Государственный внутренний долг Российской Федерации, его динамика и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 11:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в изучении государственного внутреннего долга Российской Федерации, его динамики и структуры.
Достижению поставленной цели подчинено решение следующих задач:
- раскрыть сущность понятия “государственный внутренний долг”;
- изучить структуру и динамику государственного внутреннего долга России;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….……..3
1 Теоретические аспекты содержания государственного внутреннего долга ….....5
1.1 Понятие и сущность государственного внутреннего долга……………….….5
1.2 Структура государственного внутреннего долга РФ…………………...……..8
1.3 Проблемы управления государственным внутренним долгом…………...…12
2 Анализ состояния государственного внутреннего долга РФ…….……………...17
2.1 Динамика объема и структуры государственного внутреннего долга…..….17
2.2 Основные направления совершенствования управления государственным внутренним долгом РФ…………………………………………………...……22
Заключение……………………………………………………………………...……..27
Список используемых источников…………………...………………..……….……29

Файлы: 1 файл

1-я курсовая по финансам.docx

— 135.84 Кб (Скачать)

Государственные краткосрочные облигации (ГКО) – именные ценные бумаги,

со сроками  обращения 3, 6 и 12 месяцев, номинал 100 рублей, выпускаются в

безбумажном виде как записи на счетах «депо». Облигации не имеют купонов. Стали выпускаться в 1993 г., основной недостаток этих ценных бумаг – короткий период их обращения (до одного года).

Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) сроком обращения 1 год. Объем выпуска – 10 трлн. руб. – разбит на транши по 1 трлн.

руб. Номинал  – 100 и 500 тыс. рублей. Выпускаются в  бланковом виде на предъявителя с  набором из четырех купонов, выплачиваемых  ежеквартально. Размер купона определяется по последней официально объявленной  ставке купонного дохода по ОФЗ-ПК плюс премия, устанавливаемая Министерством финансов РФ.

Облигации федеральных займов (ОФЗ) впервые  появились в 1995 г. Эмитентом ОФЗ  от имени РФ выступает Минфин РФ. Владельцами ОФЗ могут быть российские и иностранные юридические и  физические лица. Владелец облигаций  имеет право на получение при  их погашении суммы основного  долга (номинальной стоимости), а  также дохода в соответствии с  условиями выпуска в виде процента, начисляемого на номинальную стоимость  облигаций. Генеральным агентом  по обслуживанию выпуска облигаций  федеральных займов является ЦБ РФ. Облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) имеют срок обращения 3 года и нулевой купон.

Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) со сроками обращения 4 и 5 лет, выпускаются двенадцатью равными траншами с начислением процентного дохода начиная с 19 августа 1998 г.

Облигации государственного нерыночного займа (ОГНЗ) выпускаются в бездокументарной форме; доход выплачивается в виде процента от номинальной стоимости, которую устанавливает Министерство финансов РФ при выпуске облигаций, но не реже одного раза в год.

  1. нерыночные долговые обязательства – это обязательства, которые не могут свободно продаваться и покупаться. К ним относятся:
  • некоторые виды займов, размещенных среди населения, например целевой

заем 1990 г.; целевые  вклады и чеки на автомобили и др.;

  • целевые долговые обязательства по гарантированным сбережениям граждан

РФ;

  • задолженность Правительства РФ по кредитам, полученным от Центрального Банка РФ (например, покрытие дефицита бюджета в 1991-1994 гг.), включая задолженность по процентам;
  • задолженность предприятий отдельных отраслей, переоформленная в государственный внутренний долг (например, задолженность по агропромышленному комплексу, переоформленная в вексель Минфина РФ; задолженность предприятий текстильной промышленности Ивановской области; задолженность Пенсионному фонду и др.);
  1. государственные гарантии и поручительства, представленные федеральным правительством, субъектами РФ и муниципальными образованиями;
  1. государственный внутренний долг РФ, принятый от бывшего СССР.

Наибольшую долю в структуре  внутреннего долга занимают рыночные долговые обязательства. Они составляют около 80% всего внутреннего долга РФ.  На долю нерыночных долговых обязательств приходится примерно 18%. Причем наибольшая доля (14,5%) – это индексация вкладов населения, осуществляемая в соответствии с Федеральным законом “О восстановлении и защите сбережений граждан РФ”.

Структура современного внутреннего  долга РФ состоит:  государственных сберегательных облигаций с постоянной процентной ставкой (ГСО-ППС), государственных сберегательных облигаций с фиксированной процентной ставкой (ГСО-ФПС); облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), с фиксированным купоном (ОФЗ-ФК) и с амортизацией долга (ОФЗ-АД); государственного валютного облигационного займа (ОГВЗ) 1991 г., российского внутреннего выигрышного облигационного займа (ОРВВЗ) 1992 г.

ОФЗ-АД - это облигации федерального займа с амортизацией долга, погашение  основной суммы по которым происходит не единовременно, а частями (погашение  купонов). Размещение на рынке бумаг  с длительным сроком обращения по доходности менее 13% годовых является достижением Минфина.

Целями  выпуска государственных ценных бумаг являются:

  • финансирование текущего бюджетного дефицита;
  • погашение ранее выпущенных размещенных займов;
  • обеспечение кассового исполнения государственного бюджета;
  • обеспечение равномерного поступления налоговых платежей в течение всего финансового года;
  • финансирование целевых программ, осуществляемых местными органами власти;
  • финансовая поддержка учреждений и организаций, имеющих общенациональное экономическое и социальное значение.

Государственный внутренний долг является важным инструментом  перераспределения  доходов в обществе и мобилизации  временно доступных средств граждан  и хозяйствующих субъектов. С  его помощью государство может  регулировать многие экономические  процессы, включая уровень ссудного процента, степень инвестиционной активности и др.

Размер внутреннего долга, как  правило, не имеет каких-то четко  выраженных границ, которые можно  считать критическими. Предельный размер внутреннего долга, с одной стороны определяется возможностями государства обслуживать его, а с другой стороны, зависит от того, насколько население терпимо относится к самому факту наличия долга, готово мириться с его размерами и с тем, что государство не торопиться его погашать.

 

1.3 Проблемы управления государственным  внутренним долгом

 

Государственный долг оказывает существенное влияние  на социально – экономическую  и политическую жизнь государства, поэтому его наличие автоматически подразумевает необходимость выполнения государством функций по его управлению.

Под управлением  государственным долгом понимается совокупность действий государства  в лице его уполномоченных органов  по регулированию величины, структуры  и стоимости обслуживания государственного долга, которая может осуществляться на стратегическом и тактическом  уровне.

В условиях повышенной долговой напряженности  или долгового кризиса государство  использует следующие методы управления государственным долгом:

  • рефинансирование - погашение части государственного долга за счет вновь привлеченных средств;
  • конверсия - изменение доходности займа;
  • консолидация - превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения. Чаще всего использование этого приема связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности.
  • новация - соглашения между государством-заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора;
  • унификация - решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов;
  • отсрочка - консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам в ранее установленные сроки;
  • дефолт - отказ государства от уплаты государственного долга.

Остановимся на основных противоречиях и проблемах, с которыми столкнулась сегодня система государственных заимствований. Отметим особенности, связанные с нынешним состоянием государственного внутреннего

1. Дефицитный бюджет приводит к ускоренному росту государственного внутреннего долга.

2.  На государственный долг списывается все текущее бюджетное недофинансирование за последние шесть лет, приобретающее суррогатные формы.

3.  Отсутствует средне- и долгосрочное планирование, в том числе при подготовке проекта федерального бюджета, состава и объема государственного долга, а также графиков его погашения. Без  подобного прогноза, хотя бы на двух - трехгодичный  период,  невозможно  проводить перспективный анализ ситуации.

4. Понятия  внутреннего и внешнего долга  постепенно смыкаются. Этот процесс ускоряется при  использовании  такой  формы  заимствования,  как выпуск ценных бумаг, в  том  числе  номинированных  в  валюте.

5.  Рынок российских ценных бумаг станет цивилизованным только при увеличении числа институтов и доли долгосрочных бумаг (со сроками обращения 5-30 лет), что произойдет не ранее, чем через  два-три года. Управление государственными  пассивами  на  первом  этапе  требует обеспечения единообразного подхода к  отражению  в  бюджете  операций  с долговыми обязательствами государства.

6. Центральный банк и Минфин РФ сконцентрировали свои усилия на  узком

"облигационном"  сегменте финансового рынка.

Основными целями управления государственным  внутренним долгом Российской Федерации  являются:

  • сохранение объема государственного долга на экономически безопасном уровне;
  • сокращение стоимости обслуживания государственного долга Российской Федерации;
  • обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме по как можно более низкой стоимости на средне- и долгосрочную перспективу.

Недостатки  существующей системы  управления государственным  внутренним долгом РФ -  одними из наиболее существенных недостатков формирующейся в  России системы управления государственным  долгом является то, что упомянутая система: 1) недостаточно обеспечивает осуществление централизованной и долгосрочной политики в области управления государственным долгом и государственных заимствований; 2) не полностью обеспечивает предупреждение возможных финансовых и долговых кризисов, а также принятие оперативных мер по их преодолению; 3) носит фрагментарный и в ряде случаев противоречивый характер.

Нельзя  недооценивать негативные последствия  внутреннего долга, потому что при  определенных условиях он может стать  серьезной проблемой для экономики  страны. Рассмотрим некоторые из самых  ярких проблем. Рост внутреннего  долга опасен для страны с низким уровнем доходов, но, следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативой инвестированию свободных денежных средств в производство. Поэтому наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала. Другая опасность связана с тем, что государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с частным сектором. В результате конкуренции ставка ссудного процента повышается, что ведет к сокращению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов. Негативным последствием роста внутреннего долга является увеличение суммы процентных выплат по нему. Если в экономике наблюдается стагнация или спад производства, то процентные выплаты могут оказаться неподъемными для страны. Поэтому необходимо постоянно отслеживать динамику соотношения между внутренним долгом и объемом национального производства. Если долг растет медленнее, чем объем валового внутреннего продукта, то это означает уменьшение его доли в национальном продукте. Если же темпы роста внутреннего долга обгоняют темпы роста валового внутреннего продукта, то доля государственного долга в последнем будет увеличиваться. Чтобы при этом его последствия не стали слишком тяжелыми для экономики, правительство должно предпринять определенные меры по управлению государственным долгом.

Предполагаемую  политику правительства по замещению  внешнего долга внутренними заимствованиями  нельзя признать целесообразной в данный момент, так как она совершенно оторвана от российской действительности и не связана с существующими  реалиями. Это объясняется тем, что:

1) Всегда  есть опасность того, что с  помощью внутреннего долга будет  осуществляться финансирование  бюджета. 

2) Для  проведения эффективной политики  внутреннего заимствования должны  быть сформулированы жесткие  ограничения по использованию  привлеченных средств. Эти вопросы  регулируются в соответствии  с внутренним законодательством  страны (государство действует по  своему усмотрению). Но данные  вопросы должны регулироваться  в соответствии с международным  законодательством. 

3) Существует  целый ряд механизмов, с помощью  которых рост госдолга оказывает  влияние на уровень инфляции.

Курс  на внутренние заимствования сегодня  сомнителен и преждевременен. Принимая решения в области управления госдолгом, правительство фактически демонстрирует свое бессилие в налоговом реформировании, делая акцент на масштабном расширении внутренних заимствований. Государству проще изъять средства из экономики, лишив хозяйствующие субъекты возможности для развития, чем, проводя налоговую либерализацию, построить эффективную и стимулирующую налоговую систему, когда, развиваясь, предприятия будут сами перечислять необходимые для бюджета налоги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ состояния государственного  внутреннего долга РФ

 

2.1 Динамика объема и структуры государственного внутреннего долга

 

Объем государственного  внутреннего долга Российской Федерации в 2009 – 2011 годах представлен в таблице 2.1.

Государственный внутренний долг РФ по состоянию на 1.12.2011 г. по данным Минфина РФ составляет 4033,322 млр. руб.

Предельные  объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий  финансовый год. Предельный объем может  быть превышен Правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга.

Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2011 года установлен в сумме 3 301 795 464,0 тыс. рублей, а на 1 января 2012 года установлен в сумме 4 109 716 387,0 тыс. рублей.

 

Таблица 2.1 -  Динамика государственного  внутреннего долга Российской Федерации в 2009 – 2011гг.

Информация о работе Государственный внутренний долг Российской Федерации, его динамика и структура