Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:14, реферат

Краткое описание

В работе раскрывается, что финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения. совокупность способов организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 520.83 Кб (Скачать)

Финансовая тактика  направлена на решение задач конкретного  этапа развития общества путём своевременного изменения способов организации  финансовых связей, перегруппировки  финансовых ресурсов.

Стратегия и тактика  финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия  создаёт благоприятные условия  для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки  и узловые проблемы развития экономики  и социальной сферы, путём своевременного изменения способов, форм организации  финансовых связей, позволяет в более  сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

Финансовый механизм, как и хозяйственный механизм в целом, имеет внутреннюю, присущую ему структуру. Чтобы ее охарактеризовать, целесообразно использовать такие  понятия системного анализа, как  подсистема, блок, элемент.

Подсистема (часть) финансового механизма представляет собой наиболее существенные движущие силы финансового механизма -финансовое планирование, финансовые рычаги и  стимулы, организационную структуру, правовой режим финансовой системы, финансовый контроль. Если имеется  логическая взаимосвязь между планированием  финансовых ресурсов на основе выработки  четких ориентиров при высокой организации  финансовой работы и контроля, то финансовый механизм проявляет себя в рамках объективных требований.

Блок (звено) финансового  механизма - это совокупность однородных взаимосвязанных элементов, объединенных по признаку - общей долевой направленности. В блок включаются: финансовые прогнозы, планы и балансы, финансовые показатели, фонды финансового обеспечения  воспроизводства и стимулирования, законодательные и нормативные  акты, регулирующие финансовые отношения. Составные блоки только шире объясняют  понятие финансового механизма. Однако прогнозы и планы, если они  необоснованны, приводят к искаженным финансовым показателям, а это приводит к спешному принятию решений, различным  поправкам.

Элемент финансового  механизма - это хозяйственная простейшая форма, через которую специфическим  образом проявляются интересы участников общественного производства. Интересы государства направлены на формирование государственных финансов, на финансовое обеспечение государственных программ в сфере экономики и социальной сфере, а интересы хозяйствующих  субъектов - на сохранение финансовой устойчивости и экономической стабильности. Обоюдные встречные интересы участников удовлетворяются с помощью финансового  механизма [4, 119].

Характерными особенностями  финансового механизма являются его динамичность, постоянное совершенствование, тесное взаимодействие со звеньями хозяйственного механизма. Действие составляющих финансового  механизма необходимо рассматривать  с сопряженными составляющими других экономических механизмов, при их взаимодействии в конкретных условиях с учетом сочетания интересов  общества, первичного хозрасчетного  звена, отдельных работников.

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных исторических условий. Они должны учитывать  специфику каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация  финансовых ресурсов, необходимых для  удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия  для активизации предпринимательской  деятельности. Большое внимание уделяется  определению рациональных форм изъятия  доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия  населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придаётся  повышению эффективности использования  финансовых ресурсов путём их распределения  между сферами общественного  производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.

Научно обоснованная финансовая политика при правильной и успешной её реализации приносит положительные результаты. Её значение заключается в том, что она  может сопровождаться повышением уровня благосостояния народа.

Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении по территории страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами  целевых программ, сосредоточению средств  на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности  производства; повышению заинтересованности всех регионов в развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов. Финансовая политика способствует укреплению и развитию экономических  связей со всеми странами мира, обеспечивая  условия для осуществления совместных мероприятий.

История развития государства имеет примеры противоположных  подходов к решению задач общества с использованием финансов, финансовой политики и механизма ее осуществления. Так, в бытность Советского Союза  использовались жесткие, чрезмерно  централизованные директивные меры. Часть этих мер, относящихся к  чрезвычайным, вызывалась напряженной  обстановкой, необходимостью преодоления  ситуаций, в которых решалась судьба государства. В ряде случаев жесткие  меры, в том числе и финансовые, определялись неправильными подходами  в хозяйственной жизни, волевыми, непродуманными решениями, некомпетентным руководством экономикой и финансами. В такие периоды наблюдались, по принципу обратной связи, замедление темпов роста общественного производства, диспропорции в экономике и финансах, падение жизненного уровня народа, дефициты товаров и услуг, усиление негативных социальных проявлений в  общественной жизни. История показывает, что политика и механизм ее реализации, сориентированные на экономические  интересы людей, на стимулирование их активности с использованием максимальной совокупности товарно-денежных отношений, инициативы и творчества каждого  работника, приносят высокие результаты.

Развитие государства  связано с изменением финансовой политики. Использование того или  иного типа финансовой политики связано  с особенностями текущего этапа  развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и  социальных групп и господствующими  теоретическими концепциями, влияющими  на экономический и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы  общественных отношений.

Анализ применявшейся  различными государствами финансовой политики позволяет выделить три  ее основных типа: классическая; регулирующая; планово-директивная. До конца 20-х годов  текущего столетия основным типом финансовой политики большинства стран был  классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков  политэкономии А. Смита и Д. Рикардо  и их последователей. Основное ее направление  — невмешательство государства  в экономику, сохранение свободной  конкуренции, использование рыночного  механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных  расходов и налогов, обеспечение  условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.

Финансовый механизм строился исходя из этих целей финансовой политики. Государство стремилось к  уменьшению расходов бюджета, сводившихся  в основном к расходам на военные  цели, выплату процентов по государственному долгу и его погашению и  управление. Система налогообложения  должна была создать необходимое  поступление средств для обеспечения  сбалансированного бюджета государства. Причем система налогов строилась  в основном на косвенных и имущественных  налогах, которые были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма  их взимания [3, 255].

Система управления финансовой деятельностью была проста и сосредоточивалась, как правило, в одном органе управления — министерстве финансов (казначействе). Бурное развитие производительных сил поставило  перед государством еще в XIX в. вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х годов нынешнего  столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в западных странах  осуществляется переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале  были положены экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства  и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования  экономики и социальных отношений  в целях обеспечения полной занятости  населения.

Основными инструментами  вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых  формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы  обеспечивают рост предпринимательской  деятельности, увеличение национального  дохода и способствуют ликвидации безработицы  путем финансирования создания новых  рабочих мест.

Система налогов  в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным  механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные  ставки. Этот налог обеспечивает изъятие  у экономических субьектов доходов, используемых в виде сбережений, что  позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком  уровне расходов.

Большое внимание в финансовом механизме уделяется  системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство  активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок  ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.

Изменяется система  управления финансами. Вместо единого  органа управления возникает несколько  самостоятельных специализированных органов. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета  и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.

Потребность в разработке и систематическом проведении финансовой политики возникла с развитием капитализма. Непосредственный толчок к составлению  и осуществлению программ финансовой политики дал экономический кризис 1929 — 1933, поставивший под сомнение способность рыночной системы к  саморегулированию без активного  вмешательства государства в  экономическую жизнь. Свое теоретическое  обоснование принципы финансовой политики получили в работах Джона Мейнарда Кейнса и его последователей. В 30 — 40-ые годы задачи финансовой политики преимущественно сводились к  ослаблению влияния кризисов перепроизводства на экономику, поддержанию высокой  хозяйственной активности и расширению платежного спроса. К 60-ым годам акцент сместился, и основной ее задачей  становится достижение высокой занятости  и стимулирование увеличения темпов экономического роста. С 70-ых же годов, включая также современную финансовой политику, приоритетным направлением стала борьба с инфляцией в  совокупности с прежними задачами: обеспечением высокой занятости, стимулированием  экономического роста, выравниванием  платежного баланса и другими.

В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность  в западных странах. Она обеспечила в 30 — 60-х годах стабильный экономический  рост, высокий уровень занятости  и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран.

В 70-х годах в  основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная  с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность  финансовой политики не отказывалась от регулирования как ее цели, но ограничивала вмешательство государства  в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство  регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства [5, 320].

Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости  сокращения объема перераспределения  национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как  источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности обложения.

Различные разновидности  регулирующей финансовой политики тесно  взаимосвязаны между собой. Поэтому  одинаковые или похожие инструменты  финансового механизма применяются  в различных странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную  систему регулирования, что приводит к их конвергенции.

Планово-директивная  финансовая политика применяется в  странах, использующих административно-командную  систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности  на средства производства плановая система  управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство  всеми сферами экономики и  социальной жизни, в том числе  и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях — обеспечение  максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов  власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Адекватно цели финансовой политики СССР строился и финансовый механизм. Основной задачей финансового  механизма было создание инструментов, при помощи которых производится изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось  у государственных предприятий, населения и органов местной  власти [6, 106].

Для государственных  предприятий был создан механизм двухканального изъятия чистого  дохода (с последующими небольшими изменениями). Чистый доход государственных  предприятий изымался в бюджет вначале  при помощи налога с оборота в  отраслях, где за счет цен, установленных  государством, создавался доход в  повышенных размерах (легкая, пищевая  промышленность). Затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (взносов свободного остатка прибыли) изымались в бюджет все излишки  прибыли, которые, по мнению государства, нельзя было использовать в рамках предприятий. При этом определялся  предельный размер всех расходов предприятия  за счет прибыли, то есть государство  полностью регулировало весь финансовый механизм государственных предприятий. В отдельные годы у государственных  предприятий изымалось до 80% их чистого  дохода.

Информация о работе Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики