Государственный внутренний долг Российской Федерации, его динамика и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 12:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение современного состояния государственного внутреннего долга, аспектов формирования и содержания внутреннего долга России, его динамики и структуры.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты формирования внутреннего долга страны;
- проанализировать современное состояние внутреннего долга России и динамику его развития за несколько лет;
- определить перспективы погашения и уменьшения внутреннего долга страны;
- рассмотреть проблемы управления внутренним долгом страны.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ ДОЛГОМ……...…...4
1.1 История возникновения государственного долга в России………………..…4
1.2 Сущность государственного внутреннего долга……………………………...8
1.3 Методы управления государственным долгом………………………………11
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО ДОЛГА РФ…………………………………………...…………16
2.1 Общая характеристика государственного внутреннего долга РФ, динамика его развития……………………………………………………………….…..……16
2.2 Состав и структура государственного внутреннего долга РФ…………...…20
2.3 Динамика развития рынка государственных ценных бумаг……….…..……24
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ ДОЛГОМ РФ…………………………....…30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….………35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Государственный внутренний долг.doc

— 337.00 Кб (Скачать)
 
 

 

       Рисунок 4 – Структура государственного внутреннего долга, выраженного  в государственных ценных бумагах, на 1 марта 2010г. 

       Предпринимаемые эмитентом в течение последних докризисных лет меры по развитию рынка государственных ценных бумаг оказали позитивное влияние, способствовали значительному росту в 2003–2008 г.г. доли торгуемой части государственных облигаций в общем объеме государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах Российской Федерации (табл. 3).

       
Год Объем государственного внутреннего долга РФ, выраженного в государственных ценных бумагах РФ, млрд. руб. Объем рыночной части внутреннего госдолга РФ, млрд. руб. Доля рыночного долга в общем объеме внутреннего госдолга РФ, %
2003 654,5 217,0 33,2
2005 756,8 557,6 73,7
2007 1028,0 875,6 85,2
2009 1421,4 1144,0 80,5
 

       Таблица 3 – Динамика доли рыночного долга в общем объеме государственного внутреннего долга РФ, выраженного в государственных ценных бумагах РФ (данные на начало периода) 

       Кризис  обострил проблемы, присущие российскому  рынку государственных ценных бумаг, такие как:

       - низкий уровень ликвидности;

       - ограниченное число участников;

       - высокая концентрация государственных ценных бумаг в портфелях крупных участников рынка;

       - снижение уровня прозрачности и предсказуемости операций эмитента на рынке в период кризиса.

       К существующим недостаткам рынка  государственных ценных бумаг относятся также: обязательное депонирование средств, отсутствие внебиржевого рынка и рынка производных финансовых инструментов на государственные ценные бумаги и т.п.

       Таким образом, можно отметить, что за февраль 2011 года наблюдалось снижение государственного внутреннего долга РФ,  но в марте произошло увеличение долга, выраженного в государственных ценных бумагах, на 141,3 млрд. рублей и составил по состоянию на 1 апреля 2011 года 2,746 трлн. рублей. Увеличение внутреннего госдолга произошло за счет роста задолженности, выраженной в облигациях с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД). Этот долг увеличился на 101,3 млрд. рублей — с 1,498 трлн. до 1,599 трлн. рублей. Долги по государственным сберегательным облигациям с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС), по государственным сберегательным облигациям с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС) и облигациям федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) в марте не изменились. Задолженности по этим бумагам остались на уровне 175 млрд., 132 млрд. и 800,084 млрд. рублей соответственно. Задолженность по облигациям внутренних облигационных займов РФ составила по состоянию на 1 апреля 40 млрд. рублей.

       Страна  активно занимает деньги, и делать все это лучше на внутреннем рынке, в рублях, так как поведение нашей внутренней валюты более предсказуемо, чем колебания курсов мировых валют. Россия практически не присутствует на рынке внешних займов. РФ не выпускала ценные бумаги в иностранной валюте после дефолта 1998 года. Все это будет вести к росту внутреннего долга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ ДОЛГОМ РФ 

       Можно выделить два основных направления  совершенствования управления государственным  внутренним долгом РФ: усиление административного контроля за финансовыми потоками, дополненное ужесточением законодательства, и осуществление системных институциональных изменений, создающих благоприятный инвестиционный климат.

       Первое  направление – это осуществление административных мер против стандартных схем нелегального вывоза капитала – занижения экспортных цен, невозврата валютной выручки, фиктивных импортных контрактов с авансовой оплатой и завышенными ценами, коррупции на таможне, расчетов через оффшоры.

       Второе  направление для России предпочтительнее. Меры по укреплению доверия к российской экономике должны включать в себя: улучшение налоговой системы и налогового администрирования; сбалансированность бюджета; обеспечение надежной работы банковской системы; защиту прав кредиторов и инвесторов; прозрачность финансовой отчетности всех предприятий и организаций; борьба с преступностью и коррупцией, резкое улучшение работы прокуратуры и судебной системы; строгое соблюдение федеральных законов на всей территории РФ, прекращение произвола и избирательных привилегий со стороны региональных и местных властей.

       В качестве попытки коренного улучшения  управления государственным финансированием  в конце 1992 г. Указом Президента РФ было создано Федеральное казначействоПредполагалось, что под руководством и в составе Министерства финансов РФ оно будет ответственно за определение и ведение регистрации всех существующих долгов государства и долговых гарантий, как внешних, так и внутренних, подготовку конкретных предложений на текущую дату по обслуживанию этих долгов, а также будет определять уровень, состав, время и условия выпуска новых внешних и внутренних займов, включая эмиссию государственных ценных бумаг.

       Поскольку Министерство финансов РФ выступает  заемщиком как на внутреннем, так и на внешнем финансовых рынках, особое значение получает взаимосвязь ликвидности государственных ценных бумаг, процентных ставок, золотовалютных запасов и обменного курса национальной валюты. В этой связи налажено теснейшее взаимодействие между Министерством финансов РФ и Центральным банком РФ для решения этих проблем. Такое сотрудничество строится на новых финансовых взаимоотношениях между Правительством и Центральным банком. Министерство финансов РФ, выступая в качестве заемщика от лица Правительства РФ, готово уплачивать рыночные ставки процентов по его долгам Центральному банку.

       В течение последнего времени деятельность и разделение функций между Министерством  финансов РФ и Центральным банком РФ в области эмиссии государственных  ценных бумаг и управления внутренним государственным долгом можно охарактеризовать как положительную и продуктивную.

       В то же время в целях совершенствования  управления внутренним государственным  долгом целесообразно, чтобы функции  эмиссии государственных долговых обязательств и погашения старых выпусков, проблемы конверсии займов и прочие с этим связанные вопросы сосредоточить в одном структурном подразделении Министерства финансов РФ (например, в Федеральном казначействе или в Департаменте ценных бумаг и финансовых рынков). Возможно, что самым оптимальным вариантом управления государственным долгом стало бы создание специализированного федерального ведомства, занимающегося исключительно проблемами эмиссии государственных долговых обязательств и управлением государственного долга.

       Как показал опыт стран с развитой рыночной экономикой, участие Центрального банка на рынке государственных ценных бумаг является важным положительным фактором, так как повышает ликвидность рынка государственных ценных бумаг. Центральный банк осуществляет целый спектр операций с государственными ценными бумагами, которые служат инструментами его кредитно-денежной политики: операции на открытом рынке (прямая купля-продажа государственных ценных бумаг, операции РЕПО — соглашения об обратном выкупе), операции по ломбардному кредитованию под залог государственных ценных бумаг.

       Следует отметить, что результативная денежно-кредитная  политика Банка России (ЦБ) является основным залогом успешного развития рынка государственных ценных бумаг. Но участие ЦБ в развитии рынка государственных ценных бумаг не ограничивается только рамками денежно-кредитной политики. Кроме того, ЦБ выступает в качестве агента Министерства финансов по размещению новых выпусков государственных долговых обязательств.

       В новой редакции Бюджетного кодекса РФ, вступившей в силу с января 2008 года, отражены важные положения в области государственных заимствований, даны более четкие формулировки в области управления государственным долгом Российской Федерации, уточнены определение государственных заимствований и структура государственного долга Российской Федерации, устранены существовавшие ранее несоответствия между Бюджетным кодексом РФ и другими законодательными актами Российской Федерации. Вместе с тем, в новой редакции Бюджетного кодекса РФ юридически не закреплено понятие «управление государственным долгом», не перечислены операции, применяемые в рамках управления государственным долгом. Не нашли отражения в бюджетном законодательстве механизмы принятия решений о привлечении государственных заимствований, управление рисками в рамках реализации государственной долговой политики. Учитывая вышеизложенное, необходимо внесение изменений в действующее законодательство Российской Федерации в области государственного долга с целью устранения выявленных недостатков.

       В 2009 году было приостановлено действие пункта 3 статьи 94 Бюджетного кодекса  РФ до 1 января 2013 года (позже срок был  продлен на 2013 год), предусматривающего ограничение общего объема источников финансирования дефицита федерального бюджета, не связанных с использованием средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, в размере не более 1% от ВВП. Было отменено единственное существовавшее в законодательстве Российской Федерации ограничение предельных объемов государственных внутренних и внешних заимствований. Фактическое отсутствие законодательно установленных ограничений предельных объемов государственных заимствований и размеров государственного долга является недопустимым и может привести к серьезным последствиям для финансовой системы России. Должно быть предусмотрено законодательное ограничение предельного объема государственного долга Российской Федерации по аналогии с мировой практикой.

       Кроме того, необходимо перечислить в Бюджетном  кодексе РФ операции, которые используются в процессе управления государственным долгом, в том числе: размещение, обслуживание, погашение, обмен, выкуп, реструктуризация, операции РЕПО и т.д.

       Основными направлениями реализации политики по управлению государственным внутренним долгом Российской Федерации в среднесрочной перспективе должны стать:

       - выпуск средне- и долгосрочных государственных ценных бумаг фиксированной длины 5, 10, 15 и 30 лет с целью удлинения срочности долга. Размещение указанных выпусков должно осуществляться в рамках заранее объявленного графика планируемых аукционов на очередной финансовый год;

       - формирование равномерного графика погашения государственного внутреннего долга Российской Федерации с целью предотвращения образования «пиков» платежей, в том числе путем проведения обменов и выкупов государственных ценных бумаг;

       - размещение крупных эталонных выпусков государственных облигаций для повышения ликвидности рынка государственных ценных бумаг, что будет способствовать сокращению расходов на обслуживание госдолга за счет снижения стоимости государственных внутренних заимствований при увеличении спроса на госбумаги;

       - увеличение объемов выпусков госбумаг, находящихся в обращении, в том числе  за счет размещения дополнительных выпусков облигаций, в целях повышения ликвидности;

       - выпуск государственных ценных бумаг для населения.

Информация о работе Государственный внутренний долг Российской Федерации, его динамика и структура