Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:14, реферат

Краткое описание

В работе раскрывается, что финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения. совокупность способов организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 520.83 Кб (Скачать)

 

 

Рисунок 11 - Структура реформирования бюджетного процесса

 

Планирование и  исполнение бюджета будет сопровождаться полной информацией о направлениях и результатах использования  бюджетных средств, на основании  которой будут приниматься решения  об изменении бюджетной политики, а государственные органы – нести  ответственность за качественное исполнение своих функций.

Меры по совершенствованию  процедур планирования и исполнения бюджета основываются на следующих  принципах:

- гармонизации  со стратегическими, среднесрочными  целями, задачами социально-экономического  развития республики и устойчивого  роста конкурентоспособности экономики;

- достижения конечных  результатов и целевых индикаторов,  соответствующих индикаторам стратегических, среднесрочных задач социально-экономического  развития республики и устойчивого  роста конкурентоспособности экономики;

- корпоративного  управления;

- достижения объективности  формирования текущих и капитальных  расходов государственных органов  и организаций;

- интеграции процедур  по разработке и исполнению  бюджета;

- исключения дублирующих  действий в процедурах исполнения  бюджета внутри государственного  органа, между ними;

- повышения производительности  труда на этапах планирования  и исполнения бюджета с оптимальным  использованием информационных  систем.

Бюджетирование, ориентированное  на результат – это метод планирования, исполнения и контроля за исполнением  бюджета, обеспечивающий распределение  бюджетных ресурсов по целям, задачам  и функциям государства с учетом приоритетов государственной политики и общественной значимости ожидаемых  результатов использования бюджетных  средств.

Данный метод  дает возможность соизмерять затраты  и результаты, выбирать наиболее эффективные  пути расходования бюджетных средств, своевременно оценивать степень  достижения запланированных результатов  и их качество.

Реформирование  бюджетного процесса создаст предпосылки  введения принципов финансового  менеджмента, т.е. расширение полномочий администраторов бюджетных программ по адаптации выполняемых функций  к реальным возможностям, позволяющим  судить о деятельности государственного органа по эффективности администрируемых программ.

С 2009 года будет  осуществлен переход на трехлетнее бюджетное планирование. Разработка проекта республиканского бюджета  на 2009 – 2011 годы будет основана на имеющемся  опыте в среднесрочном прогнозировании  развития экономики, доходов и расходов бюджета, и будет проводиться  с применением усовершенствованных  подходов к бюджетному процессу.

Бюджетный процесс  приобретет большую стабильность и  преемственность, поскольку исходной точкой, с которой будет начинаться процесс формирования бюджета, становятся ранее установленные прогнозы расходов и доходов. Бюджет формируется на «скользящей основе», при этом прошлогодний прогноз смещается на один год  вперед.

Одним из инструментов государственного влияния на развитие стратегических отраслей экономики  является приобретение финансовых активов  – приобретение в собственность  долей участия и пакетов акций  юридических лиц.

В среднесрочной  перспективе государственная политика в области управления государственными активами будет направлена на регулирование  развития стратегически важных отраслей экономики, в том числе путем  восстановления и усиления системы  контроля за целевым и эффективным  использованием государственной собственности, осуществления оптимизации структуры  государственной собственности.

Таблица 10 - Прогноз расходов государственного бюджета на 2008 – 2010 годы

Наименование

2008 год

2009 год

2010 год

в % к ВВП

доля, %

в % к ВВП

доля, %

в % к ВВП

доля, %

РАСХОДЫ

22,5

100,0

21,9

100,0

21,8

100,0

Государственные услуги общего характера

1,2

5,3

1,2

5,3

1,1

5,0

Приложение 2


 

Приложение 2


 

Приложение 2


 

Оборона

1,4

6,2

1,4

Приложение 2


 

Приложение 2


 

Приложение 2


 

6,2

1,4

6,4

Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность

1,8

7,9

1,6

7,5

1,6

7,1

Образование

3,7

16,4

3,8

17,6

3,8

17,4

Здравоохранение

2,7

11,8

2,8

13,0

2,9

13,5

Социальное обеспечение и социальная помощь

3,8

17,1

3,7

17,1

3,6

16,7

Жилищно-коммунальное хозяйство

1,4

6,2

1,4

6,3

1,6

7,1

Культура, спорт, туризм и информационное пространство

0,9

3,8

0,8

3,8

0,8

3,9

Топливно-энергетический комплекс и  недропользование

0,6

2,6

0,4

2,0

0,4

1,8

Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного  мира, земельные отношения

1,2

5,3

1,2

5,3

1,1

5,2

Промышленность, архитектурная, градостроительная  и строительная деятельность

0,05

0,2

0,05

0,2

0,04

0,2

Транспорт и коммуникации

2,0

9,1

1,8

8,2

1,7

8,0

Прочие

1,4

6,4

1,3

5,9

1,3

6,2

Обслуживание долга

0,4

1,7

0,3

1,4

0,3

1,5

Примечание – Источник: Среднесрочная  фискальная политика Правительства  Республики Казахстан на 2008 – 2010 годы


 

Рисунок 12 - Изменение доли расходов по категориям в общем объеме

расходов республиканского бюджета

Приобретение финансовых активов является одним из инструментов установления должного контроля со стороны  государства над стратегическими  отраслями экономики, направленного  на обеспечение экономической безопасности страны, а также на эффективное  их развитие.

Рисунок 13 - Темпы роста государственных  расходов и ВВП,

% к предыдущему году

В 2007 – 2008 годах  увеличение уставных капиталов государственных  холдингов и компаний направлено на формирование их финансовой базы для  дальнейшей реализации задач по модернизации, диверсификации экономики, увеличения числа наукоемких, инновационных производств с высокой добавленной стоимостью, развития эффективной инфраструктуры.

Увеличение уставного  капитала АО «Национальный холдинг  «КазАгро» направлено на реализацию ряда проектов по:

-  созданию откормочных площадок с развитой инфраструктурой экспорта;

-  строительству заводов по производству биодизеля и биоэтанола;

строительству оптового рынка сельскохозяйственной продукции  в г. Астане и др.

За счет увеличения уставного капитала АО «Национальный  научно-технологический холдинг  «Самгау»:

-  будет увеличен объем финансирования проектов по приоритетным, рисковым и инициативным научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам с проведением комплексной экспертизы;

-  дополнительные средства будут направлены на формирование и развитие электронных услуг государственных органов в рамках Государственной программы формирования «электронного правительства».

-  Доля расходов на приобретение финансовых активов в общем объеме расходов республиканского бюджета по программам развития составит в 2008 году- 20,3 %, в 2009 году – 19,2 %, в 2010 году – 18 %.

Исходя из утвержденных Законом Республики Казахстан «О гарантированном трансферте из Национального  фонда Республики Казахстан на 2007 – 2009 годы» размеров гарантированного трансферта на 2008 – 2009 годы, макроэкономического  прогноза и прогноза государственных  расходов по программам развития, определен  прогнозный размер гарантированного трансферта из Национального Фонда на 2010 год, который составит 326,8 млрд. тенге. В  среднем за период с 2008 по 2010 годы гарантированный  трансферт составит 12,9 % от активов  фонда на начало 2008 года.

В долгосрочной перспективе  будет продолжена политика достижения размера гарантированного трансферта, равного инвестиционному доходу от управления активами Национального  фонда, что в большей степени  будет отвечать стремлению к росту  экономики за счет ненефтяных доходов  и сбережению нефтяных.

В 2008 – 2010 годах  темпы роста государственных  расходов предполагаются ниже темпов номинального роста ВВП и составят в среднем 17,6 % и 19,0 % соответственно.

Расходы государственного бюджета в 2008 году составят – 22,5 % к  ВВП, в 2009 году – 21,9 % к ВВП и в 2010 году – 21,8 % к ВВП.

В своём послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Рост благосостояния граждан  Казахстана — главная цель государственной  политики» Н.А. Назарбаев отметил, что со следующего года, впервые  в истории нашей страны, базой  новой системы государственного бюджетного планирования станет 3-летний бюджет. Для этого Правительству  уже в текущем году необходимо разработать новый Бюджетный  Кодекс. Надо также форсировать работу по модернизации и совершенствованию  системы планирования, повышению эффективности использования средств бюджета и управления государственными активами.

3.2 Направления  совершенствования налоговой политики

Политика доходов  в 2008 – 2010 году будет направлена на продолжение стимулирования индустриально-инновационного развития страны, повышение конкурентоспособности  и создание рационального баланса  налоговой нагрузки в экономике.

Казахстанская система  налогообложения доходов малого и среднего бизнеса представлена в виде упрощенной системы, характеризующейся  не только низкой ставкой налогообложения, но и значительно упрощенной отчетностью.

С 1 января 2006 года произведено расширение сферы применения специального налогового режима (СНР) для субъектов малого бизнеса, применяющих  специальный налоговый режим  на основе упрощенной декларации, путем  увеличения предельной численности  наемных работников и предельного  дохода.

Учитывая положительный  опыт осуществления деятельности субъектами малого бизнеса в условиях действия упрощенного налогового режима, с 1 января 2007 года снизились ставки налога в СНР на основе патента с 3 % до 2 %, в СНР на основе упрощенной декларации вместо разделительной прогрессивной  шкалы для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц со ставками от 3 % до 5 % и от 3 % до 7 % установлена  соответственно единая ставка на уровне 3 %. Эта мера оказывает поддержку  инициативной части населения, стремящейся  реализовать свои предпринимательские  способности и идеи.

В 2007 году ставка налога на добавленную стоимость снижена  до 14 процентов. Данная мера позволила  предприятиям высвободить средства из оборота, которые были направлены на модернизацию производства, на его  расширение и развитие.

С 2007 года введена  плоская шкала индивидуального  подоходного налога на уровне 10 процентов, которая стала одной из самых  низких в мире.

При этом из облагаемого  дохода исключается минимальный  размер заработной платы вместо месячного  расчетного показателя. Основным эффектом введения данной нормы стало повышение  мотивации людей к повышению  собственного материального благополучия.

 

Таблица 11 - Прогноз ненефтяных доходов  в государственный бюджет на 2008 – 2010 годы, в % к ВВП

Наименование

2008 год

2009 год

2010 год

Ненефтяные доходы

18,9

19,0

19,5

Налоговые поступления

18,3

18,5

19,0

Неналоговые поступления

0,3

0,3

0,3

Поступления от продажи основного  капитала

0,3

0,2

0,2

Примечание – Источник: Среднесрочная  фискальная политика Правительства  Республики Казахстан на 2008 – 2010 годы


В целях создания условий для высокотехнологичных  и экспортоориентированных производств  в Казахстане созданы 3 специальные  экономические зоны, на которых осуществляется освобождение от корпоративного подоходного  налога, земельного налога, налога на имущество, налога на добавленную стоимость  и таможенных пошлин.

Рисунок 13 - Прогнозируемая динамика ненефтяных доходов, в % к ВВП

Основные направления  налоговой политики на 2008 – 2010 годы будут ориентированы на решение  задач фискальной политики с учетом необходимости укрепления социально-значимых функций налогов как справедливого  и оправданного инструмента, стимулирующего развитие необходимых направлений  экономики и обеспечивающего  полное выполнение государственных  функций, которые заключаются в  следующем:

-  дальнейшее снижение ставки НДС;

-  оптимизация льгот с учетом повышения их эффективности и стимулирующего эффекта в реальном секторе экономики;

-  ликвидация льгот по пассивным доходам физических лиц в рамках постепенного переноса основной роли в формировании доходов бюджета с предпринимательства на население.

Условные потери по налогу на добавленную стоимость  в 2008 году составят 67,9 млрд. тенге (снижение ставки с 14 % до 13 %), по социальному налогу – 115,0 млрд. тенге (снижение ставки в  среднем на 30 %), по таможенным пошлинам на ввозимые товары – 17,7 млрд. тенге (из-за унификации пошлин).

В целом потери составят 6,5 % от общего объема доходов  государственного бюджета.

Таким образом, снижение ставок налогов приводит к относительному снижению темпов поступлений этих налогов  в прогнозируемом периоде.

В последующие годы прогнозируется дальнейший рост темпа  поступлений указанных налогов, т. к. предполагается, что будет получен  ожидаемый эффект от снижения налоговой  нагрузки. Начиная с 2009 года будут  реформированы специальные налоговые  режимы – сужение сферы применения разовых талонов, исключение патентов, а по упрощенной декларации будут  осуществлять деятельность только индивидуальные предприниматели – физические лица. Крупные сельскохозяйственные товаропроизводители  будут выведены из специальных налоговых  режимов.

Информация о работе Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики