Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 12:01, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение современного состояния государственного внутреннего долга, аспектов формирования и содержания внутреннего долга России, его динамики и структуры.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты формирования внутреннего долга страны;
- проанализировать современное состояние внутреннего долга России и динамику его развития за несколько лет;
- определить перспективы погашения и уменьшения внутреннего долга страны;
- рассмотреть проблемы управления внутренним долгом страны.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ ДОЛГОМ……...…...4
1.1 История возникновения государственного долга в России………………..…4
1.2 Сущность государственного внутреннего долга……………………………...8
1.3 Методы управления государственным долгом………………………………11
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО ДОЛГА РФ…………………………………………...…………16
2.1 Общая характеристика государственного внутреннего долга РФ, динамика его развития……………………………………………………………….…..……16
2.2 Состав и структура государственного внутреннего долга РФ…………...…20
2.3 Динамика развития рынка государственных ценных бумаг……….…..……24
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ ДОЛГОМ РФ…………………………....…30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….………35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
После этого Внешэкономбанк подготовил и разослал 400 с лишним банкам-кредиторам финансовые условия урегулирования задолженности перед Лондонским клубом, а это около 27 тысяч отдельных долговых требований в 15 валютах (сложность и масштабность сделки не имеют равных в двадцатилетней истории клуба). По состоянию на 3 октября 1997 года объем выверенной и подтвержденной в официальных протоколах задолженности составил 21,9 миллиарда долларов, или более 91% требований, заявленных кредиторами. Сделка с клубом вышла на финишную прямую.
Согласно введенному в 1994г. порядку формирования российского государственного бюджета все платежи в нем по внешнему долгу учитываются теперь в рублевом эквиваленте. Это ограничивает возможности России увеличивать долговые выплаты, поскольку она имеет обязательства перед МВФ в отношении предельных размеров бюджетного дефицита. При заниженном курсе рубля искусственно завышается рублевый эквивалент бюджетных расходов по долговым платежам, а тем самым и размеры бюджетного дефицита.
Мировой кризис конца 1997 г. заставил крупных инвесторов пересмотреть свое отношение к кредитным рискам. Россия в данном контексте рассматривалась как страна с повышенными инвестиционными рисками, что не замедлили подтвердить основные рейтинговые агентства. Средства, инвестированные ранее в Россию, стали рассматриваться как высокорискованные, а новые вложения прекратились.
Таким образом, в первой половине 1998 г. в России сложилась кризисная ситуация, связанная с обслуживание как внутреннего, так и внешнего долга. Высокий спрос на иностранную валюту, определяемый значительной долей импорта, инфляционными ожиданиями и склонностью к сбережениям в долларах США, предопределил давление на обменный курс рубля. Бюджетный кризис, обусловленный низким сбором налогов и бюджетным дефицитом, а также возросшая политическая нестабильность послужили причинами нежелания инвесторов покупать государственные бумаги РФ. В середине 1998 г. создалась обстановка, в которой доходность по государственным краткосрочным облигациям возросла до 100-150% годовых, а валютные резервы РФ стремительно сокращались. За первую половину 1998 г. общий долг Правительства РФ увеличился на 5,4% и составил 230 млрд. долларов, при этом внутренний долг – на 11,0% (628 млрд. руб.), а внешний – на 4,5% (129 млрд. долларов). Единственным выходом из сложившегося положения для Правительства РФ было получение дополнительного стабилизационного кредита.
Успешное завершение переговоров российского Правительства с МВФ и Всемирным банком в середине июля 1998 г. о предоставлении стабилизационного кредита на сумму 22,6 млрд. долларов в 1998-1999 гг. дало Правительству время и средства для реструктуризации государственного долга. Наиболее рациональной стратегией в сложившейся ситуации представлялось сокращение «короткого» и дорогого внутреннего долга за счет увеличения внешнего – значительно менее дорогого и «длинного».
Необходимо отметить, что в результате мер, направленных на стабилизацию ситуации на финансовом рынке, во 2-м квартале 1998 г. Правительство значительно увеличило долю внешнего финансирования: если на конец марта она составляла около 22%, то на конец июня – уже 52,4%. В результате сокращения выпуска «коротких» гособлигаций объем долга по ГКО сократился в апреле-июне 1998 г. на 2,3%. Кроме того, для «удлинения» и сокращения внутреннего долга, а следовательно, и для уменьшения нагрузки на бюджет в июле 1998 г. Правительство предложило добровольный обмен ГКО на 7- и 20-летнии еврооблигации. Акция была рассчитана в основном на иностранных инвесторов, предоставив им возможность перейти в долларовые бумаги и избежать риска девальвации. В результате обмена ГКО на еврооблигации Правительство конвертировало ГКО на сумму 27,5 млрд. руб. в еврооблигации на сумму 4,4 млрд. долларов Дополнительно были размещены еврооблигации в объеме 500 млн. долларов.
Несмотря на все усилия Правительства РФ, ни преобразование задолженности, ни предоставление кредита МВФ не привели к стабилизации финансового состояния России. 17 августа Правительство объявило о замораживании внутреннего долга по ГКО/ОФЗ со сроком погашения до 31 декабря 1999 г. (в объеме 37 млрд. долларов) и его переоформлении в новые бумаги, а также о расширении границ валютного «коридора».
Недавно достигнута беспрецедентная долгосрочная (на 25 лет) реструктуризация задолженности перед иностранными государствами (Парижский клуб, общая сумма долга которому составляет около 40 млрд. долларов, реструктуризуемая часть – 37,6 млрд.) и банками (Лондонский клуб, долг которому достигает 25 млрд. долларов), которая явилась, по общей оценке, крупнейшим достижением российской экономической дипломатии.
Однако проблема требует постоянного внимания и контроля. Посильность к тому времени погашения долга будет зависеть от трех основных факторов: масштабов роста производства и доходов бюджета, темпов роста экспорта, обеспечения устойчивого активного сальдо торгового и платежного балансов и накопления валютных резервов.
Особого
внимания требует ограничение наращивания
нового долга. Целесообразно также использовать
при необходимости такую форму уменьшения
задолженности, как продажа в обмен на
долг части акций российских предприятий.
1.2
Сущность государственного внутреннего
долга
Экономика каждой отдельной страны представляет собой достаточно сложную картину, весьма богатую ярко выраженными индивидуальными чертами. Наличие индивидуальных признаков в государственных бюджетах отдельных стран обусловлено многочисленными и многообразными причинами, среди которых на первом месте стоят размеры территории государства, и, в особенности, численность населения, географическое положение страны, строй экономических отношений, относительное богатство или бедность нации, политический строй государства.
Но, несмотря на все разнообразие индивидуальных и локальных признаков, характеризующих финансовые системы отдельных стран, им присущи общие, типические черты, существование которых объясняется общностью тех основных условий, в среде которых развивается хозяйство современных государств. Одной из особо важных характеристик является наличие в финансовых системах всех государств – государственного долга, везде государственная задолженность порождает огромные ежегодные расходы, повсюду финансовая политика практически ежегодно сталкивается с необходимостью прибегать к системе государственного заимствования с целью мобилизации или стерилизации денежных средств, что стало вторым после налогов методом финансирования государственных расходов.
Существование государственного долга в бюджетах всех государств, неизбежная необходимость постоянного обращения к системе государственного заимствования, безусловно, является одним из самых характерных фактов в истории мирового финансового хозяйства. Многочисленные исторические изыскания обильным фактическим материалом доказывают, что практически все государства с древних времен прибегали к услугам и помощи кредита и, что в их истории слишком часто встречались такие моменты, когда единственным выходом из затруднительного положения оказывалось обращение к кредиту в той или иной форме.
По
своей сущности государственный
внутренний долг представляет собой
совокупность кредитно-финансовых отношений,
возникающих в связи с
В соответствии с 97 статьей БК РФ Государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.[1,83]
В статье 6 БК РФ дается более узкое понятие – внутренним государственным долгом признаются обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации.
Государственный долг в зависимости от рынка его размещения и от получаемой валюты делится на внутренний, размещаемый в границах государства среди отечественных физических и юридических лиц, и внешний, размещаемый в других странах.[4,57]
В объем государственного внутреннего долга РФ включается:
- основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ;
- объем основного долга по кредитам, полученной РФ;
- объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней;
- объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным РФ.[1,84]
Размещение долга обычно означает продажу различных ценных бумаг внутри страны или за её пределами. Сумма долга формируется из средств, получаемых государством или его ведомствами от покупателей ценных бумаг при первоначальной их продаже (на «первичном» рынке) или в дальнейшем при реструктуризации долга и других операциях. Бумаги внутреннего долга могут быть проданы частным лицам, предприятиям, фирмам, государственным организациям, банкам и т. п.
Помимо размещения прямых займов государство может также выступать в качестве гаранта займов для национализированных и других предприятий, для экспортных и других операций с целью поддержки или стимулирования работы отдельных предприятий и отраслей, необходимых для нормального хозяйственного развития страны, для поддержания национальной экономической безопасности и для иных нужд. При этом государство берёт на себя риск неплатежа основной суммы и процентов по долгу; государственная гарантия считается на кредитном рынке первоклассным обеспечением, она может рассматриваться как разновидность скрытого, или потенциального, государственного долга.
Государственные займы делятся также на процентные и лотерейные. Держатели процентных займов получают по своим бумагам (например, облигациям) ежегодный твёрдый доход по фиксированной ставке. Держатели лотерейных («выигрышных») займов получают всю сумму дохода по облигации, иногда намного превышающую её номинальную стоимость, в том случае, если она «выигрывает» в ходе специальных регулярных розыгрышных тиражей; однако выигрыш выплачивается только на «выигрышную» часть облигаций, остальные могут длительное время не приносить никакого дохода. Чаще используются процентные ценные бумаги государственных займов – держателю они дают меньший, но гарантированный доход, а государству выгоднее платить заранее обусловленную сумму в точно известное время.
По срокам действия государственные займы и обслуживающие их ценные бумаги делятся на краткосрочные (обычно от нескольких недель до 1 года, хотя иногда в некоторых странах к ним относят и займы до нескольких лет), среднесрочные (от 3 до 5-10 лет) и долгосрочные (от 10 до 30-40 лет). Иногда выпускают бессрочные (вечные) займы, которые предусматривают ежегодную выплату процентов без указания сроков погашения основной суммы займа. Долги государства обслуживаются с помощью многочисленных видов ценных бумаг, которые различаются по срокам действия и по условиям погашения, а также по ряду других особенностей.[4,58]
Статьей 119 Бюджетного кодекса Российской Федерации продекларирован порядок обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации, государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга
Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета.
Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Банк России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.
Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.[1,92]
Правительство
Российской Федерации вправе определять
объемы выпуска, формы и методы эмиссии
государственных ценных бумаг, являющихся
долговыми обязательствами
Государственный долг образуется вследствие возникновения дефицитов бюджета государства, т.е. вследствие превышения расходов правительства над его доходами. Основными способами покрытия бюджетного дефицита являются эмиссия денег и государственные займы. Последние осуществляются путем выпуска и размещения среди населения и кредитно-финансовых учреждений различного рода государственных ценных бумаг (прежде всего казначейских векселей и облигации), являющихся долговыми обязательствами государства по отношению к купившим их физическим и юридическим лицам – это и есть приблизительное определение внутреннего долга.
Информация о работе Государственный внутренний долг Российской Федерации, его динамика и структура