Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:14, реферат

Краткое описание

В работе раскрывается, что финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения. совокупность способов организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 520.83 Кб (Скачать)

Финансовый механизм является составной частью экономической  и, прежде всего, производственной деятельности, в том числе их информационной системообразующей, когда в результате органической связи со всеми этими  процессами он становится активно влияющим на них фактором. Он может стимулировать  или дезорганизовывать производственную деятельность - все зависит от проводимой государством политики в области  финансов, налогов и т.д.

Наиболее сильно воздействие  финансового механизма проявляется  на стадии распределения. Здесь основным воздействующим элементом являются налоги и государственные расходы. Давно известна взаимосвязь: чем  выше налоги, тем менее активно  предпринимательство, и наоборот.

Важное значение играет как  в производственной, так и непроизводственной деятельности система финансовых стимулов (льгот и санкций) и финансовых рычагов. Не менее важна и разработка количественных параметров каждого  элемента финансового механизма, т. е. определение ставок, норм и нормативов выделения и изъятия средств, объема отдельных фондов, уровня расходования финансовых ресурсов.

Характеризуя состояние  финансового механизма России, можно  отметить, что правительство старается  ограничивать свое вмешательство в  деятельность субъектов хозяйствования, совершенствовать налоговый метод  регулирования. Происходит формирование финансового рынка как одного из важнейших элементов финансового  механизма.

К тенденциям развития финансового  механизма можно отнести развитие негосударственных форм финансирования, постепенная ликвидация монополии  государства на рынке страховых  услуг, планирование сокращение государственных  расходов и повышение эффективности  использования бюджетных средств, повышается информированность, постепенно налоговая система переходит  на международные стандарты - сближение (в первую очередь снижение) ставок, ликвидация некоторых видов налогов, применение новых методов исчисления и т.д.

Финансовый механизм - явление  объективное, обусловленное наличием финансов в экономической системе  государства, тем не менее, его функционирование зависит от того, какие структуры  в государстве сумеют его использовать для достижения поставленных целей, то есть для совершения той финансовой политики, которую они проводят.

В рыночных условиях финансовый механизм требует чёткого взаимодействия всех его составляющих. Среди них  нет таких, которыми можно бы было пренебречь или применять без  взаимосвязи с другими составляющими.

Опыт развития экономики  в условиях рынка во многих зарубежных странах подтверждает, что стабильность экономического роста и повышения  общественного благосостояния требуют  постоянного усовершенствования финансового  механизма в каждой из его составляющих. Экономической наукой всегда осуществлялся  поиск наиболее эффективных форм и методов усовершенствования финансового  механизма, и в большинстве научных  источников он получил название системы  государственного макроэкономического  регулирования.

Финансовый механизм в  целом является принципиальной схемой практического использования финансов в экономике государства, их влияния  на соответствующие процессы. Одновременно ему присущи свои отличия в  практическом применении на уровне государства, предпринимательской структуры, финансового  института и др.

Таким образом, финансовый механизм работает эффективно, если функционируют  все его составляющие. Применяя их, государство может направлять экономическое  и социальное развитие на удовлетворение общественных потребностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской  Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета, 1993. - 25 декабря.

2. Бюджетный Кодекс Российской  Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (принят  ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 01.12.2007, с изм. от 06.12.2007) // Собрание законодательства  РФ, 03.08.1998, №31, ст. 3823.

3. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 1 от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред.  от 17.05.2007) // Собрание законодательства  РФ. 1998. №31. Ст. 3824.

4. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 2 от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред.  от 04.12.2007, с изм. от 06.12.2007) // Собрание  законодательства РФ. 2000. №32. Ст. 3340.

5. Федеральный закон от 25.09.1997 №126-ФЗ «О финансовых основах  местного самоуправления» (ред.  от 28.12.2004) // Собрание законодательства  РФ. 1997. №39. Ст. 4464.

6. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской Федерации» (ред.  от 08.11.2007) // Собрание законодательства  РФ. 2003. №40. Ст. 3822.

7. Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном  пенсионном страховании в Российской  Федерации» (ред. от 19.07.2007) // Собрание  законодательства РФ. 2001. №51. Ст. 4832.

8. Федеральный закон от 15.12.01 №166-ФЗ «О государственном  пенсионном обеспечении в Российской  Федерации» (ред. от 09.04.2007) // Собрание  законодательства РФ. 2001. №51. Ст. 4831.

9. Бабич A.M., Павлова Л.Н.  Государственные и муниципальные  финансы: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 687 с.

10. Барулин С.В., Барулина  Е.В. К вопросу о сущности  финансов: новый взгляд на дискуссионную  проблему // Финансы, 2007. - №7.

11. Госсобственность: вопросы  усиления контроля над использованием  и распоряжением // Российский  экономический журнал, 1999. - №4.

12. Горбунова Е.В., Дьякова  Ю.Н. Финансовый менеджмент как  инструмент развития предприятия  в условиях кризиса // Устойчивое  развитие региона в условиях  экономической интеграции России  в мировое хозяйство// Материалы  55-й научно-методической конференции  «Университетская наука - региону» / Научный журнал «Экономический  Вестник СГУ» - Ставрополь, СГУ, 2010, 386 с., С.109-112.

13. Грачева Е.Ю., Хорина  Л.Я. Государственный финансовый  контроль: курс лекций. - М.: ТК Велби,  Изд-во Проспект, 2005. - 277 с.

14. Денисова И.П., Хапалова  Э.А. Финансы: Учебное пособие  МГУТУ. - «ЗАО Ростиздат», Ростов  н/Д, 2008. - 217 с.

15. Рогатенюк Э.В., Анализ  подходов к структурированию  финансового механизма трансформационной  экономики // Экономика Крыма №23/, 2008 год.

16. Ермилов В.Г. Аспекты  реформирования управления государственными  финансами // Финансы, 2007. ? №1.

17. Занадворов В.С. Экономическая  теория государственных финансов [Текст]: учеб. пособие для вузов  / В.С. Занадворов, М.Г. Колосницына;  Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005. - 390 с.

18. Кизиль Е.В. Финансы  и кредит / Серия «Учебники, учебные  пособия». ? Ростов н/Д.: Феникс, 2003. ? 352 с.

19. Малис Н.И. Снижение  бремени как приоритет налоговой  политики // Финансы, 2007. ? №6.

20. Мандрица В.М. Финансовое  право. Серия «Учебники, учебные  пособия». Издание 2-е, переработанное. ? Ростов н/Д.: Феникс, 2003. ? 352 с. 

21. Миркин Я.М. Аналитический  доклад «Среднесрочный прогноз  развития финансовой системы  России (2010-2015 гг.)» // Финансовый университет  при Правительстве Российской  Федерации // ОКО ПЛАНЕТЫ, Первая  полоса, Финансовые новости.

22. Нешитой А.С. Финансы  и кредит: Учебник. - 2-е изд., перераб.  и доп. - М.: Издательско-торговая  корпорация «Дашков и Ко», 2006. - 572 с.

23. Послание В.В. Путина // Российская газета, 2004. - №109 от 27 мая.

24. Финансы: Учебник / Под  ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 504 с.

25. Финансы: Учебник / Под  ред. д.э.н., проф. В.П. Литовченко. ? 2-е изд., перераб. и испр. ? М.: Издательско-торговая  корпорация «Дашков и Ко», 2006. - 588 с.

26. Финансы: Учебник / Под  ред. д-ра экон. наук, проф. С.И.  Лушина, д-ра экон. наук, проф. В.А.  Слепова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2006. - 682 с.

27. Финансы: Учебник для  студентов вузов, обучающихся  по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит»  (080105) / Под ред. Г.Б. Поляка. - 3-е  изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-Дана, 2007. - 703 с.

28. Финансы: Учеб. пособие  / Под ред. А.М. Ковалевой. ? 5-е  изд., перераб. и доп. ? М.: Финансы  и статистика, 2007. ? 416 с.

29. Финансы, денежное обращение  и кредит: Учебник / М.В. Романовский  и др. Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт-Издат, 2002. - 543 с.

30. Яшина Н.И., Борисова  С.П. Внедрение бюджетирования, ориентированного  на результат, как концептуальный  подход к повышению эффективности  бюджетных расходов // Финансы и  кредит, 2007. ? №19.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ЧАСТЬ I. Общее понятие  о финансах, их функционировании и управлении 

 

Глава 2. Финансовая политика и финансовый механизм 

 

2.1. Сущность и значение  финансовой политики  и финансового  механизма в социально-экономических  процессах 

 

           

  Финансовая политика - это совокупность  целенаправленных  намерений и мероприятий,  проводимых государством  в области финансов  для осуществления  своих функций  и задач. Финансовая  политика является  составной частью  экономической политики.           

  В системе материалистической  диалектики финансовая  политика, как и  всякая другая  политика, относится  к надстройке, в  отличие от финансовых  отношений, которые  она выражает, являющихся  базисными - выступающими  как часть производственных  отношений, определенной  общественно-экономической  формации (см. схему  2.1).           

  Как и экономическая  политика в целом,  финансовая политика  разрабатывается  государством исходя  из требований  экономических законов  - сущностных, устойчиво  повторяющихся, объективных  связей и взаимозависимостей  явлений и процессов  в экономической жизни общества.           

  Производственные  отношения в обществе, определяемые экономическими  законами, проявляются  через категории.  Экономические категории  - это выражение  однородных экономических  отношений, которые  характеризуют определенную  сторону экономической  жизни и представляются  в абстрактном,  обобщенном виде: к ним относятся  цена, финансы, страхование,  кредит, прибыль и  т.д.           

  Финансы, как экономическая  категория, основывается  на действии экономических  законов (закона  стоимости, закона  спроса и предложения,  закона возвышения  потребностей, закона  соответствия производственных  отношений характеру  и уровню развития  производительных  сил, закона экономии  времени). 

 

           

  Схема 2.1. Финансы  в системе базиса  и надстройки общественно-экономической  формации 

 

           

  Финансовая политика  реализуется в  реальной хозяйственной  жизни через финансовый  механизм. Последний  представляет собой  систему видов,  форм и методов  организации, планирования  и управления финансами.  Посредством финансового  механизма происходит  управление финансовыми  отношениями по  формированию и  использованию целевых  фондов денежных  средств и денежных  накоплений для  выполнения государственных  программ экономического  и социального  развития на разных  уровнях хозяйствования  и сферах действительности.           

  Поскольку финансы  как более общая  экономическая категория  состоит из отдельных  финансовых субкатегорий  с меньшей степенью  абстракции (налогов,  бюджета и т.д.), то можно выделить  с известной степенью  самостоятельности  налоговую политику, бюджетную политику  и соответствующие  им механизмы —  налоговый, бюджетный,  финансовых планов, управления финансами,  финансово-правовой.           

  Финансовая политика  государства подразделяется  на финансовую  стратегию и финансовую  тактику. Первая  представляет собой  курс, рассчитанный  на долговременную  перспективу и  предусматривающий  решение крупномасштабных  задач экономики  и социального  развития общества. Финансовая стратегия  разрабатывается  государством применительно  к крупным историческим  этапам развития  общества. Финансовая  тактика конкретизирует  стратегические установки,  концентрируя внимание  на решении неотложных  задач, преодолении  возникающих диспропорций  и отклонений в  финансах и экономике страны, региона, отрасли.           

  Финансовый механизм  воплощает намеченные  государством финансовые  мероприятия в  конкретные, адресные, реальные результаты -расширенное  воспроизводство  финансовых ресурсов, входящих в состав  стоимости всех  многочисленных элементов  общественного продукта, нематериальных благ, услуг и ценностей  на всех уровнях  и в сферах общественно-экономической  жизни. Многообразие  результатов воспроизводства  вызывает соответствующее  многообразие форм  и методов экономического (хозяйственного) механизма, составной  и неотъемлемой  частью которого  является финансовый  механизм.           

  Таким образом,  прослеживается замкнутая  круговая закономерность, когда процесс  производства, определяемый  экономическими законами  общественной формации, наличием определенных  производственных  отношений и соответствующих  категорий, регулируется  экономической политикой,  которая воплощается  в действие хозяйственным  механизмом; последний,  в свою очередь,  способствует воссозданию  реальных результатов  воспроизводства  в соответствующем  количественном и  качественном выражении.  Эта диалектическая  закономерность действует  по нарастающему  принципу в виде  диалектической спирали  (при нормальных  условиях воспроизводства).           

  Поэтому от финансовой  политики и финансового  механизма, как  составных частей  экономической политики  и механизма, зависит  нормальное течение  процесса расширенного  воспроизводства.  Правильно сформулированная  финансовая политика, четко налаженный, синхронно работающий  финансовый механизм  способствуют социально-экономическому  развитию общества. Существует и обратная  тенденция: если  финансовая политика  не в полной  мере учитывает  действие экономических  законов или находится  с ними в противоречии, то соответствующий  финансовый механизм  не в полной  мере или не  в состоянии использовать  производственные  возможности национального  хозяйства, отрасли,  региона и т.д.; в этом случае  экономическое развитие  общества тормозится, накапливаются негативные  явления, появляются  антиобщественные  процессы. Такая ситуация  складывается при  применении административно-волевых,  чрезмерно централизованных  методов управления, которые игнорируют  требования объективных  экономических законов.           

  История развития  государства имеет  примеры противоположных  подходов к решению  задач общества  с использованием  финансов, финансовой  политики и механизма  ее осуществления.  Так, в бытность  Советского Союза  использовались жесткие,  чрезмерно централизованные  директивные меры. Часть этих мер,  относящихся к  чрезвычайным, вызывалась  напряженной обстановкой,  необходимостью преодоления  ситуаций, в которых  решалась судьба  государства. В  ряде случаев жесткие  меры, в том числе  и финансовые, определялись  неправильными подходами в хозяйственной жизни, волевыми, непродуманными решениями, некомпетентным руководством экономикой и финансами. В такие периоды наблюдались, по принципу обратной связи, замедление темпов роста общественного производства, диспропорции в экономике и финансах, падение жизненного уровня народа, дефициты товаров и услуг, усиление негативных социальных проявлений в общественной жизни.           

  История показывает, что политика и  механизм ее реализации, сориентированные  на экономические  интересы людей,  на стимулирование  их активности  с использованием  максимальной совокупности  товарно-денежных  отношений, инициативы  и творчества каждого  работника, приносят  высокие результаты.           

  Финансовая политика  начала периода  самостоятельного  развития Казахстана  отличалась непоследовательностью  и противоречивостью.           

  С одной стороны,  на выбор политики  оказывали влияние  факторы дестабилизации  в постсоветском  пространстве, и финансовые  мероприятия вынужденно  следовали проводимым  в других странах,  особенно в России. Это определялось  общностью хозяйственных  связей, взаимозависимостью  экономик, единой  валютой, общими  границами, сложившимся  менталитетом населения  стран СНГ. Данная  группа факторов  вызвана сменой  общественно-экономической  формации, что сопровождалось  радикальной ломкой  сложившихся отношений,  систем, механизмов. В экономике проводилась  так называемая  «шоковая терапия»  в целях скорейшего  перехода к рыночной  формации: либерализация  цен и рынков, отказ  от плановых начал,  снятие валютных  ограничений, государственной  монополии на ключевые  виды экономической  деятельности, ослабление  контроля за работой  низовых структур  национального хозяйства.           

  С другой стороны,  проводились поспешные,  неподготовленные  мероприятия, которые  общество не воспринимало  как объективно  необходимые в  Казахстане. В их  числе - волевые  решения по экстренному  преобразованию производственных  отношений, стремление  к централизации  финансов, некорректный  передел собственности  в ходе разгосударствления  и приватизации, игнорирование  интересов субъектов  сферы материального  производства, приоритетных  отраслей непроизводственной  сферы, а следовательно,  основных социальных  групп общества, частые  изменения и дополнения  законодательства  и нормативных  актов. В данном  случае отсутствовала  обоснованная экономическая  стратегия, а тактические  мероприятия финансовой  политики направлялись  на решение чрезвычайных  ситуаций, взаимообусловленных  причинно-следственными  связями, в результате  — устранение  негативных явлений  в одном звене  вызывало их возникновение  в другом.           

  В целом это  привело к значительному  разрушению производительных  сил, углублению  структурных диспропорций, затяжному кризису  экономики и общества, резкому падению  жизненного уровня  основных масс  населения. Такова  цена нарушения  критериев эволюционного  развития общества, в которой значительная  доля связана с  несоблюдением основных  принципов экономической  и финансовой политики.           

  Поэтому задачей  финансовой политики  в условиях Казахстана  является разработка  мер и их воплощение  через финансовый  механизм по переводу  экономики на траекторию  экономического роста,  стабилизации хозяйственной  жизни на основе  дальнейшей структурной  перестройки национального  хозяйства, развитию  предпринимательской  деятельности, реформированию  собственности с  оптимизацией доли  государственной  части, расширению  и активизации  внешнеэкономической  деятельности, финансированию  социальных программ. Отрабатывается механизм  интеграции экономики  республики в мировое  хозяйство. При  этом финансовая  политика и механизм  должны обеспечить  социальную защиту  населения по мере  вхождения в рыночные  отношения от инфляции, безработицы, потери  доходов.           

  В республике продолжается  осуществление программ  по углублению  рыночных реформ, включающих упомянутые  направления с  выработкой соответствующей  финансовой политики  и механизма ее  осуществления.           

