Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:14, реферат

Краткое описание

В работе раскрывается, что финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения. совокупность способов организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 520.83 Кб (Скачать)

Таблица 3 -Агрегированные показатели исполнения республиканского бюджета  за 2006 год, млрд. тенге

 

Утве

ржд. бюджет

Уточнен. бюджет

Скоррект. бюджет

Кассовое испол.

% исполнения к

утвер.

уточ.

скор.

Доходы

отклонение*:

в млрд. тенге

в %

Налоговые поступления

отклонение:

в млрд. тенге

в %

Неналоговые поступления

отклонение:

в млрд. тенге

в %

Затраты

отклонение:

в млрд. тенге

в %

Бюджетные кредиты

отклонение:

в млрд. тенге

в %

Приобретение финактивов

отклонение:

в млрд. тенге

в %

Дефицит бюджета

Остаток бюджетных  средств на конец года

1468,2

379,0

26,0

1302,9

364,9

28,0

37,7

11,5

30,5

1476,2

210,1

14,2

38,2

-1,3

-3,4

91,2

12,3

13,5

-113,7

1510,3

336,9

22,3

1266,7

401,1

31,7

39,3

9,9

25,2

1518,8

167,5

11,0

37,9

-1,0

-2,6

103,5

-126,2

1682,9

164,3

10,0

1439,3

228,5

15,9

39,3

9,9

25,2

1703,9

-17,6

-1,0

37,9

-1,0

-2,6

103,5

-126,2

1847,2

1667,8

49,2

1686,3

36,9

103,5

54,7

151,0

125,8

128,0

130,5

114,2

96,6

113,5

122,3

131,7

125,2

111,0

97,4

100,0

109,8

115,9

125,2

98,9

97,4

100,0

Примечание – Источник: Отчёт Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год [8]


Затраты республиканского бюджета за 2006 год в процессе уточнения  были увеличены на 42,6 млрд. тенге  и составили 1518,8 млрд. тенге, против 1476,2 млрд. тенге, а расходы на приобретение финансовых активов – на 12,3 млрд. тенге и составили 103,5 млрд. тенге. В свою очередь, Правительством в  течение отчетного года были внесены  изменения к уточненному показателю и в результате затраты увеличены  на 185,1 млрд. тенге и составили 1703,9 млрд. тенге. Фактическое исполнение затрат составило 1686,3 млрд. тенге, или 111,0% к уточненному назначению и 98,9% - к скорректированному показателю.

Дефицит республиканского бюджета в процессе уточнения  был увеличен на 12,5 млрд. тенге и  составил 126,2 млрд. тенге. Фактически республиканский  бюджет исполнен с профицитом на сумму 54,7 млрд. тенге. В 2006 году для финансирования дефицита бюджета были привлечены внешние  и внутренние займы. При этом сумма  внутренних заемных средств составила 167,6 млрд. тенге, из них 83,7 млрд. тенге  были направлены на погашение основного  долга по государственным ценным бумагам, а 83,9 млрд. тенге остались неиспользованными. В результате на 1 января 2007 года свободный остаток средств республиканского бюджета составил 151,0 млрд. тенге и по сравнению с 2006 годом увеличился в 12 раз. По оценке Счетного комитета, это привело к упущенным возможностям дополнительного роста экономики республики, которые, с учетом мультипликативного эффекта, превысили 200 млрд. тенге.

Погрешности макроэкономического  прогнозирования оказали значительное влияние на налоговые поступления  в республиканский бюджет, в доходной части которого их доля в 2006 году составила 90,2 процента. При этом основным фактором, повлиявшим на увеличение налоговых  сборов, явился рост цен на нефть. В  отчетном году цены на нефть по сравнению  с 2005 годом увеличились на 20,2 процента. В 2005-2006 годы углеводороды и металлы  обеспечили более 3/4 стоимости товарного  экспорта республики, а доля налоговых  поступлений в республиканский  бюджет от нефтяного сектора составила  более 30 процентов [8].

Рисунок 1 - Динамика доходов государственного бюджета за 1996 - 2006 годы [9]

Доходы государственного бюджета в 2006 году по сравнению с 1997 годом увеличились в 8,3 раза или  на 2 058,6 млрд.тенге. Так, в 1997 году доходы государственного бюджета к ВВП составили 16,7% или 279,4 млрд.тенге. В 2005 году доходы государственного бюджета к ВВП составили 27,6% или 2 098,5 млрд.тенге (Рисунок 1).

Доходы государственного бюджета в 2006 году к ВВП составили 22,9% или 2 338,0 млрд.тенге, снижение по сравнению с 2005 годом объясняется тем, что для исключения зависимости исполнения бюджета от нефтяных поступлений с 1 июля 2006 года Казахстан перешел на новую концепцию формирования и использования Национального фонда РК. В связи с чем, в настоящее время доходы бюджета не зависят от колебаний цен на нефть, то есть фактора ранее решающего при формировании бюджета страны. Прямые налоги, от предприятий нефтяного сектора минуя бюджет, перечисляются в Национальный фонд РК. Динамика доходов государственного бюджета РК наглядно отражена в приложении 1.

Доходы государственного бюджета на 2007 год установлены  в сумме 2 648,9 млрд.тенге. По состоянию на 01.09.2007 года доходы государственного бюджета при плане 1 671,2 млрд.тенге составили 1 796,6 млрд.тенге, или исполнены на 107,5%.

В приложении 2 отражена динамика исполнения государственного бюджета по структуре бюджета  за 2005-2007 годы, из которого видно, что  расходы государственного бюджета  на 2007 год предусмотрены в сумме 2974,4 млрд. тенге, что по сравнению  с 2005 годом выросли в 1,4 раза, с 2006 годом на 1,3 раза, в том числе, соответственно республиканский бюджет в 1,4 и 1,3 раза, местный бюджет - 1,8 и 1,4 раза.

Расходы республиканского бюджета без учета погашения  займов на 2007 год предусмотрены в  сумме 2369,4 млрд.тенге, по состоянию  на 1 октября т.г. составили в сумме 1769,0 млрд.тенге, или 97,1% к плану финансирования на отчетный период в сумме 1821,2 млрд.тенге.

Рисунок 2 – Исполнение государственного бюджета за 1 квартал 2007 года [10]

Темп роста по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 116,6 %. Расходы  республиканского бюджета за 9 месяцев 2007 года составили 13,8 % к ВВП

Рисунок 3 – Исполнение доходов  государственного бюджета за 1 квартал 2007 г. и сравнение с аналогичным  периодом 2006 года [10]

 

В 2007 году Поступления в государственный  бюджет составили 613,1 млрд. тенге, или 72,4 % к плану, расходы произведены на сумму 692,7 млрд. тенге, или 85,5 % к плану. При запланированном дефиците – 56,3 млрд. тенге, фактически дефицит сложился 84,7 млрд. тенге (рисунок 4). 

 

Рисунок 4 – Исполнение расходов государственного бюджета за 1 квартал 2007 г. и сравнение  с аналогичным периодом

2006 года (млрд. тг.)[10]

Из указанной  суммы поступлений исполнение доходов  составило 590,1 млрд.тенге, или 80,2 % к  плану. Данные по государственному, республиканскому и местным бюджетам представлены на рисунке 3.

На диаграмме  рисунка 3 видно, что темпы роста  государственного в том числе  местных бюджетов по сравнению с 1 кварталом 2006 года соответственно составили 106,0 %, 131,6%, а по республиканскому бюджету  произошло снижение, поскольку в 1 квартале прошлого года перечисления поступлений от нефтяного сектора  в Нацфонд осуществлялись через  бюджет.

В приложении 3 приведены  данные по основным источникам налоговых  поступлений. Традиционно самыми крупными являются КПН и таможенные платежи  и налоги.

Об улучшении  таможенного администрирования  свидетельствует тот факт, что  при росте импорта в тенговом выражении на 47,1 % по сравнению с  аналогичным периодом прошлого года, сумма начисления платежей по импорту  с учетом льгот и отсрочек и  снижения ставки НДС с 15% на14 % возросла на 51,3%.

Расходы государственного бюджета за 1 квартал 2007 года составили 692,7 млрд. тенге, или 85,5%, в том числе  по республиканскому бюджету – 617,1 млрд. тенге, или 90,6% к плану, местному бюджету – 263,1 млрд. тенге, 81,8% к плану (рисунок 4)

Таким образом, приведённые  данные свидетельствуют о значительном росте как государственных доходов, так и увеличении объёмов государственных  расходов.

Увеличение доходов  государственного бюджета происходит за счет расширения налогооблагаемой базы благодаря созданию благоприятных  условий для развития предпринимательства, сокращению нелегального теневого оборота.

Осуществлен переход  к принципам среднесрочного бюджетного планирования. Введенные с 2002 года паспорта бюджетных программ обеспечивают прозрачность расходования бюджетных денег и  эффективность проведения по ним  бюджетного контроля. Республиканская  бюджетная комиссия функционирует  на постоянной основе, что позволяет  на более качественном уровне рассматривать  предложения по формированию и уточнению  республиканского бюджета.

Совершенствование системы межбюджетных отношений  было направлено на достижение баланса  интересов центра и регионов, повышение  заинтересованности нижестоящих уровней  государственного управления в экономическом  развитии регионов и обеспечение  стабильности поступлений в местные  бюджеты.

Однако существуют проблемы отсутствия стабильности в  среднесрочном периоде в системе  межбюджетных отношений и законодательно закрепленного распределения доходных и расходных полномочий между  областными и районными бюджетами.

Разработан проект Бюджетного кодекса, который обеспечит  переход на качественно новый  уровень управления государственными расходами, дальнейшую оптимизацию  бюджетных потребностей, поэтапный  переход к нормативной оценке бюджетных расходов и развитие системы  межбюджетных отношений.

Целью бюджетной  политики является поддержание расходов на уровне, при котором будет обеспечиваться выполнение в полном объеме государственных  функций, повышение эффективности  государственных расходов, содействие поддержания устойчивых темпов экономического роста, а также повышение благосостояния населения.

2.2 Реализация  налоговой политики Республики  Казахстан

Введение в 2002 году Налогового кодекса явилось важным этапом развития казахстанского налогового законодательства, который укрепил  концептуальные основы налоговой системы, сформированной в предыдущие годы, с одновременным повышением эффективности  правовых механизмов в налоговой  сфере.

Также введен в  действие Таможенный кодекс Республики Казахстан, объединяющий и систематизирующий  правовые нормы, регулирующие общественные отношения в области таможенного  дела, максимально использующий международные  нормы, позволяющие упростить и  одновременно повысить эффективность  таможенных процедур.

Наряду с позитивными  результатами действия Налогового кодекса  остается проблема совершенствования  налоговой системы в целях  обеспечения условий для экономического роста страны и улучшения инвестиционного  климата.

Положения действующего налогового законодательства не в полной мере способствуют выводу из неофициального оборота доходов физических лиц, созданию оптимальных условий для  вложения инвестиций в воспроизводство  и обновление основных средств.

Отсутствуют действенные  механизмы стимулирования инновационной  деятельности, что в определенной степени влияет на развитие наукоемких и высокотехнологичных производств.

Целью проводимой в республике налоговой политики является дальнейшее поощрение инвестиций в экономику, стимулирование инновационной  активности, увеличение располагаемого дохода населения для роста платежеспособного  спроса. [12,40]

Пути решения  налоговой политики: установление регрессивной шкалы ставок по социальному налогу и более либеральной шкалы  ставок по индивидуальному подоходному  налогу; снижение ставки налога на добавленную  стоимость; создание экономических  условий для стимулирования научной  и инновационной деятельности, в  том числе развития производств  с высокой долей добавленной  стоимости; совершенствование амортизационной  политики, с целью стимулирования роста инвестиций; совершенствование  налогообложения нефтяных операций; развитие процессов автоматизации  налогового администрирования; совершенствование  методологии и норм администрирования  специальных налоговых режимов  в целях создания условий для  развития малого бизнеса и для  сельхозпроизводителей.

Предусмотренные меры по совершенствованию налоговой  системы позволят реально снизить  уровень налогообложения, что стимулирует  дальнейшее увеличение темпов экономического роста.

В 2003 году была разработана  методика проведения оценки эффективности  бюджетных программ. Далее будет  продолжена работа по приведению в  соответствие норм законодательных  и нормативных актов нормам Бюджетного кодекса и осуществлена разработка нормативных актов, направленных на реализацию Бюджетного кодекса. Продолжится  внедрение нормативного метода планирования расходов бюджета, дальнейшее внедрение  методов бюджетного программирования.

Начиная с 2003 года предусмотрено ежегодное формирование по скользящему принципу среднесрочной  фискальной политики Республики Казахстан, что поможет созданию основы при  разработке бюджетов центральными и  местными органами государственного управления, достижению прозрачности, ясности при  планировании бюджетных расходов. Внедрение  в практику разработки среднесрочной  фискальной политики позволит повысить качество принимаемых решений о  государственных расходах.

Продолжено усовершенствование механизмов бюджетного кредитования, способствующее эффективному использованию  кредитных средств, повышению требований к обеспечению исполнения обязательств по возврату кредитов, своевременному погашению бюджетных кредитов, сокращению просроченной задолженности заемщиков  перед бюджетом [11].

Налоговая политика в Казахстане направлена на повышение  рентабельности вложения средств в  экономику республики путем облегчения налогового бремени.

Согласно данным Счётного комитета уточненный и скорректированный  показатели по налоговым поступлениям республиканского бюджета за 2006 год  перевыполнены на 31,7% и 15,9% соответственно и составил 1 667,8 млрд. тенге. [8]

Перевыполнение  плана налоговых поступлений  обеспечено, в основном, за счет корпоративного подоходного налога – на 216,1 млрд. тенге (в 1,4 раза) и поступлений за использование природных и других ресурсов – на 127,0 млрд. тенге (в 1,9 раза).

Структурный анализ показывает, что основными источниками  налоговых поступлений республиканского бюджета, как и в предыдущие годы, являлись корпоративный подоходный налог, налог на добавленную стоимость  и поступления за использование  природных и других ресурсов. Так, в 2006 году доля корпоративного подоходного  налога в общем объеме налоговых  поступлений составила 46,6%, а в 2005 году – 53,4%, НДС – 29,4% и 22,0%, поступления  за использование природных и  других ресурсов – 16,0% и 19,5%, соответственно (таблица 4).

В 2006 году налоговые  поступления в республиканский  бюджет возросли по сравнению с 2005 годом  на 105,9 млрд. тенге, или на 6,8 процента. Среди налоговых поступлений  наиболее высокие темпы роста  приходились на таможенные платежи (85,3%) и акцизы (56,4%).

Информация о работе Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики