Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:01, лекция

Краткое описание

В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений – агент государства (финансы государственных предприятий).

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 23.54 Кб (Скачать)

Финансовый  механизм и его роль в реализации финансовой политики

Для реализации финансовой политики используется финансовый механизм, который представляет собой  совокупность способов организации  финансовых отношений, применяемых  обществом в целях обеспечения  благоприятных условий для экономического и социального развития. Финансовый механизм включает в себя виды, формы  и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.

Формируя  финансовый механизм, государство стремится  обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, при этом сохраняется  постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и  его интересов, что является залогом  эффективности финансовой политики.

Структура финансового  механизма достаточно сложна. К элементам  финансового механизма относятся  финансовые ресурсы, методы их формирования, система законодательных норм и  нормативов, которые используются при  определении доходов и расходов государства, организации бюджетной  системы, финансов предприятий и  рынка ценных бумаг. Сочетание элементов  финансового механизма образует конструкцию финансового механизма, которая приводится в движение путем  установления количественных параметров каждого элемента.

Финансовый  механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается  для финансовых отношений, в которых  непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы  бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

В этом случае государством детально разрабатывается  вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его  участников. В ряде случаев директивный  финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно  не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных  ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений – агент государства (финансы государственных предприятий).

Регулирующий  финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо  интересы государства. Такая разновидность  финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных  финансовых отношений на частных  предприятиях. В этом случае государство  устанавливает общий порядок  использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после  уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.

Управление  финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную  с практическим использованием финансового  механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль.

Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий  финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических  лиц и граждан.

Финансовый  механизм, его роль в реализации финансовой политики

Реализация  целей и задач финансовой политики осуществляется с помощью применения различных приемов организации финансовых отношений на централизованном и децентрализованном уровнях, которые в совокупности определяют содержание механизма достижения целей и задач финансовой политики или финансового механизма.

Финансовый  механизм совокупность видов, форм организации  финансовых отношений, специфических  методов формирования и использования  финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

Вид организации  финансовых отношений является исходным, первичным элементом финансового  механизма, поскольку определяет способ их выражения и проявления в соответствующих  финансовых ресурсах. В финансовой науке выделяют виды финансовых ресурсов, каждый из которых является результатом  распределительного процесса как на макроуровне, так и при формировании денежных доходов и накоплений в  рамках отдельной организации. На практике в сфере государственных и муниципальных финансов в процессе мобилизации доходов в бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления и бюджеты государственных внебюджетных фондов используются конкретные виды налоговых платежей (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, НДС, акцизы и т.д.) и виды неналоговых поступлений (дивиденды по акциям, принадлежащим государству, проценты по бюджетным кредитам, суммы пени и штрафов за нарушение бюджетного законодательства и т.д.). В ходе предоставления бюджетных средств используются конкретные виды бюджетных расходов на финансирование соответствующих отраслей экономики, на содержание аппарата управления, на реализацию целевых программ, на обслуживание долговых обязательств субъектов власти на всех уровнях бюджетной системы РФ и прочие расходы. В сфере финансов субъектов хозяйствования примерами видов финансовых ресурсов коммерческих организаций являются взносы учредителей в денежной форме в уставный (складочный) капитал организации, прибыль, амортизационные отчисления, а некоммерческих организаций доходы от оказания платных услуг, доходы от сдачи имущества в аренду, взносы учредителей, членские взносы и т.д.

Под формой организации финансовых отношений  понимается внешний порядок их организации, т. е. установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования  финансовых ресурсов и условий его  реализации на практике. В ходе организации  бюджетных отношений используются различные формы расходов бюджетов (ст. 69 БК РФ), формы поступления средств в процессе межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, дотации, субвенции и др.). При формировании налоговых доходов бюджета в порядок их образования будут включаться регламентируемые нормами налогового права источник уплаты налога и налоговая база, процентные ставки, система налоговых льгот и санкций, а также порядок уплаты налога. На макроуровне используются различные формы финансового обеспечения воспроизводственного процесса: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.

Методами  организации финансовых отношений  в финансовой науке называются способы  формирования финансовых ресурсов и  практического осуществления операций, связанных с финансами. Можно  выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов:

финансовый  метод используется для формирования финансовых ресурсов преимущественно  на безвозвратной и безвозмездной  основе. Финансовым методом, как правило, формируются собственные финансовые ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций (аккумулирование членских взносов в некоммерческих организациях соответствующих организационно-правовых форм; формирование амортизационных отчислений и прибыли в коммерческих организациях происходит на безвозмездной и безвозвратной основах);

метод кредитования связан с предоставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности. На макроуровне этот метод используется в ходе предоставления бюджетных кредитов и бюджетных  ссуд другому бюджету (ст. 6 БК РФ), а  на микроуровне — при получении  юридическими лицами кредитов банков, бюджетных кредитов (ст. 76 77 БК РФ), налоговых  кредитов, доходов в результате выпуска  долговых ценных бумаг коммерческими  организациями;

налоговый метод  подразумевает аккумулирование  денежных средств для финансового  обеспечения деятельности государства  и (или) муниципальных образований  в форме денежных платежей (налогов) юридических и физических лиц  на обязательной, принудительной и  безвозмездной основах. В условиях функционирования рыночной экономики налоговый метод является преобладающим при формировании финансовой базы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Однако при его использовании следует обеспечивать необходимый баланс между объемом аккумулируемых с помощью налогов финансовых ресурсов на макроуровне и размером финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении организаций и населения с целью обеспечения финансовой устойчивости организаций и финансовой защиты населения от различных экономических и социальных рисков;

страховой метод  предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых  взносов. Его использование в  рыночной экономике, характеризующейся  проявлением многих элементов стихийности  в ходе ее функционирования, непосредственно  связано с особенностями осуществления  финансовой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда  возрастает возможность наступления  непредвиденных событий в социально-экономической  жизни общества. В этой ситуации страховые фонды, созданные в  денежной форме, позволяют обеспечить устойчивое функционирование экономики  и социальной сферы при наступлении  различного рода непредвиденных событий, имеющих негативное влияние на финансово-хозяйственную  деятельность субъектов хозяйствования, бюджетную систему государства  и социальное обеспечение населения.

Методы практического  осуществления операций, непосредственно  связанных с формированием и  использованием финансовых ресурсов, которые также входят в состав финансового механизма, можно рассматривать  в разрезе отдельных функциональных элементов управления финансами (методы финансового планирования и прогнозирования, методы оперативного управления финансами, методы финансового контроля).

Способы количественного  определения параметров финансового  механизма, имеющих мерные характеристики (налоговые ставки, объем каждого  вида финансовых ресурсов в фондовой и не фондовой форме, объем бюджетных  ассигнований и прочие количественные параметры), являются наиболее мобильной  частью финансового механизма. К  способам количественного определения  параметров финансового механизма  относятся способы исчисления бюджетных  доходов, способы определения необходимого объема финансовой помощи соответствующим  бюджетам, способы начисления амортизации  и т.п. Необходимость их постоянного  изменения и совершенствования  диктуется переменой государственного устройства, состава финансовых полномочий на соответствующем уровне управления, методов хозяйствования, условий  экономического и социального развития государства и прочими факторами. Такие изменения, как правило, обусловлены  целями и задачами финансовой политики государства на современном этапе.

Финансовый  механизм является инструментом осуществления  финансовой политики государства, регионов и муниципальных образований. Используя  различные элементы финансового  механизма, органы власти стремятся  обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее стратегических и тактических задач. При этом корректировка элементов финансового  механизма происходит путем изменения  соответствующих норм финансового  права, в которых установлены  четкие правила функционирования каждого  структурного элемента финансового  механизма. Таким образом, перестройка  финансового механизма в соответствии с ходом экономического и социального  развития государства обязательно  регламентируется соответствующими нормативно-правовыми  документами.

 Финансовый  механизм включает множество  взаимосвязанных, соединенных между  собой элементов, соответствующих  разнообразию финансовых отношений  в обществе. С целью их упорядочения, структурирования, приведения в  определенную систему финансовый  механизм принято классифицировать по различным признакам.

В зависимости  от состава сфер и звеньев финансовой системы, функционирование которых  обеспечивает финансовый механизм, он включает финансовый механизм субъектов  хозяйствования (в его состав входят финансовый механизм коммерческих организаций, финансовый механизм некоммерческих организаций  и финансовый механизм предпринимателей индивидуальных) и механизм государственных  и муниципальных финансов (включает бюджетный механизм и финансовый механизм функционирования государственных  внебюджетных фондов).

 

Внутри каждого  их перечисленных звеньев финансового  механизма используются разнообразные  критерии его дальнейшего деления. Так, например, в бюджетном механизме, в зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений, выделяют три звена: механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты; механизм расходования бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам; механизм межбюджетного распределения и перераспределения денежных средств.

В соответствии с государственным устройством  Российской Федерации в финансовом механизме выделяют три звена: финансовый механизм Российской Федерации, финансовый механизм субъектов РФ и финансовый механизм органов местного самоуправления. Такое деление обусловлено компетенцией органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования финансовых отношений, регламентируемой Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ (БК РФ) и Налоговым кодексом РФ (НК РФ).

По воздействию  на общественное производство в составе  финансового механизма выделяют следующие функциональные звенья: механизм мобилизации и использования  финансовых ресурсов, механизм финансового  регулирования общественного производства, механизм финансового стимулирования общественного производства.

В составе  каждого из перечисленных механизмов используются различные источники  формирования и методы мобилизации  финансовых ресурсов, их состав, методы распределения, формы расходования финансовых ресурсов, принципы организации  финансово-хозяйственной деятельности и построения финансовых отношений. Учитывая эти особенности, можно  регулировать воздействие отдельных  элементов финансового механизма  на общественное производство и его  конкретные сферы, инициировать ускорение  развития соответствующих отраслей экономики, видов деятельности, добиваясь  в конечном итоге реализации целей и задач финансовой политики.

Информация о работе Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики