Становление античного философа

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 01:59, творческая работа

Краткое описание

Тема данной работы становление античного философа, то есть, это можно назвать процессом прихода философии в наш мир, осмысление её людьми, в нашем случаем случае потенциальными философами, позже реальными. Рассмотреть этот процесс можно на примере отдельно взятых философов, посредством изучения их биографии, а также их работ и трудов. Однако перед тем как рассматривать, нужно дать понятие «античной философии», а также определить временные рамки этого периода.

Файлы: 1 файл

rabota_po_filosofii (1).docx

— 31.64 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

РГРТУ

Кафедра истории и философии

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческо-аналитическая работа на тему:

 

«Становление античного философа».

 

 

 

 

 

Выполнил: ст. гр. 433

Карпухина Д. Б.

Проверил: доцент кафедры

Щевьев А. А.

 

 

 

Рязань, 2014

Введение.

 

Пофилософствуй — ум вскружится.

Грибоедов А. С.1 

Тема данной работы становление античного философа, то есть, это можно назвать процессом прихода философии в наш мир, осмысление её людьми, в нашем случаем случае потенциальными философами, позже реальными. Рассмотреть этот процесс можно на примере отдельно взятых философов, посредством изучения их биографии, а также их работ и трудов. Однако перед тем как рассматривать, нужно дать понятие «античной философии», а также определить временные рамки этого периода.

Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран.2

Античная – греческая и римская – философия существовала более тысячелетия (с VI в. до н. э. по VI в. н. э.). За это время она, как и вся античная культура, прошла замкнутый цикл из нескольких периодов от зарождения к расцвету, а через него к упадку и гибели.

В соответствии с этим история античной философии распадается на четыре периода:

1) период протофилософия – период зарождения и формирования (VI в. до н. э.);

2) период зрелости и расцвета (V – IV вв. до н. э.)

3) период заката – греческая философия эпохи эллинизма и латинская философия периода Римской республики (III – I вв. до н. э.)

4) период упадка и гибели в эпоху Римской империи (I – V н. э.).3

(Делений существует великое  множество, это лишь одно из  них).

По моему мнению, тема данной работы будет актуальна во все времена, так как философия, что бы ни происходило, продолжает развиваться, она не стоит на месте, открывая всё новые и новые горизонты этой в какой-то мере непостижимой науки. А чтобы хоть немного приблизиться к горизонтам, нам необходим опыт прошлых времен, соответственно, мы должны знать историю, истоки философии, а античная философия как раз может оказаться таким примером.

Но если обратиться к источникам, то можно найти противоположное мнение, о чём нам свидетельствует, например, высказывание британского государственного деятеля, историка, поэта и прозаика викторианской эпохи, Маколея Томаса Бабингтона:

«Древняя философия была мельницей, а не дорогой. Она состояла из вопросов, которые вращались в круге, из противоречий, которые всегда начинались сначала. В ней проявлялось огромное напряжение и совсем не было прогресса.»4

Однако мне трудно согласиться с мнением великого деятеля, так как я всё-таки считаю, что все труды и поиски философов не напрасны, и создаётся только видимость того, что мыслители ходили по кругу, когда в действительно же, они просто прокладывали дорогу для будущего поколения, чтобы то смогло идти уже по более менее проторенной дороге, избегая ошибок предыдущего поколения, а также пользуясь предыдущими накопленными знаниями.

Если продолжить изучать источники, то можно всё-таки найти и подтверждение темы того, что философские труды не напрасны, они вечны, они входят в историю, однако, как немногое в жизни, они не застывают в истории, а продолжают своё существование в будущем.

Приведу примеры высказываний:

«Философы превосходят остальных людей тем, что, если законы уничтожаются, философы будут жить по-прежнему»

Аристипп 

«Философия каждой специальности основана на связи последней с другими специальностями, в точках соприкосновения которых ее нужно искать»

Бокль Г. 

«О, философия, вождь жизни!.. Ты породила города, ты созвала разрозненных людей в сообщество жизни»5

Цицерон

 

Возможно, эти высказывания могут показаться настолько разными, что трудно будет уловить проходящую мысль через них, однако, мне всё же удалось, так как я увидела в этих высказываниях описание философии, в коей есть некоторая общность, которая и помогает соединять поколения, передавать знания и заключения из прошлого.

 

В своей работе я хотела бы выделить некоторые цели и задачи, которые хотелось бы попытаться достичь :

  1. Проанализировать источники: книги, статьи, интернет сайты и другой материал по данной теме;
  2. Привести цитаты из источников;
  3. Раскрыть своё мнение по данному вопросу, опираясь на проанализированный материал.

 

Чтобы понять проблему данной работы, то сначала надо рассмотреть все понятия темы, которая подвергается разбору и анализированию, а именно понятия «становление», «античность» и «философ».

 

Первым рассмотрим понятие «становление»:

- понятие, указывающее на переходные состояния, ведущие к оформлению вещей  и явлений, к обособлению органических  и человеческих индивидов, к самоопределению  природных и общественных систем. Вместе с понятиями изменения, возникновения, преобразования, обновления, формирования, воспроизводства понятие с. входит в состав определений, характеризующих более широкие понятия бытия, движения, процесса. С. фиксирует некую парадоксальность бытия: вещь (организм, событие, идея) уже определилась, но ее еще нет; ее еще нет, но она уже оказывает воздействие на окружающую среду, меняет совокупность условий и течение событий. 6

Также трактовку этого понятия может быть другой, рассмотренной на конкретных примерах из истории философии:

— постоянное, охватывающее все изменение, возникновение или исчезновение. Противопоставление с. бытию как устойчивости и неизменности берет свое начало в античной философии. Гераклит растворял бытие в становлении и представлял мир как становящееся, текучее, вечно изменчивое целое. Парменид, напротив, считал становление кажимостью и подлинное существование приписывал только бытию. В онтологии Платона вечно существующий умопостигаемый мир идей является парадигмой для вечно становящегося чувственно воспринимаемого мира. Аристотель, отказавшийся от бытия в форме особого мира идей, придал с. характеристику направленности. В средневековой философии источником и одновременно целью всякого с. становится Бог. Описание мира как с. предполагает особую систему категорий, отличную от той, на которой основывается описание мира как бытия. С. описывается в координатах абсолютных категорий, в то время как бытие нуждается для своего описания в сравнительных категориях.7

Из этих определений можно сделать вывод, что становление, с точки зрения философии, всегда будет изменчивым понятием, так как это ведь и есть назначение философии – рассматривать предмет с разных сторон, с разных углов зрения, но небольшое всё же можно сделать, становление – это «переход от одной определённости бытия к другой»8.

 

Следующие понятия для рассмотрения это «античность»:

Анти́чность (восходит к лат. antiquitas — древность) — термин, означающий греко-римскую древность — цивилизацию Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии её исторических форм.9

Со времени Возрождения, когда интерес к греко-римским древностям был очень велик (собирались и коллекционировались произведения античного искусства, тексты античных авторов, изучались история и литература Древней Греции и Древнего Рима), возникли такие понятия, как "античное искусство", "античная литература", "античная история", "античная философия", "античная культура".

Важнейшее историческое значение имело возникновение в античном обществе демократии, в условиях которой полноправные граждане принимали участие в политической жизни и управлении государством. Составной частью полисного устройства, без которой оно вообще немыслимо, было народное собрание; однако степень демократизации полисов была различной. Полисная демократия, несмотря на то, что была демократией лишь привилегированного меньшинства свободного населения, являлась для своего времени крупным шагом вперёд. Такие античные общества, как ряд греческих государств (Афины, Коринф и др.) и Рим, в определённый период своего развития характеризовались глубоким проникновением рабского труда в основные отрасли производства. Рабский труд стал, таким образом, если не единственной, то одной из главных производительных сил.

 

Знания об этом периоде помогут нам понять, как действовали философы в своё время,

 

 

 

 

 

1 Из комедии «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова

2 https://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%ED%F2%E8%F7%ED%E0%FF_%F4%E8%EB%EE%F1%EE%F4%E8%FF

3 http://rushist.com/index.php/philosophical-articles/2097-osnovnye-periody-antichnoj-filosofii-kratko

4 http://www.wisdoms.ru/181.html

5 Высказывания с сайта http://www.wisdoms.ru/181.html

 

6 Кемеров Вячеслав Евгеньевич (1943) - доктор философских наук, профессор, организатор кафедры социальной философии Уральского университета, с 1990 г. ее заведующий.

7 http://www.insai.ru/slovar/stanovlenie-1

8 Философский словарь

9 https://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%ED%F2%E8%F7%ED%EE%F1%F2%FC


Информация о работе Становление античного философа