  В западных теоретических  концепциях и практике  используется термин  «фискальная политика»,  под которым подразумевается  комплексное понятие  государственной  налогово-бюджетной  политики и механизма  ее реализации  в экономических  процессах. Фискальная  политика охватывает  распределительные  и перераспределительные  действия по изъятию  налоговых платежей, размещению ресурсов  при производстве  «общественных товаров», их распределению,  движению трансфертных  потоков денежных  средств, других  действий правительства  и местных органов  по использованию  финансов в экономической  и социальной сферах.           

  Фискальная политика  проводится как  дискреционная, то  есть как сознательное  манипулирование  государственными  налогами и расходами  с целью изменения  реального объема  национального производства, занятости, контроля  инфляции, ускорения  экономического роста.  В зависимости  от характера экономического  цикла может проводиться  стимулирующая или  сдерживающая фискальная  политика. Недискреционная  фискальная политика  предполагает действие  автоматических или  «встроенных стабилизаторов»  («встроенная стабильность»), под которыми понимается  варьирование государственными  расходами и налоговыми  изъятиями пропорционально  объему национального продукта в разных фазах экономического цикла - подъеме или спаде.


 

 

 

13. Финансовый механизм, его значение для экономического роста 
 
Финансовый механизм — это пять взаимосвязанных элементов, способствующих организации, планированию и стимулированию использования финансовых ресурсов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение. 
 
Финансовые методы — это способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс, которые действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных средств. 
Воздействие на рыночные отношения обусловлено тем, что функции финансов в сфере производства и обращения тесно связаны с коммерческим расчетом — это соизмерение в денежной (стоимостной) форме затрат и результатов финансово-хозяйственной деятельности. 
 
Цель применения коммерческого расчета в самом общем виде — получение максимальной прибыли при минимальных затратах, хотя в разные периоды деятельности предприятия цели могут изменяться. В зарубежной практике требование соизмерения размеров вложенного в производство капитала с результатами деятельности обозначают термином «input-output». Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов. 
Финансовые рычаги — это приемы действия финансовых методов. 
 
Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает в себя законодательные акты, постановления, приказы и другие правовые документы. 
 
Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма — это инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания, разъяснения и др. 
 
Информационное обеспечение функционирования финансового механизма связано с получением различной экономической, коммерческой, финансовой и другой информации. К финансовой информации относятся сведения о финансовой устойчивости и платежеспособности партнеров и конкурентов, ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом, валютном рынках, сведения о положении дел на биржевом и внебиржевом рынках, информация о финансовой и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов и др. Владение информацией помогает оценивать ситуацию на рынках.  
 
Различная информация (например, сведения о поставщиках, покупателях и др.) может быть одним из видов интеллектуальной собственности (ноу-хау) и вноситься в качестве вклада в уставный капитал предприятия

 

Структура финансового механизма

Финансовый механизм – инструмент финансовой политики, представляющий собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

В зависимости от степени регулирования со стороны  государства финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный связан с отношениями, в которых непосредственно участвует государство (налоги, государственный кредит, бюджетный процесс и т. д.). Регулирующий определяет основные направления функционирования финансовых отношений, не затрагивающих напрямую интересы государства (организация внутрихозяйственной деятельности на предприятиях).

Финансовый механизм можно представить  в виде совокупности механизмов функционирования отдельных звеньев финансовой системы:

  1. функционирование бюджетного механизма;
  2. механизм функционирования финансов предприятий, учреждений и организаций;
  3. механизм функционирования внебюджетных фондов;
  4. механизм функционирования местных финансов;
  5. функционирование страхового механизма;
  6. механизм функционирования финансового рынка.

Для обеспечения  стабильного и эффективного функционирования финансового механизма государства  первостепенное значение имеет правовая регламентация форм и норм финансовых отношений. Они являются источником и регулятором финансовой системы. На основании их можно проследить механизм функционирования финансовой системы, понять, как аккумулируются, распределяются и перераспределяются финансовые ресурсы.

Оценка качества работы финансового  механизма происходит в соответствии с его адекватностью современным интересам общества, со способностью его достигать поставленных целей и решать конкретные задачи.

Структура финансового механизма включает в себя:

  1. финансовое регулирование;
  2. финансовое стимулирование;
  3. финансовые рычаги;
  4. нормативное и правовое обеспечение;
  5. информационное обеспечение.

Финансовое регулирование представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства.

Финансовое стимулирование является одним из методов регулирования народно-хозяйственных пропорций.

Финансовые рычаги представляют собой приемы, при которых финансы воздействуют на экономику государства и прежде всего на его нижнее звено – предприятия.

Информация о работе Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики