Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:14, реферат
В работе раскрывается, что финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения. совокупность способов организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.
3.2. ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ,
ЕГО РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ
Для реализации финансовой политики, успешного ее проведения в жизнь используется финансовый механизм. Он представляет собой применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития. Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения. совокупность способов организации финансовых отношений,
Структура финансового механизма довольно сложна. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. Именно множественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества видов, форм и методов их организации (элементов финансового механизма). Государство в лице его исполнительных и законодательных органов власти на основе тщательного изучения действия экономических законов, закономерностей развития финансов, задач экономической и финансовой политики устанавливает методы распределения общественного продукта, национального дохода, формы денежных накоплений, предусматривает виды платежей, определяет принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов и т.д. Для эффективного использования финансов большое значение имеет осуществление планирования и прогнозирования, нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений.
В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, а также механизм функционирования государственных финансов. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельны структурные звенья. Например, механизм государственных финансов подразделяется на бюджетный и механизм функционирования внебюджетных фондов. В соответствии с территориальным делением можно выделить финансовый механизм государства и местных органов власти. При рассмотрении финансового механизма с точки зрения его воздействия на общественное воспроизводство выделяются его функциональные звенья: мобзация ресурсов, финансирование, стимулирование и т.д.
Каждая сфера и отдельное звено финансового механизма являются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем сферы и звенья функционируют относительно самостоятельно. Это обстоятельство вызывает необходимость постоянного согласования составляющих финансового механизма. Внутренняя увязка составных (структурных и функциональных) звеньев финансового механизма является важным условием его действенности.
Сферы и звенья финансового механизма отличаются степенью сложности и разветвленности отдельных элементов. Например, для бюджетного механизма характерна система из многих видов налогов, наличие разнообразных направлений использования средств и методов финансирования. На предприятиях и в организациях определяется отношение между отдельными формами денежных накоплений, распределяется прибыль, формируются и используются фонды. В страховых организациях широко развита система резервных фондов.
Сочетание элементов финансового механизма - форм, видов, методов организации финансовых отношений образует "конструкцию финансового механизма", которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого его элемента, т.е. определения ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и пр. Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее мобильной частью финансового механизма. Они чаще подвергаются корректировке, чутко реагируют на изменение условий производства и задач, стоящих перед обществом. Например, неоднократно изменялись способы распределения прибыли и пропорции ее деления между предприятием и государством, корректировались ставки налогов и др.
Деятельность государства в области финансов осуществляется по определенным правилам, с соблюдением установленных норм.
Введение юридических норм позволяет установить единые правила организации финансовых связей, защитить экономические интересы общества, коллективов предприятий и отдельных граждан. Соблюдение правовых норм обеспечивает строгую финансовую дисциплину, позволяет проводить единую политику в области финансов. Таким образом, право, являясь инструментом оформления и проведения финансовой политики, оказывает активное, но опосредованное (через финансовую политику и финансовый механизм) влияние на экономическое развитие.
В современных условиях, когда вносятся кардинальные изменения во все сферы жизни общества, важно обеспечить своевременное решение законодательных проблем Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными социальными и нравственными последствиями.
Формируя финансовый механизм, государство стремиться обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того иного периода, что является залогом полноты реализации ее целей и задач. При этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и его отдельных элементов с личными и коллективными интересами, что является залогом эффективности финансового механизма.
Финансовая политика
Финансовая политика - это совокупность целенаправленных намерений и мероприятий, проводимых государством в области финансов для осуществления своих функций и задач. Финансовая политика является составной частью экономической политики.
В системе материалистической диалектики финансовая политика, как и всякая другая политика, относится к надстройке, в отличие от финансовых отношений, которые она выражает, являющихся базисными - выступающими как часть производственных отношений, определенной общественно-экономической формации (см. схему 1).
Схема. 1. Финансы в системе базиса и надстройки общественно-экономической формации
Как и экономическая политика
в целом, финансовая политика разрабатывается
государством исходя из требований экономических
законов - сущностных, устойчиво повторяющихся,
объективных связей и взаимозависимостей
явлений и процессов в
Производственные отношения в обществе, определяемые экономическими законами, проявляются через категории.
Экономические категории - это выражение однородных экономических отношений, которые характеризуют определенную сторону экономической жизни и представляются в абстрактном, обобщенном виде: к ним относятся цена, финансы, страхование, кредит, прибыль и т.д.
Финансы, как экономическая категория, основывается на действии экономических законов.
Финансовая политика реализуется
в реальной хозяйственной жизни
через финансовый механизм. Последний
представляет собой систему видов,
форм и методов организации, планирования
и управления финансами. Посредством
финансового механизма
Поскольку финансы как
более общая экономическая
Финансовая политика государства
подразделяется на финансовую стратегию
и финансовую тактику. Первая представляет
собой курс, рассчитанный на долговременную
перспективу и
Финансовый механизм воплощает
намеченные государством финансовые мероприятия
в конкретные, адресные, реальные результаты
- расширенное воспроизводство
Таким образом, прослеживается
замкнутая круговая закономерность,
когда процесс производства, определяемый
экономическими законами общественной
формации, наличием определенных производственных
отношении и соответствующих
категорий, регулируется экономической
политикой, которая воплощается
в действие хозяйственным механизмом;
последний, в свою очередь, способствует
воссозданию реальных результатов
воспроизводства в
Поэтому от финансовой политики
и финансового механизма, как
составных частей экономической
политики и механизма, зависит нормальное
течение процесса расширенного воспроизводства.
Правильно сформулированная финансовая
политика, четко налаженный, синхронно
работающий финансовый механизм способствуют
социально-экономическому развитию общества.
Существует и обратная тенденция: если
финансовая политика не в полной мере
учитывает действие экономических
законов или находится с ними
в противоречии, то соответствующий
финансовый механизм не в полной мере
или не в состоянии использовать
производственные возможности национального
хозяйства, отрасли, региона и т.д.;
в этом случае экономическое развитие
общества, тормозится, накапливаются
негативные явления, пояляются антиобщественные
процессы. Такая ситуация складывается
при применении административно-волевых,
чрезмерно централизованных методов
управления, которые игнорируют требования
объективных экономических
История развития государства
имеет примеры противоположных
подходов к решению задач общества
с использованием финансов, финансовой
политики и механизма ее осуществления.
Так, в бытность Советского Союза
использовались жесткие, чрезмерно
централизованные директивные меры.
Часть этих мер, относящихся к
чрезвычайным, вызывались напряженной
обстановкой, необходимостью преодоления
ситуаций, в которых решалась судьба
государства. В ряде случаев жесткие
меры, в том числе и финансовые,
определялись неправильными подходами
в хозяйственной жизни, волевыми,
непродуманными решениями, некомпетентным
руководством экономикой и финансами.
В такие периоды наблюдались,
по принципу обратной связи, замедление
темпов роста общественного
История показывает, что политика и механизм ее реализации, сориентированные на экономические интересы людей, на стимулирование их активности с использованием максимальной совокупности товарно-денежных отношений, инициативы и творчества каждого работника, приносят высокие результаты.
Финансовая политика с начала периода самостоятельного развития Казахстана отличалась непоследовательностью и противоречивостью.
С одной стороны, на выбор
политики оказывали влияние факторы
дестабилизации в постсоветском
пространстве, и финансовые мероприятия
вынужденно следовали проводимым в
других странах, особенно в России.
Это определялось общностью хозяйственных
связей, взаимозависимостью экономик,
единой валютой, общими границами, сложившимся
менталитетом населения стран СНГ.
Данная группа факторов вызвана сменой
общественно-экономической
С другой стороны, проводились поспешные, неподготовленные мероприятия, которые общество не воспринимало как объективно необходимые в Казахстане. В их числе - волевые решения по экстренному преобразованию производственных отношений, стремление к централизации финансов, некорректный передел собственности в ходе разгосударствления и приватизации, игнорирование интересов субъектов сферы материального производства, приоритетных отраслей непроизводственной сферы, а следовательно, основных социальных групп общества, частые изменения и дополнения законодательства и нормативных актов. В данном случае отсутствовала обоснованная экономическая стратегия, а тактические мероприятия финансовой политики направлялись на решение чрезвычайных ситуаций, взаимообусловленных причинно-следственными связями, в результате - устранение негативных явлений в одном звене вызывало их возникновение в другом.
В целом это привело
к значительному разрушению производительных
сил, углублению структурных диспропорций,
затяжному кризису экономики
и общества, резкому падению жизненного
уровня основных масс населения. Таково
цена нарушения критериев
Поэтому задачей финансовой
политики в условиях Казахстана является
разработка мер и их воплощение через
финансовый механизм по переводу экономики
на траекторию экономического роста, стабилизации
хозяйственной жизни на основе дальнейшей
структурной перестройки
Информация о работе Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики