Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 11:20, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучении государственного внутреннего долга Российской Федерации, его динамики и структуры.
Достижению поставленной цели подчинено решение следующих задач:
- раскрыть сущность понятия “государственный внутренний долг”;
- изучить структуру и динамику государственного внутреннего долга России;
Введение………………………………………………………………………….……..3
1 Теоретические аспекты содержания государственного внутреннего долга ….....5
1.1 Понятие и сущность государственного внутреннего долга……………….….5
1.2 Структура государственного внутреннего долга РФ…………………...……..8
1.3 Проблемы управления государственным внутренним долгом…………...…12
2 Анализ состояния государственного внутреннего долга РФ…….……………...17
2.1 Динамика объема и структуры государственного внутреннего долга…..….17
2.2 Основные направления совершенствования управления государственным внутренним долгом РФ…………………………………………………...……22
Заключение……………………………………………………………………...……..27
Список используемых источников…………………...………………..……….……29
Наименование |
Годы |
Темпы роста, % | ||||
2009 |
2010 |
2011 |
2010/2009 |
2011/2009 |
2011/2010 | |
Объем государственного внутреннего долга, млрд. руб. |
1499,82 |
2094,73 |
2940,39 |
139,67 |
196,05 |
140,37 |
Динамика объема государственного внутреннего долга РФ в 2009-2011 гг. представлена на рисунке 1.
Согласно данным диаграммы объем государственного внутреннего долга
Российской Федерации за три года вырос на 1440,57 млрд. руб. или на 56,38% и составил 2940,39 млрд. руб. на 01.01.2011 г.
Рисунок 1 - Динамика объема государственного внутреннего долга РФ за 2009-2011 гг.
Структура государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах в 2009 – 2011 годах представлена на таблице 2.2.
В результате
анализа структуры
В структуре государственного долга наибольший удельный вес за наблюдаемый период составляют: ОФЗ-АД – 2560,99 млрд. руб. (с 2009-2011 гг. снизился на 66,45 млрд. руб. или на 29%). Наименьшую часть составляют ОГВЗ 1991 г. – 0,006 млрд. руб. (показатель остался неизменным по состоянию на каждый год и составляет 0,0002 млрд. руб.). По ГСО-ФПС показатель также остался неизменным (составляет 132 млрд. руб.).
Таблица 2.2 - Структура государственного внутреннего долга Российской Федерации в 2009 – 2011гг.
Виды ценных бумаг |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Темпы роста, в процентах | ||||
2010/2009 |
2011/2010 | |||||||
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% | |||
Государственные краткосрочные обязательства (ГКО) |
- |
0 |
- |
0 |
- |
0 |
- |
- |
Облигации федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) |
- |
0 |
- |
0 |
- |
0 |
- |
- |
Облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) |
328,17 |
23,09 |
706,37 |
38,45 |
1338,59 |
54,38 |
215,25 |
189,50 |
Облигации федеральных займов с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК) |
33,83 |
2,38 |
- |
0 |
- |
0 |
- |
- |
Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) |
882,03 |
62,05 |
863,38 |
47 |
815,58 |
33,13 |
97,89 |
94,46 |
Государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой (ГСО-ППС) |
45,41 |
3,19 |
135,42 |
7,37 |
175,42 |
7,13 |
298,22 |
129,54 |
Виды ценных бумаг |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Темпы роста, в процентах | ||||
2010/2009 |
2011/2010 | |||||||
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% | |||
Государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой (ГСО-ФПС) |
132,00 |
9,29 |
132,00 |
7,18 |
132,00 |
5,36 |
- |
- |
Облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ) |
- |
0 |
- |
0 |
- |
0 |
- |
- |
Государственный валютный облигационный займ (ОГВЗ) 1991 года |
0,0002 |
0 |
0,0002 |
0 |
0,0002 |
0 |
- |
- |
Российский внутренний выигрышный облигационный займ (ОРВВЗ) 1992 года |
0,03 |
0 |
- |
0 |
- |
0 |
- |
- |
Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) |
- |
0 |
- |
0 |
- |
0 |
- |
- |
Итого внутренний долг |
1421,47 |
100 |
1837,17 |
100 |
2461,59 |
100 |
Окончание таблицы 2.2
По отдельным видам ценных бумаг (ОФЗ-ФК и ОРВВЗ 1992 г.) государственный внутренний долг был погашен в последующие годы (в 2009 г. по ОФЗ-ФК – 33,83 млрд. руб. или на 2,38% , а 2010-2011 гг. долг отсутствует; в 2009 г. ОРВВЗ 1992 г. составлял 0,03 млрд. руб., а в 2010-2011 гг. долга нет).
По ОФЗ-ПД за наблюдаемый период государственный внутренний долг вырос с 328,17 млрд. руб. на 1338,59 млрд. руб. (увеличился на 1010,42 млрд. руб. или на
31,29 %).
По ГСО-ППС за наблюдаемый период государственный внутренний долг вырос с 45,41 млрд. руб. на 175,42 млрд. руб. (увеличился на 130,01 млрд. руб.).
Динамика структуры государственного внутреннего долга на начало 2009-2011 гг. представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Динамика структуры государственного внутреннего долга за 2009-2011 гг.
По данным
диаграммы самый высокий
Существует необходимость законодательного реформирования системы
управления госдолгом Российской Федерации и первоочередного проведения необходимых мероприятий, к которым можно отнести:
Можно выделить два основных направления совершенствования управления государственным внутренним долгом РФ: усиление административного контроля за финансовыми потоками, дополненное ужесточением законодательства и осуществление системных институциональных изменений, создающих благоприятный инвестиционный климат.
Первый
путь - это осуществление
Второй
путь для России предпочтительнее.
Меры по укреплению доверия к российской
экономике должны включать в себя:
улучшение налоговой системы
и налогового администрирования; сбалансированность
бюджета; обеспечение надежной работы
банковской системы; защиту прав кредиторов
и инвесторов; прозрачность финансовой
отчетности всех предприятий и организаций;
борьба с преступностью и коррупцией,
резкое улучшение работы прокуратуры
и судебной системы; строгое соблюдение
федеральных законов на всей территории
РФ, прекращение произвола и
В области внутренних заимствований проведение долговой политики в 2010-2011 годах исходило из целей развития рынка государственных ценных бумаг. Ключевыми задачами стали повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга и сохранение оптимальных сроков заимствования (дюрации) и доходности на рынке государственных ценных бумаг.
Ситуация вокруг государственного внутреннего долга приковывает пристальное внимание со стороны специалистов. Это вызвано несколькими причинами, важнейшие из которых связаны с российской нефтью.
Во-первых,
в последнее время вся
Вторая причина - так называемый «кризисный» период с 2005 по 2008 годы.
С другой стороны, управление государственным внутренним долгом становится важной составной частью национальной экономической политики, акцент в которой в настоящее время делается на сдерживание инфляции и чрезмерного укрепления курса рубля. С этой точки зрения перетекание свободных денежных средств из частных рук в управление государством носит рациональный и оправданный характер. Но с другой стороны, стране жизненно необходимы инвестиции во все отрасли экономики, а не только сырьевую и добывающую. Как видно, проблема государственного внутреннего долга и управления им достаточно острая и дискуссионная и затрагивает всю экономику России в целом.
В случае сохранения относительно высокого уровня цен на нефть в среднесрочной перспективе ключевые позиции на рынке внутреннего долга будут занимать подконтрольные государству структуры – Сбербанк РФ и ПФР. Напротив, резкое падение цен на нефть с высокой вероятностью приведет к проблемам с исполнением государственного бюджета – в этом случае структура участников рынка может несколько измениться – увеличится доля российских частных инвесторов и внешних финансовых институтов. Однако подобные изменения будут незначительны, поскольку аккумулированные ПФР и Сбербанком РФ финансовые ресурсы столь велики, что позволяют в течение двух-трех лет сохранять структуру рынка внутреннего долга неизменной, обеспечивая при этом его расширение.
В качестве основных ресурсов рынка будут задействованы "внутренние" средства – сбережения населения и предприятий. Средства населения, аккумулируемые в Сбербанке РФ и ПФР, представляют собой достаточный потенциал для дальнейшего расширения рынка внутреннего долга.
Для дальнейшего эффективного развития рынка внутренних долговых обязательств РФ, по моему мнению - денежным властям необходимо не допускать ошибки прошлого, такие как:
- обеспечение
неоправданно высокой
- расширение рынка внутреннего долга без учета располагаемой ресурсной базы;
- стремление
увеличить срок долга без
- несогласованные
действия Центробанка и
- отказ
Центробанка страховать
- привлечение
внешних инвесторов без
- недостаточный
контроль за доходностью
Для того
чтобы последствия роста
Для того
чтобы более четко обозначить
направления совершенствования
процесса управления государственным
долгом, следует иметь в виду,
что на рынке государственного внутреннего
долга за последние годы произошли
позитивные перемены: проведена новация
по государственным ценным бумагам,
отлажена инфраструктура и нормативное
регулирование рынка
Информация о работе Государственный внутренний долг Российской Федерации, его динамика и структура