Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 16:48, курсовая работа
Целью настоящей работы является:
1. Раскрыть особенности банковского менеджмента.
2. Определить особенности получения информации банком.
3. Рассмотреть сущность банковского продукта и методику его разработки.
4. Изучить развития банковского маркетинга в России за последние годы.
Введение 4
1 Теоретические основы банковского маркетинга 6
2 Методика разработки банковских продуктов (услуг) и ее практическое применение 17
3 Развитие банковского маркетинга в России 26
Заключение 29
Список использованной литературы 31
- повышение
удовлетворенности клиентов и,
как следствие, рост
Следует
отметить, что предлагаемая технология
применима как к разработке новых,
так и к модификации
Разработка нового банковского продукта (услуги) проходит через всю корпоративную архитектуру банка сверху вниз с включением в эту деятельность большого количества отделов и управлений.
Выделим основные элементы корпоративной архитектуры банка, организационные звенья и их функции, задействованные в технологии.
1. Стратегическая архитектура.
Управление стратегического развития, правление банка.
Постановка целей на разработку новых продуктов (услуг), принятие решения о разработке и внедрении нового продукта (услуги).
2. Бизнес-архитектура.
Управление маркетинга.
Проведение маркетинговых исследований, разработка и реализация маркетингового обеспечения.
Отделы ценообразования и финансового планирования.
Разработка тарифов, расчет экономических результатов и прогнозов внедрения нового продукта/услуги.
Управление
бизнес-процессов и
Разработка бизнес-процессов реализации продукта (услуги), регламентов.
Управление методологии.
Разработка форм документов, методик, инструкций, памяток для сотрудников.
Управление персоналом.
Определение и обучение исполнителей по предоставлению продукта (услуги). Разработка учебных материалов.
Управление проектами и изменениями.
Контроль проекта и анализ возможностей внедрения продукта (услуги).
3. Системная архитектура.
Управление ИТ.
Автоматизация бизнес-процессов реализации продукта (услуги).
Фигурными объектами в виде стрелок показаны 7 основных этапов технологии. По данным этапам обозначены входы-выходы и их взаимосвязь.
Этап 2 «Разработка бизнес-предложения и анализ возможностей» декомпозирован, то есть описан более подробно в виде технологии второго уровня.
1. Поиск идей, проведение маркетингового исследования
Банкам
рекомендуется регулярно
- мозговой
штурм. Генерация
- бенчмаркинг.
Поиск и заимствование
При отсутствии идей могут появиться явные поводы и необходимость в разработке новых продуктов (услуг) [9]:
- изменение
законодательства, в том числе
нормативно-правовых актов
- стратегия и цели, утвержденные руководством банка;
- усиление
конкуренции на рынке,
В банке
рекомендуется регулярно
а) исследование и анализ деятельности и продуктов (услуг) банков-конкурентов;
б) исследование и анализ потребностей клиентов;
в) исследование и анализ рыночной среды (рынки сбыта, новые перспективные рынки и сегменты).
Результаты исследований должны содержать необходимую маркетинговую информацию для разработки нового продукта (услуги): будущий спрос, характеристики потенциальных клиентов и сегментов продаж, предварительные тарифы.
Исследования могут проводиться либо силами специалистов самого банка, либо с привлечением внешних компаний. В обоих случаях источниками данных для исследований обычно выступают: «полевые» опросы населения и целевых фокус-групп, данные Банка России, Госкомстата, отчеты и исследования аналитических агентств, публикации в СМИ, мнения и заключения экспертов.
Приступим к рассмотрению задач разработки новых продуктов (услуг) в двух банках, один из которых - небольшой многопрофильный банк (далее - банк А), другой - крупный розничный банк (далее - банк Б).
Итак, по итогам первого этапа банки получили следующие результаты.
Банк А решил разработать и внедрить продукт «Зарплатный проект». Суть продукта состоит в том, что сотрудники клиента (юридического лица) банка будут получать зарплату на банковские карты (и соответствующие счета, открытые в банке).
Банк Б решил разработать и внедрить продукт «Кредит наличными для состоятельных клиентов». Суть продукта в том, чтобы выдавать состоятельным клиентам банка (физическим лицам) крупные кредиты без ограничения на цели использования и на определенных взаимовыгодных условиях.
2. Разработка бизнес-предложения и анализ возможностей
Бизнес-предложение – это документ, включающий необходимое и достаточное описание нового продукта (услуги) для принятия решения о его разработке и внедрении [8]. Принятие решения производится на основе комплексного анализа данного документа на предмет возможности внедрения нового продукта (услуги).
Проводится анализ и выносятся экспертные заключения по следующим аспектам [9]:
- экономическая целесообразность;
- риски: рыночные, кредитные, операционные и др.;
- осуществимость:
по бизнес-процессам, по
- безопасность: информационная, экономическая и др.;
- влияние на другие подразделения банка;
- соответствие политике и стратегии банка.
В бизнес-предложении указываются:
- инициатор
разработки нового продукта (услуги),
разработчик бизнес-
- цели
бизнес-предложения,
- экономическая модель: тарифы, прогноз продаж, издержки, окупаемость и др.;
- общая технология реализации продукта (услуги);
- план
разработки нового продукта (услуги),
исполнители, сроки,
- результаты анализа возможностей.
По итогам второго этапа банки получили следующие результаты.
Для банка А. Предпосылки и обоснования разработки: потребность клиентов (юридических лиц) в выдаче зарплаты сотрудникам через банковские карты. Цели: привлечение новых клиентов (физических лиц) в банк. Результаты анализа возможностей положительные.
Для банка Б. Предпосылки и обоснования разработки: рост доходов и потребностей клиентов.
Цели: выход на новый сегмент низкорисковых клиентов с высоким уровнем жизни и социальным статусом, внедрение конкурентного продукта под требования рынка и потребности клиентов. Результаты анализа возможностей положительные.
3. Разработка процессно-
В рамках
процессно-методического
1) модели
бизнес-процесса реализации
Необходимо
описать сквозной бизнес-процесс, который
проходит через все подразделения
банка, участвующие в реализации
продукта (услуги). Следует четко
определить функции и ответственность
подразделений в бизнес-
2) методики, регламенты, инструкции.
На основе
моделей бизнес-процессов
3) формы документов.
В бизнес-процессе реализации продукта (услуги) циркулируют документы. Необходимо разработать и согласовать списки и формы этих документов.
По итогам третьего этапа банки получили следующие результаты.
Для банка А. Поскольку банк впервые начал заниматься данным продуктом, то необходимо разработать с нуля следующие бизнес-процессы:
- заключение
договоров по зарплатным
- выпуск/перевыпуск/блокировка/
- внесение/перечисление/выдача
денежных средств по
- взаимодействие
с банком-партнером (
- обработка транзакций и другие процессы.
Так как небольшие банки не имеют собственного процессингового центра, то некоторые бизнес-процессы частично отдаются на аутсорсинг.
Для банка Б. Поскольку в банке имеется линейка продуктов «Кредиты наличными», то требуется лишь небольшая модификация уже описанных и работающих бизнес-процессов, регламентов и форм документов.
4. Разработка системного
Для того
чтобы бизнес-процесс
На основе
регламентов бизнес-процесса готовятся
технические задания на разработку/доработку/
По итогам четвертого этапа банки получили следующие результаты.
Для банка А. Приобретен и внедрен новый модуль АБС (автоматизированной банковской системы) «Банковские карты».
Для банка Б. Сделаны дополнительные необходимые настройки кредитного модуля АБС.
5. Разработка и реализация
Для нового
продукта (услуги) необходимы маркетинговые
материалы, которые смогут донести
его основные конкурентные преимущества,
вызвать интерес и
Большое
значение имеет тщательно продуманная
и качественно проведенная
- рассылка
клиентам банка информационных
писем курьерской и
- приглашение клиентов «с улицы»;
- наружная реклама;
- специальное оформление банковских офисов и точек продаж;
- совместные акции с партнерами;
- реклама в СМИ.
По итогам пятого этапа банки получили следующие результаты.
Для банка А. Банк направил своим клиентам (юридическим лицам) официальные предложения нового продукта «Зарплатный проект», после чего клиентские менеджеры начали индивидуальную работу с каждым клиентом (встречи, телефонные переговоры) по данному продукту. Также банк разместил рекламные брошюры и плакаты в своих банковских офисах, обслуживающих юридических лиц.
Для банка Б. Банк для раскрутки нового продукта «Кредит наличными для состоятельных клиентов» также сделал почтовую рассылку по постоянным состоятельным клиентам банка (физическим лицам). Банк провел широкую рекламную кампанию нового продукта через Интернет, радио, журналы.
6. Разработка организационного
обеспечения и обучение
Обучение
сотрудников банка по реализации
нового продукта (услуги) является одним
из самых важных этапов. Какими бы эффективными
ни были бизнес-процессы, программное
обеспечение, маркетинговая кампания
и другие составляющие нового продукта
(услуги), персонал - это главное звено,
которое непосредственно
В дополнение
к шестому этапу следует