Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:14, реферат
В работе раскрывается, что финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения. совокупность способов организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.
Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
Основными орудиями дискреционной финансовой политики являются:
— общественные работы и другие программы, связанные с расходами;
— социальные программы;
— правительственные закупки;
— государственные инвестиции;
— изменение расходов
трансфертного или
— управление налоговым гнетом [1, 118].
Таким образом, прослеживается
замкнутая круговая закономерность,
когда процесс производства, определяемый
экономическими законами общественной
формации, наличием определенных производственных
отношений и соответствующих
категорий, регулируется экономической
политикой, которая воплощается
в действие хозяйственным механизмом;
последний, в свою очередь, способствует
воссозданию реальных результатов
воспроизводства в
Поэтому от финансовой
политики и финансового механизма,
как составных частей экономической
политики и механизма, зависит нормальное
течение процесса расширенного воспроизводства.
Правильно сформулированная финансовая
политика, четко налаженный, синхронно
работающий финансовый механизм способствуют
социально-экономическому развитию общества.
Существует и обратная тенденция: если
финансовая политика не в полной мере
учитывает действие экономических
законов или находится с ними
в противоречии, то соответствующий
финансовый механизм не в полной мере
или не в состоянии использовать
производственные возможности национального
хозяйства, отрасли, региона и т.д.;
в этом случае экономическое развитие
общества тормозится, накапливаются
негативные явления, появляются антиобщественные
процессы. Такая ситуация складывается
при применении административно-волевых,
чрезмерно централизованных методов
управления, которые игнорируют требования
объективных экономических
Структура финансового
механизма довольно сложна. В нее
входят различные элементы, соответствующие
разнообразию финансовых отношений. Именно
множественность финансовых взаимосвязей
предопределяет применение большого количества
видов, форм и методов их организации
(элементов финансового
Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.
Директивный финансовый
механизм, как правило, разрабатывается
для финансовых отношений, в которых
непосредственно участвует
В этом случае государством
детально разрабатывается вся система
организации финансовых отношений,
обязательная для всех его участников.
В ряде случаев директивный финансовый
механизм может распространяться и
на другие виды финансовых отношений,
в которых государство
Регулирующий финансовый
механизм определяет основные "правила
игры" в конкретном сегменте финансов,
не затрагивающем прямо интересы
государства. Такая разновидность
финансового механизма
Финансовый механизм используется в реализации двух главных элементов, составляющих финансовую политику:
1) Политика в
области государственных
2) Фискальная политика.
Проанализируем первый элемент. К нему можно отнести все программы, связанные с государственными расходами.
Во-первых, это общественные работы, которые на заре финансовой политики широко применялись, если экономике угрожала депрессия и как ее следствие — безработица. Такие программы имели своей целью увеличить занятость и зачастую являлись весьма поспешными и расточительными. Правда, есть и положительные примеры: в послевоенной Германии крупные средства отводились на постройку новых дорог и автомобильных магистралей, что не только снизило уровень безработицы, но и положительно повлияло на развитие производства, а также освободило государство от обременительных расходов в будущем, обеспечив страну на тот момент одной из лучших в мире дорожной системой.
Однако теперь произошел отход от политики общественных работ, что объясняется фактором времени. Так, правительство обычно узнает, что экономика вступила в стадию спада только после того, как последний уже поразил хозяйство страны. Например, когда страны ОПЕК подняли цены на нефть только немногие экономисты предвидели всю полноту последствий, которые данное повышение повлечет за собой. Стабилизационная политика стала проводится лишь через несколько месяцев после начала спада, когда снижение деловой активности было заметно уже невооруженным глазом.
Получив достоверную информацию о поразившем страну кризисе, государственные органы начинают вырабатывать общественные программы, но к тому времени, когда они будут представлены и начнут реализовываться потребность в них уже исчезнет, ибо время депрессии станет подходить к концу.
В общей сложности следует отметить, что общественные работы являются неэффективным инструментом дискреционной политики.
Вторым инструментом дискреционной финансовой политики являются государственные программы расходов на социальные нужды. Так, правительство может воздержаться от выработки дополнительных социальных пособий в периоды инфляции, чем достигнет снижения уровня потребительского спроса. Во время же депрессии оно повышает ассигнования на социальные нужды.
Однако недостатком материальной помощи для краткосрочных целей стабилизации является факт политического порядка, что такие чрезвычайные программы сложно сократить, когда положение снова улучшится.
Третий из основных
рычагов, с помощью которых
Наконец перейдем к фискальной политике как второму элементу финансовой политики. Сущность ее заключается в искусном изменении налогового бремени в течение всего экономического цикла.
Под налогом, сбором,
пошлиной и другими платежами
понимается обязательный взнос в
бюджет соответствующего уровня или
во внебюджетный фонд, осуществляемый
плательщиками порядке и на условиях,
определяемых законодательными актами.
Совокупность взимаемых в государстве
налогов и других платежей, а также
форм и методов их построения образует
налоговую систему фискальной политики.
При этом объекты налогообложения
весьма различны: среди них и доходы,
и стоимость определенных товаров,
отдельные виды деятельности налогоплательщиков,
операции с ценными бумагами, пользование
природными ресурсами, имуществом юридических
и физических лиц, передача имущества,
добавленная стоимость
Налоги как инструмент фискальной политики бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан и налог на прибыль фирм; на социальное страхование, на фонд заработной платы и на рабочую силу (социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость, налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж. Они взымаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.
Ко второму виду относятся налоги на товары и услуги; налог с оборота или налог на добавленную стоимость; акцизы (прямо включаются в цену товаров и услуг); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги, так как они частично или полностью переносятся на цену товаров или услуг.
Итак, основными налогами в Республике Казахстан являются:
1. Индивидуальный
подоходный налог,
2. Налог на прибыль
фирм и предприятий. Взымается
с чистой прибыли юридических
лиц (валовая выручка за
3. Социальные взносы,
то есть выплаты,
4. Поимущественные налоги, то есть налоги на имущество, дарение и наследство.
5. Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины и акцизы, а также НДС.
Исходя из описанной
системы налогообложения
а) Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, то есть его уровня доходов. Поскольку возможности разных физических и юридических лиц неодинаковы, для них должны быть установлены дифференцированные налоговые ставки, поэтому налог с дохода должен быть прогрессивным.
б) Налогообложение
должно носить однократный характер,
иначе цена товара, доходящего до потребителя
будет неоправданно завышена, что
сделает его
в) Обязательная уплата налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и санкций должна быть такой, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными , чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.
г) Процедура выплаты
налогов должна быть простой, понятной
и удобной для
д) Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.
е) Налоговая система должна обеспечивать эффективное перераспределение создаваемого ВНП.
Таким образом, фискальная политика, проводимая правительством, обязана отвечать основным принципам построения налоговой системы нашего государства и регулировать экономические взаимоотношения внутри федерации. Кроме того, реализация фискальной политики должна учитывать три важнейшие функции государственного управления налогообложением:
1. Обеспечение финансирования государственных расходов, то есть прямая функция налогов;
2. Поддержание социального
равновесия путем изменения
3. Государственное
антициклическое и
Раскрывая содержание
социальной функции, хотелось бы отметить,
что большинство граждан
В связи с этим
интересен принцип взимания налогов
в зависимости от способности
налогоплательщика, породивший систему
прогрессивного налогообложения: чем
выше доход (налоговая база), тем
непропорционально большая
Анализируя налоги как средство государственного управления деловой активностью , важно остановиться на регулирующих их функциях:
— установление и
изменение системы
— определение налоговых ставок, их дифференциация;
— предоставление налоговых льгот — освобождение от налогов части прибылей и капитала с условиями их целевого использования в соответствии с задачами общей экономической политики правительства.
Важную регулирующую роль играют глобальные изменения ставок налогов. Так, глобальное понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, усилению стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений, спроса, занятости, и оживлению хозяйственной конъюнктуры. Увеличение налогов — обычный способ борьбы с повышенной деловой активностью.
Информация о работе Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики