Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:14, реферат

Краткое описание

В работе раскрывается, что финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения. совокупность способов организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 520.83 Кб (Скачать)

Изменяя налоги на прибыль (прямые налоги), государство  может создать или уменьшить  дополнительные стимулы для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных  налогов — воздействовать на фонд потребления в целом, на цены товаров  и услуг.

Избрав либеральную  или протекционистскую внешнеторговую политику, государство изменяет таможенные пошлины, получая от торговых партнеров  либо встречные уступки, либо ужесточение  условий национального экспорта. Таможенные пошлины — вид косвенных  налогов, повышение которых ведет  к удорожанию импорта, а вслед  за этим и отечественных товаров, к снижению внешнеторгового оборота. Понижение или отмена пошлин влекут за собой обострение конкуренции  на внутреннем рынке, замедление роста  цен, активизацию внешней торговли.

Однако дискреционная  фискальная политика, как и политика, основанная на использовании встроенных стабилизаторов, также имеет ряд  своих недостатков. Помимо очевидных  политических трудностей, связанных  с длительным обсуждением в законодательных  органах (Парламенте РК) относительно принятия закона об изменении ставок налогов, существует еще один недостаток: возражение против временного снижения налогов для борьбы со спадом проистекает  из того политического факта, что  в демократическом обществе может  быть трудно снова повысить налоги после преодоления спада.

В зависимости от особенностей отдельных подразделений  общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев  финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных  организаций, страховой механизм, а  также механизм функционирования государственных  финансов. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные структурные  звенья. Например, механизм государственных  финансов подразделяется на бюджетный  и механизм функционирования внебюджетных фондов. В соответствии с территориальным  делением можно выделить финансовый механизм государства и местных  органов власти. При рассмотрении финансового механизма с точки  зрения его воздействия на общественное воспроизводство выделяются его  функциональные звенья: мобилизация  ресурсов, финансирование, стимулирование и т.д. [5, 308].

Каждая сфера  и отдельное звено финансового  механизма являются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны  и взаимозависимы. Вместе с тем  сферы и звенья функционируют  относительно самостоятельно. Это обстоятельство вызывает необходимость постоянного  согласования составляющих финансового  механизма. Внутренняя увязка составных (структурных и функциональных) звеньев  финансового механизма является важным условием его действенности.

Сферы и звенья финансового механизма отличаются степенью сложности и разветвленности  отдельных элементов. Например, для  бюджетного механизма характерна система  из многих видов налогов, наличие  разнообразных направлений использования  средств и методов финансирования. На предприятиях и в организациях определяется отношение между отдельными формами денежных накоплений, распределяется прибыль, формируются и используются фонды. В страховых организациях широко развита система резервных  фондов.

Сочетание элементов  финансового механизма - форм, видов, методов организации финансовых отношений образует "конструкцию  финансового механизма", которая  приводится в движение путем установления количественных параметров каждого  его элемента, т.е. определения ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и пр. Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее мобильной частью финансового механизма. Они чаще подвергаются корректировке, чутко реагируют на изменение условий производства и задач, стоящих перед обществом. Например, неоднократно изменялись способы распределения прибыли и пропорции ее деления между предприятием и государством, корректировались ставки налогов и др.

Деятельность государства  в области финансов осуществляется по определенным правилам, с соблюдением  установленных норм.

Введение юридических  норм позволяет установить единые правила  организации финансовых связей, защитить экономические интересы общества, коллективов  предприятий и отдельных граждан. Соблюдение правовых норм обеспечивает строгую финансовую дисциплину, позволяет  проводить единую политику в области  финансов. Таким образом, право, являясь  инструментом оформления и проведения финансовой политики, оказывает активное, но опосредованное (через финансовую политику и финансовый механизм) влияние  на экономическое развитие.

В современных условиях, когда вносятся кардинальные изменения  во все сферы жизни общества, важно  обеспечить своевременное решение  законодательных проблем. Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия  в правовом регулировании оборачиваются  издержками в экономике, негативными  социальными и нравственными  последствиями.

Формируя финансовый механизм, государство стремиться обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям  финансовой политики того или иного  периода, что является залогом полноты  реализации ее целей и задач. При  этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового  механизма и его отдельных  элементов с личными и коллективными  интересами, что является залогом  эффективности финансового механизма.

Таким образом, финансовый механизм - составная часть хозяйственного механизма, совокупность финансовых стимулов, рычагов, инструментов, форм и способов регулирования экономических процессов  и отношений. Финансовый механизм включает прежде всего цены, налоги, пошлины, льготы, штрафы, санкции, дотации, субсидии, банковский кредитный и депозитный процент, учетную ставку, тарифы. Важно  грамотно использовать перечисленные  средства, последовательно и правильно  продвигаться по пути укрепления экономики  государства.

 
2 Анализ финансового механизма  регулирования экономики Республики  Казахстан на современном этапе  

2.1 Бюджетная  политика Республики Казахстан

Основу бюджетной  политики составляют стратегические направления  экономики, и социальной политики государства. Именно они определяют размеры и  пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов, перспективы использования  бюджетных средств в интересах  решения главных экономических  и социальных задач. В условиях рынка  бюджетная политика - главный рычаг  определения основных направлений развития экономики, воздействия государства на общественное производство.

Для обеспечения  эффективности бюджетной политики при ее разработке должны соблюдаться  определенные требования. Главное из них - научный подход к ее разработке, учитывающий реальное состояние  экономики, финансов и бюджетной  системы страны. Бюджетная политика не может быть эффективной, если четко  не определены основные ее направления  на ближайший период и перспективу, не сформулированы главные цели и  первоочередные задачи. При этом обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих  решений должна подкрепляться соответствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства  в связи с принимаемыми решениями, но и отдаленные финансовые последствия. Результативность бюджетной политики во многом зависит также от соблюдения двух условий: политической стабильности в стране и уровня профессионализма работников бюджетной сферы.

В разработке бюджетной  политики участвуют законодательные (представительные) и исполнительные органы власти, причем полномочия разных ветвей и уровней власти различаются  в разных странах в зависимости  от особенностей государственного устройства, исторических традиций, сложившихся  принципов разграничения полномочий и т.п.

В соответствии с  действующим законодательством  страны принципы построения современной  бюджетной системы отражают все  тенденции современного состояния  бюджетного процесса в стране. Бюджетная  система Республики Казахстан базируется на принципах единства, полноты, реалистичности, транспарентности, самостоятельности, последовательности, приоритетности, ответственности, эффективности и  результативности. Главными принципами являются единство и самостоятельность, которые в тоже время выступают  основными принципами организации  бюджетного процесса [7, 203].

Экономика Казахстана в 2006 году по сравнению с 2005 годом  развивалась ускоренными темпами. Объем валового внутреннего продукта (ВВП), по данным Агентства по статистике, составил 9738,8 млрд. тенге и по сравнению  с предыдущим годом увеличился на 10,6 процента. Макроэкономические показатели за 2006 год значительно превысили  прогнозные оценки, представленные в  Среднесрочном плане социально-экономического развития Республики Казахстан на 2006-2008 годы [8].

В Среднесрочном  плане прогноз ВВП на 2006 год  составил 8065,4 млрд. тенге, объем инвестиций в основной капитал – 2529,0 млрд. тенге, а мировая цена на нефть – 47 долларов США за баррель (таблица 1).

Таблица 1- Прогнозные и фактические  макроэкономические показатели, использованные при формировании республиканского бюджета

Показатели

2005 год

2006 год

2006г.в % к 2005г.

ВВП, млрд. тенге

Прогноз

Уточненный прогноз*

Факт

5850,0

6580,0

7590,6

8065,4

8725,0

9738,8

137,8

132,6

128,3

Темпы прироста реального ВВП, в %

Прогноз

Уточненный прогноз

Факт

7,9

8,0

9,7

8,3

8,3

10,6

 

Экспорт товаров, млрд. долл. США

Прогноз

Уточненный прогноз

Факт

17,6

22,9

27,8

29,1

29,4

38,3

165,3

128,4

137,8

Импорт  товаров, млрд. долл. США

Прогноз

Уточненный прогноз

Факт

13,5

15,0

17,4

23,1

21,0

23,7

171,1

140,0

136,2

Индекс  потребительских цен, %

Прогноз

Уточненный прогноз

Факт

4,9-6,5

5-7

7,6

5-7

5,7-7,6

8,6

 

Инвестиции  в основной капитал, млрд. тенге

Прогноз

Уточненный прогноз

Факт

1630,0

1714,0

2421,0

2529,0

2602,1

2810,3

155,2

152,0

116,1

Курс  тенге к доллару США

Прогноз

Уточненный прогноз

Факт

131,7

130,0

132,9

127,0

127,0

126,1

96,4

97,7

94,9

Мировая цена на нефть (BRENT), долл. США

Прогноз

Уточненный прогноз

Факт

32,9

42,0

54,4

47,0

55,0

65,4

142,9

130,9

120,2

Дефицит бюджета (профицит) в % к ВВП

Прогноз

Уточненный прогноз

Факт

-1,5

-1,7

0,6

-1,4

-1,4

0,6

93,3

82,4

100

Примечание – Источник: Отчёт Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год [8]


Анализ данных таблицы 1 показывает, что при прогнозировании  темпы роста объемов ВВП, экспорта и импорта, цены на нефть, а также  уровень инфляции занижались. При  этом в 2006 году значительно увеличены  погрешности макроэкономического  прогнозирования. Так, уточненный прогнозируемый объем ВВП в 2006 году был на 10,4 пункта ниже фактического, а стоимость нефти  – на 15,9 пункта (таблица 2). 

 

Таблица 2 -Отклонение уточненного  прогноза от фактического значения в  процентах

Показатели

2005

2006

Среднее отклонение

ВВП

-13,3

-10,4

-11,9

Темпы прироста реального ВВП

-17,5

-21,7

-19,6

Экспорт товаров

-17,6

-23,2

-20,4

Импорт товаров

-13,8

-11,4

-12,6

Индекс потребительских цен

-8,0

-11,6

-9,8

Курс тенге к доллару США

-2,2

0,7

+0,8

Цена на нефть (BRENT)

-22,8

-15,9

-19,4

Примечание – Источник: Отчёт Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год


Как видно из таблицы 2, отклонения по отдельным основным показателям в 2006 году по сравнению  с 2005 годом увеличились. Уточненный прогнозируемый темп прироста ВВП в 2006 году на 21,7 пункта был ниже фактического роста, а уровень инфляции – на 11,6 пункта. Все это в определенной степени повлияло на качество бюджетной  политики, в частности на исполнение доходов и расходов республиканского бюджета. Прогнозы доходов республиканского бюджета за 2005-2006 годы были в основном занижены, что привело к уточнению  и корректировке республиканского бюджета в ходе его исполнения. По оценке Счетного комитета, погрешности  макроэкономического прогнозирования  обуславливали неполное и неэффективное  использование средств республиканского бюджета.

Основные параметры  доходов и расходов республиканского бюджета за 2006 год приведены в  таблице 3.

Как видно из таблицы 3, в процессе исполнения республиканского бюджета за 2006 год Парламентом  Республики Казахстан уточнены и  Правительством Республики Казахстан  неоднократно корректировались основные его параметры. Так, при уточнении  бюджета доходы были увеличены на 42,1 млрд. тенге, а налоговые поступления  – уменьшены на 36,2 млрд. тенге. В  последующем, Правительством в результате корректировок доходы увеличены  на 214,7 млрд. тенге, а налоговые поступления  – на 136,4 млрд. тенге. Кассовое исполнение доходов республиканского бюджета  превысило утвержденные и уточненные показатели соответственно на 26,0% и 22,3 процента.

Информация о работе Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики