, который не зависит от курсовых колебаний. Любому государству выгоднее занимать в национальной валюте, чем в иностранной. Хотя бы потому, что правительство всегда может напечатать рубли и расплатиться по своим долгам, а доллары оно напечатать не может. Но политику замещения внешнего долга внутренним многие эксперты считают опасной. И если на начало 2004 года внутренний долг составлял 19,4 процента от внешнего, то на конец 2009 года проценты возросли до 53,3.  

       К числу качественных критериев, определяющих позитивные изменения в состоянии  государственного внутреннего долга РФ на период 2004-2006гг., следует отнести:

       -снижение расходов по управлению государственным долгом на основании сокращения доходности долговых обязательств, оптимизации их структуры;

       - планомерное осуществление долговых  обязательств перед гражданами Российской Федерации;

       - прекращение практики осуществления краткосрочных заимствований на внутреннем рынке;

       - реструктуризацию долговых обязательств, находящихся в портфеле Банка  России, что позволило Банку России  использовать пакеты ОФЗ-АД как инструмент денежно-кредитного регулирования.

       Из  табл.1 можно проследить отрицательную динамику, снижение объема государственного долга РФ за январь 2011 года. За месяц объем государственного долга уменьшился на 4,973 млрд. рублей, а объем государственных гарантий сократился на  0,79 млрд. руб., или на 0,17%, составив на 1 февраля 471,46 млрд. рублей. Объем других долговых обязательств за январь не изменился и составил 6,55 млрд. рублей. Причиной сокращения государственного внутреннего долга является профицит федерального бюджета. На кассовой основе в январе текущего года составил, по предварительным данным Минфина России, 121,5 млрд. руб., или 3,5% ВВП против 87,1 млрд. руб. (2,9% ВВП) за аналогичный период годом ранее. При этом доходы бюджета составили 799,65 млрд. руб., или 22,9% ВВП (737,6 млрд. руб., или 24,5% ВВП в январе 2010 г.), а расходы бюджета (на кассовой основе) – 678,1 млрд. руб., или 19,4% ВВП против 650,5 млрд. руб. (21,6% ВВП) за первый месяц предыдущего года. В январе текущего года, в условиях профицитного исполнения бюджета,  использование средств Резервного фонда в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета не осуществлялось. В январе 2011 года средняя цена на нефть марки «Urals»  составила 93,8 доллара США за баррель и увеличилась по сравнению с январем 2010 г. на 23,6%, относительно декабря 2010 г. цена на нефть выросла на 4,8 процента. 
 
 
 
 

       Таблица 1 – Объем государственного внутреннего долга за январь-март 2011г.  

По  состоянию на (млрд. рублей) Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации - всего, в том числе: государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации
01.01.2011 2 940,392 472,250
01.02.2011 2 935,419 471,462
 

       Существует  ряд мнений специалистов, что экспансия  внутреннего долгового финансирования имеет многочисленные отрицательные  последствия для экономики страны.

       Одним из негативных последствий внутренних государственных заимствований  является так называемый «эффект вытеснения частных компонентов совокупного спроса». Его суть состоит в следующем. Если правительство выпускает облигации государственных займов, номинированных в национальной валюте, то спрос на кредитные ресурсы внутри страны возрастает, что приводит к увеличению средних рыночных процентных ставок (или их меньшему снижению, чем могло бы быть в отсутствие государственных заимствований). Если внутренние процентные ставки изменяются гибко (ситуация ограниченной иностранной мобильности капитала), то их увеличение (не снижение) может быть достаточно существенным для того, чтобы отвлечь значительные кредитные ресурсы от негосударственного сектора. В результате частные инвестиции, чистый экспорт и частичные потребительские расходы снижаются. Таким образом, рост долгового финансирования государственных расходов «вытесняет» все виды негосударственных расходов: снижается инвестиционный и потребительский спрос, а также чистый экспорт. 

       2.2 Состав и структура государственного внутреннего долга РФ 

       В состав общего государственного долга в странах с рыночной экономикой, как правило, включается долг центрального правительства (федеральный долг), задолженность местных органов власти (коммунальный долг), государственных корпораций и предприятий и другие долги, причисленные законодательством страны к государственному долгу. Их соотношение определяется особенностями экономического и исторического развития каждой страны, но, как правило, большую часть внутреннего долга составляет задолженность центрального правительства.

       Качественный  анализ государственной задолженности  позволяет выделить три ее составных  элемента.

       Первый  из них – финансовая задолженность, под которой понимаются денежные обязательства государства, возникшие в связи с правительственными займами кредитных средств (государственные ценные бумаги, кредиты Центральных банков и др.), предназначенные для финансирования расходов государственного бюджета. Данный вид задолженности широко распространен как в развитых рыночных странах, так и в странах с переходной экономикой, и именно этот вид задолженности определяет в большей степени размеры внутреннего госдолга.

       Второй  вид государственной задолженности – административная задолженность, которая включает в себя находящиеся в тесной взаимосвязи с проведением текущей бюджетной политики денежные обязательства. К данному виду долга относятся, прежде всего, задолженности по платежам в государственном секторе (например, долги по выплате заработной платы на государственных предприятиях и учреждениях). Другими словами, это те средства, статьи расхода по которым уже были утверждены в бюджете, но платежи по ним в силу возникших проблем не были произведены. Этот вид задолженности сохраняется до момента его погашения в новом финансовом году и носит обычно краткосрочный характер. Данный вид задолженности в большей степени характерен для стран с переходной экономикой, где существуют огромные проблемы с пополнением доходной части бюджета, связанных в первую очередь с общим экономическим кризисом в стране (падение производства, стагнация, высокие темпы инфляции, неэффективная система налогообложения). К примеру, это было в России в 1990-х годах, когда задолженность по выплате заработной платы работникам бюджетных предприятий и организаций составляла более 47 трлн. руб., или около 2% ВВП. При этом, как правило, сумма просроченных платежей такого рода из государственной казны не учитывалась в качестве составляющей госдолга и бюджетного дефицита.

       Третий  вид государственной задолженности  представляет собой возможные долговые обязательства, возникающие при  предоставлении государственными органами гарантий и поручительств в рамках содействия определенной деятельности государственных и частных предприятий. Выделение бюджетных средств на подобные цели является наиболее плодотворным и отвечающим государственным экономическим интересам. Данный вид госзадолженности широко распространен в развитых странах. Для стран с развивающейся экономикой этот вид долга представляется наиболее перспективным с точки зрения промышленного подъема экономики.

       Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку  долговых обязательств Российской Федерации по установленным статьей 98 БК РФ видам долговых обязательств.

       Долговые  обязательства Российской Федерации  могут существовать в виде обязательств по:

       1) кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

Информация о работе Государственный внутренний долг Российской Федерации, его динамика и структура