Государственный внутренний долг Российской Федерации, его динамика и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 11:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в изучении государственного внутреннего долга Российской Федерации, его динамики и структуры.
Достижению поставленной цели подчинено решение следующих задач:
- раскрыть сущность понятия “государственный внутренний долг”;
- изучить структуру и динамику государственного внутреннего долга России;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….……..3
1 Теоретические аспекты содержания государственного внутреннего долга ….....5
1.1 Понятие и сущность государственного внутреннего долга……………….….5
1.2 Структура государственного внутреннего долга РФ…………………...……..8
1.3 Проблемы управления государственным внутренним долгом…………...…12
2 Анализ состояния государственного внутреннего долга РФ…….……………...17
2.1 Динамика объема и структуры государственного внутреннего долга…..….17
2.2 Основные направления совершенствования управления государственным внутренним долгом РФ…………………………………………………...……22
Заключение……………………………………………………………………...……..27
Список используемых источников…………………...………………..……….……29

Файлы: 1 файл

1-я курсовая по финансам.docx

— 135.84 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

 

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 


Филиал в г. Находке


 

Кафедра экономики и  процессов управления 

 

 

 

 

 

Козлова Дарья Анатольевна

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНУТРЕННИЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕГО ДИНАМИКА И СТРУКТУРА


 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине  «Финансы»

Специальность Финансы и кредит

 

 

 

 

Студентка 2 курса   __________________

                                                              (подпись)

Руководитель  к.э.н., доцент

_____________  И.В. 

 

Регистрационный №  ________

___________  ___________________

      подпись                      И.О.Фамилия

« _____» __________________  2012 г.

 

Оценка  _________________________

____________  ___________________

          подпись                       И.О.Фамилия

«_____» ________________ 2012 г.


 

 

г. 2012

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………….……..3

  1. Теоретические аспекты содержания государственного внутреннего долга ….....5
    1. Понятие и сущность государственного внутреннего долга……………….….5
    2. Структура государственного внутреннего долга РФ…………………...……..8
    3. Проблемы управления государственным внутренним долгом…………...…12
  2. Анализ состояния государственного внутреннего долга РФ…….……………...17
    1. Динамика объема и структуры государственного внутреннего долга…..….17    
    2. Основные направления совершенствования управления государственным внутренним долгом РФ…………………………………………………...……22

Заключение……………………………………………………………………...……..27

Список используемых источников…………………...………………..……….……29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  выбранной темы обусловлена тем, что для урегулирования задолженности  на общегосударственном уровне необходим  серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности  и целесообразности ведения переговоров  по его реструктуризации. При решении  проблемы госдолга необходимо активно  использовать теоретические наработки  в этой области.

Несмотря  на то, что за последние годы ситуация на рынке государственных заимствований  очень сильно изменилась, и в лучшую сторону, не стоит забывать о том, что любой неверный шаг может  привести к серьезным проблемам  в будущем.

 Интерес  к данной теме обусловлен тем,  что в настоящее время проблема  государственного долга это ключ  к макроэкономической стабилизации  в стране. От ее решения зависят  состояние федерального бюджета,  золотовалютных резервов, стабильность  национальной валюты, уровень процентных  ставок, инфляции, инвестиционный климат.

Цель  данной работы заключается в изучении государственного внутреннего долга Российской Федерации, его динамики и структуры.

Достижению  поставленной цели подчинено решение  следующих задач:

  • раскрыть сущность понятия “государственный внутренний долг”;
  • изучить структуру и динамику государственного внутреннего долга России;
  • выявить проблемы управления государственным внутренним долгом РФ и пути их решения.

Объект  исследования – государственный  внутренний долг.

Предметом исследования является государственный  внутренний долг Российской Федерации.

Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты (дается понятие государственного внутреннего долга, рассматривается структура и управление государственным внутренним долгом). Во второй главе проводится анализ структуры и динамики государственного внутреннего долга РФ, рассматриваются пути совершенствования управления государственным внутренним долгом.

Для написания  данной работы были использованы нормативно-правовые документы, материалы Министерства финансов РФ, учебники, электронные ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Теоретические аспекты содержания государственного   внутреннего долга

 

    1.  Понятие и сущность государственного внутреннего долга

 

Проблема  долговой зависимости государства  и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости.

Государственный долг возникает в определенный момент функционирования государства, когда  его расходы начинают превышать  доходы, т.е. бюджетный дефицит становится хроническим явлением, а его покрытие осуществляется не эмиссионными методами, а государственными заимствованиями.

С  помощью  государственного   кредита   государство   мобилизует дополнительные     финансовые      ресурсы       для      финансирования общегосударственных расходов и  выполнения  своих  функций.  Объективная необходимость   использования  государственного   кредита    объясняется противоречиями  между растущими потребностями общества с возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета.

Следует сказать, что среди болевых проблем  современной бюджетной политики проблема государственного долга занимает особое место. Она является одной  из основных проблем российской экономики, оказывающей непосредственное влияние  как на темпы экономического роста  страны в целом, так и на направления  финансовой и бюджетной политики.

Долговые  обязательства Российской Федерации  могут быть в форме:

  • кредитов, полученных правительством Российской Федерации;
  • государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • других долговых обязательств, гарантированных правительством Российской Федерации.

Основания возникновения государственного долга:

  1. государственные заимствования, с помощью которых обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета;
  2. кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;
  3. предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения обязательств за других заемщиков.
  4. факты, когда государство принимают на себя обязательства третьих лиц;
  5. соглашения и договоры (в том числе международные), заключенные от имени Российской Федерации  о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Государственный долг подразделяется на капитальный  и текущий. Капитальный государственный  долг - вся сумма выпущенных и  непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые  должны быть, выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства  по выплате доходов кредиторам и  погашению обязательств, срок которых  наступил.

Долговые  обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Погашаются долги в установленные сроки, которые не могут превышать 30 лет.

Государственный долг – это по существу сумма  задолженностей государства 

по размещенным  и непогашенным государственным  займам (включая начисленные по ним проценты). И в зависимости от валюты, в которой размещен заем, государственный долг бывает внутренним и внешним. Соответственно внешние заимствования привлекаются в иностранной валюте, а внутренние – в рублях.


Под государственным  внутренним долгом понимаются долговые обязательства РФ как заемщика или  гаранта погашения займов другими  заемщиками перед резидентами (юридическими и физическими лицами) или нерезидентами, выраженными в валюте РФ. Внутренний долг - это долг государства своему населению.

Внутренний  долг РФ регулируется законом «О государственном  долге Российской Федерации». Он обеспечивается активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Российская Федерация  не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных  образований, если такие обязательства  не были гарантированы РФ.

Обслуживание  государственного внутреннего долга  Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями. Правительство РФ публикует ежегодно, не позднее мая текущего года, сведения о состоянии государственного внутреннего  долга за предыдущий финансовый год.

Согласно  ст.98 БК РФ в объем государственного внутреннего долга включаются:

  • основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам;
  • объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерации;
  • объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней;
  • объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерации.

Размеры и структура государственного внутреннего  долга даны в программе государственных  внутренних заимствований Российской Федерации. Программа

входит в  число документов, представляемых одновременно с проектом бюджета на очередной  финансовый год.

Политику  в отношении государственного внутреннего  долга Российской Федерации, а также  его верхний предел, устанавливаемый  при утверждении федерального бюджета  на очередной финансовый год определяют законодательные органы Российской Федерации - Государственная дума и  Совет Федерации совместно с  Центральным банком Российской Федерации.

Выступая с посланием к федеральному собранию 22 декабря 2011 г. Президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что российская экономика стала шестой по значимости в мире, экономика растет хорошими темпами, госдолг сохраняется на минимальном уровне.

 

1.2 Структура государственного внутреннего  долга РФ

 

Рынок внутреннего  долга не может считаться уникальным явлением в мировой практике –  почти все страны мира, где финансовая сфера присутствует в более или  менее оформленном виде и имеются  хотя бы приблизительные очертания  финансовых рынков, выпускают государственные  ценные бумаги. Учреждение российского  рынка внутреннего долга было призвано ликвидировать практику прямого (эмиссионного) кредитования Центробанком РФ Министерства

финансов РФ. Одновременно решалась задача создания значительного по размерам рынка государственных ценных бумаг, который характеризовался бы

высокой ликвидностью и низкими рисками федеральных  облигаций. Развитие российского рынка  внутреннего долга было непосредственно  связано с эволюцией национальной финансовой сферы, действиями денежных властей, как в области осуществления  макроэкономической политики, так и  в проведении чисто рыночных преобразований. В результате структура совокупного  денежного

предложения стала менее ликвидной, снизились  темпы инфляции, прочие сегменты национального рынка интенсивно развивались.

Структура государственного внутреннего долга  РФ включает следующие основные элементы:

  1. рыночные долговые обязательства. К ним относятся эмитированные государством свободно обращающиеся на внутреннем рынке государственные ценные бумаги. Это государственные краткосрочные облигации (ГКО); облигации федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК); государственный сберегательный заем; облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД); облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД); облигации государственного нерыночного займа (ОГНЗ); векселя Министерства финансов РФ и др.

Облигацией  признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение  от лица, выпустившего облигацию, в  предусмотренный ею срок номинальной  стоимости облигации или иного  имущественного эквивалента. Облигация  предоставляет ее держателю также  право на получение фиксированного в ней процента от номинальной  стоимости облигации либо иные имущественные права.

Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении срока вернуть и сумму долга.

Информация о работе Государственный внутренний долг Российской Федерации, его динамика и структура