Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 11:20, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучении государственного внутреннего долга Российской Федерации, его динамики и структуры.
Достижению поставленной цели подчинено решение следующих задач:
- раскрыть сущность понятия “государственный внутренний долг”;
- изучить структуру и динамику государственного внутреннего долга России;
Введение………………………………………………………………………….……..3
1 Теоретические аспекты содержания государственного внутреннего долга ….....5
1.1 Понятие и сущность государственного внутреннего долга……………….….5
1.2 Структура государственного внутреннего долга РФ…………………...……..8
1.3 Проблемы управления государственным внутренним долгом…………...…12
2 Анализ состояния государственного внутреннего долга РФ…….……………...17
2.1 Динамика объема и структуры государственного внутреннего долга…..….17
2.2 Основные направления совершенствования управления государственным внутренним долгом РФ…………………………………………………...……22
Заключение……………………………………………………………………...……..27
Список используемых источников…………………...………………..……….……29
Государственные краткосрочные облигации (ГКО) – именные ценные бумаги,
со сроками обращения 3, 6 и 12 месяцев, номинал 100 рублей, выпускаются в
безбумажном виде как записи на счетах «депо». Облигации не имеют купонов. Стали выпускаться в 1993 г., основной недостаток этих ценных бумаг – короткий период их обращения (до одного года).
Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) сроком обращения 1 год. Объем выпуска – 10 трлн. руб. – разбит на транши по 1 трлн.
руб. Номинал – 100 и 500 тыс. рублей. Выпускаются в бланковом виде на предъявителя с набором из четырех купонов, выплачиваемых ежеквартально. Размер купона определяется по последней официально объявленной ставке купонного дохода по ОФЗ-ПК плюс премия, устанавливаемая Министерством финансов РФ.
Облигации федеральных займов (ОФЗ) впервые появились в 1995 г. Эмитентом ОФЗ от имени РФ выступает Минфин РФ. Владельцами ОФЗ могут быть российские и иностранные юридические и физические лица. Владелец облигаций имеет право на получение при их погашении суммы основного долга (номинальной стоимости), а также дохода в соответствии с условиями выпуска в виде процента, начисляемого на номинальную стоимость облигаций. Генеральным агентом по обслуживанию выпуска облигаций федеральных займов является ЦБ РФ. Облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) имеют срок обращения 3 года и нулевой купон.
Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) со сроками обращения 4 и 5 лет, выпускаются двенадцатью равными траншами с начислением процентного дохода начиная с 19 августа 1998 г.
Облигации государственного нерыночного займа (ОГНЗ) выпускаются в бездокументарной форме; доход выплачивается в виде процента от номинальной стоимости, которую устанавливает Министерство финансов РФ при выпуске облигаций, но не реже одного раза в год.
заем 1990 г.; целевые вклады и чеки на автомобили и др.;
РФ;
Наибольшую долю в структуре внутреннего долга занимают рыночные долговые обязательства. Они составляют около 80% всего внутреннего долга РФ. На долю нерыночных долговых обязательств приходится примерно 18%. Причем наибольшая доля (14,5%) – это индексация вкладов населения, осуществляемая в соответствии с Федеральным законом “О восстановлении и защите сбережений граждан РФ”.
Структура современного внутреннего долга РФ состоит: государственных сберегательных облигаций с постоянной процентной ставкой (ГСО-ППС), государственных сберегательных облигаций с фиксированной процентной ставкой (ГСО-ФПС); облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), с фиксированным купоном (ОФЗ-ФК) и с амортизацией долга (ОФЗ-АД); государственного валютного облигационного займа (ОГВЗ) 1991 г., российского внутреннего выигрышного облигационного займа (ОРВВЗ) 1992 г.
ОФЗ-АД - это облигации федерального займа с амортизацией долга, погашение основной суммы по которым происходит не единовременно, а частями (погашение купонов). Размещение на рынке бумаг с длительным сроком обращения по доходности менее 13% годовых является достижением Минфина.
Целями выпуска государственных ценных бумаг являются:
Государственный внутренний долг является важным инструментом перераспределения доходов в обществе и мобилизации временно доступных средств граждан и хозяйствующих субъектов. С его помощью государство может регулировать многие экономические процессы, включая уровень ссудного процента, степень инвестиционной активности и др.
Размер внутреннего долга, как правило, не имеет каких-то четко выраженных границ, которые можно считать критическими. Предельный размер внутреннего долга, с одной стороны определяется возможностями государства обслуживать его, а с другой стороны, зависит от того, насколько население терпимо относится к самому факту наличия долга, готово мириться с его размерами и с тем, что государство не торопиться его погашать.
1.3
Проблемы управления
Государственный
долг оказывает существенное влияние
на социально – экономическую
и политическую жизнь государства,
поэтому его наличие
Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга, которая может осуществляться на стратегическом и тактическом уровне.
В условиях
повышенной долговой напряженности
или долгового кризиса
Остановимся на основных противоречиях и проблемах, с которыми столкнулась сегодня система государственных заимствований. Отметим особенности, связанные с нынешним состоянием государственного внутреннего
1. Дефицитный бюджет приводит к ускоренному росту государственного внутреннего долга.
2. На государственный долг списывается все текущее бюджетное недофинансирование за последние шесть лет, приобретающее суррогатные формы.
3. Отсутствует средне- и долгосрочное планирование, в том числе при подготовке проекта федерального бюджета, состава и объема государственного долга, а также графиков его погашения. Без подобного прогноза, хотя бы на двух - трехгодичный период, невозможно проводить перспективный анализ ситуации.
4. Понятия внутреннего и внешнего долга постепенно смыкаются. Этот процесс ускоряется при использовании такой формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте.
5. Рынок российских ценных бумаг станет цивилизованным только при увеличении числа институтов и доли долгосрочных бумаг (со сроками обращения 5-30 лет), что произойдет не ранее, чем через два-три года. Управление государственными пассивами на первом этапе требует обеспечения единообразного подхода к отражению в бюджете операций с долговыми обязательствами государства.
6. Центральный банк и Минфин РФ сконцентрировали свои усилия на узком
"облигационном" сегменте финансового рынка.
Основными целями управления государственным внутренним долгом Российской Федерации являются:
Недостатки существующей системы управления государственным внутренним долгом РФ - одними из наиболее существенных недостатков формирующейся в России системы управления государственным долгом является то, что упомянутая система: 1) недостаточно обеспечивает осуществление централизованной и долгосрочной политики в области управления государственным долгом и государственных заимствований; 2) не полностью обеспечивает предупреждение возможных финансовых и долговых кризисов, а также принятие оперативных мер по их преодолению; 3) носит фрагментарный и в ряде случаев противоречивый характер.
Нельзя
недооценивать негативные последствия
внутреннего долга, потому что при
определенных условиях он может стать
серьезной проблемой для
Предполагаемую
политику правительства по замещению
внешнего долга внутренними
1) Всегда
есть опасность того, что с
помощью внутреннего долга
2) Для
проведения эффективной
3) Существует
целый ряд механизмов, с помощью
которых рост госдолга
Курс на внутренние заимствования сегодня сомнителен и преждевременен. Принимая решения в области управления госдолгом, правительство фактически демонстрирует свое бессилие в налоговом реформировании, делая акцент на масштабном расширении внутренних заимствований. Государству проще изъять средства из экономики, лишив хозяйствующие субъекты возможности для развития, чем, проводя налоговую либерализацию, построить эффективную и стимулирующую налоговую систему, когда, развиваясь, предприятия будут сами перечислять необходимые для бюджета налоги.
2
Анализ состояния
2.1 Динамика объема и структуры государственного внутреннего долга
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации в 2009 – 2011 годах представлен в таблице 2.1.
Государственный внутренний долг РФ по состоянию на 1.12.2011 г. по данным Минфина РФ составляет 4033,322 млр. руб.
Предельные объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий финансовый год. Предельный объем может быть превышен Правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга.
Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2011 года установлен в сумме 3 301 795 464,0 тыс. рублей, а на 1 января 2012 года установлен в сумме 4 109 716 387,0 тыс. рублей.
Таблица 2.1 - Динамика государственного внутреннего долга Российской Федерации в 2009 – 2011гг.
Информация о работе Государственный внутренний долг Российской Федерации, его динамика и структура