Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:14, реферат
В работе раскрывается, что финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения. совокупность способов организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.
страховой механизм;
механизм функционирования
государственных и
бюджетный механизм;
механизм функционирования внебюджетных фондов.
Внутри каждого их перечисленных звеньев финансового механизма используются разнообразные критерии его дальнейшего деления. Например, в бюджетном механизме, в зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений, выделяют три звена:
механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты;
механизм расходования бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам;
механизм межбюджетного
распределения и
Возможна классификация по другим признакам. В соответствии с государственным устройством Российской Федерации в финансовом механизме выделяют три звена:
финансовый механизм федерации;
финансовый механизм субъектов федерации;
финансовый механизм местных органов власти.
Такое деление обусловлено
компетенцией органов государственной
власти и органов местного самоуправления
в области регулирования
По воздействию на общественное производство в составе финансового механизма выделяют следующие функциональные звенья:
механизм мобилизации и использования финансовых ресурсов;
механизм финансового
регулирования общественного
механизм финансового стимулирования общественного производства.
В составе каждого из перечисленных
механизмов используются различные
источники формирования и методы
мобилизации финансовых ресурсов, их
состав, методы распределения, формы
расходования финансовых ресурсов, принципы
организации финансово-
Количественное и качественное воздействие финансового механизма на экономику и социальную сферу
Изменение соответствующих
элементов финансового
Количественное воздействие финансового механизма выражается через объем и пропорции мобилизации субъектами хозяйствования и органами власти финансовых ресурсов и их распределения между сферами и звеньями финансовой системы государства. В зависимости от изменений соотношения объема финансовых ресурсов на централизованном и децентрализованном уровнях, величины налоговых поступлений в бюджет соответствующего уровня, размера государственных закупок, объемов финансирования организаций и отраслей экономики регулируется развитие экономики и деятельность ее субъектов, осуществляется воздействие на общественное производство, социально-культурное развитие общества, его научно-технический потенциал.
Качественное воздействие финансового механизма связано с использованием таких методов формирования и направлений использования финансовых ресурсов, форм организации финансовых отношений, которые позволяют их рассматривать в качестве стимулов развития как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом. К таким элементам финансового механизма можно отнести снижение налоговых ставок, условия предоставления налоговых льгот, установление предельного размера бюджетного дефицита, предельного объема государственного долга РФ, субъектов РФ и муниципального долга, условия предоставления бюджетных кредитов организациям различных организационно-правовых форм, порядок применения различных финансовых санкций и прочие формы и методы организации финансовых отношений стимулирующего характера.
Эффективность финансового механизма
Эффективность используемого
финансового механизма
объективная обоснованность
финансового механизма, который
должен быть сформирован с учетом
объективных закономерностей
соответствие условиям развития
экономики и методам
связь финансового механизма
с факторами производства и экономическими
интересами субъектов финансовых отношений.
Использование элементов
взаимосвязь составных элементов финансового механизма, их взаимное регулирование, которое в конечном итоге определяет последовательность осуществления финансовых операций, состав субъектов финансовых отношений, порядок их организации на практике.
Соблюдение указанных требований и подходов к организации и функционированию финансового механизма является залогом его успешного использования в ходе управления финансами на централизованном и децентрализованном уровнях.
Заключение
Таким образом, финансовый механизм
представляет собой совокупность видов,
форм организации финансовых отношений,
специфических методов
Финансовый механизм включает виды, формы, методы организации финансовых отношений и способы их количественного определения. Он состоит из таких структурных элементов, как финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение. Все элементы взаимосвязаны между собой.
Финансовый механизм является
инструментом осуществления финансовой
политики государства, регионов и муниципальных
образований. Используя различные
элементы финансового механизма, органы
власти стремятся обеспечить реализацию
целей финансовой политики, решение
ее стратегических и тактических
задач. При этом корректировка элементов
финансового механизма
Успешное проведение финансовой
политики и четкое функционирование
финансового механизма зависят
от установленных юридических
установить единые правила организации финансовых связей;
обеспечить финансовую дисциплину;
проводить единую политику в области финансов.
Формируя финансовый механизм,
государство стремится
Библиографический список
Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон : [от 31.07.1998 №145-ФЗ] // СПС Консультант-Плюс : Законодательство.
Галицкая, С. В. Деньги. Кредит. Финансы. [Текст] : учебник / под ред. Е. Ш. Качаловой. – М. : ЭКСМО, 2005. – 496 с.
Грязнова, А. Г. Финансы. [Текст] : учебник / А. Г. Грязнова, Е. В. Маркина. – М. : Финансы и статистика, 2007. – 504 с. : ил.
Финансы и кредит [Текст]: конспект лекций / под ред. Г. Н. Белоглазовой. – М. : Юрайт-Издат, 2007. – 206 с.
Фин механизм, его составные элементы и звенья
В управлении процессом функционирования
финансовых отношений общество использует
различные экономические, а также
организационно-правовые методы, формы,
стимулы и т. п.
Устанавливая способы организации финансовых
отношений, государство оформляет их в
законах и других актах нормативного характера.
Оно определяет методы распределения
валового внутреннего продукта, формы
денежных накоплений, виды платежей, принципы
и направления использования государственных
финансовых ресурсов. При этом используется
финансовый механизм, представляющий
собой совокупность методов и форм, инструментов
и рычагов воздействия на экономическое
и социальное развитие общества в процессе
осуществления распределительных и перераспределительных
финансовых отношений.
Финансовый механизм является составной
частью, важнейшей подсистемой хозяйственного
механизма государства. Его функционирование
происходит в процессе формирования, распределения
и использования разнообразных фондов
денежных средств. Учитывая наличие различных
сфер и звеньев финансовых отношений,
следует рассмотреть его составные части
в виде: финансового механизма коммерческих
предприятий и хозяйственных организаций,
финансового механизма некоммерческих
организаций и учреждений, страхового
механизма и механизма функционирования
государственных финансов. В соответствии
с территориальным делением Республики
Беларусь следует отдельно выделить финансовый
механизм республиканских и местных органов
власти. Учитывая, что в процессе кругооборота
средств в народном хозяйстве финансовые
и кредитные ресурсы тесно взаимосвязаны
и практически неразрывны, некоторые ученые-экономисты
считают необходимым рассматривать единый
финансово-кредитный механизм.
Во всех случаях каждая из рассматриваемых
сфер, с точки зрения воздействия на общественное
воспроизводство, содержит определенные
функциональные звенья (мобилизации ресурсов,
финансирование, стимулирование и т. п.),
имеющие количественную и качественную
определенность.
Количественная определенность проявляется
в сумме ресурсов, выделяемых на те или
иные цели, что является первоосновой
функционирования финансового механизма,
так как без соответствующих ассигнований
невозможно решение каких-либо задач по
развитию общества. Одновременно важно
и то, каким образом осуществлялось формирование
предоставленных ресурсов, в каких формах
и по каким каналам происходило их движение,
на каких условиях они выделялись и использовались.
Это характеризует качественную определенность
действия финансового механизма. Как известно,
свой «вклад» в современное кризисное
состояние финансов внес так называемый
затратный механизм управления производством
(оценка станков по весу, «стройки века»,
огромное незавершенное строительство
и т. п.), что приводило к распылению средств,
непроизводительному их использованию.
Функционирование финансового механизма
на основе движения финансовых ресурсов
характеризуют два метода (подсистемы)
финансового воздействия на развитие
общества: финансовое обеспечение и финансовое
регулирование. Установление их приоритетности
определяется направлениями финансовой
политики государства. При этом чем выше
уровень развития общества и его народного
хозяйства, тем значительнее роль финансового
регулирования.
Финансовое обеспечение реализуется посредством
установленной системы, которая может
осуществляться в нескольких формах: самофинансирования,
кредитования и безвозвратного финансирования.
Особое место в рыночных условиях занимает
привлечение финансовых ресурсов с помощью
акций и других ценных бумаг. Различные
формы финансового обеспечения, как правило,
применяются одновременно, путем установления
оптимального для данного этапа развития
общества соотношения между ними. Нахождение
и обоснование таких пропорций — важнейшая
задача финансовых работников всех рангов.
Количественные параметры и разнообразные
способы их определения являются наиболее
активной частью финансового механизма.
Их неоднократно подвергают корректировке,
учитывая изменения в условиях производства
и задач, стоящих на данном этапе перед
Республикой Беларусь. Как известно, в
последние годы неоднократно изменялись
ставки налога на добавленную стоимость,
акцизы и другие налоговые платежи.
Финансовое регулирование как метод финансового
воздействия связано с регламентированием
распределительных отношений в обществе
в целом, в отраслях народного хозяйства,
на предприятиях различных форм собственности.
Поскольку финансы выражают распределительные
отношения, то и содержание финансовых
методов регулирования различных сторон
развития общества заключается в том,
что они по сути являются конкретными
формами, способами распределения, основывающимися
на сальдовом и налоговом методах.
Сальдовый метод предполагает осуществление
распределения доходов по элементам с
выделением итогового (сальдового) остатка.
Промежуточные элементы при этом методе
определяются на основе специальных расчетов.
При налоговом методе сумма дохода распределяется
по нормативам (ставкам, срокам), устанавливаемым
законом для отдельных элементов. Каждому
из них в системе распределительных отношений
придается определенное целевое назначение
в виде закрепленных за ними функций (налог
на прибыль, налог на добавленную стоимость,
акцизы, амортизационные отчисления и
т. п.).
Финансовое обеспечение и финансовое
регулирование, равно как и каждая сфера,
а также звенья взаимосвязаны и взаимозависимы.
Однако их функционирование осуществляется
относительно самостоятельно, что требует
согласования и увязки всех составляющих
финансового механизма.
Функционирование финансового механизма
обеспечивается через определенные организационные
структуры. К ним относятся: правовое регламентирование,
планирование (прогнозирование) и управление.
Правовое регламентирование, заключающееся
в разработке и принятии законодательных
актов по организации финансовой деятельности,
осуществляют органы государственной
власти. Так, Президент Республики Беларусь
издает законы о налогах, о бюджете на
соответствующий финансовый год и другие
подобные документы. Министерство финансов,
местные финансовые и налоговые органы
на основе действующего законодательства
и постановлений Совета Министров Республики
Беларусь разрабатывают инструкции и
другие материалы, позволяющие в пределах
предоставленной им компетенции устанавливать
единые правила организации финансовой
деятельности, обеспечивающие соблюдение
финансовой дисциплины, проведение финансовой
политики, отвечающей современному состоянию
экономического развития белорусского
государства.
Объектом финансового планирования является
финансовая деятельность субъектов хозяйствования
и государства, а результатом — составление
различных видов финансовых планов и прогнозов,
бизнес-планов. Конкретные задачи финансового
планирования определяются финансовой
политикой.
Управление финансами осуществляется
специальным аппаратом с помощью особых
приемов и методов, в том числе стимулов,
имеющих две стороны — поощрение и санкции.
В современных условиях хозяйствования
особо важное значение имеет усиление
научного обоснования управленческих
решений по финансам, учет опыта государств,
осуществляющих свою деятельность в условиях
рыночного хозяйства.
Схематически финансовый механизм хозяйствующих
субъектов можно представить в следующем
виде .
С созданием современной экономической
модели, как известно, изменились методы
финансового воздействия на развитие
народного хозяйства. Вместо централизованного
управления всей финансовой деятельностью
хозорганов, строго регламентировавшего
состав фондов, пропорций, условий их образования
и использования посредством установления
плановых заданий, норм, нормативов и т.
п., используются разнообразные косвенные
финансовые инструменты. С их помощью,
а следовательно, при активном участии
финансового механизма, в народном хозяйстве
регулируется общий уровень финансовых
ресурсов, монопольная и внешнеэкономическая
деятельность, обеспечивающая необходимость
соблюдения правовой и договорной дисциплины,
стимулирование развития производства,
совершенствование хозяйственной деятельности
в республике.
Наряду с действием финансового механизма
в производственной сфере коммерческой
деятельности важное значение имеет его
организация и в непроизводственной сфере.
Причем здесь его формы подверглись особенно
существенной перестройке, направленной
на более полное удовлетворение потребностей
граждан в квалифицированном социально-культурном
обслуживании. Перестройка финансового
механизма в этой сфере позволила расширить
самостоятельность в использовании находящихся
в распоряжении учреждений и организаций
финансовых средств: полученных от продажи,
сдачи в аренду, обмена зданий, сооружений,
транспортных средств, инвентаря; от перевода
большого числа учреждений и организаций
на платные начала их функционирования;
пересмотра в сторону увеличения тарифов
на оказываемые услуги и т. п.
Действующий финансовый механизм в отраслях
социально-культурного обслуживания характерен
сочетанием бюджетного финансирования
с развитием платных услуг. Произошла
и перестройка системы бюджетного финансирования
— переход на нормативный метод покрытия
затрат, предусматривающий возмещение
потребностей учреждений и организаций,
финансируемых из бюджета на основе нормативов,
определенных из расчета социальных расходов
на одного жителя или других показателей.
Отменена и ранее действующая жесткая
регламентация использования бюджетных
ассигнований. Осуществлен переход от
выделения средств из бюджета по отдельным
статьям расходов к их финансированию
по нормативам, комплексно отражающим
целевую направленность деятельности
этих учреждений и организаций (с сохранением
выделения средств на некоторые статьи).
Денежные средства, поступившие из всех
источников, образуют фонд финансовых
ресурсов, используемый на
нужды учреждения (заработная плата, фонды
экономического стимулирования, расчеты
с другими организациями, банками и т.
п.). Остатки не используемых за год средств
остаются в распоряжении организаций,
учреждений.
Для реализации финансовой
политики, успешного ее проведения
в жизнь используется финансовый
механизм. Он представляет собой совокупность
способов организации финансовых отношений,
применяемых обществом в целях
обеспечения благоприятных
Структура
финансового механизма
довольно сложна. В
нее входят различные
элементы, соответствующие
разнообразию финансовых
отношений. Государство
в лице его исполнительных
и законодательных
органов власти на
основе тщательного
изучения действия экономических
законов, закономерностей
развития финансов,
задач экономической
и финансовой политики
устанавливает методы
распределения общественного
продукта, национального
дохода, формы денежных
накоплений, предусматривает
виды платежей, определяет
принципы и направления
использования государственных
финансовых ресурсов
и т.д. Для эффективного
использования финансов
большое значение
имеет осуществление
планирования и прогнозирования,
нормативное оформление
применяемых способов
организации финансовых
отношений (налогов,
расходов и пр.), контроль
за правильностью
применения различных
видов, форм и методов
финансовых отношений.
В зависимости от
особенностей отдельных
подразделений общественного
хозяйства и на основе
выделения сфер и звеньев
финансовых отношений
финансовый механизм
подразделяется на финансовый
механизм предприятий
и хозяйственных организаций,
страховой механизм,
а также механизм функционирования
государственных финансов.
В свою очередь, каждая
из этих сфер включает
отдельны структурные
звенья. Например, механизм
государственных финансов
подразделяется на бюджетный
и механизм функционирования
внебюджетных фондов.
В соответствии с территориальным
делением можно выделить
финансовый механизм
государства и местных
органов власти. При
рассмотрении финансового
механизма с точки зрения
его воздействия на
общественное воспроизводство
выделяются его функциональные
звенья: мобилизация
ресурсов, финансирование,
стимулирование и т.д.
Внутренняя увязка
составных (структурных
и функциональных) звеньев
финансового механизма
является важным условием
его действенности.
Сочетание элементов
финансового механизма -
форм, видов, методов
организации финансовых
отношений образует "конструкцию
финансового механизма",
которая приводится
в движение путем установления
количественных параметров
каждого его элемента,
т.е. определения ставок
и норм изъятия, объема
фондов, уровня расходов
и пр.
Деятельность государства
в области финансов
осуществляется по определенным
правилам, с соблюдением
установленных норм.
Введение юридических
норм позволяет установить
единые правила организации
финансовых связей,
защитить экономические
интересы общества,
коллективов предприятий
и отдельных граждан.
Соблюдение правовых
норм обеспечивает строгую
финансовую дисциплину,
позволяет проводить
единую политику в области
финансов.
Неудовлетворительное
состояние законодательства
сдерживает хозяйственную
инициативу, тормозит
общественное развитие.
Разногласия в правовом
регулировании оборачиваются
издержками в экономике,
негативными социальными
и нравственными последствиями.
Формируя финансовый
механизм, государство
стремиться обеспечить
его наиболее полное
соответствие требованиям
финансовой политики
того или иного периода,
что является залогом
полноты реализации
ее целей и задач. При
этом сохраняется постоянное
стремление к наиболее
полной увязке финансового
механизма и его отдельных
элементов с личными
и коллективными интересами,
что является залогом
эффективности финансового
механизма.
Информация о работе Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики