Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:14, реферат
В работе раскрывается, что финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения. совокупность способов организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.
Финансовый механизм является
составной частью экономической
и, прежде всего, производственной деятельности,
в том числе их информационной
системообразующей, когда в результате
органической связи со всеми этими
процессами он становится активно влияющим
на них фактором. Он может стимулировать
или дезорганизовывать
Наиболее сильно воздействие
финансового механизма
Важное значение играет как в производственной, так и непроизводственной деятельности система финансовых стимулов (льгот и санкций) и финансовых рычагов. Не менее важна и разработка количественных параметров каждого элемента финансового механизма, т. е. определение ставок, норм и нормативов выделения и изъятия средств, объема отдельных фондов, уровня расходования финансовых ресурсов.
Характеризуя состояние
финансового механизма России, можно
отметить, что правительство старается
ограничивать свое вмешательство в
деятельность субъектов хозяйствования,
совершенствовать налоговый метод
регулирования. Происходит формирование
финансового рынка как одного
из важнейших элементов
К тенденциям развития финансового
механизма можно отнести
Финансовый механизм - явление объективное, обусловленное наличием финансов в экономической системе государства, тем не менее, его функционирование зависит от того, какие структуры в государстве сумеют его использовать для достижения поставленных целей, то есть для совершения той финансовой политики, которую они проводят.
В рыночных условиях финансовый
механизм требует чёткого взаимодействия
всех его составляющих. Среди них
нет таких, которыми можно бы было
пренебречь или применять без
взаимосвязи с другими
Опыт развития экономики в условиях рынка во многих зарубежных странах подтверждает, что стабильность экономического роста и повышения общественного благосостояния требуют постоянного усовершенствования финансового механизма в каждой из его составляющих. Экономической наукой всегда осуществлялся поиск наиболее эффективных форм и методов усовершенствования финансового механизма, и в большинстве научных источников он получил название системы государственного макроэкономического регулирования.
Финансовый механизм в
целом является принципиальной схемой
практического использования
Таким образом, финансовый механизм работает эффективно, если функционируют все его составляющие. Применяя их, государство может направлять экономическое и социальное развитие на удовлетворение общественных потребностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета, 1993. - 25 декабря.
2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 01.12.2007, с изм. от 06.12.2007) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, №31, ст. 3823.
3. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 1 от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 17.05.2007) // Собрание законодательства РФ. 1998. №31. Ст. 3824.
4. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 2 от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 04.12.2007, с изм. от 06.12.2007) // Собрание законодательства РФ. 2000. №32. Ст. 3340.
5. Федеральный закон от
25.09.1997 №126-ФЗ «О финансовых основах
местного самоуправления» (ред.
6. Федеральный закон от
06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного
7. Федеральный закон от
15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном
пенсионном страховании в
8. Федеральный закон от
15.12.01 №166-ФЗ «О государственном
пенсионном обеспечении в
9. Бабич A.M., Павлова Л.Н.
Государственные и
10. Барулин С.В., Барулина Е.В. К вопросу о сущности финансов: новый взгляд на дискуссионную проблему // Финансы, 2007. - №7.
11. Госсобственность: вопросы
усиления контроля над
12. Горбунова Е.В., Дьякова
Ю.Н. Финансовый менеджмент
13. Грачева Е.Ю., Хорина
Л.Я. Государственный
14. Денисова И.П., Хапалова Э.А. Финансы: Учебное пособие МГУТУ. - «ЗАО Ростиздат», Ростов н/Д, 2008. - 217 с.
15. Рогатенюк Э.В., Анализ
подходов к структурированию
финансового механизма
16. Ермилов В.Г. Аспекты
реформирования управления
17. Занадворов В.С. Экономическая
теория государственных
18. Кизиль Е.В. Финансы и кредит / Серия «Учебники, учебные пособия». ? Ростов н/Д.: Феникс, 2003. ? 352 с.
19. Малис Н.И. Снижение
бремени как приоритет
20. Мандрица В.М. Финансовое
право. Серия «Учебники,
21. Миркин Я.М. Аналитический доклад «Среднесрочный прогноз развития финансовой системы России (2010-2015 гг.)» // Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации // ОКО ПЛАНЕТЫ, Первая полоса, Финансовые новости.
22. Нешитой А.С. Финансы и кредит: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. - 572 с.
23. Послание В.В. Путина // Российская газета, 2004. - №109 от 27 мая.
24. Финансы: Учебник / Под
ред. А.Г. Грязновой, Е.В.
25. Финансы: Учебник / Под ред. д.э.н., проф. В.П. Литовченко. ? 2-е изд., перераб. и испр. ? М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. - 588 с.
26. Финансы: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. С.И. Лушина, д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2006. - 682 с.
27. Финансы: Учебник для
студентов вузов, обучающихся
по экономическим
28. Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. ? 5-е изд., перераб. и доп. ? М.: Финансы и статистика, 2007. ? 416 с.
29. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / М.В. Романовский и др. Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт-Издат, 2002. - 543 с.
30. Яшина Н.И., Борисова
С.П. Внедрение бюджетирования, ориентированного
на результат, как
СОДЕРЖАНИЕ
ЧАСТЬ I. Общее понятие о финансах, их функционировании и управлении
Глава 2. Финансовая политика и финансовый механизм
2.1.
Сущность и значение
финансовой политики
и финансового
механизма в социально-
Финансовая политика -
это совокупность
целенаправленных
намерений и мероприятий,
проводимых государством
в области финансов
для осуществления
своих функций
и задач. Финансовая
политика является
составной частью
экономической политики. В системе материалистической диалектики финансовая политика, как и всякая другая политика, относится к надстройке, в отличие от финансовых отношений, которые она выражает, являющихся базисными - выступающими как часть производственных отношений, определенной общественно-экономической формации (см. схему 2.1). Как и экономическая политика в целом, финансовая политика разрабатывается государством исходя из требований экономических законов - сущностных, устойчиво повторяющихся, объективных связей и взаимозависимостей явлений и процессов в экономической жизни общества. Производственные отношения в обществе, определяемые экономическими законами, проявляются через категории. Экономические категории - это выражение однородных экономических отношений, которые характеризуют определенную сторону экономической жизни и представляются в абстрактном, обобщенном виде: к ним относятся цена, финансы, страхование, кредит, прибыль и т.д. Финансы, как экономическая категория, основывается на действии экономических законов (закона стоимости, закона спроса и предложения, закона возвышения потребностей, закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, закона экономии времени).
Схема 2.1. Финансы
в системе базиса
и надстройки общественно-
Финансовая политика
реализуется в
реальной хозяйственной
жизни через финансовый
механизм. Последний
представляет собой
систему видов,
форм и методов
организации, планирования
и управления финансами.
Посредством финансового
механизма происходит
управление финансовыми
отношениями по
формированию и
использованию целевых
фондов денежных
средств и денежных
накоплений для
выполнения государственных
программ экономического
и социального
развития на разных
уровнях хозяйствования
и сферах действительности. Поскольку финансы как более общая экономическая категория состоит из отдельных финансовых субкатегорий с меньшей степенью абстракции (налогов, бюджета и т.д.), то можно выделить с известной степенью самостоятельности налоговую политику, бюджетную политику и соответствующие им механизмы — налоговый, бюджетный, финансовых планов, управления финансами, финансово-правовой. Финансовая политика государства подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Первая представляет собой курс, рассчитанный на долговременную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач экономики и социального развития общества. Финансовая стратегия разрабатывается государством применительно к крупным историческим этапам развития общества. Финансовая тактика конкретизирует стратегические установки, концентрируя внимание на решении неотложных задач, преодолении возникающих диспропорций и отклонений в финансах и экономике страны, региона, отрасли.
Финансовый механизм
воплощает намеченные
государством финансовые
мероприятия в
конкретные, адресные,
реальные результаты -расширенное
воспроизводство
финансовых ресурсов,
входящих в состав
стоимости всех
многочисленных элементов
общественного продукта,
нематериальных благ,
услуг и ценностей
на всех уровнях
и в сферах общественно-
Таким образом,
прослеживается замкнутая
круговая закономерность,
когда процесс
производства, определяемый
экономическими законами
общественной формации,
наличием определенных
производственных
отношений и соответствующих
категорий, регулируется
экономической политикой,
которая воплощается
в действие хозяйственным
механизмом; последний,
в свою очередь,
способствует воссозданию
реальных результатов
воспроизводства
в соответствующем
количественном и
качественном выражении.
Эта диалектическая
закономерность действует
по нарастающему
принципу в виде
диалектической спирали
(при нормальных
условиях воспроизводства).
Поэтому от финансовой
политики и финансового
механизма, как
составных частей
экономической политики
и механизма, зависит
нормальное течение
процесса расширенного
воспроизводства.
Правильно сформулированная
финансовая политика,
четко налаженный,
синхронно работающий
финансовый механизм
способствуют социально- История развития государства имеет примеры противоположных подходов к решению задач общества с использованием финансов, финансовой политики и механизма ее осуществления. Так, в бытность Советского Союза использовались жесткие, чрезмерно централизованные директивные меры. Часть этих мер, относящихся к чрезвычайным, вызывалась напряженной обстановкой, необходимостью преодоления ситуаций, в которых решалась судьба государства. В ряде случаев жесткие меры, в том числе и финансовые, определялись неправильными подходами в хозяйственной жизни, волевыми, непродуманными решениями, некомпетентным руководством экономикой и финансами. В такие периоды наблюдались, по принципу обратной связи, замедление темпов роста общественного производства, диспропорции в экономике и финансах, падение жизненного уровня народа, дефициты товаров и услуг, усиление негативных социальных проявлений в общественной жизни. История показывает, что политика и механизм ее реализации, сориентированные на экономические интересы людей, на стимулирование их активности с использованием максимальной совокупности товарно-денежных отношений, инициативы и творчества каждого работника, приносят высокие результаты.
Финансовая политика
начала периода
самостоятельного
развития Казахстана
отличалась
С одной стороны,
на выбор политики
оказывали влияние
факторы дестабилизации
в постсоветском
пространстве, и финансовые
мероприятия вынужденно
следовали проводимым
в других странах,
особенно в России.
Это определялось
общностью хозяйственных
связей, взаимозависимостью
экономик, единой
валютой, общими
границами, сложившимся
менталитетом населения
стран СНГ. Данная
группа факторов
вызвана сменой
общественно-экономической
формации, что сопровождалось
радикальной ломкой
сложившихся отношений,
систем, механизмов.
В экономике проводилась
так называемая
«шоковая терапия»
в целях скорейшего
перехода к рыночной
формации: либерализация
цен и рынков, отказ
от плановых начал,
снятие валютных
ограничений, государственной
монополии на ключевые
виды экономической
деятельности, ослабление
контроля за работой
низовых структур
национального хозяйства.
С другой стороны,
проводились поспешные,
неподготовленные
мероприятия, которые
общество не воспринимало
как объективно
необходимые в
Казахстане. В их
числе - волевые
решения по экстренному
преобразованию
В целом это
привело к значительному
разрушению производительных
сил, углублению
структурных диспропорций,
затяжному кризису
экономики и общества,
резкому падению
жизненного уровня
основных масс
населения. Такова
цена нарушения
критериев эволюционного
развития общества,
в которой значительная
доля связана с
несоблюдением основных
принципов экономической
и финансовой политики. Поэтому задачей финансовой политики в условиях Казахстана является разработка мер и их воплощение через финансовый механизм по переводу экономики на траекторию экономического роста, стабилизации хозяйственной жизни на основе дальнейшей структурной перестройки национального хозяйства, развитию предпринимательской деятельности, реформированию собственности с оптимизацией доли государственной части, расширению и активизации внешнеэкономической деятельности, финансированию социальных программ. Отрабатывается механизм интеграции экономики республики в мировое хозяйство. При этом финансовая политика и механизм должны обеспечить социальную защиту населения по мере вхождения в рыночные отношения от инфляции, безработицы, потери доходов. В республике продолжается осуществление программ по углублению рыночных реформ, включающих упомянутые направления с выработкой соответствующей финансовой политики и механизма ее осуществления.
В западных теоретических
концепциях и практике
используется термин
«фискальная политика»,
под которым подразумевается
комплексное понятие
государственной
налогово-бюджетной
политики и механизма
ее реализации
в экономических
процессах. Фискальная
политика охватывает
распределительные
и перераспределительные
действия по изъятию
налоговых платежей,
размещению ресурсов
при производстве
«общественных товаров»,
их распределению,
движению трансфертных
потоков денежных
средств, других
действий правительства
и местных органов
по использованию
финансов в экономической
и социальной сферах. Фискальная политика проводится как дискреционная, то есть как сознательное манипулирование государственными налогами и расходами с целью изменения реального объема национального производства, занятости, контроля инфляции, ускорения экономического роста. В зависимости от характера экономического цикла может проводиться стимулирующая или сдерживающая фискальная политика. Недискреционная фискальная политика предполагает действие автоматических или «встроенных стабилизаторов» («встроенная стабильность»), под которыми понимается варьирование государственными расходами и налоговыми изъятиями пропорционально объему национального продукта в разных фазах экономического цикла - подъеме или спаде. |
13. Финансовый механизм,
его значение для экономического роста
Финансовый механизм — это пять взаимосвязанных
элементов, способствующих организации,
планированию и стимулированию использования
финансовых ресурсов: финансовые методы,
финансовые рычаги, правовое, нормативное
и информационное обеспечение.
Финансовые методы — это способы воздействия
финансовых отношений на хозяйственный
процесс, которые действуют в двух направлениях:
по линии управления движением финансовых
ресурсов и по линии рыночных отношений,
связанных с соизмерением затрат и результатов,
материальным стимулированием и ответственностью
за эффективное использование денежных
средств.
Воздействие на рыночные отношения обусловлено
тем, что функции финансов в сфере производства
и обращения тесно связаны с коммерческим
расчетом — это соизмерение в денежной
(стоимостной) форме затрат и результатов
финансово-хозяйственной деятельности.
Цель применения коммерческого расчета
в самом общем виде — получение максимальной
прибыли при минимальных затратах, хотя
в разные периоды деятельности предприятия
цели могут изменяться. В зарубежной практике
требование соизмерения размеров вложенного
в производство капитала с результатами
деятельности обозначают термином «input-output».
Действие финансовых методов проявляется
в образовании и использовании денежных
фондов.
Финансовые рычаги — это приемы действия
финансовых методов.
Правовое обеспечение функционирования
финансового механизма включает в себя
законодательные акты, постановления,
приказы и другие правовые документы.
Нормативное обеспечение функционирования
финансового механизма — это инструкции,
нормативы, нормы, тарифные ставки, методические
указания, разъяснения и др.
Информационное обеспечение функционирования
финансового механизма связано с получением
различной экономической, коммерческой,
финансовой и другой информации. К финансовой
информации относятся сведения о финансовой
устойчивости и платежеспособности партнеров
и конкурентов, ценах, курсах, дивидендах,
процентах на товарном, фондовом, валютном
рынках, сведения о положении дел на биржевом
и внебиржевом рынках, информация о финансовой
и коммерческой деятельности хозяйствующих
субъектов и др. Владение информацией
помогает оценивать ситуацию на рынках.
Различная информация (например, сведения
о поставщиках, покупателях и др.) может
быть одним из видов интеллектуальной
собственности (ноу-хау) и вноситься в
качестве вклада в уставный капитал предприятия
Финансовый механизм – инструмент финансовой политики, представляющий собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.
В зависимости от степени регулирования со стороны государства финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.
Директивный связан с отношениями, в которых непосредственно участвует государство (налоги, государственный кредит, бюджетный процесс и т. д.). Регулирующий определяет основные направления функционирования финансовых отношений, не затрагивающих напрямую интересы государства (организация внутрихозяйственной деятельности на предприятиях).
Финансовый механизм можно представить в виде совокупности механизмов функционирования отдельных звеньев финансовой системы:
Для обеспечения
стабильного и эффективного функционирования
финансового механизма
Оценка качества работы финансового механизма происходит в соответствии с его адекватностью современным интересам общества, со способностью его достигать поставленных целей и решать конкретные задачи.
Структура финансового механизма включает в себя:
Финансовое регулирование представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства.
Финансовое стимулирование является одним из методов регулирования народно-хозяйственных пропорций.
Финансовые рычаги представляют собой приемы, при которых финансы воздействуют на экономику государства и прежде всего на его нижнее звено – предприятия.
Информация о работе Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики