Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:14, реферат

Краткое описание

В работе раскрывается, что финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения. совокупность способов организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 520.83 Кб (Скачать)

2) Финансовый механизм - инструмент финансовой политики, представляющий собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. 
В зависимости от степени регулирования со стороны государства финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий. 
Директивный связан с отношениями, в которых непосредственно участвует государство (налоги, государственный кредит, бюджетный процесс и т. д.). Регулирующий определяет основные направления функционирования финансовых отношений, не затрагивающих напрямую интересы государства (организация внутрихозяйственной деятельности на предприятиях). 
Финансовый механизм можно представить в виде совокупности механизмов функционирования отдельных звеньев финансовой системы: "функционирование бюджетного механизма; 
механизм функционирования финансов предприятий, учреждений и организаций; 
механизм функционирования внебюджетных фондов; 
механизм функционирования местных финансов; 
функционирование страхового механизма; 
механизм функционирования финансового рынка. Для обеспечения стабильного и эффективного функционирования финансового механизма государства первостепенное значение имеет правовая регламентация форм и норм финансовых отношений. Они являются источником и регулятором финансовой системы. На основании их можно проследить механизм функционирования финансовой системы, понять, как аккумулируются, распределяются и перераспределяются финансовые ресурсы. 
Оценка качества работы финансового механизма происходит в соответствии с его адекват- 
Управление финансами - это деятельность, связанная с проведением общей финансовой политики государства, направленная на сбалансированность финансовой системы. 
Общее управление финансами возложено на Федеральное Собрание и 2 его палаты - Государственную Думу и Совет Федерации. Оперативное управление осуществляет финансовый аппарат. 
Задачи Государственной Думы и Совета Федерации: 
рассмотрение и утверждение федерального бюджета России и утверждение отчета о его исполнении; 
рассмотрение законов о налогах, сборах и обязательных платежах; 
установление предельного размера государственного внутреннего и внешнего долга. Министерство финансов организует и обеспечивает: 
разработку и реализацию стратегических направлений финансовой политики; 
составление проекта и исполнение федерального бюджета; 
разработку предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы, страховой деятельности, формированию и развитию рынка ценных бумаг; 
осуществляет выпуск государственных внутренних и внешних займов; 
осуществляет контроль за бюджетными учреждениями; 
разрабатывает методологическое обеспечение финансовой отчетности в стране; 
финансирует сферы деятельности. 
Задачи оргструктуры Министерства финансов: 
1) бюджетный департамент (составляет проект фе- I дерального бюджета) ; 
• 2) отраслевые департаменты финансирования про- I мышленности, строительства, транспортных си- I стем и связи, сельского хозяйства и т. д.; уЗ)департамент иностранных кредитов и внешнего ч/ долга; X

Финансовое  планирование - продукт  финансовых исследований, которыми занимается наука. Планирование как элемент управления есть лучшее средство финансовой политики. Оно позволяет плавно и незаметно совершать крупные хозяйственные перемены.Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом - составление финансовых планов, начиная от смет отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства. 
В каждом плане определяются доходы и расходы на определенный период, связи со звеньями финансовой и кредитной систем. Задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов роста доходов, экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами и др. 
Методы финансового планирования: "автоматический. Этот метод является примитивным методом и, как правило, используется при нехватке времени; 
статистический (складываются расходы за предыдущие годы и делятся на количество предыдущих лет); 
нулевой базы (все позиции должны рассчитываться с самого начала. Метод учитывает реальные потребности и увязывает их с возможностями). Рыночная экономика опирается на сферу обмена, через которую осуществляются реализация товароь и услуг и признание общественно необходимых затрат, произведенных при их производстве и реализации. Господствующим и определяющим способом связи в процессе производства и реализации товаров и услуг выступает рынок со своим механизмом, включающим деньги, цену, закон стоимости, закон спроса и предложения. Такая природа рыночного механизма определяет функционирование в нем прогнозного метода определения результатов производства и обмена, но с элементами планирования. 
Финансовый план - системная совокупность мероприятий материального опосредования функционирования государства. Он составляется на срок от 1 до 5 лет и входит в бюджет. По форме финансовый план представляет собой изложение целей, цифр и организационных предложений на планируемый период. На предприятии планирование основывается на учете закона стоимости, при этом планирование выступает как экономическая категория. 
Важнейшим принципом планирования является принцип непрерывности, который применяется в том смысле, что планировщик вносит коррективы в план ежегодно. Гибкость планов должна обеспечивать их жизнеспособность, а финансовая техника придумала принцип «скользящего бюджета». Этот принцип применяется для большинства расходов, особенно при расчете государственных ассигнований. В этих бюджетах (составляемых на 5 лет) есть определенные понятия в виде цифр по годам: 
цифра второго года - твердая; 
цифра третьего года - относительно твердая; 
цифра четвертого года - предварительная; 
цифра пятого года - приблизительная. 
Методы планирования: 1 )экстраполяция; 
нормативный; 
математического моделирования; 
балансовый. 
департамент налоговых реформ; 
департамент государственных ценных бумаг и финансового рынка;

Главное управление федерального казначейства (кассовое исполнение бюджета). 
Методы управления финансами 
Экономические: фискальная политика; финансовое планирование; координация финансовых ресурсов; 
4 финансовое регулирование. 
Фискальная политика - это меры со стороны правительственных органов по изменению порядка налогообложения и структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику для изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. 
Объектом финансового планирования является формирование и распределение доходов и накоплений, использование различных фондов денежных средств. На общегосударственном и региональном уровнях оно реализуется как бюджетное планирование, а на уровне хозяйствующего звена - как финансовый план предприятия. 
Координация финансовых ресурсов на общегосударственном уровне осуществляется через систему дотаций различным звеньям бюджетной системы и посредством субвенциального финансирования. 
Финансовое регулирование осуществляется в виде регламентации использования финансовых ресурсов. 
Административные: 
1 )система амортизационных отчислений; 
система финансовых санкций. Финансовый менеджмент осуществляет: 
1)планирование и прогнозирование финансовой 
деятельности предприятия; 2j принятие решений по инвестированию средств; 
координацию финансовой деятельности всех подразделений; 
проведение операций на финансовом рынке. 
ностью современным интересам общества, со способностью его достигать поставленных целей и решать конкретные задачи. f 
Структура финансового механизма включает в себя: 
финансовое регулирование; 
финансовое стимулирование; 
финансовые рычаги; 
нормативное и правовое обеспечение; 
информационное обеспечение. Финансовое регулирование представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. 
Финансовое стимулирование является одним из методов регулирования народно-хозяйственных пропорций. 
Финансовые рычаги представляют собой приемы, О при которых финансы воздействуют на экономику у— государства и прежде всего на его нижнее звено - предприятия. 
Правовое и нормативное обеспечение включают в себя: 
законы (Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, Единую бюджетную классификацию, Закон о госбюджете и пр.); 
указы Президента РФ (по налогообложению); 
постановления Правительства РФ; 
приказы и письма министерств и ведомств; 
устав юридического лица.' 
Механизм финансового регулирования дает возможность государству сформировать такие условия для субъектов финансового механизма, которые бы принудили их действовать в соответствии с необходимыми для общества направлениями. Такое регулирование проводится с помощью инструментов фискальной, бюджетной, налоговой политики и др.

 

Элементы финансового  механизма и основные инструменты  финансовой политики

----->Приобрести эту работу!<-----

Для успешной реализации финансовой политики используется финансовый механизм, который представляет собой совокупность видов, форм и методов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития. 
Структура финансового механизма довольно сложна. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. Именно множественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества видов, форм и методов их организации (элементов финансового механизма). Государство в лице его исполнительных и законодательных органов власти на основе тщательного изучения действия экономических законов, закономерностей развития финансов, задач экономической и финансовой политики устанавливает методы распределения общественного продукта, национального дохода, формы денежных накоплений, предусматривает виды платежей, определяет принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов и т.д. Для эффективного использования финансов большое значение имеют осуществление планирования и прогнозирования, нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений. 
В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, а также механизм функционирования государственных финансов. В свою очередь каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья. Например, механизм государственных финансов подразделяется на бюджетный и механизм функционирования внебюджетных фондов. В соответствии с территориальным делением можно выделить финансовый механизм Российской Федерации, субъектов, входящих в состав Федерации, местных органов власти. При рассмотрении финансового механизма с точки зрения его воздействия на общественное воспроизводство определены его функциональные звенья: мобилизация ресурсов, финансирование, стимулирование и т.д. 
Каждая сфера и отдельное звено финансового механизма являются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем сферы и звенья функционируют относительно самостоятельно. Это обстоятельство вызывает необходимость постоянного согласования составляющих финансового механизма. Внутренняя увязка структурных и функциональных звеньев финансового механизма является важным условием его действенности. 
Сферы и звенья финансового механизма отличаются степенью сложности и разветвленности отдельных элементов. Например, для бюджетного механизма характерны система из многих видов налогов, наличие разнообразных направлений использования средств и методов финансирования. На предприятиях и в организациях определяется соотношение между отдельными формами денежных накоплений, распределяется прибыль, формируются и используются фонды. В страховых организациях широко развита система резервных фондов. 
Сочетание элементов финансового механизма (форм, видов, методов организации финансовых отношений) образует «конструкцию финансового механизма», которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого его элемента, т.е. определения ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и пр. Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее мобильной частью финансового механизма. Они чаще подвергаются корректировке, чутко реагируют на изменение условий производства и задач, стоящих перед обществом. Например, неоднократно менялись способы распределения прибыли и пропорции ее деления между предприятием и государством, корректировались ставки налога с оборота, НДС и др. 
Деятельность государства в области финансов осуществляется по определенным правилам, с соблюдением установленных норм. Введение юридических норм в область финансов имеет большое значение для успешного проведения финансовой политики, четкого функционирования финансового механизма. 
Государство, устанавливая способы организации финансовых отношений, закрепляет их в соответствующих актах, издает законы. Министерство финансов РФ и территориальные (в составе России) финансовые и налоговые органы на основе действующего законодательства и постановлений Правительства РФ разрабатывают в пределах своей компетенции инструкции по исчислению и взиманию платежей, нормативные акты о правилах предоставления средств физическим и юридическим лицам и т.д. 
Введение юридических норм позволяет установить единые правила организации финансовых связей, защитить экономические интересы общества, коллективов предприятий и отдельных граждан. Соблюдение правовых норм обеспечивает страховую финансовую дисциплину, позволяет проводить единую политику в области финансов. Таким образом, право, являясь инструментом оформления и проведения финансовой политики, оказывает активное, но опосредованное (через финансовую политику и финансовый механизм) влияние на экономическое развитие. 
В современных условиях, когда вносятся кардинальные изменения во все сферы жизни общества, важно обеспечить своевременное решение законодательных проблем. Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными социальными и нравственными последствиями. 
Формируя финансовый механизм, государство стремится обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, что является залогом полноты реализации ее целей и задач. При этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и его отдельных элементов с личными и коллективными интересами, что является залогом эффективности финансового механизма. 
Финансовый механизм — наиболее динамичная часть в финансовой политике. Изменения в финансовом механизме происходят в связи с решением различных тактических задач, поэтому он чутко реагирует на все изменения в текущем социально-экономическом состоянии общества. 
Различают два типа финансового механизма — директивный и регулирующий. 
Директивный тип предусматривает детальную проработку всей системы организации финансовых отношений, в которых участвует государство: налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. Он декларирует обязательность установленных форм, видов и методов действий для всех субъектов финансовых отношений. В некоторых случаях директивный финансовый механизм распространяется и на финансовые отношения, в которых государство непосредственно не участвует, но которые имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (например, рынок корпоративных ценных бумаг). 
Регулирующий тип финансового механизма применяется в сфере финансов, где интересы государства прямо не затрагиваются, и предусматривает установление только основных правил использования финансовых ресурсов, остающихся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования. 
 
Материал взят из учебного пособия Финансовая политика России / под. ред. Р. А. Набиева, Г. А. Тактарова, Арыкбаева Р. К. – М.: Финансы и статистика, 2008.


 

 

2.2. Финансовый  механизм, его состав и структура

К оглавлению

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16  
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33  
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50  
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 

Практическое  воплощение финансовая политика находит  в финансовых мероприятиях государства, которые реализуются через финансовый механизм. Он представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений  применяемых обществом в целях  обеспечения благоприятных условий  для экономического развития. Финансовый механизм включает виды, формы и  методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.

Структура финансового механизма довольна сложна. В нее входят различные  элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. Именно множественность  финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества видов, форм и методов их организации (элементов  финансового механизма).

Государство в лице его исполнительных и законодательных  органов власти устанавливает методы распределения общественного продукта, национального дохода, формы денежных накоплений, предусматривает виды платежей, определяет принципы и направления  использования государственных  финансовых ресурсов и т.д.

Для эффективного использования финансов большое значение имеет осуществление  финансового планирования и прогнозирования. Нормативное оформление применяемых  способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных  видов, форм и методов финансовых отношений. Таким образом, основными  звеньями (элементами) финансового  механизма является:

– финансовое планирование и прогнозирование;

– финансовые показатели, нормативы и  лимиты;

– управление финансами;

– финансовые рычаги и стимулы;

– финансовый контроль;

В зависимости  от особенностей отдельных подразделений  общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев  финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных  организаций, страховой механизм, механизм функционирования государственных финансов и т.п. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья. Например, механизм государственных финансов подразделяется на бюджетный и механизм функционирования внебюджетных фондов и т.д.

Каждая  сфера и отдельное звено финансового  механизма являются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны  и взаимозависимы. Вместе с тем  сферы и звенья функционируют  относительно самостоятельно, что вызывает необходимость постоянного согласования составляющих финансового механизма. Внутренняя увязка составных звеньев  финансового механизма является важным условием его действенности.

Информация о работе Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики