Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:14, реферат

Краткое описание

В работе раскрывается, что финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения. совокупность способов организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 520.83 Кб (Скачать)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Финансовый механизм  как инструмент реализации финансовой  политики

2 Содержание и структура  финансового механизма

3 Тенденции и перспективы  развития финансового механизма

Заключение 

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика.

Финансовая политика реализуется  в реальной хозяйственной жизни  через финансовый механизм, посредством  которого происходит управление финансовыми  отношениями по формированию и использованию  целевых фондов денежных средств  и денежных накоплений для выполнения государственных программ экономического и социального развития на разных уровнях хозяйствования и сферах действительности.

Следует отметить, что возрастающее значение финансов и финансового  механизма обусловлено серьезными преобразованиями в экономическом  устройстве в нашей стране. В системе  регулирования экономики важное значение принадлежит финансовому  механизму, под которым принято  понимать комплекс показателей, рычагов, приемов и методов, обеспечивающих рациональное распределение валового внутреннего продукта и национального  дохода, хозрасчетную деятельность субъектов  хозяйствования и контроль за использованием ресурсов в народном хозяйстве.

Пронизывая все области  распределительных отношений, финансовый механизм обладает значительными возможностями  активного воздействия на экономику  в направлении повышения ее эффективности. Реализация этих возможностей зависит  во многом от совершенства финансового  механизма, его соответствия задачам  и требованиям развития экономики  в тот или иной период.

Исходя из вышеизложенного, изучение финансового механизма  является актуальным вопросом.

Таким образом, цель данной работы состоит в изучении финансового  механизма и определении направлений  его совершенствования в условиях рыночной экономики.

Актуальность данной тематики курсовой работы заключается в первую очередь в том, что надежный финансовый механизм является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики  в целом. Данный механизм является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции.

1 ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ  КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ  ПОЛИТИКИ

Современная финансовая политика является составной частью экономической  политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой разрабатываются  и реализуются исполнительными  органами власти во главе с Президентом  РФ и утверждаются законодательными органами власти в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов каждого  уровня бюджетной системы РФ на очередной  финансовый год. Региональные органы власти и органы местного самоуправления строят финансовую политику на подведомственной территории с учетом целей и задач  финансовой политики Российской Федерации.

Она обеспечивает соответствующими финансовыми ресурсами различные  государственные программы, при  этом создавая условия, как для максимальной мобилизации финансовых ресурсов, так  и их рационального использования, стимулируя, социально-экономическое  развитие общества.

Финансовая политика представляет собой совокупность государственных  мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Также, она предполагает установление целей и средств  достижения поставленных целей.

Содержание финансовой политики:

- разработка общей концепции  финансовой политики, определение  ее основных направлений, целей,  главных задач;

- создание адекватного  финансового механизма;

- управление финансовой  деятельностью государства и  других субъектов экономики.

Основа финансовой политики - стратегические направления, которые  определяют долгосрочную и среднесрочную  перспективу использования финансов и предусматривают решение главных  задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы  страны. Одновременно с этим государство  осуществляет выбор текущих тактических  целей и задач использования  финансовых отношений. Все эти мероприятия  тесно взаимосвязаны между собой  и взаимозависимы.

Задачами финансовой политики является:

- обеспечение условий  для формирования максимально  возможных финансовых ресурсов;

- установление рационального  с точки зрения государства  распределения и использования  финансовых ресурсов;

- организация регулирования  и стимулирования экономических  и социальных процессов финансовыми  методами;

- выработка финансового  механизма и его развитие в  соответствии с изменяющимися  целями и задачами стратегии;

- создание эффективной  и максимально деловой системы  управления финансами.

Большое значение имеет выработка  финансового механизма для выполнения финансовой политики. Учет условий  в процессе проведения финансовой политики требует выявления соответствующих  приемов и методов, необходимых  для реализации поставленных задач  связанных с социальным обеспечением, регулированием налогов, развитием  научно-технического прогресса, решением проблем производственного процесса, обеспечение финансовыми ресурсами  целевых программ, развитие хозяйства  всех регионов. Реализация финансовой политики осуществляется с помощью  финансового механизма. Финансовый механизм включает в себя виды, формы  и методы организации финансовых отношений и способы их количественного  определения. Множество финансовых взаимосвязей предопределяет различные  формы и методы организации.

Финансовый механизм делится  на:

- финансовый механизм  организаций;

- страховой механизм;

- механизм функционирования  государственных органов;

- кредитную политику.

В каждом из разделов выделяют структурные виды по звеньям финансовой системы. Территориальное деление:

- финансовый механизм  федерации;

- финансовый механизм  республики;

- финансовый механизм  местных органов.

По воздействию на общественное производство:

- механизм мобилизации  финансовых ресурсов;

- механизм предоставления  финансовых ресурсов;

- механизм стимулирования  общественного производства.

Каждый элемент является составной частью единого финансового  механизма, но функционирующий самостоятельно. И все элементы требуют согласования. Все звенья различаются степенью сложности и развитием отдельных  элементов. Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач. Важная составная часть финансовой политики - установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

2 СОДЕРЖАНИЕ И  СТРУКТУРА ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА

финансовый механизм политика

Финансовый механизм можно  представить как систему действия финансовых рычагов, которая выражается в организации, планировании, и стимулировании использования финансовых ресурсов. При этом в его структуру входит 5 взаимозависимых элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое обеспечение, нормативное обеспечение, информационное обеспечение. Структура финансового  механизма представлена на рис. 1.

Рисунок 1 - Структура финансового  механизма

Финансовый метод можно  определить как способ воздействия  финансовых отношений на хозяйственный  процесс. Финансовые методы действуют  в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и  по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальным стимулированием  и ответственностью за эффективное  использование денежных фондов. Рыночное содержание в финансовые методы вкладывается не случайно. Это обусловлено тем, что функции финансов в сфере  производства и обращения тесно  связаны с коммерческим расчетом.

Коммерческий расчет представляет собой метод ведения хозяйства  путем соизмерения в денежной (стоимостной) форме затрат и результатов  хозяйственной деятельности. Целью  применения коммерческого расчета  является получение максимальных доходов  или прибыли при минимальных  затратах капитала в условиях конкурентной борьбы.

Действие финансовых методов  проявляется в образовании и  использовании денежных фондов. Финансовый рычаг представляет собой прием  действия финансового метода.

К финансовым рычагам относятся  прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по кредитам, депозитам, облигациям.

Например, кредитование - это  финансовый метод. Оно воздействует на результаты хозяйственного процесса через такие приемы, как виды и  формы кредита, процентные ставки, финансовые санкции и др.

Правовое обеспечение  функционирования финансового механизма  включает законодательные акты, постановления  Правительства, приказы, распоряжения, письма Минфина и другие правовые документы органов управления.

Государство устанавливает  способы организации финансовых отношений и фиксирует эти  способы в нормативных актах  и финансовым правом. Наличие юридических  норм позволяет установить единые требования во всей финансовой системе.

Нормативное обеспечение  функционирования финансового механизма  образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т. п.

Информационное обеспечение  функционирования финансового механизма  состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации. К финансовой информации относятся:

- осведомление о финансовой  устойчивости и платежеспособности  своих партнеров и конкурентов  (компьютерные программы, бухгалтерская  отчетность, статистическая отчетность, оперативная отчетность и пр.);

- осведомление о ценах,  курсах, дивидендах, процентах на  товарном, фондовом и валютном рынках и т. п.;

- сообщение о положении  дел на биржевом, внебиржевом  рынках, о финансовой и коммерческой  деятельности любых достойных  внимания хозяйствующих субъектов;

- различные другие сведения.

Тот, кто владеет информацией, владеет и финансовым рынком. Информация (например, сведения о поставщиках) может являться одним из видов  интеллектуальной собственности («ноу-хау») и вноситься в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества или товарищества.

Финансовый менеджер, обладающий достаточно высокой квалификацией, всегда старается получить любую  информацию, даже самую плохую, или  какие-то ключевые моменты такой  информации, или отказ от разговора  на данную тему (молчание - это тоже язык общения) и использовать их в  свою пользу. Информация собирается по крупицам. Эти крупицы, собранные  воедино, обладают уже полновесной  информационной ценностью.

Наличие у финансового  менеджера надежной деловой информации позволяет быстрее принять финансовые и коммерческие решения, влиять на правильность таких решений, что, естественно, ведет  к увеличению прибыли.

Другими словами, финансовый механизм включает в себя совокупность организационных форм финансовых отношений  в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и  финансовой системой, финансовое законодательство.

В соответствии с государственным  устройством Российской Федерации  в финансовом механизме выделяют три звена: финансовый механизм Российской Федерации, финансовый механизм субъектов  РФ и финансовый механизм органов  местного самоуправления. Такое деление  обусловлено компетенцией органов  государственной власти и органов  местного самоуправления в области  регулирования финансовых отношений, регламентируемой Конституцией РФ, Бюджетным  кодексом РФ (БК РФ) и Налоговым кодексом РФ (НК РФ).

По мнению Э.В. Рогатенюк, (кандидат экономических наук, доцент) Рогатенюк Э.В., Анализ подходов к  структурированию финансового механизма  трансформационной экономики // Экономика Крыма №23. 2008 год., финансовый механизм представляет собой комплекс специально разработанных и законодательно закрепленных в государстве форм и методов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для обеспечения потребностей всех субъектов экономической системы.

Поскольку финансовые отношения  проявляются в различных сферах и звеньях финансовой системы  страны, то соответственно ее структуре  в составе финансового механизма  можно выделить: Финансовый механизм государственных и местных финансов, коммерческих предприятий, некоммерческих организаций и учреждений, домашних хозяйств и др.

Финансовый механизм следует  рассматривать как сложную, динамичную систему и выделять в его составе  организационную и внутреннюю структуры, а также подсистему индикаторов, с помощью которых определяется эффективность финансового механизма.

Организационная структура  финансового механизма включает:

1) организацию финансовой  деятельности, возлагаемую на органы  управления финансовой системой (Минфин, Казначейство, КРУ, ГНАУ, органы  управления целевыми фондами  и др.) и финансовые институты  (НБУ, коммерческие банки, небанковские  кредитные учреждения и др.);

2) обеспечение финансовой  деятельности, включающее:

- правовое - Законы, Указы  Президента, Постановления Кабинета  министров, Постановления и письма  министерств и ведомств, Уставы  юридических лиц;

- нормативное - инструкции  и методические рекомендации, разрабатываемые  органами управления и финансовыми  институтами финансовой системы,  министерствами и ведомствами,

Информация о работе Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики