Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:14, реферат
В работе раскрывается, что финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения. совокупность способов организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.
Таблица 4 - Структура налоговых поступлений в республиканский бюджет за 2005-2006 годы, млрд. тенге
Наименование |
2005 |
Уд.вес, % |
2006 |
Уд.вес, % |
Темпы роста 2006г. к 2005г., % |
Налоговые поступления |
1 561,9 |
100,0 |
1 667,8 |
100,0 |
106,8 |
Корпоративный подоходный налог |
834,3 |
53,4 |
776,6 |
46,6 |
93,1 |
Налог на добавленную стоимость |
343,9 |
22,0 |
489,6 |
29,4 |
142,4 |
Акцизы |
10,1 |
0,6 |
15,8 |
0,9 |
156,4 |
Поступления за использование природных и других ресурсов |
304,2 |
19,5 |
267,4 |
16,0 |
87,9 |
Сборы за ведение предпринимательской и профессиональной деятельности |
0,6 |
0,1 |
0,8 |
0,1 |
133,3 |
Таможенные платежи |
53,1 |
3,4 |
98,4 |
5,9 |
185,3 |
Другие налоги и платежи |
15,7 |
1,0 |
19,2 |
1,1 |
122,3 |
Источник: Отчёт Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год [8] |
В 2006 году не обеспечено выполнение плановых показателей по специфике «Прочие налоги» на сумму 18,7 млн. тенге: в республиканский бюджет поступило 20,0 млн. тенге, или 51,7% от планового показателя.
Анализ уплаченных
сумм налогов и других обязательных
платежей в бюджет за 2006 год по налогоплательщикам,
подлежащим республиканскому мониторингу,
показывает, что коэффициент налоговой
нагрузки в среднем для предприятий,
добывающих сырую нефть и природный
газ, по оперативным данным, составил
31,3%, а для хозяйствующих субъектов,
осуществляющих торговлю нефтепродуктами,
- 6,5 процента. По оперативным данным
Налогового комитета, в ТОО «Север-ойл»
коэффициент налоговой нагрузки
составил 0,3%, а в ТОО «Гелиос»
– 1,7 процента. Налоговая нагрузка банков
второго уровня составила в среднем
6,6%, а страховых и аудиторских
компаний – 26,4 процента. При этом Налоговым
комитетом и его
В 2006 году по итогам 45 071 проверки дополнительно начислено 114,9 млрд. тенге, взыскано 14,9 млрд. тенге, или 13 процентов. Проведено 3 925 безрезультативных проверок, из которых наибольшее количество приходится на город Алматы – 624, Карагандинскую область – 566, Костанайскую область – 542.
Центральным аппаратом Налогового комитета в 2006 году проведено пять проверок из восьми, предусмотренных планом. Дополнительно начислено налогов и платежей в бюджет на сумму 309,7 млн. тенге, из которых взыскано 24,0 млн. тенге, или только 7,7 процента.
Показатели взыскания
в бюджет дополнительно начисленных
налогов и платежей по отдельным
хозяйствующим субъектам еще
ниже. В частности, по результатам
налоговой проверки в ЗАО НК «Казахстан
Темир Жолы» в 2004 году дополнительно
начислено налогов и платежей
на сумму 30,7 млрд. тенге. После рассмотрения
жалобы Налоговый комитет отменил
обжалуемое уведомление по акту налоговой
проверки и направил уведомление
о начисленной сумме налогов
и других обязательных платежей на
сумму 8,5 млрд. тенге. По итогам рассмотрения
результатов этой проверки в суде,
сумма дополнительно
С вступлением в силу Налогового кодекса значительно сократился удельный вес взысканных сумм от дополнительно начисленных налогов и платежей: с 54,0% в 2001 году до 13,0% в 2006 году.
В республике увеличивается
сумма переплаты налогов и
других обязательных платежей в бюджет,
которая по состоянию на 1 января
2007 года составила 693,5 млрд. тенге и
по сравнению с началом отчетного
года возросла на 150,4 млрд. тенге, или
на 27,7 процента. В результате происходит
определенное отвлечение оборотных
средств хозяйствующих
В структуре излишне уплаченных сумм по налогам в государственный бюджет по состоянию на 1 января 2007 года наибольший удельный вес приходится на налог на добавленную стоимость и корпоративный подоходный налог.
Счетным комитетом установлено отсутствие сводных планов проверок хозяйствующих субъектов за 2004-2006 годы в центральном аппарате Налогового комитета, а также нормативных правовых актов, регламентирующих взаимодействие подразделений мониторинга и аудита.
Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что механизм налогового администрирования усложнен и недостаточно эффективен, в нормах и положениях налогового законодательства имеются разночтения, допускающие двоякое толкование, а уполномоченным органом не принимаются системные меры по повышению качества налоговых проверок и упрощению механизма налогового администрирования.
Рисунок 5 - Динамика поступлений КПН в 2006 году с учётом поступлений в Национальный фонд
Республики Казахстан, млрд.тенге [8]
Корпоративного подоходного налога (далее - КПН) в 2006 году поступило 776,6 млрд. тенге, или 118,6% к уточненному показателю. При этом от организаций сырьевого сектора КПН поступило 172,9 млрд. тенге, или 22,3% от общей суммы данного вида налога. По состоянию на 1 января 2007 года, сумма КПН от организаций сырьевого сектора, поступившая в Национальный фонд, составила 376,4 млрд. тенге. Общая сумма переплат по КПН в 2006 году составила 68,3 млрд. тенге и по сравнению с 2005 годом увеличилась на 24,1 млрд. тенге (или на 54,6%), что связано с ростом переплаты по КПН с юридических лиц - резидентов и нерезидентов, удерживаемому у источника выплаты, в размере 11,7 млрд. тенге.
Анализ квартальных поступлений КПН за 2006 год свидетельствует о сохранении неравномерности поступлений данного вида налога, что, при сложившемся преобладании доли КПН в общем объеме поступлений республиканского бюджета, повышает риски неполного и неэффективного освоения бюджетных средств.
Из рисунка 5 следует,
что поступления авансовых
Анализ поступлений
корпоративного подоходного налога
в разрезе специфик показывает, что
основная доля в структуре налога
приходилась на КПН с юридических
лиц-резидентов (53,2%). Вместе с тем, в
отчетном году значительно увеличилось
поступление КПН с лиц-
Поступления по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) в республиканский бюджет составили 489,6 млрд. тенге и по сравнению с 2005 годом увеличились на 42,4 процента.
В 2006 году по сравнению
с прошлым годом сумма
Возмещение НДС из республиканского бюджета в основном получали крупные компании, экспортирующие нефть, газ, металлопрокат, пшеницу и другое сырье. В частности, четырем крупным налогоплательщикам - АО «Казцинк», ТОО «Корпорация Казахмыс», АО «Миттал Стил Темиртау», ТОО «Тенгизшевроил» возмещено из бюджета 55,8 млрд. тенге.
Таблица 5 - Структура поступлений за использование природных и других ресурсов в республиканский бюджет за 2005-2006 годы, млрд. тенге
Наименование |
2005 |
Уд.вес, % |
2006 |
Уд.вес, % |
Темпы роста 2006г. к 2005г., % |
Поступления за использование природных и других ресурсов |
304,2 |
100,0 |
267,4 |
100,0 |
87,9 |
Налог на сверхприбыль |
44,3 |
14,5 |
114,6 |
42,9 |
259,0 |
Бонусы |
32,5 |
10,7 |
13,5 |
5,0 |
41,5 |
Роялти |
108,4 |
35,7 |
22,8 |
8,5 |
21,0 |
Роялти от организаций сырьевого сектора |
83,5 |
27,5 |
89,2 |
33,4 |
106,7 |
Доля РК по разделу продукции по заключенным контрактам от организаций сырьевого сектора |
26,8 |
8,8 |
16,8 |
6,3 |
62,7 |
Другие налоги и платежи |
8,6 |
2,8 |
10,5 |
3,9 |
122,1 |
Примечание - Отчёт Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год [8] |
Переплата по НДС на 1 января 2007 года составила 57,7% от общей суммы переплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, или 400,6 млрд. тенге, в том числе 278,5 млрд. тенге – превышение суммы НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного НДС.
При этом обоснованность
суммы НДС, относимой в зачет,
проверяется с использованием автоматизированных
информационных систем, на создание и
техническое сопровождение
При уточненном годовом плане поступлений за использование природных и других ресурсов в размере 140,3 млрд. тенге фактическое поступление составило 267,4 млрд. тенге, или 190,5%, в том числе от организаций сырьевого сектора – 386,0%, от других плательщиков – 143,0 процента. Перевыполнение плана в основном сложилось по налогу на сверхприбыль – на 28,7 млрд. тенге (1,3 раза), бонусам – 9,7 млрд. тенге (3,6 раза), роялти – 5,8 млрд. тенге (1,3 раза) (табл. 5).
В 2006 году по сравнению с 2005 годом на 12,1% снизились поступления за использование природных и других ресурсов главным образом за счет роялти (на 79,0%), бонусов (на 58,5%) и доли Республики Казахстан по разделу по заключенным контрактам от организаций сырьевого сектора (на 37,3%).
В структуре поступлений за использование природных и других ресурсов основным налогом является налог на сверхприбыль, доля которого в 2006 году составила 42,9 процента. В республике сохраняется стабильное увеличение поступлений налога на сверхприбыль, что обусловлено ростом цен на нефть. Так, поступления налога на сверхприбыль в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличились в 2,6 раза [13].
Вышеуказанные факты
свидетельствуют о наличии
По состоянию на 1 декабря 2007 года доходы республиканского бюджета (без учета трансфертов) выполнены на 99,5% при плане 1 582,2 млрд.тенге фактическое поступление составило 1 574,5 млрд.тенге, или не исполнен на 7,7 млрд.тенге.
План республиканского бюджета на 1 декабря 2007 года по налоговым поступлениям не исполнен на 20,2 млрд.тенге, в том числе по корпоративному подоходному налогу – 15,5 млрд. тенге, по поступлениям за использование природных и других ресурсов – 8,7 млрд.тенге, по налогам на международную торговлю и внешние операции на 5,7 млрд.тенге. Неналоговые поступления перевыполнены на 13,1 млрд.тенге.
Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» предусмотрена совокупность налоговых послаблений, направленная как на общее снижение уровня налоговой нагрузки (индивидуальный подоходный и социальный налоги, НДС, налоги в специальных налоговых режимах), на реализацию потенциала отдельных секторов экономики, так и на решение некоторых административных вопросов, препятствующих свободному развитию частного предпринимательства на реализацию потенциала отдельных секторов экономики, так и на решение некоторых административных вопросов, препятствующих свободному развитию частного предпринимательства:
- снижение ставки налога на добавленную стоимость;
- введение фиксированной ставки индивидуального подоходного налога на уровне 10 процентов для всех физических лиц;
- снижение социального налога в среднем на 30 процентов;
- снижение ставок налога в специальном налоговом режиме для субъектов малого бизнеса на основе патента и на основе упрощенной декларации;
- введение особого порядка уплаты налога на добавленную стоимость предприятиями, перерабатывающими сельскохозяйственное сырье;
- введение освобождения средств, выделяемых в рамках государственного социального заказа, реализуемых неправительственными организациями в области образования, науки, медицины и культуры, от корпоративного подоходного налога, а обороты по реализации – от налога на добавленную стоимость;
Информация о работе Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики