Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 20:02, реферат
оходы бюджетов РСФСР в 80-х и Российской Федерации в 90-х сравнивать сложно – разные функции ( в бюджете РСФСР не было расходов на оборону, международную
деятельность и др.), совершенно разные рубли, не соответствующий реальным условиям курс доллара по отношению к рублю. И все же на рис. 1.463, 1.464 представлены данные Росстата по доходам консолидированного и федерального бюджетов России, пересчитанные по среднегодовым курсам доллара. Доходы за 1980, 1985 и 1990 годы пересчитаны по
действовавшим в эти годы курсам (соответственно 0.65, 0.8 и 0.58 рублей за доллар). Для сравнения приведены также данные по доходам бюджетов Китая и США.
3
4
1993 1995 1997 1999 2001 2003
0,5 1
1,5 2
2,5 3
3,5 4
4,5 5
1985 1988 1991 1994 1997 2000 2003
Рис. 1.477. Доля расходов на содержание органов власти и управления в государственном бюджете СССР (1985 – 1990 гг.), и доля расходов на государственное управление и местное самоуправление в государственном (федеральном) бюджете (1) и консолидированном бюджете (2) РФ. Источники: [I.3, I.6].
1
2
0
20
40
60
80
100
120
1990 1995 2000 2005 2010
Китай
Россия
Рис. 1.475. Общегосударственные расходы Китая на развитие экономики и расходы консолидированного бюджета РФ по статьям: поддержка основных отраслей экономики (до 1994 г.); промышленность, энергетика, строительство; фундаментальные исследования и содействие научно- техническому прогрессу; сельское хозяйство и рыболовство; транспорт, связь и информатика; охрана
окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия (до 2004 г.); на национальную экономику (2005 - 2009 гг.), млрд. долларов (данные пересчитаны по среднегодовым курсам доллара). Источники: [I.6]; National Bureau of Statistics of China.
Изменение классификации
Рост расходов на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства связан, во-первых, с ростом преступности, в т.ч. обусловленной распространением наркотиков, расслоением общества по величине доходов и ростом напряженности в нем. Во вторых - с террористическими угрозами и угрозами национальной
безопасности, Четвертая особенность бюджетов РФ – очень низкий уровень расходов на социальные нужды, прежде всего на здравоохранение. Сравним расходы на здравоохранение в 90-х с расходами на международное сотрудничество (рис. 1.480). Здесь учтем, что «международное
сотрудничество» было важно для десятков тысяч чиновников, а здравоохранение - жизненно необходимо для остальных 148 млн. россиян.
Сравним также расходы в России и в США на социальное развитие (рис. 1.481 и 1482).
8
9
10
11
12
1990 1995 2000 2005
Рис. 1.479. Доля расходов правительства США (расходы федерального бюджета, бюджетов штатов и местных бюджетов, т.е. консолидированного бюджета) на общественный порядок и безопасность (public order and safety: police, fire, law courts, prisons) в процентах от общей суммы расходов этого бюджета.
Источник: Bureau of Economic Analysis.
Рис. 1.478. Доля расходов на правоохранительную деятельность и обеспечение национальной безопасности государства в общей сумме расходов консолидированного
бюджета РФ, %. Примечание: с 2005 года изменена бюджетная классификация. Источник: [I.6].
4
5
6
7
8
9
1992 1996 2000 2004 2008
Изменена классификация
Конечно, 0,3 - 1 млрд. долларов в год в федеральных бюджетах 90-х на здравоохранение в России с населением около 150 млн. человек –
цифры просто нелепые.
Рис. 1.480. Расходы на здравоохранение (1) и международную деятельность, (2) в федеральном бюджете России, млрд. долл. Источники: законы о федеральных бюджетах и об исполнении бюджетов. Поскольку инфляция в 90-е годы была безразмерной, данные пересчитаны по среднегодовому курсу доллара.
0
2
4
6
8
1994 1996 1998 2000
Как можно было так много международно сотрудничать, когда в стране миллионы больных и голодных детей? И, главное, где
результаты этого сотрудничества? Всего один пример: в НАТО вступили или вступают уже не только страны, входившие в
Варшавский блок, не только страны, входившие в СССР, но и страны СНГ.
1
2
Информация к размышлению. Строуб Тэлбот (первый
заместитель Государственного секретаря США в 1994—2001 гг.) о переговорах: «Ельцин соглашался на любые уступки, главное —
успеть между стаканами…» [73]. Видимо, были случаи, когда не успевали.
Структура расходов бюджетов. Сравним структуру расходов бюджета СССР и структуры расходов современных бюджетов некоторых стран. Для СССР рассматриваем государственный бюджет, для России – федеральный и консолидированный, для Китая – бюджет центрального правительства и
консолидированный, для США – федеральный (федерального правительства) и бюджеты штатов и местные (не консолидированный), для Норвегии – бюджет центрального правительства (рис. 1.483 – 1.487). Обратим внимание на доли военных расходов, расходов на социальное развитие, правоохранительную деятельность, на национальную экономику и на
управление.
Рис. 1.483. Структура расходов государственного бюджета СССР, проценты. Источник: [I.3].
48,2
16,1
6
8,2
4,7
11,5
1,14,2
Расходы на народное хозяйство в этом бюджете включали часть расходов на оборону: на закупку вооружений и техники, на
НИОКР, на военное строительство и др.
СССР, 1970 г.
38,5
11,7 5,6
10
5,7
13,5
1
5,6
8,4
На народное хозяйс т в о
Прос вещение и наука
Здра воохранение и физическая культура
Социальное обеспечение
Государст венное социальное с трахо вание
На оборону
Содержание органов государс т венной влас т и и упра вления Финансиро вание внешнеторго вых
операций
Другое
Статья «Финансирование внешнеторговых операций» включает финсирование экспортных и импортных операций, оказание
безвозмездной помощи и расходы по неторговым операциям. Полезность этих многомиллиардных расходов для государства за год до его разрушения
представляется сомнительной. Но это – капля в море по сравнению с вывозом за рубеж капиталов в 90-х.
СССР, 1990 г.
0
10
20
30
40
50
60
198 5198 8199 3199 6199 9200 22005
2
1
3
0
10
20
30
40
50
60
70
1955 1965 1975 1985 1995 2005
1
2
Рис. 1.481. Доля расходов
на социальное развитие (Human resources, линия
1) и на национальную оборону (2) в федеральном
бюджете США. Источник: The White house, Office of
Management and Budget, Budget of the United States Government, Historical
Tables (http://www.whitehouse.gov/
Рис. 1.482. Доля расходов на социальные и культурные мероприятия (образование, здравоохранение и физическую культуру, средства массовой информации, культуру, искусство, кинематографию) в федеральном (1) и консолидированном (2) бюджетах РФ, и на социальные и культурные услуги в государственном бюджете СССР (3). Источник: Росстат [I.6].
11,1
13,7
11
13,5 13,4
1,7
35,3
Общегосударс т венные расходы (упра вление, включая международные о тношения, обслужи вание долга) На национальную оборону
На национальную безопаснос т ь и правоохранительную дея тельнос т ь
На национальную экономику
На социально-куль турные мероприя тия (образо вание, здра воохранение, куль тура, физкуль тура и спорт, социальная поли тика и др.)
На жилищно-коммунальное хозяйст в о
Межбюдже тные трансфер т ы
Рис. 1.484. Структура расходов бюджетов России в 2008 г., проценты. Источник: [I.6].
Россия, 2008 г.
9,2
7,5
7,8
16,1
50,9
8,2
Расходы федерального бюджета
Расходы консолидированного бюджета