Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:14, реферат

Краткое описание

В работе раскрывается, что финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения. совокупность способов организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 520.83 Кб (Скачать)

Регулирование использования  денежных доходов населения осуществлялось при помощи подоходного налога. Кроме  того, часть средств изымалась  путем размещения фактически принудительных государственных займов. Свободные  средства населения, помещенные в систему  сберегательных касс, также направлялись в бюджет в виде специального безоблигационного  займа. Примерно такой же механизм изъятия  доходов применялся для кооперативных  предприятий.

Изъятие средств  у местных органов власти обеспечивалось ограничением в установлении самостоятельных  источников доходов местных бюджетов. Система местных доходов включала небольшие по объему доходы, удельный вес которых в бюджете не превышал 10 — 15% от общей суммы доходов. В  связи с этим уровень доходов  местных бюджетов полностью зависел  от объема средств, выделяемых им из вышестоящих  бюджетов в порядке бюджетного регулирования.

Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, установленных  государственным планом. Средства выделялись на затраты, как правило, без их увязки с возможным получаемым эффектом. В связи с этим значительные ресурсы  использовались непроизводительно: на финансирование оборонных отраслей народного хозяйства, "долгостроя", военных расходов и т. п. В то же время покрытие расходов на социальные нужды осуществлялось остаточным методом  по минимальным нормам, что отрицательно сказывалось на развитии отраслей социальной сферы.

Управление финансами  осуществлялось из единого центра —  Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования  финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов  в области финансов не существовало.

Планово-директивная  финансовая политика проводилась практически  во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую  эффективность в годы, когда требовалась  максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного  хозяйства и т. п. ). В то же время  использование такой финансовой политики в условиях нормального  функционирования экономики привело  к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового  положения государства.

Финансовая политика начала периода самостоятельного развития Казахстана отличалась непоследовательностью  и противоречивостью.

С одной стороны, на выбор политики оказывали влияние  факторы дестабилизации в постсоветском  пространстве, и финансовые мероприятия  вынужденно следовали проводимым в  других странах. Это определялось общностью  хозяйственных связей, взаимозависимостью экономик, единой валютой, общими границами, сложившимся менталитетом населения  стран СНГ. Данная группа факторов вызвана  сменой общественно-экономической  формации, что сопровождалось радикальной  ломкой сложившихся отношений, систем, механизмов. В экономике проводилась  так называемая «шоковая терапия» в  целях скорейшего перехода к рыночной формации: либерализация цен и  рынков, отказ от плановых начал, снятие валютных ограничений, государственной  монополии на ключевые виды экономической  деятельности, ослабление контроля за работой низовых структур национального  хозяйства.

С другой стороны, проводились поспешные, неподготовленные мероприятия, которые общество не воспринимало как объективно необходимые в  Казахстане. В их числе - волевые  решения по экстренному преобразованию производственных отношений, стремление к централизации финансов, некорректный передел собственности в ходе разгосударствления и приватизации, игнорирование интересов субъектов  сферы материального производства, приоритетных отраслей непроизводственной сферы, а следовательно, основных социальных групп общества, частые изменения  и дополнения законодательства и  нормативных актов. В данном случае отсутствовала обоснованная экономическая  стратегия, а тактические мероприятия  финансовой политики направлялись на решение чрезвычайных ситуаций, взаимообусловленных  причинно-следственными связями, в  результате — устранение негативных явлений в одном звене вызывало их возникновение в другом.

В целом это привело  к значительному разрушению производительных сил, углублению структурных диспропорций, затяжному кризису экономики  и общества, резкому падению жизненного уровня основных масс населения. Такова цена нарушения критериев эволюционного  развития общества, в которой значительная доля связана с несоблюдением  основных принципов экономической  и финансовой политики.

Поэтому задачей  финансовой политики в условиях Казахстана является разработка мер и их воплощение через финансовый механизм по переводу экономики на траекторию экономического роста, стабилизации хозяйственной  жизни на основе дальнейшей структурной  перестройки национального хозяйства, развитию предпринимательской деятельности, реформированию собственности с  оптимизацией доли государственной  части, расширению и активизации  внешнеэкономической деятельности, финансированию социальных программ. Отрабатывается механизм интеграции экономики  республики в мировое хозяйство. При этом финансовая политика и механизм должны обеспечить социальную защиту населения по мере вхождения в рыночные отношения от инфляции, безработицы, потери доходов [7, 199].

В республике продолжается осуществление программ по углублению рыночных реформ, включающих упомянутые направления с выработкой соответствующей  финансовой политики и механизма  ее осуществления.

Итак, исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой  ведущие экономисты разделяют последнюю  на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.

Под первой, то есть политикой экономического роста  понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов  валового национального продукта и  повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:

— рост государственных  расходов;

— снижение налогового бремени.

Другими словами, если в настоящее время имеется  сбалансированный бюджет, финансовая политика должна двигаться в направлении  бюджетного дефицита в период спада  или депрессии.

Если же правительство  использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска  продукции на его типичном для  рассматриваемой страны уровне и  поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно  считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между  данными понятиями существуют серьезные  различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его  потенциальному уровню, в то время  как стабилизационная политика таких  целей преследовать не имеет права.

В свою очередь  политика ограничения деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального  объема ВНП по сравнению с его  потенциальным уровнем и применяется  правительством в период подъема  или бума с целью избежания  кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей вместе с избыточным спросом.

Сдерживающая политика подразумевает:

— уменьшение правительственных  расходов;

— увеличение налогов.

Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит  задача контроля над инфляцией.

Теперь, рассмотрев какие виды финансовой политики применяет  правительство в той или иной ситуации, сложившейся в национальной экономике, следует подробнее остановиться на самом механизме воздействия  финансовой политики на хозяйство страны.

Итак, реализация финансовой политики проводится в три этапа:

1. Выработка научно  обоснованных концепций развития  финансов, которая формируется на  основе изучения требований экономических  законов, всестороннего анализа  перспектив совершенствования производства  и состояния потребностей населения.

2. Определение основных  направлений использования финансов  на перспективу и текущий период, то есть выработка стратегии  и тактики финансовой политики. Здесь, исходя из поставленных  целей учитывают возможности  роста и падения финансовых  ресурсов, а также внешние и  внутренние политико-экономические  факторы.

3. Собственно осуществление  практических действий, направленных  на достижение поставленных целей.

Естественно, что  прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем  этапе, но определяется оно содержанием  двух предыдущих ступеней. Однако такой  механизм верен только частично, так  как не учитывает все возможности  финансового регулирования.

Известно, что существуют два типа финансовой политики:

а) дискреционная  политика или политика, проводимая непосредственно правительством;

б) недискреционная  финансовая политика, то есть встроенные стабилизаторы.

Описанный выше способ реализации финансовой политики, несомненно, относится к первому ее типу. Для  второго же он будет абсолютно  неверен, что объясняется особенностями  последнего.

Под недискреционной  финансовой политикой понимают ряд  способностей налоговой системы  к самостоятельной стабилизации, то есть некоторые ее особенности, позволяющие  регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного  вмешательства каких-либо управляющих  органов.

Рассмотрим следующую  ситуацию. Для ослабления производственного  бума необходим бюджетный излишек, то есть превышение приходной части  государственного бюджета над расходной. С другой стороны, чтобы побороть спад, желателен дефицитный бюджет. Существуют два пути для достижения поставленных целей, один из которых  достигается при помощи регулирования  налоговых поступлений. Так, в первом случае выход в увеличении налогов, во втором же, наоборот, в их снижении.

Итак, допустим, что  в стране наблюдается незначительный спад производства, а правительство  не успело еще принять ответные меры. Тогда сокращение доходов граждан, а также хозяйствующих субъектов  неизменно приведет к снижению налоговых  поступлений, однако это и требуется  для стабилизации экономики. Таким  образом, правильно функционирующая  налоговая система в состоянии  автоматически регулировать экономику. Действительно, ведь при подъеме  с увеличением доходов граждан  также возрастут и налоги.

Кроме налогового существует еще ряд важных встроенных стабилизаторов, которые в своей  совокупности уравновешивают экономическую  систему страны. Среди них можно  выделить следующие четыре, а именно:

1. Социальные выплаты,  включая пособия по безработице.  Действительно, налоги, за счет  которых финансируются пособия  по безработице резко возрастают, когда занятость высока. Поэтому  резервный фонд растет в период  бума и оказывает давление  на слишком большие расходы,  сдерживая инфляцию. Наоборот, в  период слабой занятости резервный  фонд используется для выплаты  доходов, чем увеличивает платежеспособный  спрос, поддерживая потребление,  что ведет к снижению темпов  падения производства, тем самым  смягчая спад.

Другие типы пособий  — такие, как благотворительные  выплаты вне рамок системы  социального страхования, — по характеру  своего автоматического антициклического регулирования также относятся  к стабилизирующему типу.

2. Актуальные для  развитых капиталистических стран  программы помощи фермерам: когда  платежеспособный спрос сокращается  и цены на сельскохозяйственные  продукты падают, федеральное правительство  субсидирует фермеров, поглощая  излишки продукции, когда же  надвигается инфляция и цены  растут, государство выбрасывает  на рынок закупленную ранее  продукцию, поглощая излишние  денежные средства, что ослабляет  любую тенденцию в экономике.  К сожалению такой стабилизатор  не характерен для отечественной  экономики, так как казахстанское  сельское хозяйство не страдает  кризисами перепроизводства.

3. Эффект надежности  компаний. Практика показывает, что  с целью создания иллюзии стабильного  дохода корпорации, акционерные  общества другие подобные юридические  лица сохраняют прежний уровень  выплачиваемых дивидендов, даже  если их доходы меняются в  течение короткого отрезка времени.  Это ведет к ослаблению спроса  на товары и услуги, который  иначе был бы предъявлен вкладчиками,  получившими, например повышенные  прибыли с их ценных бумаг.  В другом случае наблюдался  бы обратный эффект, который также  привел бы к стабилизации ситуации.

4. Инертность склонности  к потреблению. Так, индивид,  стремясь поддержать привычный  жизненный уровень, медленно приспосабливается  к повышению своего дохода.

Несмотря на безусловно полезные способности налоговой  системы к стабилизации, без целенаправленного  воздействия правительства на экономическую  ситуацию все-таки нельзя обойтись. Этому  есть две причины:

1) Саморегулирования  недостаточно при сильном изменении  экономической ситуации, так как,  продолжая изымать часть каждого  дополнительного дохода, налоги, однако, не смогут преодолеть влияние  оставшихся денег, при этом  не учитывается эффект мультипликации, который существенно ослабляет  действие стабилизатора.

2) Политические  и другие внеэкономические соображения,  препятствующие пассивным действиям  правительства.

Таким образом, регулирование  экономики нельзя осуществлять исключительно  при помощи встроенных стабилизаторов, поэтому проведение дискреционной  политики, несмотря на возражения экономистов  проповедующих невмешательство  в экономику, представляется необходимым.

Информация о работе Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики