Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:14, реферат

Краткое описание

В работе раскрывается, что финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения. совокупность способов организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 520.83 Кб (Скачать)

- информационное - отчеты  органов управления и финансовых  институтов финансовой системы,  финансовая и статистическая  отчетность субъектов экономической  деятельности, результаты научных  исследований, результаты маркетинговых  исследований и др.;

3) управление финансовой  деятельностью, включающее:

- комплексный анализ результатов  финансово-хозяйственной деятельности  субъектов экономической системы,  финансовое прогнозирование и  планирование - разработка и научное  обоснование долго-, средне- и краткосрочных  прогнозов и планов развития  финансовой системы и ее составляющих (прежде всего, Государственного  и местных бюджетов, бюджетов  Пенсионного и других целевых  фондов);

- финансовый контроль, возлагаемый  на контрольно-регулирующие органы  финансовой системы (Счетную палату, Государственную комиссию по  ценным бумагам и фондовому  рынку, Управление страховой деятельностью,  Аудиторскую палату и др.), направленный  на выявление намечающихся диспропорций, преодоление недостатков в распределении  финансовых ресурсов с целью  обеспечения достижений запланированных  результатов.

Влияние финансового механизма  на различные аспекты развития общества проявляется количественно и  качественно. Количественно влияние  финансового механизма определяется суммой финансовых ресурсов, аккумулируемых и выделяемых на различные цели, а качественно - в способах формирования финансовых ресурсов, каналах и формах их движения, условиях выделения. Именно качественные аспекты развития финансового механизма обусловливают его внутреннюю структуру, включающую две подсистемы - финансовое обеспечение и финансовое регулирование (табл. 1).

Таблица 1 - Внутренняя структура  финансового механизма

 

Блоки финансового механизма

Виды финансового механизма

Элементы финансового  механизма, их краткая характеристика

 

Подсистема «Финансовое  обеспечение»

     

Формы обеспечения финансовыми  ресурсами хозяйствующих субъектов

Самофинансирование

исходная форма финансового  обеспечения, представляет собой обеспечение  потребности простого и расширенного воспроизводства за счет собственных  источников финансирования юридических  и физических лиц

 
 

Банковское кредитование

в условиях рынка ведущая  форма финансового обеспечения, представляет собой выделение денежных средств на принципах срочности, платности, возвратности и обеспеченности

 
 

Бюджетное финансирование

в условиях рынка является подчиненной самофинансированию и  кредитованию формой финансового обеспечения, представляет собой выделение денежных средств из государственного или  местного бюджета на беспроцентной  и безвозвратной основе

 
 

Акционирование

форма коллективного финансового  обеспечения; мобильная и рациональная форма концентрации и перераспределения  финансовых ресурсов, обеспечивающая общественный контроль за эффективностью использованием денежных средств через  вторичные рынки ценных бумаг

 
 

Инвестирование

вклад денежных средств в те или иные объекты с целью получения прибыли или социального эффекта

 
 

Аренда

передача собственности  в пользование на определенный срок и за определенную плату

 

Подсистема «Финансовое  регулирование»

     

Методы распределения  финансовых ресурсов

Нормативный метод

заключается в том, что  все элементы распределения определяются по нормативам, которые устанавливаются  законодательно по отношению к объекту  распределения

 
 

Сальдовый метод

предусматривает выделение  итогового (сальдового) элемента в распределении  доходов, несет в себе основную стимулирующую  нагрузку

 

Финансовые инструменты

Финансовые нормы и  нормативы

Ставки заработной платы, пенсий, стипендий, ставки налоговых  и неналоговых платежей, нормы  амортизационных отчислений, нормы  расходов в бюджетных учреждениях, нормы бюджетного обеспечения, размеры  дотаций, субсидий, субвенций

 
 

Финансовые лимиты и резервы

Финансовые резервы предприятий, резервный фонд Кабинета Министров, резервные фонды местных органов  самоуправления, резервные фонды  коммерческих банков и страховых  компаний, валютные резервы Национального  банка, лимиты бюджетного финансирования

 

Финансовые рычаги

Финансовые стимулы

Льготы на налоги юридическим  и физическим лицам, бюджетные кредиты, налоговые каникулы, отсрочки по уплате налогов, списание задолженности по налогам, предоставление финансовой поддержки  и помощи

 
 

Финансовые санкции

Санкции за нарушение налогового законодательства, санкции за нецелевое  использование бюджетных средств, пеня и штраф за несвоевременное  осуществление платежей, уменьшение или приостановка бюджетного финансирования, изъятие в бюджет средств, используемых не по назначению, отмена предоставленных  льгот

 
       

Финансовое обеспечение  являлось приоритетным в условиях административно-командной  экономики. Ресурсы, выделяемые на основе принимаемых этой системой решений, являлись их единственным материальным обеспечением. В настоящее время  разные формы финансового обеспечения  используются на практике одновременно. При этом развитие системы финансового  обеспечения осуществляется не на вытеснении одной формы другой, а на основе установления оптимального для данного  этапа развития общества взаимоотношения  между ними.

В отличие от административно-командной  экономики, в условиях рыночных отношений  приоритетным методом финансового  воздействия на социально-экономическое  развитие общества является финансовое регулирование, которое направлено на создание определенных фондов финансовых ресурсов и, прежде всего, главного централизованного  фонда - Государственного бюджета, а  также бюджетов органов местного самоуправления.

Финансовое регулирование  как подсистема финансового механизма  основывается на правовом регламентировании  распределительных отношений на микро- и макроэкономическом уровне и включает:

- методы распределения  финансовых ресурсов - нормативный  и сальдовый. Так как финансы  представляют собой распределительные  отношения, то и содержание  финансовых методов регулирования  заключается в том, что они,  по сути, являются методами распределения  и перераспределения финансовых  ресурсов;

- финансовые инструменты,  с помощью которых осуществляется  воздействие на различные стороны  общественного развития. Финансовые  инструменты включают: финансовые  нормы и нормативы, финансовые  лимиты и резервы. Чем шире  вмешательство государства в  финансовую деятельность субъектов  экономической системы, тем больше  набор необходимых ему инструментов, и наоборот;

- финансовые рычаги, представляющие  собой приемы воздействия финансовых  инструментов, действующие в их  пределах. В свою очередь, финансовые  рычаги включают финансовые стимулы  (материализующие финансовые поощрения)  и финансовые санкции (материализующие  финансовые наказания).

Финансовый механизм предусматривает  комплексное взаимодействие всех его  составляющих, обеспечивающих оптимальные  параметры формирования финансовых ресурсов и максимальную эффективность  их использования для обеспечения  социально-экономического развития общества. При этом установление приоритетности того или иного способа воздействия  на социально-экономическое развитие общества (финансового обеспечения  или финансового регулирования) лежит в основе определения направлений  государственной финансовой политики.

Таким образом, финансовый механизм включает виды, формы и методы организации  финансовых отношений, способы их количественного  определения, множество взаимосвязанных, соединенных между собой элементов, соответствующих разнообразию финансовых отношений в обществе.

Финансовый механизм срабатывает  эффективно, если функционируют все  его составляющие. Применяя их, государство  может направлять экономическое  и социальное развитие на своей территории в соответствии с потребностями  граждан.

3 ТЕНДЕНЦИИ И  ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО  МЕХАНИЗМА

В связи с переходом  к рыночным отношениям, приватизацией  государственной собственности  в нашей стране изменился финансовый механизм. Это нашло выражение, прежде всего, в переводе взаимоотношений  между государством и приватизированными предприятиями на налоговую основу. Изменились межбюджетные отношения. С  организацией фондового рынка изменился  порядок перераспределения средств  субъектами хозяйствования на основе эмиссии корпоративных ценных бумаг  и их продажи и покупки на фондовых биржах. С созданием частных страховых  компаний в стране стал функционировать  страховой рынок и частные  страховые фонды. Из государственного бюджета были выведены средства социального  страхования и созданы государственные  социальные внебюджетные фонды (пенсионный, занятости, медицинского страхования, социального страхования). Однако процесс  преобразований в нашей стране еще  продолжается.

Можно сказать, в России осуществляется реформа управления государственными финансами, которые оказывают воздействие  на функционирование как государственного, так и частного секторов экономики.

Ведущей реформой является реформа финансовой системы, так  как финансы определяют вектор и  качество результатов, на которые нацелены реформы. Практика многих стран подтверждает приоритетность проведения реформы  финансовой системы государства (иначе  реформы управления государственными финансами). Россия не является исключением. Исходя из этого, на первом месте стоит  блок бюджетного планирования и прогнозирования. Бюджетная политика, второй по важности компонент, успешно функционирующей  бюджетной системы, нацелена на решение  в основном тактических и оперативных  задач, решаемых в рамках традиционного  ежегодного бюджета. Однако задачи и  цели бюджетной политики должны соответствовать  долгосрочному финансовому планированию и увязываться с ним. Это необходимо, прежде всего, для обеспечения государством экономической и финансовой стабильности в стране. Очевидно, что для государства  предпочтительнее заблаговременно  отслеживать потенциальные угрозы для экономической и финансовой стабильности, а значит, и своевременно разрабатывать, принимать и осуществлять эффективные меры по недопущению  турбулентного развития социально-экономического развития страны. Это легче обеспечить в условиях перспективного финансового  планирования Ермилов В.Г. Аспекты  реформирования управления государственными финансами // Финансы, 2007. ? №1. С.58-59..

В современных условиях развития сферы государственных финансов представляется актуальной разработка методологии совершенствования  управления государственными финансами  на основе оценки результативности бюджетных  расходов, которую могли бы использовать органы государственной власти всех уровней, способствующей повышению  эффективности управления расходной  частью бюджета, а также обеспечению  социально-экономической стабильности и развитию территорий. В этом смысле бюджетирование, ориентированное на результат ? не просто возможность разделить  бюджет по новому, не просто новый способ финансирования ? это мощный инструмент, обладающий значительным аналитическим  потенциалом, который при грамотном  применении может позволить повысить эффективность бюджетных расходов Яшина Н.И., Борисова С.П. Внедрение  бюджетирования, ориентированного на результат, как концептуальный подход к повышению эффективности бюджетных  расходов // Финансы и кредит, 2007. ? №19. С.67..

В настоящее время центр  реформы управления государственными финансами перенесен на уровень  субъектов Федерации и муниципальных  образований. Основные социально-экономические  реформы будут направлены на повышение:

- качества жизни граждан  через проведение реформ в  образовании, здравоохранении, в  жилищно-коммунальной сфере. С  этой целью приняты и начали  реализовываться национальные проекты;

- конкурентоспособности  российских компаний, в том числе  путем создания среды для добросовестной  конкуренции, технического регулирования  и развития финансовых рынков;

- эффективности государственного  управления через систему действий  финансового механизма; 

Частью общего управления финансами являются автоматизированные системы управления (АСУ), базирующиеся на использовании экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Перестройка управления финансами  расширяет возможности применения АСУ, повышает качество принимаемых  решений по управлению финансами  на различных уровнях. При этом АСУ  создаются не рядом и не параллельно с действующей системой управления финансами, а как ее органическая часть. Сегодня АСУ становится неотъемлемым элементом структуры финансовых органов, других структур управления финансами, способствует лучшему, более эффективному функционированию финансов.

Реализация мер по активизации  финансового механизма и его  составных частей невозможно без  автоматизированных систем управления (АСУ). Это особенно необходимо в  условиях перехода к рыночным отношениям, когда изменяется характер информации и ее объем. Поскольку система  финансовых органов перерабатывает большой поток информации, то возрастание  управленческих процессов, ведет к  тому, что при использовании старыми  методами и техническими средствами несвоевременно вырабатываются и проводятся в жизнь управленческие решения. Применение информационных технологий повышает эффективность аналитической  работы. Это достигается за счет сокращения сроков проведения анализа; более полного учета влияния  на результаты хозяйственной деятельности и охвата факторов; замены приближенных или упрощенных расчетов точными  вычислениями; постановки и решения  новых многомерных задач анализа, практически не выполнимых вручную  и традиционными методами.

Новые возможности анализа  обусловлены исключительными возможностями  ЭВМ: высокой производительностью, надежностью, простотой обслуживания и эксплуатации, гибкостью и автономностью  использования, наличием развитого  программного обеспечения, диалоговым режимом работы и др., а также  низкой стоимостью расчетов.

Российская финансовая система  является частью глобальных финансов, повторяя фундаментальные тенденции, связанные с ними. Финансовый рынок  России ведет себя как единый финансовый актив с другими рынками.

В рамках построения среднесрочного прогноза коллективом авторов под  руководством Миркина Я.М. Миркин Я.М. Аналитический доклад «Среднесрочный прогноз развития финансовой системы  России (2010-2015 гг.)» // Финансовый университет  при Правительстве Российской Федерации. рассматриваются проблемы и механизмы  влияния динамики глобальной экономики, мировой финансовой архитектуры  на развитие финансовой системы России в среднесрочной перспективе  с учетом сложившихся моделей, долгосрочных тенденций и деформаций. Отдельно анализируются сценарии реализации локального финансового кризиса  в России. Прогноз охватывает следующие  направления: банковский сектор, финансовые рынки, государственные финансы, государственное  регулирование финансового сектора (денежно-кредитная, валютная, процентная, налоговая, бюджетная, инвестиционная политика).

В будущем прогнозируется сохранение зависимости динамики российского  финансового рынка от движения цен  на зарубежных рынков и поведения  глобальных инвесторов. Среднесрочный  прогноз развития финансовой систем России (2010-2015гг.) основан на экстраполяции  тенденций, сложившихся в 2000-е гг., не предполагающих глубоких посткризисных  изменений в существующих политике и модели функционирования российской финансовой системы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Финансовый механизм - это  динамичная система действия в совокупности финансовых рычагов, выражающаяся в  организации, планировании, управлении денежными потоками и контроле над  процессом формирования и использования  финансовых ресурсов. Цель финансового механизма - обеспечение эффективного функционирования финансовой системы.

Структура финансового механизма  отражает финансовую систему с позиции  группировки финансовых отношений  и состоит из 5 взаимосвязанных  блоков: финансовые методы и рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение.

Функционирование финансового  механизма характеризуют две  подсистемы финансового воздействия  на развитие общества: финансовое обеспечение, которое реализуется посредством  установленной системы в нескольких формах: самофинансирования, кредитования и безвозвратного финансирования; и  финансовое регулирование, которое  связано с регламентированием распределительных  отношений.

Информация о работе Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики