Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:14, реферат

Краткое описание

В работе раскрывается, что финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения. совокупность способов организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 520.83 Кб (Скачать)

-  ликвидация двойного налогообложения дивидендов;

-  отмена нормы, ограничивающей размер добровольных пенсионных взносов, которые можно отнести на вычет при определении сумм индивидуального подоходного налога;

-  усовершенствование механизма исчисления авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу с одновременным смягчением штрафных санкций за занижение сумм авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу [12].

Налоговая политика направлена на стабилизацию экономики, развитие субъектов малого бизнеса, легализацию доходов, регулирование  отношений с налогоплательщиками  по улучшению ведения и порядка  исчисления и уплаты налогов и  других обязательных платежей в бюджет, связанные с исполнением налоговых  обязательств.

Особое внимание уделено улучшению налоговой  культуры, соблюдению принципов стабильности налогового законодательства, единства системы налоговых льгот, исключены  нормы по предоставлению льгот индивидуального  характера для конкретного налогоплательщика.

2.3 Состояние  государственного и гарантированного  государством долга

Государственный долг Республики Казахстан (без учета  взаимных требований) на 1 апреля 2007 года составил 1 453,1 млрд. тенге. В портфеле правительственного долга соотношение внутреннего и внешнего долгов составляет 65,4 и 34,6 %, соответственно. За отчетный период было осуществлено досрочное погашение наиболее дорогих в обслуживании займов МББР в размере 13,5 млрд.тенге (или 107,6 млн. долл. США). Слайд 9.

За 2007 г. Министерство финансов разместило государственные  эмиссионные ценные бумаги на сумму 19,8 млрд.тенге. (рисунок 6)

По государственным  ценным бумагам в 2007 году сложилась  ситуация, которую можно охарактеризовать следующим:

- государственные  среднесрочные ценные бумаги (МЕОКАМ) со сроком обращения 4 года  на аукционе по первичному  размещению на сумму 277,8 млн.  тенге, на повторном аукционе  на сумму 143,4 млн. тенге, доходность  при размещении составила –  6,25%;

- государственные  долгосрочные ценные бумаги (МЕУКАМ) со сроком обращения 7 лет на  аукционе по первичному размещению  на сумму 71,4 млн. тенге, доходность  при размещении составила –  6,75%;

- государственные  долгосрочные сберегательные ценные  бумаги (МЕУЖКАМ) со сроком обращения  8 лет на аукционе по первичному  размещению на сумму 15,0 млрд. тенге,  доходность при размещении составила  – инфляция + 0,07%; МЕУЖКАМ со сроком  обращения 10 лет на повторном  аукционе на сумму 4,3 млрд.тенге,  доходность при размещении составила  – инфляция + 0,01%.

Рисунок 6 – Государственный и  гарантированный государством долг

 

При этом, предложенная рынком доходность по государственным  ценным бумагам в 1 квартале т.г. по сравнением с аналогичным периодом 2006 года оказалась  значительно выше.

Так доходность при  размещении в 2006 году по МЕУКАМ со сроком обращения 8 лет составила – 4,3%, в 2007 году по МЕУКАМ со сроком обращения 7 лет – 6,75%.

Сложившаяся ситуация на рынке с доходностью явилась  сдерживающим моментом и Министерство финансов вынужденно было удовлетворять  рынок по более высокой доходности, не осуществляя размещение ГЦБ в  полном объеме. Вместе с тем, Министерство финансов осуществляло повторные открытия ранее выпущенных ГЦБ с целью  увеличения объема ГЦБ в обращении  на рынке, а также для построения реалистичной кривой доходности.

 
3 Перспективы развития форм  финансового регулирования экономики  Казахстана  

3.1 Направления  совершенствования бюджетного устройства

За годы независимости  в условиях глобальных измерений  мировой обстановки Казахстан пережил  радикальную трансформацию общественно-политического  строя. За прошедший период были заложены основы современного демократического устройства страны, осуществлена либерализация  цен и всех экономических отношений, сформирована многоукладная экономика  путем преобразования большей части  государственной собственности  в частную, созданы рыночные структуры  и инфраструктуры [14].

По данным Министерства экономики и бюджетного планирования 1 июля 2006 года была введена новая  система функционирования Национального  фонда, в соответствии с Концепцией Национального фонда. В целях  обеспечения оптимального баланса  распределения нефтяных поступлений  между республиканским бюджетом и Национальным фондом был разработан метод сбалансированного бюджета, при котором доходы нефтяного  сектора будут полностью направляться в Национальный фонд, а доходная часть республиканского бюджета  будет формироваться только за счет не нефтяного сектора (рисунок 7).

Национальный фонд был создан в 2001 году с целью обеспечения  стабильного социально-экономического развития страны, накопления финансовых средств для будущих поколений, снижения зависимости экономики  от воздействия неблагоприятных  внешних факторов.

С момента создания Национального фонда порядка 48 % доходов от нефтяного сектора  направлялись в фонд, и на конец 2005 года было накоплено активов на сумму  порядка 8,1 млрд. долларов США, что составляет 14,5 % к ВВП. В 2007 - 2009 годах прогнозируется сохранение высоких цен на нефть. С одной стороны, это создает  стабильные и достаточно благоприятные  предпосылки для развития экономики. В то же время в этих условиях повышается «инфляционное давление»  на экономику. Для обеспечения макроэкономической стабильности, а также накопления средств в период благоприятной  конъюнктуры цен для поддержания  финансовых обязательств государства  в периоды неблагоприятной конъюнктуры цен и обеспечения будущих поколений будет продолжено аккумулирование части доходов, получаемых вследствие значительного роста мировых цен на нефть, в Национальном фонде.

Основными источниками  формирования Национального фонда  стали:

- прямые налоги  от нефтяного сектора (за исключением  налогов, зачисляемых в местные  бюджеты), к которым относятся  корпоративный подоходный налог,  налог на сверхприбыль, роялти, бонусы, доля по разделу продукции,  рентный налог на экспортируемую  сырую нефть, газовый конденсат.  Прочие виды налогов, уплачиваемые  нефтяным сектором в соответствии  с налоговым законодательством  Республики Казахстан, подлежат  зачислению в соответствующие  бюджеты. При этом к предприятиям  нефтяного сектора относятся  все юридические лица, занимающиеся  добычей и (или) реализацией  сырой нефти и газового конденсата;

- поступления от  приватизации государственного  имущества, находящегося в республиканской  собственности и относящегося  к горнодобывающей и обрабатывающей  отраслям;

- поступления от  продажи земельных участков сельскохозяйственного  назначения;

- инвестиционные  доходы от управления Национальным  фондом;

- иные поступления  и доходы, не запрещенные законодательством  Республики Казахстан.

Рисунок 7 - Метод сбалансированного  бюджета

Расходы республиканского бюджета на текущие бюджетные  программы будут финансироваться  за счет отчислений в республиканский  бюджет от не нефтяной части экономики, а финансирование расходов на бюджетные  программы развития осуществляться за счет гарантированного трансферта из Национального фонда. При этом, определенная доля расходной части  бюджета может покрываться, в  том числе за счет заимствования  в рамках установленных ограничений.

Использование нефтяных поступлений в пределах гарантированного трансферта позволит проводить взвешенную фискальную политику, так как будет  виден «чистый» бюджетный эффект от либерализации налогового режима, который, как правило, искажен за счет сверх доходов, поступающих  от предприятий нефтяного сектора.

Размер гарантированного трансферта из Национального фонда  будет утверждаться законодательным  актом Республики Казахстан на трехлетний период и останется неизменным в  течение данного периода.

В соответствии с  Концепцией Национального фонда  Правительство Республики Казахстан  будет исходить из необходимости  оптимального использования нефтяных доходов, с учетом соблюдения оптимальных  пропорций между потреблением и  накоплением, создания благоприятных  макроэкономических условий для  развития несырьевого сектора экономики, сбережения значительной части нефтяных доходов и недопущения истощения  Национального фонда, совершенствования  механизма формирования и использования  средств фонда.

В целях дальнейшего  совершенствования бюджетной системы  был принят Закон Республики Казахстан  от 5 июля 2006 года «О внесении изменений  и дополнений в некоторые законодательные  акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования бюджетного законодательства Республики Казахстан и деятельности Национального Банка Республики Казахстан».

Основными задачами данного закона в сфере совершенствования  бюджетного законодательства и в  целом бюджетной системы являются:

- постепенный переход  к достижению сбалансированного  бюджета за счет ненефтяных  поступлений.

С целью реализации Концепции Национального фонда  ввелись новые понятия - «консолидированный бюджет» и «ненефтяной дефицит».

Консолидированный бюджет состоит из республиканского бюджета, бюджета области, бюджетов города республиканского значения, столицы, поступлений от предприятий нефтяного  сектора и переводов их в Национальный фонд.

Ненефтяной дефицит  бюджета равен сумме поступлений  в бюджет, кроме поступлений из Национального фонда, за вычетом  расходов бюджета;

- ужесточение требований  к разработке инвестиционных  проектов (программ).

Инвестиционные  проекты (программы) будут включены в перечень приоритетных бюджетных  программ (подпрограмм) в случае, если они соответствуют мероприятиям принятых государственных, отраслевых и региональных программ и положений  ежегодных посланий Главы государства. Обязательным условием включения в  вышеназванный перечень будет наличие  положительного заключения отраслевой экспертизы, соответствие их плану  мероприятий утвержденных Программ, наличие технико-экономического обоснования  с положительным заключением  экономической экспертизы;

Таблица 6- Основные макроэкономические показатели Республики Казахстан за 2005, 2006 годы (а также прогноз на 2007-2009 годы)

Наименование

2005 отчет

2006 оценка

 

Прогноз

 
     

2007

2008

2009

Валовой внутренний продукт, млрд. тенге

7457,1

9762,7

11879,8

14036,6

16540,4

Реальное изменение ВВП, в % к предыдущему  году

109,5

109,0

108,6

108,9

109,0

ВВП на душу населения, долл. США по официальному курсу

3703

5192

6560

7680

8962

ВВП на душу населения, долл. США по ППС

10618

12699

14922

17102

19519

Индекс  потребительских цен, в % в среднем  за

год

7,6

6,9-8,5

5-7

5-7

5-7

Денежная база, млрд. тенге

663

1309

1622

1972

2196

Денежная масса, млрд. тенге

2065

3108

4222

5388

6486

Уровень монетизации экономики, %

27,7

31,8

35,5

38,4

39,2

Экспорт товаров (ФОБ), млрд. долл. США

28,2

34,4

32,9

34,9

38,6

Импорт товаров (ФОБ), млрд. долл. США

17,9

22,4

25,6

28,2

31,2

Инвестиции в основной капитал, в % к предыдущему году

122,2

125

120

118

118

Объем валовой продукции сельского  хозяйства, млрд. тенге

763,2

850,8

933

1021

1117

в % к предыдущему году

107,3

104,5

103,2

103,0

102,8

Объем промышленной продукции (работ, услуг), млрд. тенге

5124,1

6484,9

7429,4

8580,2

9886

в % к предыдущему году

104,6

107

107,2

108,6

108,8

Строительство, млрд. тенге

743,6

1077,5

1530,2

2037,3

2689,2

в % к предыдущему году

134,1

138

128

120

120

Услуги транспорта, млрд. тенге

1377,3

1632,1

1858,3

2117,1

2415

в % к предыдущему году

107

106,7

106,6

106,6

106,7

Связь, млрд. тенге

216,7

322,8

431,7

567,4

748,8

в % к предыдущему году

127,7

126

125

124

125

Торговля, млрд. тенге

1669,6

2316,6

2833,2

3366,2

3999,4

в % к предыдущему году

109,3

109,5

109,2

109,0

109,0

Примечание: составлено на основе: Среднесрочная  фискальная политика Правительства  РК на 2007-:2009 годы.


- соблюдения всеми  участниками бюджетного процесса  требований бюджетного законодательства;

- переход к финансированию  только обоснованных проектов  и недопущение увеличения государственных  расходов. Введены нормы интеграции  задач стратегического и среднесрочного  социально-экономического развития  страны с ежегодным бюджетом  путем формирования перечня бюджетных  программ (подпрограмм) только на  основании установленных государственных  функций, государственных, отраслевых, региональных программ, положений  ежегодного послания Президента  страны народу Казахстана. Уточняется  и схема формирования перечня  приоритетных бюджетных программ (подпрограмм), в том числе приоритетных  инвестиционных проектов;

- размер дефицита  бюджета определяется исходя  от возможности правительственного  заимствования, позволяющей обеспечить  интеграцию денежно-кредитной, налогово-бюджетной,  внешнеэкономической и экономической  политики. Такая норма позволит  сдерживать рост государственных  расходов;

- регламентирован  механизм оценки эффективности  бюджетных программ на предмет  целесообразности, эффективности, обоснованности  и результативности использования  бюджетных средств на стадиях  разработки бюджетных программ (подпрограмм), бюджетов, реализации и контроля  за реализацией бюджетных программ (подпрограмм), а также ряд других  существенных изменений.

- наряду с этим  вносятся изменения и дополнения  в Кодекс Республики Казахстан  «Об административных правонарушениях»  в части ужесточения существующих  мер и персональной ответственности  государственных учреждений и  их руководителей путем увеличения  размеров налагаемых штрафов.

Рисунок 8 - Индексы физического  объема по отраслям экономики в 2005-2006 гг. (в % к соответствующему периоду  прошлого года)

 

В целом, совместными  действиями Правительства и Национального  Банка удается обеспечить стабильную макроэкономическую ситуацию в стране, с учетом накопленных в Национальном фонде средств наблюдается профицит бюджета, платежный баланс сбалансирован, уровень безработицы имеет тенденцию  постепенного снижения, инфляция находится  на контролируемом уровне.

В 2006 году, как и  в предыдущие годы, сохранялись достаточно высокие и устойчивые темпы роста  экономики. Причем в 2006 году экономика  развивалась более, ускоренными  темпами, чем в 2005 году (таблица 7).

По оценке Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан, в 2006 году производство валового внутреннего продукта (ВВП) по сравнению с 2005 годом увеличилось  на 10,6% (рисунок 8).

Информация о работе Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики