Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:14, реферат
В работе раскрывается, что финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения. совокупность способов организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.
Рисунок 11 - Структура реформирования бюджетного процесса
Планирование и
исполнение бюджета будет сопровождаться
полной информацией о направлениях
и результатах использования
бюджетных средств, на основании
которой будут приниматься
Меры по совершенствованию процедур планирования и исполнения бюджета основываются на следующих принципах:
- гармонизации
со стратегическими,
- достижения конечных
результатов и целевых
- корпоративного управления;
- достижения объективности
формирования текущих и
- интеграции процедур по разработке и исполнению бюджета;
- исключения дублирующих
действий в процедурах
- повышения производительности
труда на этапах планирования
и исполнения бюджета с
Бюджетирование, ориентированное
на результат – это метод
Данный метод дает возможность соизмерять затраты и результаты, выбирать наиболее эффективные пути расходования бюджетных средств, своевременно оценивать степень достижения запланированных результатов и их качество.
Реформирование
бюджетного процесса создаст предпосылки
введения принципов финансового
менеджмента, т.е. расширение полномочий
администраторов бюджетных
С 2009 года будет
осуществлен переход на трехлетнее
бюджетное планирование. Разработка
проекта республиканского бюджета
на 2009 – 2011 годы будет основана на имеющемся
опыте в среднесрочном
Бюджетный процесс приобретет большую стабильность и преемственность, поскольку исходной точкой, с которой будет начинаться процесс формирования бюджета, становятся ранее установленные прогнозы расходов и доходов. Бюджет формируется на «скользящей основе», при этом прошлогодний прогноз смещается на один год вперед.
Одним из инструментов государственного влияния на развитие стратегических отраслей экономики является приобретение финансовых активов – приобретение в собственность долей участия и пакетов акций юридических лиц.
В среднесрочной
перспективе государственная
Таблица 10 - Прогноз расходов государственного бюджета на 2008 – 2010 годы
Наименование |
2008 год |
2009 год |
2010 год | |||||||||||||||
в % к ВВП |
доля, % |
в % к ВВП |
доля, % |
в % к ВВП |
доля, % | |||||||||||||
РАСХОДЫ |
22,5 |
100,0 |
21,9 |
100,0 |
21,8 |
100,0 | ||||||||||||
Государственные услуги общего характера |
1,2 |
5,3 |
1,2 |
5,3 |
1,1 |
5,0 | ||||||||||||
Оборона |
1,4 |
6,2 |
1,4 |
6,2 |
1,4 |
6,4 | ||||||||||||
Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность |
1,8 |
7,9 |
1,6 |
7,5 |
1,6 |
7,1 | ||||||||||||
Образование |
3,7 |
16,4 |
3,8 |
17,6 |
3,8 |
17,4 | ||||||||||||
Здравоохранение |
2,7 |
11,8 |
2,8 |
13,0 |
2,9 |
13,5 | ||||||||||||
Социальное обеспечение и |
3,8 |
17,1 |
3,7 |
17,1 |
3,6 |
16,7 | ||||||||||||
Жилищно-коммунальное хозяйство |
1,4 |
6,2 |
1,4 |
6,3 |
1,6 |
7,1 | ||||||||||||
Культура, спорт, туризм и информационное пространство |
0,9 |
3,8 |
0,8 |
3,8 |
0,8 |
3,9 | ||||||||||||
Топливно-энергетический комплекс и недропользование |
0,6 |
2,6 |
0,4 |
2,0 |
0,4 |
1,8 | ||||||||||||
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения |
1,2 |
5,3 |
1,2 |
5,3 |
1,1 |
5,2 | ||||||||||||
Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность |
0,05 |
0,2 |
0,05 |
0,2 |
0,04 |
0,2 | ||||||||||||
Транспорт и коммуникации |
2,0 |
9,1 |
1,8 |
8,2 |
1,7 |
8,0 | ||||||||||||
Прочие |
1,4 |
6,4 |
1,3 |
5,9 |
1,3 |
6,2 | ||||||||||||
Обслуживание долга |
0,4 |
1,7 |
0,3 |
1,4 |
0,3 |
1,5 | ||||||||||||
Примечание – Источник: Среднесрочная фискальная политика Правительства Республики Казахстан на 2008 – 2010 годы |
Рисунок 12 - Изменение доли расходов по категориям в общем объеме
расходов республиканского бюджета
Приобретение финансовых
активов является одним из инструментов
установления должного контроля со стороны
государства над
Рисунок 13 - Темпы роста государственных расходов и ВВП,
% к предыдущему году
В 2007 – 2008 годах увеличение уставных капиталов государственных холдингов и компаний направлено на формирование их финансовой базы для дальнейшей реализации задач по модернизации, диверсификации экономики, увеличения числа наукоемких, инновационных производств с высокой добавленной стоимостью, развития эффективной инфраструктуры.
Увеличение уставного капитала АО «Национальный холдинг «КазАгро» направлено на реализацию ряда проектов по:
- созданию откормочных площадок с развитой инфраструктурой экспорта;
- строительству заводов по производству биодизеля и биоэтанола;
строительству оптового рынка сельскохозяйственной продукции в г. Астане и др.
За счет увеличения
уставного капитала АО «Национальный
научно-технологический
- будет увеличен объем финансирования проектов по приоритетным, рисковым и инициативным научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам с проведением комплексной экспертизы;
- дополнительные средства будут направлены на формирование и развитие электронных услуг государственных органов в рамках Государственной программы формирования «электронного правительства».
- Доля расходов на приобретение финансовых активов в общем объеме расходов республиканского бюджета по программам развития составит в 2008 году- 20,3 %, в 2009 году – 19,2 %, в 2010 году – 18 %.
Исходя из утвержденных Законом Республики Казахстан «О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2007 – 2009 годы» размеров гарантированного трансферта на 2008 – 2009 годы, макроэкономического прогноза и прогноза государственных расходов по программам развития, определен прогнозный размер гарантированного трансферта из Национального Фонда на 2010 год, который составит 326,8 млрд. тенге. В среднем за период с 2008 по 2010 годы гарантированный трансферт составит 12,9 % от активов фонда на начало 2008 года.
В долгосрочной перспективе будет продолжена политика достижения размера гарантированного трансферта, равного инвестиционному доходу от управления активами Национального фонда, что в большей степени будет отвечать стремлению к росту экономики за счет ненефтяных доходов и сбережению нефтяных.
В 2008 – 2010 годах темпы роста государственных расходов предполагаются ниже темпов номинального роста ВВП и составят в среднем 17,6 % и 19,0 % соответственно.
Расходы государственного бюджета в 2008 году составят – 22,5 % к ВВП, в 2009 году – 21,9 % к ВВП и в 2010 году – 21,8 % к ВВП.
В своём послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Рост благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики» Н.А. Назарбаев отметил, что со следующего года, впервые в истории нашей страны, базой новой системы государственного бюджетного планирования станет 3-летний бюджет. Для этого Правительству уже в текущем году необходимо разработать новый Бюджетный Кодекс. Надо также форсировать работу по модернизации и совершенствованию системы планирования, повышению эффективности использования средств бюджета и управления государственными активами.
Политика доходов
в 2008 – 2010 году будет направлена на
продолжение стимулирования индустриально-инновационного
развития страны, повышение
Казахстанская система налогообложения доходов малого и среднего бизнеса представлена в виде упрощенной системы, характеризующейся не только низкой ставкой налогообложения, но и значительно упрощенной отчетностью.
С 1 января 2006 года произведено расширение сферы применения специального налогового режима (СНР) для субъектов малого бизнеса, применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, путем увеличения предельной численности наемных работников и предельного дохода.
Учитывая положительный опыт осуществления деятельности субъектами малого бизнеса в условиях действия упрощенного налогового режима, с 1 января 2007 года снизились ставки налога в СНР на основе патента с 3 % до 2 %, в СНР на основе упрощенной декларации вместо разделительной прогрессивной шкалы для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц со ставками от 3 % до 5 % и от 3 % до 7 % установлена соответственно единая ставка на уровне 3 %. Эта мера оказывает поддержку инициативной части населения, стремящейся реализовать свои предпринимательские способности и идеи.
В 2007 году ставка налога на добавленную стоимость снижена до 14 процентов. Данная мера позволила предприятиям высвободить средства из оборота, которые были направлены на модернизацию производства, на его расширение и развитие.
С 2007 года введена плоская шкала индивидуального подоходного налога на уровне 10 процентов, которая стала одной из самых низких в мире.
При этом из облагаемого дохода исключается минимальный размер заработной платы вместо месячного расчетного показателя. Основным эффектом введения данной нормы стало повышение мотивации людей к повышению собственного материального благополучия.
Таблица 11 - Прогноз ненефтяных доходов в государственный бюджет на 2008 – 2010 годы, в % к ВВП
Наименование |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Ненефтяные доходы |
18,9 |
19,0 |
19,5 |
Налоговые поступления |
18,3 |
18,5 |
19,0 |
Неналоговые поступления |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
Поступления от продажи основного капитала |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
Примечание – Источник: Среднесрочная фискальная политика Правительства Республики Казахстан на 2008 – 2010 годы |
В целях создания
условий для
Рисунок 13 - Прогнозируемая динамика ненефтяных доходов, в % к ВВП
Основные направления
налоговой политики на 2008 – 2010 годы
будут ориентированы на решение
задач фискальной политики с учетом
необходимости укрепления социально-значимых
функций налогов как
- дальнейшее снижение ставки НДС;
- оптимизация льгот с учетом повышения их эффективности и стимулирующего эффекта в реальном секторе экономики;
- ликвидация льгот по пассивным доходам физических лиц в рамках постепенного переноса основной роли в формировании доходов бюджета с предпринимательства на население.
Условные потери по налогу на добавленную стоимость в 2008 году составят 67,9 млрд. тенге (снижение ставки с 14 % до 13 %), по социальному налогу – 115,0 млрд. тенге (снижение ставки в среднем на 30 %), по таможенным пошлинам на ввозимые товары – 17,7 млрд. тенге (из-за унификации пошлин).
В целом потери составят 6,5 % от общего объема доходов государственного бюджета.
Таким образом, снижение ставок налогов приводит к относительному снижению темпов поступлений этих налогов в прогнозируемом периоде.
В последующие годы
прогнозируется дальнейший рост темпа
поступлений указанных налогов,
т. к. предполагается, что будет получен
ожидаемый эффект от снижения налоговой
нагрузки. Начиная с 2009 года будут
реформированы специальные
Информация о работе Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики