Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:14, реферат
В работе раскрывается, что финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения. совокупность способов организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.
Изменяя налоги на прибыль (прямые налоги), государство может создать или уменьшить дополнительные стимулы для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных налогов — воздействовать на фонд потребления в целом, на цены товаров и услуг.
Избрав либеральную
или протекционистскую
Однако дискреционная фискальная политика, как и политика, основанная на использовании встроенных стабилизаторов, также имеет ряд своих недостатков. Помимо очевидных политических трудностей, связанных с длительным обсуждением в законодательных органах (Парламенте РК) относительно принятия закона об изменении ставок налогов, существует еще один недостаток: возражение против временного снижения налогов для борьбы со спадом проистекает из того политического факта, что в демократическом обществе может быть трудно снова повысить налоги после преодоления спада.
В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, а также механизм функционирования государственных финансов. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья. Например, механизм государственных финансов подразделяется на бюджетный и механизм функционирования внебюджетных фондов. В соответствии с территориальным делением можно выделить финансовый механизм государства и местных органов власти. При рассмотрении финансового механизма с точки зрения его воздействия на общественное воспроизводство выделяются его функциональные звенья: мобилизация ресурсов, финансирование, стимулирование и т.д. [5, 308].
Каждая сфера и отдельное звено финансового механизма являются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем сферы и звенья функционируют относительно самостоятельно. Это обстоятельство вызывает необходимость постоянного согласования составляющих финансового механизма. Внутренняя увязка составных (структурных и функциональных) звеньев финансового механизма является важным условием его действенности.
Сферы и звенья
финансового механизма
Сочетание элементов финансового механизма - форм, видов, методов организации финансовых отношений образует "конструкцию финансового механизма", которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого его элемента, т.е. определения ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и пр. Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее мобильной частью финансового механизма. Они чаще подвергаются корректировке, чутко реагируют на изменение условий производства и задач, стоящих перед обществом. Например, неоднократно изменялись способы распределения прибыли и пропорции ее деления между предприятием и государством, корректировались ставки налогов и др.
Деятельность государства в области финансов осуществляется по определенным правилам, с соблюдением установленных норм.
Введение юридических
норм позволяет установить единые правила
организации финансовых связей, защитить
экономические интересы общества, коллективов
предприятий и отдельных
В современных условиях, когда вносятся кардинальные изменения во все сферы жизни общества, важно обеспечить своевременное решение законодательных проблем. Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными социальными и нравственными последствиями.
Формируя финансовый
механизм, государство стремиться обеспечить
его наиболее полное соответствие требованиям
финансовой политики того или иного
периода, что является залогом полноты
реализации ее целей и задач. При
этом сохраняется постоянное стремление
к наиболее полной увязке финансового
механизма и его отдельных
элементов с личными и
Таким образом, финансовый
механизм - составная часть хозяйственного
механизма, совокупность финансовых стимулов,
рычагов, инструментов, форм и способов
регулирования экономических
2 Анализ финансового механизма
регулирования экономики
Основу бюджетной политики составляют стратегические направления экономики, и социальной политики государства. Именно они определяют размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов, перспективы использования бюджетных средств в интересах решения главных экономических и социальных задач. В условиях рынка бюджетная политика - главный рычаг определения основных направлений развития экономики, воздействия государства на общественное производство.
Для обеспечения
эффективности бюджетной
В разработке бюджетной
политики участвуют законодательные
(представительные) и исполнительные
органы власти, причем полномочия разных
ветвей и уровней власти различаются
в разных странах в зависимости
от особенностей государственного устройства,
исторических традиций, сложившихся
принципов разграничения
В соответствии с действующим законодательством страны принципы построения современной бюджетной системы отражают все тенденции современного состояния бюджетного процесса в стране. Бюджетная система Республики Казахстан базируется на принципах единства, полноты, реалистичности, транспарентности, самостоятельности, последовательности, приоритетности, ответственности, эффективности и результативности. Главными принципами являются единство и самостоятельность, которые в тоже время выступают основными принципами организации бюджетного процесса [7, 203].
Экономика Казахстана
в 2006 году по сравнению с 2005 годом
развивалась ускоренными
В Среднесрочном плане прогноз ВВП на 2006 год составил 8065,4 млрд. тенге, объем инвестиций в основной капитал – 2529,0 млрд. тенге, а мировая цена на нефть – 47 долларов США за баррель (таблица 1).
Таблица 1- Прогнозные и фактические макроэкономические показатели, использованные при формировании республиканского бюджета
Показатели |
2005 год |
2006 год |
2006г.в % к 2005г. |
ВВП, млрд. тенге Прогноз Уточненный прогноз* Факт |
5850,0 6580,0 7590,6 |
8065,4 8725,0 9738,8 |
137,8 132,6 128,3 |
Темпы прироста реального ВВП, в % Прогноз Уточненный прогноз Факт |
7,9 8,0 9,7 |
8,3 8,3 10,6 |
|
Экспорт товаров, млрд. долл. США Прогноз Уточненный прогноз Факт |
17,6 22,9 27,8 |
29,1 29,4 38,3 |
165,3 128,4 137,8 |
Импорт товаров, млрд. долл. США Прогноз Уточненный прогноз Факт |
13,5 15,0 17,4 |
23,1 21,0 23,7 |
171,1 140,0 136,2 |
Индекс потребительских цен, % Прогноз Уточненный прогноз Факт |
4,9-6,5 5-7 7,6 |
5-7 5,7-7,6 8,6 |
|
Инвестиции в основной капитал, млрд. тенге Прогноз Уточненный прогноз Факт |
1630,0 1714,0 2421,0 |
2529,0 2602,1 2810,3 |
155,2 152,0 116,1 |
Курс тенге к доллару США Прогноз Уточненный прогноз Факт |
131,7 130,0 132,9 |
127,0 127,0 126,1 |
96,4 97,7 94,9 |
Мировая цена на нефть (BRENT), долл. США Прогноз Уточненный прогноз Факт |
32,9 42,0 54,4 |
47,0 55,0 65,4 |
142,9 130,9 120,2 |
Дефицит бюджета (профицит) в % к ВВП Прогноз Уточненный прогноз Факт |
-1,5 -1,7 0,6 |
-1,4 -1,4 0,6 |
93,3 82,4 100 |
Примечание – Источник: Отчёт Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год [8] |
Анализ данных таблицы
1 показывает, что при прогнозировании
темпы роста объемов ВВП, экспорта
и импорта, цены на нефть, а также
уровень инфляции занижались. При
этом в 2006 году значительно увеличены
погрешности
Таблица 2 -Отклонение уточненного прогноза от фактического значения в процентах
Показатели |
2005 |
2006 |
Среднее отклонение |
ВВП |
-13,3 |
-10,4 |
-11,9 |
Темпы прироста реального ВВП |
-17,5 |
-21,7 |
-19,6 |
Экспорт товаров |
-17,6 |
-23,2 |
-20,4 |
Импорт товаров |
-13,8 |
-11,4 |
-12,6 |
Индекс потребительских цен |
-8,0 |
-11,6 |
-9,8 |
Курс тенге к доллару США |
-2,2 |
0,7 |
+0,8 |
Цена на нефть (BRENT) |
-22,8 |
-15,9 |
-19,4 |
Примечание – Источник: Отчёт Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год |
Как видно из таблицы
2, отклонения по отдельным основным
показателям в 2006 году по сравнению
с 2005 годом увеличились. Уточненный
прогнозируемый темп прироста ВВП в
2006 году на 21,7 пункта был ниже фактического
роста, а уровень инфляции – на
11,6 пункта. Все это в определенной
степени повлияло на качество бюджетной
политики, в частности на исполнение
доходов и расходов республиканского
бюджета. Прогнозы доходов республиканского
бюджета за 2005-2006 годы были в основном
занижены, что привело к уточнению
и корректировке
Основные параметры доходов и расходов республиканского бюджета за 2006 год приведены в таблице 3.
Как видно из таблицы 3, в процессе исполнения республиканского бюджета за 2006 год Парламентом Республики Казахстан уточнены и Правительством Республики Казахстан неоднократно корректировались основные его параметры. Так, при уточнении бюджета доходы были увеличены на 42,1 млрд. тенге, а налоговые поступления – уменьшены на 36,2 млрд. тенге. В последующем, Правительством в результате корректировок доходы увеличены на 214,7 млрд. тенге, а налоговые поступления – на 136,4 млрд. тенге. Кассовое исполнение доходов республиканского бюджета превысило утвержденные и уточненные показатели соответственно на 26,0% и 22,3 процента.
Информация о работе Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики