Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 12:01, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение современного состояния государственного внутреннего долга, аспектов формирования и содержания внутреннего долга России, его динамики и структуры.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты формирования внутреннего долга страны;
- проанализировать современное состояние внутреннего долга России и динамику его развития за несколько лет;
- определить перспективы погашения и уменьшения внутреннего долга страны;
- рассмотреть проблемы управления внутренним долгом страны.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ ДОЛГОМ……...…...4
1.1 История возникновения государственного долга в России………………..…4
1.2 Сущность государственного внутреннего долга……………………………...8
1.3 Методы управления государственным долгом………………………………11
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО ДОЛГА РФ…………………………………………...…………16
2.1 Общая характеристика государственного внутреннего долга РФ, динамика его развития……………………………………………………………….…..……16
2.2 Состав и структура государственного внутреннего долга РФ…………...…20
2.3 Динамика развития рынка государственных ценных бумаг……….…..……24
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ ДОЛГОМ РФ…………………………....…30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….………35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОУ ВПО ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
им. В.Г.БЕЛИНСКОГО
Факультет экономики, управления и права
Кафедра
финансов и кредита
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансы» на тему:
«Государственный
внутренний долг Российской Федерации,
его динамика и структура»
Выполнила:
студентка гр. ФК 33
Ионова
О.В.
ПЕНЗА-2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ ДОЛГОМ……...…...4
1.1 История
возникновения
1.2 Сущность
государственного внутреннего
1.3 Методы
управления государственным
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО ДОЛГА РФ…………………………………………...…………16
2.1 Общая
характеристика
2.2 Состав и структура государственного внутреннего долга РФ…………...…20
2.3 Динамика
развития рынка
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ ДОЛГОМ РФ…………………………....…30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………….…………………………………37
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В связи со сложившейся экономической ситуацией в стране и во всем мире возникает проблема государственного внутреннего долга. Государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к нарушению воспроизводственных процессов.
Актуальность данной работы состоит в том, что величина государственного долга является важным показателем экономики страны, так как обслуживание государственного долга требует средств из бюджета и тем самым диктует необходимость сокращения расходов, как правило, на социальные нужды, что отражается на жизненном уровне населения. Поэтому грамотное управление размерами и структурой государственного долга важная социально-экономическая задача.
Цель курсовой работы – изучение современного состояния государственного внутреннего долга, аспектов формирования и содержания внутреннего долга России, его динамики и структуры.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты формирования внутреннего долга страны;
- проанализировать современное состояние внутреннего долга России и динамику его развития за несколько лет;
- определить перспективы погашения и уменьшения внутреннего долга страны;
-
рассмотреть проблемы
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы научного познания: описание, графический метод, системный подход, сравнение, исторический метод, метод анализа и синтеза.
В
качестве информационной базы исследования
были использованы законодательные
акты, аналитические данные и статьи, опубликованные
в научной литературе и периодической
печати, учебная и методическая литература,
а так же информация с сайтов Интернета.
ГЛАВА
1 ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
И УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ
ДОЛГОМ
1.1
История возникновения государственного
долга в России
Для того чтобы лучше разобраться во внутренних причинах современных долговых проблем России, необходимо совершить небольшой экскурс в историю.
Кредитная история России началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. Голландцы являлись основными кредиторами России во второй половине XVIII - начале XIX вв. К 1815 г. долг перед Голландией превысил 100 млн. гульденов, а расстроенные войной финансы не позволяли рассчитаться с кредиторами. В эти годы произошла первая в истории России реструктуризация внешнего долга страны. Долг был окончательно погашен через 76 лет – в 1891 г.[7,13]
Со второй половины XIXв. Россия начала испытывать еще большую нехватку внутренних ресурсов. Из-за границы в это время были получены значительные средства, в основном для развития тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта. Доля иностранного капитала (французского, бельгийского и немецкого) во вложениях в экономику страны достигала 72%. К этому моменту относится и известная сделка с Аляской. 18 марта 1867 г. был подписан договор с США, по которому эта земля была продана им за 7,2 млн. долларов. Царская Россия (с Александром II на престоле) не могла в то время обеспечивать оборону русских поселений в Северной Америке и одновременно сильно рассчитывала на поддержку американцев в своей борьбе за ликвидацию невыгодных условий Парижского мирного договора 1856г. по результатам Крымской войны. Именно поэтому их двух претендентов на Аляску – Англии и США – предпочтение было отдано последним. В конце прошлого века российским правительством было пущено еще несколько золотых займов, которые были впоследствии также реструктуризированы.
Дореволюционная Россия капиталы из-за рубежа привлекала в основном в виде государственных займов и частных инвестиций, хотя эти средства не были решающими для развития национальной экономики, а скорее дополняли внутренние накопления. Политика царской России нацеливалась на поддержание экономической независимости и максимально возможного национального самообеспечения, что опиралось, в свою очередь, на созданное веками самое обширное в мире территориально-хозяйственное пространство. Данная независимость включала: самообеспеченность продовольствием, основанную на богатейших промышленно-сырьевых ресурсах; динамично развивающуюся многоотраслевую национальную промышленность; оптимальную транспортную инфраструктуру с выходом ко всем окружающим морям; устойчивую и надежно контролируемую кредитно-банковскую систему и собственную твердую (золотую) валюту; высокопрофессиональные научные и технические кадры. При всем этом страна являлась крупным экспортером зерна и ряда других товаров. Многими государствами в то время Россия признавалась одной из главных мировых держав.[7,24]
История заключения царским правительством займа 1906 г. тесно переплетается со сложными внешнеполитическими проблемами России тех времен. Первые попытки получить большой международный заем с помощью французского правительства восходят ко времени русско-японской войны, когда Россия стала испытывать финансовые затруднения. Тогда французское правительство, не заинтересованное в продолжение дальневосточной авантюры, отказало в деньгах.[10,33]
Обострение франко-германских противоречий и стремление поскорее получить заем вынудило, в конце концов, царское правительство выступить против Германии и поддерживающей ее Австро-Венгрии. Альхесирасская конференция, собравшая 13 крупнейших стран, имела две исторических результата: решение вопроса с Марокко в пользу Франции и решение вопроса с займом в пользу России.
17
апреля 1906г. был выпущен «
Публичные займы царской России размещались без определенного деления на внутреннюю и внешнюю задолженность, а состояли из двух основных категорий: займов для общих нужд государства (65%) и для строительства железных дорог (35%). На начало 1914г. общий публичный долг составлял 8,8 млрд. долл., иностранная часть задолженности была менее 45%.[10,35]
Немаловажным фактором внешнеэкономической независимости является состояние золотовалютных резервов страны. А эти резервы, начиная с 1914 г., целенаправленно снижались. За три года до Октябрьской революции золотой запас России составлял более 1337 тонн и был самым крупным в Европе. И за каких-то пять лет, он уменьшился почти в три раза, не считая вывезенных из страны более полмиллиарда золотых рублей. А всего в пересчете на доллары с учетом сегодняшних цен Россия тогда потеряла около 10 миллиардов.
За два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались шестипроцентные займы 1917-18гг. Их нарицательный капитал составлял 93 миллиона рублей.
Все ценности, размещаемые в то время на рынке, разделялись на 3 категории[3,39]:
- краткосрочные;
- долгосрочные;
- бессрочные.
Основу государственного долга составляли долгосрочные и бессрочные займы. Долгосрочные займы могли заключаться на достаточно длительные сроки – от пятидесяти до восьмидесяти лет. Практиковался выпуск бессрочных обязательств, когда государство обязывалось выплачивать только договорный процент – для держателя заем становился рентой. Правительство оставляло за собой право принудительной скупки данного инструмента по номинальной стоимости. В этом случае заем погашался тиражами. Иногда государство скупало облигации на бирже.
Российское правительство в результате длительных и кровопролитных усилий сумело создать репутацию надежного заемщика, который действует на рынке аккуратно, не злоупотребляя своим государственным статусом.
Теперь подойдём к более недалёким годам. Так в 1991 году после распада СССР сначала предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу (союзный долг тогда оценивался в 108 миллиардов долларов), а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР.
Однако получилось так, что только Россия смогла обслуживать свои обязательства по внешним долгам. Поэтому вскоре договорились, что Россия примет на себя долги всех бывших республик СССР в обмен на их отказ от причитающейся доли активов (так называемый нулевой вариант). Подобное решение стоило дорого, но позволило сохранить свои позиции на внешних финансовых рынках, зарубежную инфраструктуру, обеспечило доверие потенциальных партнеров. Переговоры с Лондонским клубом о долгосрочной реструктуризации долгов СССР коммерческим банкам Россия вела с декабря 1992 года. Первоначально прогрессу переговоров препятствовала позиция банков-кредиторов, настаивавших на отказе России от государственного иммунитета (это означало, что взыскания кредиторов могли быть обращены на активы СССР или России за рубежом). Осенью 1994 года на сессии МВФ в Мадриде стороны нашли компромисс, договорившись, что должником перед Лондонским клубом будет выступать Внешэкономбанк. На время переговоров банки-кредиторы предоставляли Внешэкономбанку отсрочки платежей (так называемые ролловеры). Всего в рамках Лондонского клуба был предоставлен 21 ролловер. В ноябре 1995 года во Франкфурте-на-Майне Правительство РФ и члены банковского консультативного комитета Лондонского клуба подписали Меморандум о согласованных принципах глобальной реструктуризации долга бывшего СССР клубу на общую сумму 32,3 миллиарда долларов, включая проценты сроком на 25 лет с семилетним льготным периодом.[10,46]
Информация о работе Государственный внутренний долг Российской Федерации, его динамика и структура