Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:14, реферат
В работе раскрывается, что финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения. совокупность способов организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.
Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путём своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.
Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создаёт благоприятные условия для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путём своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.
Финансовый механизм, как и хозяйственный механизм в целом, имеет внутреннюю, присущую ему структуру. Чтобы ее охарактеризовать, целесообразно использовать такие понятия системного анализа, как подсистема, блок, элемент.
Подсистема (часть)
финансового механизма
Блок (звено) финансового
механизма - это совокупность однородных
взаимосвязанных элементов, объединенных
по признаку - общей долевой направленности.
В блок включаются: финансовые прогнозы,
планы и балансы, финансовые показатели,
фонды финансового обеспечения
воспроизводства и
Элемент финансового
механизма - это хозяйственная простейшая
форма, через которую специфическим
образом проявляются интересы участников
общественного производства. Интересы
государства направлены на формирование
государственных финансов, на финансовое
обеспечение государственных
Характерными особенностями финансового механизма являются его динамичность, постоянное совершенствование, тесное взаимодействие со звеньями хозяйственного механизма. Действие составляющих финансового механизма необходимо рассматривать с сопряженными составляющими других экономических механизмов, при их взаимодействии в конкретных условиях с учетом сочетания интересов общества, первичного хозрасчетного звена, отдельных работников.
При выработке финансовой
политики следует исходить из конкретных
исторических условий. Они должны учитывать
специфику каждого этапа
Целью финансовой
политики является наиболее полная мобилизация
финансовых ресурсов, необходимых для
удовлетворения насущных потребностей
развития общества. В соответствии
с этим финансовая политика призвана
создать благоприятные условия
для активизации
Научно обоснованная финансовая политика при правильной и успешной её реализации приносит положительные результаты. Её значение заключается в том, что она может сопровождаться повышением уровня благосостояния народа.
Финансовая политика
играет важную роль в развитии производительных
сил и рациональном их размещении
по территории страны. Она способствует
обеспечению финансовыми
История развития
государства имеет примеры
Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование того или иного типа финансовой политики связано с особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.
Анализ применявшейся различными государствами финансовой политики позволяет выделить три ее основных типа: классическая; регулирующая; планово-директивная. До конца 20-х годов текущего столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо и их последователей. Основное ее направление — невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.
Финансовый механизм
строился исходя из этих целей финансовой
политики. Государство стремилось к
уменьшению расходов бюджета, сводившихся
в основном к расходам на военные
цели, выплату процентов по государственному
долгу и его погашению и
управление. Система налогообложения
должна была создать необходимое
поступление средств для
Система управления
финансовой деятельностью была проста
и сосредоточивалась, как правило,
в одном органе управления — министерстве
финансов (казначействе). Бурное развитие
производительных сил поставило
перед государством еще в XIX в. вопрос
об изменении подходов к финансовой
политике. Особенно остро встал вопрос
об этом в конце 20-х годов нынешнего
столетия, когда обострился весь комплекс
экономических, политических и социальных
проблем большинства
Основными инструментами
вмешательства в экономику
Система налогов
в условиях регулирующей финансовой
политики кардинально изменяется. Главным
механизмом регулирования становится
подоходный налог, использующий прогрессивные
ставки. Этот налог обеспечивает изъятие
у экономических субьектов
Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.
Изменяется система
управления финансами. Вместо единого
органа управления возникает несколько
самостоятельных
Потребность в разработке
и систематическом проведении финансовой
политики возникла с развитием капитализма.
Непосредственный толчок к составлению
и осуществлению программ финансовой
политики дал экономический кризис
1929 — 1933, поставивший под сомнение
способность рыночной системы к
саморегулированию без
В целом кейнсианская
регулирующая финансовая политика показала
свою сравнительную эффективность
в западных странах. Она обеспечила
в 30 — 60-х годах стабильный экономический
рост, высокий уровень занятости
и эффективную систему
В 70-х годах в
основу финансовой политики была положена
неоконсервативная стратегия, связанная
с неоклассическим направлением
экономической теории. Эта разновидность
финансовой политики не отказывалась
от регулирования как ее цели, но
ограничивала вмешательство государства
в экономику и социальную область.
Регулирование экономики
Финансовый механизм
в этих условиях исходит из необходимости
сокращения объема перераспределения
национального дохода через финансовую
систему, снижения бюджетного дефицита,
стимулирования роста сбережений как
источника производственного
Различные разновидности
регулирующей финансовой политики тесно
взаимосвязаны между собой. Поэтому
одинаковые или похожие инструменты
финансового механизма
Планово-директивная
финансовая политика применяется в
странах, использующих административно-командную
систему управления экономикой. Основанная
на государственной собственности
на средства производства плановая система
управления позволяет осуществлять
прямое директивное руководство
всеми сферами экономики и
социальной жизни, в том числе
и финансами. Цель финансовой политики
в этих условиях — обеспечение
максимальной концентрации финансовых
ресурсов у государства (в первую
очередь у центральных органов
власти и управления) для их последующего
перераспределения в
Адекватно цели финансовой политики СССР строился и финансовый механизм. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производится изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти [6, 106].
Для государственных предприятий был создан механизм двухканального изъятия чистого дохода (с последующими небольшими изменениями). Чистый доход государственных предприятий изымался в бюджет вначале при помощи налога с оборота в отраслях, где за счет цен, установленных государством, создавался доход в повышенных размерах (легкая, пищевая промышленность). Затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (взносов свободного остатка прибыли) изымались в бюджет все излишки прибыли, которые, по мнению государства, нельзя было использовать в рамках предприятий. При этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет прибыли, то есть государство полностью регулировало весь финансовый механизм государственных предприятий. В отдельные годы у государственных предприятий изымалось до 80% их чистого дохода.
Информация о работе Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики