Государственный внутренний долг Российской Федерации, его динамика и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 11:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в изучении государственного внутреннего долга Российской Федерации, его динамики и структуры.
Достижению поставленной цели подчинено решение следующих задач:
- раскрыть сущность понятия “государственный внутренний долг”;
- изучить структуру и динамику государственного внутреннего долга России;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….……..3
1 Теоретические аспекты содержания государственного внутреннего долга ….....5
1.1 Понятие и сущность государственного внутреннего долга……………….….5
1.2 Структура государственного внутреннего долга РФ…………………...……..8
1.3 Проблемы управления государственным внутренним долгом…………...…12
2 Анализ состояния государственного внутреннего долга РФ…….……………...17
2.1 Динамика объема и структуры государственного внутреннего долга…..….17
2.2 Основные направления совершенствования управления государственным внутренним долгом РФ…………………………………………………...……22
Заключение……………………………………………………………………...……..27
Список используемых источников…………………...………………..……….……29

Файлы: 1 файл

1-я курсовая по финансам.docx

— 135.84 Кб (Скачать)

 

Наименование

Годы

Темпы роста, %

2009

2010

2011

2010/2009

2011/2009

2011/2010

Объем государственного внутреннего  долга, млрд. руб.

 

1499,82

 

2094,73

 

2940,39

 

139,67

 

196,05

 

140,37


 

Динамика  объема государственного внутреннего  долга РФ в 2009-2011 гг. представлена на рисунке 1.

Согласно  данным диаграммы объем государственного внутреннего долга

Российской  Федерации за три года вырос на 1440,57 млрд. руб. или на 56,38% и составил 2940,39 млрд. руб. на 01.01.2011 г.

 

 

Рисунок 1 - Динамика объема государственного внутреннего долга РФ за  2009-2011 гг.

 

Структура государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах в 2009 – 2011 годах представлена на таблице 2.2.

В результате анализа структуры государственного внутреннего долга в 2009-2011 гг. (выраженного  в государственных ценных бумагах) выявлено, что государственный внутренний долг имеет тенденцию  к росту  и увеличился с 2009 по 2011 гг. с 1421,47 млрд. руб. на 2461,59 млрд. руб.

В структуре  государственного долга наибольший удельный вес за наблюдаемый период составляют: ОФЗ-АД – 2560,99 млрд. руб. (с 2009-2011 гг. снизился на 66,45 млрд. руб. или на 29%). Наименьшую часть составляют ОГВЗ 1991 г. – 0,006 млрд. руб. (показатель остался неизменным по состоянию на каждый год и составляет 0,0002 млрд. руб.). По ГСО-ФПС показатель также остался неизменным (составляет 132 млрд. руб.).

 

 

Таблица 2.2 -  Структура  государственного  внутреннего долга Российской Федерации в 2009 – 2011гг.

 

Виды ценных бумаг

 

2009 г.

 

2010 г.

 

2011 г.

Темпы роста, в процентах

 

2010/2009

 

2011/2010

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

Государственные краткосрочные обязательства (ГКО)

 

-

 

0

 

-

 

0

 

-

 

0

 

-

 

-

Облигации федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК)

 

 

-

 

 

0

 

 

-

 

 

0

 

 

-

 

 

0

 

 

-

 

 

-

Облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД)

 

 

328,17

 

 

23,09

 

 

706,37

 

 

38,45

 

 

1338,59

 

 

54,38

 

 

215,25

 

 

189,50

Облигации федеральных займов с

фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК)

 

 

33,83

 

 

2,38

 

 

-

 

 

0

 

 

-

 

 

0

 

 

-

 

 

-

Облигации федерального займа с

амортизацией долга (ОФЗ-АД)

 

882,03

 

62,05

 

863,38

 

47

 

815,58

 

33,13

 

97,89

 

94,46

Государственные сберегательные облигации  с постоянной процентной

ставкой (ГСО-ППС)

 

 

45,41

 

 

3,19

 

 

135,42

 

 

7,37

 

 

175,42

 

 

7,13

 

 

298,22

 

 

129,54




 

 

 

 

Виды ценных бумаг

 

2009 г.

 

2010 г.

 

2011 г.

Темпы роста, в процентах

 

2010/2009

 

2011/2010

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

Государственные сберегательные облигации  с фиксированной процентной

ставкой (ГСО-ФПС)

 

 

132,00

 

 

9,29

 

 

132,00

 

 

7,18

 

 

132,00

 

 

5,36

 

 

-

 

 

-

Облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ)

 

-

 

0

 

-

 

0

 

-

 

0

 

-

 

-

Государственный валютный облигационный  займ (ОГВЗ)

1991 года

 

0,0002

 

0

 

0,0002

 

0

 

0,0002

 

0

 

-

 

-

Российский внутренний выигрышный

облигационный займ (ОРВВЗ)

1992 года

 

0,03

 

0

 

-

 

0

 

-

 

0

 

-

 

-

Облигации государственного сберегательного  займа (ОГСЗ)

 

-

 

0

 

-

 

0

 

-

 

0

 

-

 

-

Итого внутренний долг

1421,47

100

1837,17

100

2461,59

100

 



Окончание таблицы 2.2

 

По отдельным  видам ценных бумаг (ОФЗ-ФК и ОРВВЗ 1992 г.) государственный внутренний долг был погашен в последующие  годы (в 2009 г. по ОФЗ-ФК – 33,83 млрд. руб. или  на 2,38% , а 2010-2011 гг. долг отсутствует; в 2009 г. ОРВВЗ 1992 г. составлял 0,03 млрд. руб., а в 2010-2011 гг. долга нет).

По ОФЗ-ПД за наблюдаемый период государственный  внутренний долг вырос с 328,17 млрд. руб. на 1338,59 млрд. руб. (увеличился на 1010,42 млрд. руб. или на

31,29 %).

По ГСО-ППС  за наблюдаемый период государственный  внутренний долг вырос с 45,41 млрд. руб. на 175,42  млрд. руб. (увеличился на 130,01 млрд. руб.).

Динамика  структуры государственного внутреннего  долга на начало 2009-2011 гг. представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Динамика структуры государственного внутреннего долга за 2009-2011 гг.

 

По данным диаграммы самый высокий показатель в 2009 г. (по сравнению с другими годами и видами ценных бумаг) по ОФЗ-АД и составляет 62,05%; в 2010 г. тоже по ОФЗ-АД, но снизился по сравнению с 2009 г. и составил 47%; в 2011 г. самый высокий показатель по ОФЗ-ПД – 54,38%.  

 

    1. Основные направления совершенствования управления государственным внутренним долгом в РФ

 

Существует необходимость законодательного реформирования системы

управления  госдолгом Российской Федерации  и первоочередного проведения необходимых  мероприятий, к которым можно  отнести:

  • разработку и принятие Федерального закона о внесении в Бюджетный кодекс Российской Федерации по внесению поправок в части, касающейся вопросов управления государственным долгом;
  • разработку и принятие федерального закона о государственном долге Российской Федерации;
  • создание единой базы данных по государственному долгу Российской Федерации;
  • разработку и утверждение единого порядка ведения Государственной долговой книги Российской Федерации;
  • разработку критериев и механизмов оценки эффективности заемной и долговой политики.

Можно выделить два основных направления совершенствования  управления государственным внутренним долгом РФ: усиление административного контроля за финансовыми потоками, дополненное ужесточением законодательства и осуществление системных институциональных изменений, создающих благоприятный инвестиционный климат.

Первый  путь - это осуществление административных мер против стандартных схем нелегального вывоза капитала - занижения экспортных цен, невозврата валютной выручки, фиктивных  импортных контрактов с авансовой  оплатой и завышенными ценами, коррупции на таможне, расчетов через  оффшоры.

Второй  путь для России предпочтительнее. Меры по укреплению доверия к российской экономике должны включать в себя: улучшение налоговой системы  и налогового администрирования; сбалансированность бюджета; обеспечение надежной работы банковской системы; защиту прав кредиторов и инвесторов; прозрачность финансовой отчетности всех предприятий и организаций; борьба с преступностью и коррупцией, резкое улучшение работы прокуратуры  и судебной системы; строгое соблюдение федеральных законов на всей территории РФ, прекращение произвола и избирательных  привилегий со стороны региональных и местных властей.

В области  внутренних заимствований проведение долговой политики в 2010-2011 годах исходило из целей развития рынка государственных ценных бумаг. Ключевыми задачами стали повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга и сохранение оптимальных сроков заимствования (дюрации) и доходности на рынке государственных ценных бумаг.

Ситуация вокруг государственного внутреннего долга приковывает пристальное внимание со стороны специалистов. Это вызвано несколькими причинами, важнейшие из которых связаны с российской нефтью.

Во-первых, в последнее время вся российская экономика прочно посажена на «нефтяную  иглу»: как развитие экономики в  целом, так и ослабление налогового бремени поставлено в полную зависимость  от цен на энергоносители. Последние  годы благоприятной внешней конъюнктуры  попросту убаюкали правительство и  президента, в результате чего было упущено время для проведения структурных реформ, которые бы позволили  найти и использовать другие источники  для обслуживания государственного долга.

Вторая  причина - так называемый «кризисный»  период с 2005 по 2008 годы.

С другой стороны, управление государственным  внутренним долгом становится важной составной частью национальной экономической  политики, акцент в которой в настоящее  время делается на сдерживание инфляции и чрезмерного укрепления курса  рубля. С этой точки зрения перетекание  свободных денежных средств из частных  рук в управление государством носит  рациональный и оправданный характер. Но с другой стороны, стране жизненно необходимы инвестиции во все отрасли экономики, а не только сырьевую и добывающую. Как видно, проблема государственного внутреннего долга и управления им достаточно острая и дискуссионная и затрагивает всю экономику России в целом.

В случае сохранения относительно высокого уровня цен на нефть в среднесрочной перспективе ключевые позиции на рынке внутреннего долга будут занимать подконтрольные государству структуры – Сбербанк РФ и ПФР. Напротив, резкое падение цен на нефть с высокой вероятностью приведет к проблемам с исполнением государственного бюджета – в этом случае структура участников рынка может несколько измениться – увеличится доля российских частных инвесторов и внешних финансовых институтов. Однако подобные изменения будут незначительны, поскольку аккумулированные ПФР и Сбербанком РФ финансовые ресурсы столь велики, что позволяют в течение двух-трех лет сохранять структуру рынка внутреннего долга неизменной, обеспечивая при этом его расширение.

В качестве основных ресурсов рынка будут задействованы "внутренние" средства – сбережения населения и предприятий. Средства населения, аккумулируемые в Сбербанке РФ и ПФР, представляют собой достаточный потенциал для дальнейшего расширения рынка внутреннего долга.

Для дальнейшего эффективного развития рынка внутренних долговых обязательств РФ, по моему мнению - денежным властям  необходимо не допускать ошибки прошлого, такие как:

- обеспечение  неоправданно высокой доходности  государственных ценных бумаг;

- расширение  рынка внутреннего долга без  учета располагаемой ресурсной  базы;

- стремление  увеличить срок долга без учета  структуры привлеченных средств;

- несогласованные  действия Центробанка и Министерства  финансов РФ;

- отказ  Центробанка страховать иностранные  инвестиции;

- привлечение  внешних инвесторов без соответствующих  стерилизационных мероприятий;

- недостаточный  контроль за доходностью федеральных  облигаций, в том числе и  в пересчете на иностранную  валюту и другие.

Для того чтобы последствия роста внутреннего  долга для страны не стали слишком  тяжелыми правительство должно предпринимать  определенные меры по управлению долгом. Это могут быть, во-первых, инфляция, во-вторых, введение специальных налогов  и, в-третьих, секвестирование бюджета. Если государство финансирует дефицит  бюджета путем выпуска денег, то это приводит к инфляции. Она  обесценивает номинальный внутренний долг и процентные выплаты по нему. Более того, высокие темпы инфляции могут сделать процентные ставки по государственным ценным бумагам  даже отрицательными. Однако такой  ход событий может привести к  гиперинфляции, которая разрушительна для экономики страны. Получили распространение ценные бумаги с плавающей процентной ставкой, которая изменяется при изменении ставки ссудного процента или учетной ставки. Это ограничивает возможности инфляции.

Для того чтобы более четко обозначить направления совершенствования  процесса управления государственным  долгом, следует иметь в виду, что на рынке государственного внутреннего  долга за последние годы произошли  позитивные перемены: проведена новация  по государственным ценным бумагам, отлажена инфраструктура и нормативное  регулирование рынка государственных  ценных бумаг. Все это в определенной степени восстановило доверие инвесторов к рынку внутренних заимствований, привело к увеличению ликвидности  рынка и объемов размещаемых  на нем финансов.

Информация о работе Государственный внутренний долг Российской Федерации, его динамика и структура