Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:14, реферат

Краткое описание

В работе раскрывается, что финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения. совокупность способов организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 520.83 Кб (Скачать)

3.2. ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ, ЕГО РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ  ПОЛИТИКИ

 

Для реализации финансовой политики, успешного ее проведения в жизнь используется финансовый механизм. Он представляет собой применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития. Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения. совокупность способов организации финансовых отношений,

Структура финансового механизма  довольно сложна. В  нее входят различные  элементы, соответствующие  разнообразию финансовых отношений. Именно множественность  финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества видов, форм и методов их организации (элементов финансового механизма). Государство в лице его исполнительных и законодательных органов власти на основе тщательного изучения действия экономических  законов, закономерностей развития финансов, задач экономической и финансовой политики устанавливает методы распределения общественного продукта, национального дохода, формы денежных накоплений, предусматривает виды платежей, определяет принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов и т.д. Для эффективного использования финансов большое значение имеет осуществление планирования и прогнозирования, нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений.

В зависимости  от особенностей отдельных  подразделений общественного  хозяйства и на основе выделения  сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, а также механизм функционирования государственных финансов. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельны структурные звенья. Например, механизм государственных финансов подразделяется на бюджетный и механизм функционирования внебюджетных фондов. В соответствии с территориальным делением можно выделить финансовый механизм государства и местных органов власти. При рассмотрении финансового механизма с точки зрения его воздействия на общественное воспроизводство выделяются его функциональные звенья: мобзация ресурсов, финансирование, стимулирование и т.д.

Каждая  сфера и отдельное  звено финансового  механизма являются составной частью единого целого. Они  взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем сферы и звенья функционируют относительно самостоятельно. Это обстоятельство вызывает необходимость постоянного согласования составляющих финансового механизма. Внутренняя увязка составных (структурных и функциональных) звеньев финансового механизма является важным условием его действенности.

Сферы и звенья финансового  механизма отличаются степенью сложности и разветвленности отдельных элементов. Например, для бюджетного механизма характерна система из многих видов налогов, наличие разнообразных направлений использования средств и методов финансирования. На предприятиях и в организациях определяется отношение между отдельными формами денежных накоплений, распределяется прибыль, формируются и используются фонды. В страховых организациях широко развита система резервных фондов.

Сочетание элементов финансового  механизма - форм, видов, методов организации финансовых отношений образует "конструкцию финансового механизма", которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого его элемента, т.е. определения ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и пр. Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее мобильной частью финансового механизма. Они чаще подвергаются корректировке, чутко реагируют на изменение условий производства и задач, стоящих перед обществом.  Например,  неоднократно изменялись способы распределения прибыли и пропорции ее деления между предприятием и государством, корректировались ставки налогов и др.

Деятельность  государства в  области финансов осуществляется по определенным правилам, с соблюдением установленных норм.

Введение  юридических норм позволяет установить единые правила организации  финансовых связей, защитить экономические интересы общества, коллективов предприятий и отдельных граждан. Соблюдение правовых норм обеспечивает строгую финансовую дисциплину, позволяет проводить единую политику в области финансов. Таким образом, право, являясь инструментом оформления и проведения финансовой политики, оказывает активное, но опосредованное (через финансовую политику и финансовый механизм) влияние на экономическое развитие.

В современных  условиях, когда вносятся кардинальные изменения во все сферы жизни общества, важно обеспечить своевременное решение законодательных проблем Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными социальными и нравственными последствиями.

Формируя  финансовый механизм, государство стремиться обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того иного  периода, что является залогом полноты  реализации ее целей  и задач. При этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового  механизма и его  отдельных элементов  с личными и коллективными интересами, что является залогом эффективности финансового механизма.

Финансовая политика

Финансовая политика - это  совокупность целенаправленных намерений  и мероприятий, проводимых государством в области финансов для осуществления  своих функций и задач. Финансовая политика является составной частью экономической политики.

В системе материалистической диалектики финансовая политика, как  и всякая другая политика, относится  к надстройке, в отличие от финансовых отношений, которые она выражает, являющихся базисными - выступающими как  часть производственных отношений, определенной общественно-экономической  формации (см. схему 1).

Схема. 1. Финансы в системе  базиса и надстройки общественно-экономической  формации

Как и экономическая политика в целом, финансовая политика разрабатывается  государством исходя из требований экономических  законов - сущностных, устойчиво повторяющихся, объективных связей и взаимозависимостей явлений и процессов в экономической  жизни общества.

Производственные отношения  в обществе, определяемые экономическими законами, проявляются через категории.

Экономические категории - это  выражение однородных экономических  отношений, которые характеризуют  определенную сторону экономической  жизни и представляются в абстрактном, обобщенном виде: к ним относятся  цена, финансы, страхование, кредит, прибыль  и т.д.

Финансы, как экономическая  категория, основывается на действии экономических  законов.

Финансовая политика реализуется  в реальной хозяйственной жизни  через финансовый механизм. Последний  представляет собой систему видов, форм и методов организации, планирования и управления финансами. Посредством  финансового механизма происходит управление финансовыми отношениями  по формированию и использованию  целевых фондов денежных средств  и денежных накоплений для выполнения государственных программ экономического и социального развития на разных уровнях хозяйствования и сферах действительности.

Поскольку финансы как  более общая экономическая категория  состоит из отдельных финансовых субкатегорий с меньшей степенью абстракции, то можно выделить с  известной степенью самостоятельности  налоговую политику, бюджетную политику и соответствующие им механизмы - налоговый, бюджетный, финансовых планов, управления финансами, финансово-правовой.

Финансовая политика государства  подразделяется на финансовую стратегию  и финансовую тактику. Первая представляет собой курс, рассчитанный на долговременную перспективу и предусматривающий  решение крупномасштабных задач  экономики и социального развития общества. Финансовая тактика конкретизирует стратегические установки, концентрируя внимание на решении неотложных задач, преодолении возникающих диспропорций и отклонений в финансах и экономике  страны, региона, отрасли.

Финансовый механизм воплощает  намеченные государством финансовые мероприятия  в конкретные, адресные, реальные результаты - расширенное воспроизводство финансовых ресурсов, входящих в состав стоимости  всех многочисленных элементов общественного  продукта, нематериальных благ, услуг  и ценностей на всех уровнях и  сферах общественно - экономической  жизни. Многообразие результатов воспроизводства  вызывает соответствующее многообразие форм и методов экономического механизма, составной и неотъемлемой частью которого является финансовый механизм.

Таким образом, прослеживается замкнутая круговая закономерность, когда процесс производства, определяемый экономическими законами общественной формации, наличием определенных производственных отношении и соответствующих  категорий, регулируется экономической  политикой, которая воплощается  в действие хозяйственным механизмом; последний, в свою очередь, способствует воссозданию реальных результатов  воспроизводства в соответствующем  количественном и качественном выражении. Эта диалектическая закономерность действует по нарастающему принципу в виде диалектической спирали (при нормальных условиях воспроизводства).

Поэтому от финансовой политики и финансового механизма, как  составных частей экономической  политики и механизма, зависит нормальное течение процесса расширенного воспроизводства. Правильно сформулированная финансовая политика, четко налаженный, синхронно  работающий финансовый механизм способствуют социально-экономическому развитию общества. Существует и обратная тенденция: если финансовая политика не в полной мере учитывает действие экономических  законов или находится с ними в противоречии, то соответствующий  финансовый механизм не в полной мере или не в состоянии использовать производственные возможности национального  хозяйства, отрасли, региона и т.д.; в этом случае экономическое развитие общества, тормозится, накапливаются  негативные явления, пояляются антиобщественные процессы. Такая ситуация складывается при применении административно-волевых, чрезмерно централизованных методов  управления, которые игнорируют требования объективных экономических законов.

История развития государства  имеет примеры противоположных  подходов к решению задач общества с использованием финансов, финансовой политики и механизма ее осуществления. Так, в бытность Советского Союза  использовались жесткие, чрезмерно  централизованные директивные меры. Часть этих мер, относящихся к  чрезвычайным, вызывались напряженной  обстановкой, необходимостью преодоления  ситуаций, в которых решалась судьба государства. В ряде случаев жесткие  меры, в том числе и финансовые, определялись неправильными подходами  в хозяйственной жизни, волевыми, непродуманными решениями, некомпетентным руководством экономикой и финансами. В такие периоды наблюдались, по принципу обратной связи, замедление темпов роста общественного производства, диспропорции в экономике и финансах, падение жизненного уровня народа, дефициты товаров и услуг, усиление негативных социальных проявлений в  общественной жизни.

История показывает, что  политика и механизм ее реализации, сориентированные на экономические  интересы людей, на стимулирование их активности с использованием максимальной совокупности товарно-денежных отношений, инициативы и творчества каждого  работника, приносят высокие результаты.

Финансовая политика с  начала периода самостоятельного развития Казахстана отличалась непоследовательностью  и противоречивостью.

С одной стороны, на выбор  политики оказывали влияние факторы  дестабилизации в постсоветском  пространстве, и финансовые мероприятия  вынужденно следовали проводимым в  других странах, особенно в России. Это определялось общностью хозяйственных  связей, взаимозависимостью экономик, единой валютой, общими границами, сложившимся  менталитетом населения стран СНГ. Данная группа факторов вызвана сменой общественно-экономической формации, что сопровождалось радикальной  ломкой сложившихся отношений, систем, механизмов. В экономике проводилась  так называемая «шоковая терапия» в  целях скорейшего перехода к рыночной формации: либерализация цен и  рынков, отказ от планов начал, снятие валютных ограничений, государственной  монополии на ключевые виды экономической  деятельности, ослабление контроля за работой низовых структур национального  хозяйства.

С другой стороны, проводились  поспешные, неподготовленные мероприятия, которые общество не воспринимало как  объективно необходимые в Казахстане. В их числе - волевые решения по экстренному преобразованию производственных отношений, стремление к централизации финансов, некорректный передел собственности в ходе разгосударствления и приватизации, игнорирование интересов субъектов сферы материального производства, приоритетных отраслей непроизводственной сферы, а следовательно, основных социальных групп общества, частые изменения и дополнения законодательства и нормативных актов. В данном случае отсутствовала обоснованная экономическая стратегия, а тактические мероприятия финансовой политики направлялись на решение чрезвычайных ситуаций, взаимообусловленных причинно-следственными связями, в результате - устранение негативных явлений в одном звене вызывало их возникновение в другом.

В целом это привело  к значительному разрушению производительных сил, углублению структурных диспропорций, затяжному кризису экономики  и общества, резкому падению жизненного уровня основных масс населения. Таково цена нарушения критериев эволюционного  развития общества, в которой значительная доля связана с несоблюдением  основных принципов экономической  и финансовой политики.

Поэтому задачей финансовой политики в условиях Казахстана является разработка мер и их воплощение через  финансовый механизм по переводу экономики  на траекторию экономического роста, стабилизации хозяйственной жизни на основе дальнейшей структурной перестройки национального  хозяйства, развитию предпринимательской  деятельности, реформированию собственности  с оптимизацией доли государственной  части, расширению и активизации  внешнеэкономической деятельности, финансированию социальных программ. Отрабатывается механизм интеграции экономики  республики в мировое хозяйство. При этом финансовая политика и механизм должны обеспечить социальную защиту населения по мере вхождения в  рыночные отношения от инфляции, безработицы, потери доходов.

Информация о работе Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики