Автор: Светлана Викторова, 26 Октября 2010 в 19:42, контрольная работа
Мировоззрение человека
нет
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РФ
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Институт
управления и права
Факультет : Управления
Специальность:
Менеджмент организации
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По
дисциплине: «Философия»
В самом простом, наиболее распространённом понимании
мировоззрение – это совокупность взглядов человека на
мир, который его окружает. Есть и другие, близкие мировоззрению слова: миропонимание, миросозерцание. Все они предполагают, с одной стороны, мир, который окружает человека, а с другой – то, что связано с деятельностью человека: его ощущения, созерцания, понимания, его воззрения, взгляд на мир.
Мировоззрение отличается от других элементов духовного
мира человека тем, что оно, во – первых, представляет собой взгляды человека не на какую – то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом. Во – вторых, мировоззрение представляет собой отношение человека к окружающему его миру: боится, страшится ли человек этого мира, или он живёт в ладу, в гармонии с ним?
Таким образом, мировоззрение – сложное явление духовного мира человека. Мировоззрение человека носит исторический характер: каждая эпоха человеческой истории обладает своим уровнем знаний, своими проблемами,стоящими перед людьми, своими подходами к их решению,
своими духовными ценностями.
Классификация
типов мировоззрения может быть
раз личной. Так, в истории философии
прослеживается несколько подходов
к выработке мировоззренческих
установок. Одни из них приоритет
отдают Богу (теоцентризм) или природе
(природоцентризм), другие – человеку
(антропоцентризм), либо обществу
(социоцентризм), либо знаниям, науке (знаниецентризм,
наукоцентризм). Иногда мировоззрение
делят на прогрессивное и реакционное.
Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Оно формируется стихийно, особенно если человек не интересовался мировоззренческими вопросами в учебном заведении, не изучал самостоятельно философию, не знакомился с содержанием религиозных учений. Конечно, нельзя полностью исключить влияние религий или достижений науки, ибо человек постоянно общается с различными людьми; ощутимо и влияние общедоступных средств массовой информации. Но преобладает житейская, обыденная основа. Обыденное мировоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека – и в этом его сила, но оно мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры – в этом его слабость.
Обыденное мировоззрение распространено очень широко,поскольку усилие учебных заведений и пастырей церкви зачастую задевают лишь самую поверхность сферы духовной жизни человека и не всегда оставляют в ней заметный след.
Религиозное мировоззрение – мировоззрение, основной которого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд и ряде других. Религиозное мировоззрение также имеет сильные и слабые стороны. К его сильным сторонам можно отнести тесную связь с мировым культурным наследием, ориентацию на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей.
Слабыми сторонами религиозного мировоззрения являются непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас их игнорирования. Правда, в последнее время многие богословы высказывают мысль о том, что перед теологией стоит задача выработки нового пути мышления.
Научное
мировоззрение законным наследником
того направления мировой
Научное
мировоззрение также имеет
Разработка этой триады – задача неисчерпаемая, но неисчерпаемость задачи требует не отстранения от неё, а настойчивости в её решении. Это и является доминантой современной науки, призванной обогащать мировоззрение.
Поворот к человеку, человечеству, человечности, если он примет всеобъемлющий характер, может стать решающим облагораживающим фактором для всех типов мировоззрения; тогда их главной общей чертой станет гуманистическая направленность.
Такое мировоззрение наиболее перспективно для деятельности людей, стремящихся осуществить развитие общества по пути научно – технического, социального и экологического прогресса, однако человечество стоит ещё в самом начале пути к широкому овладению его основами.
В
обществе издавна существовало и
сознательное стремление выработать целостное
и обоснованное мировоззрение,в рамках
которого была бы осмыслена вся история
человечества, его познавательная и преобразовательная
деятельность, культура и ценностные ориентации.
Разработка мировоззрения обычно идёт
в русле определённой традиции,опираясь
на то или иное направление в философии.
Сознательное стремление выработать целостное
мировоззрение проявляют различные социальные
группы людей, политические партии, которые
видят в нем основу не только своего духовного
единения, но и программ конкретных действий
по преобразованию общества. Сегодня все
здравомыслящие люди признают, что каждый
человек должен быть свободен в выборе
своего мировоззрения. Однако он не может
быть свободен от общественных отношений,
и потому его выбор зависит не только от
него самого, но и от общества, в котором
он живёт.
Философия
Китая в своем развитии прошла
три основных этапа:
• VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;
• III — XIX вв. н. э. — проникновение в Китай из Индии буддизма ( III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы;
• ХХ
в. н. э. — современный этап — постепенное
преодоление замкнутости
Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись:
• даосизм;
• конфуцианство;
• легизм.
Меньшее распространение получили:
• моизм;
• натурфилософия;
• номинализм.
После проникновения в Китай буддизма ( III в. н. э.) и до конца XIX в. (второй этап) основу китайской философии составляли:
• чань-буддизм (национальный китайский буддизм, возникший в результате влияния китайской культуры на индийский буддизм, заимствованный Китаем;
• неодаосизм;
• неоконфуцианство.
1. Даосизм
— древнейшее философское
Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI — начале V вв. до н. э. Главные источники — философские трактаты "Даоцзин" и "Дэцзин", совместно именуемые "Даодэцзин". Основными понятиями даосизма являются "Дао" и "Дэ". "Дао" имеет два значения:
• путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира;
• субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту. "Дэ" — благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир.
Философия даосизма несет в себе ряд основных идей:
• все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями;
• материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе ("все происходит из земли и уходит в землю"), то есть сегодняшний человек вчера был воплощен в виде иных форм, существующих во вселенной — камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет "строительным материалом" иных форм жизни или явлений природы;
• мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека — покой и недеяние ("у-вэй");
• особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит "Дэ" — животворящая сила и благодать; чем ближе человек к императору, тем больше "Дэ" перейдет от императора к нему;
• познать "Дао" и получить "Дэ" можно лишь при полном соблюдении законов даосизма, слиянии с "Дао" — первоначалом, послушании императору и близости к нему;
• путь к счастью, познанию истины — освобождение от желаний и страстей;
• необходимо во всем уступать друг другу.
Социально-философские
школы Древнего Китая -
2. Конфуцианство
— древнейшая философская
Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э., главным источником учения - произведение Лунь Юй ("Беседы и суждения").
Основные вопросы, решаемые конфуцианством:
• Как необходимо управлять людьми?
• Как вести себя в обществе?
Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия — отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным — как отца к сыновьям.
Конфуцианское
золотое правило поведения
Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:
• жить в обществе и для общества;
• уступать друг другу;
• слушаться старших по возрасту и по званию;
• подчиняться императору;
• сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;
• быть
человечным.
Учение
Конфуция сыграло большую роль в
объединении китайского общества. Оно
остается актуальным и в настоящее
время, спустя 2500 лет со времени жизни
и деятельности автора.
3. Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя). Его основателями были Шан Ян (390 - 338 гг. до н. э.) и Хань Фэй (288 - 233 гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа ( III в. до н. э.) легизм стал официальной идеологией.
Основной вопрос легизма.(как и конфуцианства): как управлять обществом?