Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:14, реферат

Краткое описание

В работе раскрывается, что финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения. совокупность способов организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 520.83 Кб (Скачать)

 

    4. Система финансовых инструментов состоит из следующих контрактных обязательств, обеспечивающих механизм реализации отдельных управленческих решений предприятия и фиксирующих его финансовые отношения с другими экономическими объектами:

  • Платежные инструменты (платежные поручения, чеки, аккредитивы и т.п.).
  • Кредитные инструменты (договоры о кредитовании, векселя и т.п.).
  • Депозитные инструменты (депозитные договоры, депозитные сертификаты и т.п.).
  • Инструменты инвестирования (акции, инвестиционные сертификаты и т.п.).
  • Инструменты страхования (страховой договор, страховой полис и т.п.).
  • Прочие виды финансовых инструментов.

 

    На основе всего изложенного можно сказать, что эффективный механизм финансового менеджмента позволяет в полном объеме реализовать стоящие перед ним цели и задачи, способствует результативному осуществлению функций финансового управления предприятием.

Финансовый механизм

 

Введение

Важным этапом в развитии человечества является появление денег  и товарно-денежных отношений. Деньги – это категория более древняя  по сравнению с финансами. Они  появились в различных формах на заре развития человечества как  стихийно выделившийся товар, играющий роль всеобщего эквивалента. Появление  же финансов обусловлено не только наличием товарно-денежных отношений, но и возникновением государства, которое предоставляет своим гражданам определенные общественные блага. Финансы – это историческая категория, т.е. финансы не только как система, но и отдельные элементы финансовых отношений появляются на определенной стадии развития общества.

Сегодня финансовые отношения  являются неотъемлемой частью развития общества. Одной из задач государства  является проведение финансовой политики, которая направлена на мобилизацию  финансовых ресурсов, их распределение  и использование для выполнения государством своих функций.

Финансовая политика на практике реализуется посредством финансового  механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства  в области финансов. Финансовый механизм определяет совокупность способов организации  финансовых отношений, которые применяются  в обществе для обеспечения благоприятных  условий социального и экономического развития.

Предметом и объектом данной работы является финансовый механизм. Цель – ознакомиться с понятием финансового механизма, его содержанием  и структурой.

При написании использовалась учебная литература и Бюджетный  Кодекс РФ.

 

Понятие и  сущность финансового механизма

В процессе выработки финансовой политики определяются принципы построения финансового механизма, позволяющего наиболее успешно выполнить ее задачи и при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства  в области финансов.

Финансовый механизм представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, которые применяются в обществе в условиях обеспечения благоприятных  условий для экономического и  социального развития.

В других источниках дается такое определение: финансовый механизм — совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

Финансовый механизм включает виды, формы, методы организации финансовых отношений и способы их количественного определения.

Вид организации финансовых отношений является исходным, первичным элементом финансового механизма, поскольку определяет способ их выражения и проявления в соответствующих финансовых ресурсах. В финансовой науке выделяют виды финансовых ресурсов, каждый из которых является результатом распределительного процесса как на макроуровне, так и при формировании денежных доходов и накоплений в рамках отдельной организации.

На практике в сфере  государственных и муниципальных  финансов в процессе мобилизации  доходов в бюджеты органов  государственной власти и местного самоуправления и бюджеты государственных  внебюджетных фондов используются:

конкретные виды налоговых  платежей: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, НДС, акцизы и т.д.

виды неналоговых поступлений: дивиденды по акциям, принадлежащим  государству, проценты по бюджетным  кредитам, суммы пени и штрафов  за нарушение бюджетного законодательства и т.д.

В ходе предоставления бюджетных  средств используются конкретные виды бюджетных расходов: на финансирование соответствующих отраслей экономики, на содержание аппарата управления, на реализацию целевых программ, на обслуживание долговых обязательств субъектов власти на всех уровнях бюджетной системы  РФ и прочие расходы.

В сфере финансов субъектов  хозяйствования примерами видов  финансовых ресурсов коммерческих организаций  являются взносы учредителей в денежной форме в уставный капитал организации, прибыль, амортизационные отчисления; некоммерческих организаций — доходы от оказания платных услуг, доходы от сдачи имущества в аренду, взносы учредителей, членские взносы и т.д.

Под формой организации финансовых отношений понимается внешний порядок их организации, т. е. установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике. В ходе организации бюджетных отношений используются различные формы расходов бюджетов (ст. 69 БК РФ), формы поступления средств в процессе межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, дотации, субвенции и др.). При формировании налоговых доходов бюджета в порядок их образования будут включаться регламентируемые нормами налогового права источник уплаты налога и налоговая база, процентные ставки, система налоговых льгот и санкций, а также порядок уплаты налога. На микроуровне используются различные формы финансового обеспечения воспроизводственного процесса: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.

Методами организации финансовых отношений в финансовой науке называются способы формирования финансовых ресурсов и практического осуществления операций, связанных с финансами. Можно выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов:

финансовый метод используется для формирования финансовых ресурсов преимущественно на безвозвратной  и безвозмездной основе. Финансовым методом формируются собственные  финансовые ресурсы коммерческих и  некоммерческих организаций (аккумулирование  членских взносов в некоммерческих организациях соответствующих организационно-правовых форм, формирование амортизационных  отчислений и прибыли в коммерческих организациях происходит на безвозмездной  и безвозвратной основах);

метод кредитования связан с предоставлением денежных средств  на условиях срочности, возвратности и  платности. На макроуровне этот метод  используется в ходе предоставления бюджетных кредитов и бюджетных  ссуд другому бюджету (ст. 6 БК РФ), а  на микроуровне – при получении  юридическими лицами кредитов банков, бюджетных кредитов (ст. 76 – 77 БК РФ), налоговых кредитов, доходов в результате выпуска долговых ценных бумаг коммерческими организациями;

налоговый метод подразумевает  аккумулирование денежных средств  для финансового обеспечения  деятельности государства и муниципальных  образований в форме налогов  юридических и физических лиц  на обязательной, принудительной и  безвозмездной основах. В условиях функционирования рыночной экономики  налоговый метод является преобладающим  при формировании финансовой базы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Однако при его использовании следует  обеспечивать необходимый баланс между  объемом аккумулируемых финансовых ресурсов на макроуровне и размером финансовых ресурсов, остающихся в  распоряжении организаций и населения, с целью обеспечения финансовой устойчивости организаций и финансовой защиты населения от различных экономических  и социальных рисков;

страховой метод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. Его использование в рыночной экономике непосредственно связано  с особенностями осуществления  финансовой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда  возрастает возможность наступления  непредвиденных событий в социально-экономической  жизни общества. В этой ситуации страховые фонды позволяют обеспечить устойчивое функционирование экономики  и социальной сферы при наступлении  различного рода непредвиденных событий, имеющих негативное влияние на финансово-хозяйственную  деятельность субъектов хозяйствования, бюджетную систему государства  и социальное обеспечение населения.

Финансовый механизм делится  на:

Директивный. Разрабатывается  для финансовых отношений, в которых  непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы  бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование;

Регулирующий. Определяет основные «правила игры» в конкретном сегменте финансов. Обычно это общехозяйственные  и внутрихозяйственные финансовые отношения коммерческих предприятий.

 

 

Структурные элементы финансового механизма

Структура финансового механизма  состоит из 5 элементов, которые взаимосвязаны  между собой:

Финансовые  методы – приемы и способы воздействия финансов на экономику (инвестирование, налогообложение, лимитирование и т.д.);

Финансовые  рычаги – инструменты воздействия финансов на экономику (прибыль, цена, дисконт, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный капитал, портфельные инвестиции, дивиденды, котировка валютного курса рубля и т. п.);

Правовое  обеспечение – наличие законодательных и других правовых актов, регламентирующих финансовую деятельность (законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления);

Нормативное обеспечение – наличие норм и нормативов финансовой деятельности (инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т. п.);

Информационное  обеспечение – наличие необходимой информации для принятия финансовых решений (разного рода и вида экономическая, коммерческая, финансовая и прочая информация).

К финансовой информации относится  осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров  и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и  валютном рынках и т. п., а также  сообщение о положении дел  на биржевом, внебиржевом рынках, о  финансовой и коммерческой деятельности любых достойных внимания хозяйствующих  субъектов, различные другие сведения. Тот, кто владеет информацией, владеет  и финансовым рынком. Информация (например, сведения о поставщиках, о покупателях  и др.) может являться одним из видов интеллектуальной собственности (ноу-хау) и вноситься в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества или товарищества.

Все элементы финансового  механизма являются составной частью единого целого и в то же время  функционируют относительно самостоятельно. В этой связи возникает необходимость  постоянного согласования их деятельности, так как внутренняя увязка структурных  подразделений финансового механизма  является важным условием его функционирования.

Структурные элементы финансового  механизма различаются по сложности  и разветвленности:

для бюджетного механизма  характерна система из многих видов  налогов, наличие разнообразных  направлений использования средств  и методов финансирования;

в страховых организациях широко развита система резервных  фондов;

для финансового механизма  предприятий определяется соотношение  между отдельными формами денежных накоплений.

Финансовый механизм приводится в действие с помощью установления количественных параметров каждого  его элемента, например, определения  налоговых ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и прочее. Эти параметры и способы их определения являются наиболее подвижной  частью финансового механизма. Они  чутко реагируют на изменение  условий производства и задач, стоящих  перед обществом, чаще подвергаются корректировке.

Способы количественного  определения параметров финансового механизма, имеющих мерные характеристики, являются его наиболее мобильной частью. К ним относятся: способы исчисления бюджетных доходов, способы определения необходимого объема финансовой помощи соответствующим бюджетам, способы начисления амортизации и т.п. Необходимость их постоянного изменения и совершенствования диктуется переменой государственного устройства, состава финансовых полномочий на соответствующем уровне управления, методов хозяйствования, условий экономического и социального развития государства и прочими факторами. Такие изменения, как правило, обусловлены целями и задачами финансовой политики государства на современном этапе.

 

Классификация финансового механизма

Финансовый механизм включает множество взаимосвязанных, соединенных  между собой элементов, соответствующих  разнообразию финансовых отношений  в обществе. С целью их упорядочения, структурирования, приведения в определенную систему финансовый механизм принято  классифицировать по различным признакам.

В зависимости  от особенностей финансовых отношений в финансовом механизме выделяют следующие элементы:

финансовый механизм предприятий  и хозяйственных организаций:

финансовый механизм коммерческих организаций;

финансовый механизм некоммерческих организаций;

финансовый механизм индивидуальных предпринимателей;

Информация о работе Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики