Автор: Светлана Викторова, 26 Октября 2010 в 19:42, контрольная работа
Мировоззрение человека
нет
Аналогия (соответствующее, сходство) ~ установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. Тем самым аналогия дает не достоверное, а вероятное знание.
Моделирование–метод
исследования определенных объектов путем
воспроизведения их характеристик
на другом объекте–модели, которая
представляет собой аналог того или
иного фрагмента
Системный
подход–совокупность
выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов;
анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры;
исследование механизма взаимодействия системы и среды;
изучение характера иерархичности, присущего данной системе;
обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы;
рассмотрение
системы как динамичной, развивающейся
целостности.
В самом широком понимании общество, изучаемое социальной философией, выступает как социальность вообще, как социум, или особый род бытия в мире. Анализируя сущность социального, философия стремится установить систему признаков, отличающих всякое явление общественной жизни от явлений живой и неживой природы.
Существует,
однако, и иной смысл понятия «общество»,
в котором оно не является уже
синонимом социального, а характеризует
особые, строго определенные формы
существования социальных явлений.
Мы можем утверждать, что всякое
общество социально, но далеко не все,
что обладает свойствами социального,
может рассматриваться как
Философия не сможет выполнить своей предметной задачи, если ограничится абстрактным анализом социальности и оставит в стороне собственно общество, не обратится к всеобщим, исторически универсальным способам и формам организации человеческих коллективов, имеющих право на это название.
Анализируя
феномен человеческого
Первым и наиболее простым признаком системного объекта является его качественная определенность, выделенность относительно «среды своего существования», способность быть автономным самотождественным явлением, отличным от других явлений мира. Однако качественная обособленность объекта отнюдь не является достаточным признаком его системности. Поэтому вторым необходимым признаком системы считается гетерогенность ее строения. Это означает, что система есть объект, выделенный относительно среды своего существования и в то же время состоящий из некоторого множества автономных, также выделенных друг относительно друга частей.
В то же
время не всякое «сложносоставное»
явление непременно является системой.
Оно может относиться и к досистемным
формам интеграции, представляя собой
несистемную совокупность образующих
его частей. Система состоит из
взаимосвязанных, опосредствующих
друг друга и свое целое частей.
Именно этот факт позволяет нам говорить
о возникновении системной
Итак, системой мы будем называть любое явление, выделенное относительно других явлений, состоящее из взаимосвязанных частей и обладающее интегральными свойствами, которые могут отсутствовать у частей, взятых порознь.
Всем этим признакам отвечает человеческое общество, представляющее собой не просто систему, но систему высшего «органического» типа. Как бы то ни было, общество включает в себя множество явлений, качественно отличных друг от друга, и в то же время обладает законами, несводимыми к сумме отдельно взятых законов экономической, политической, правовой или эстетической жизни.
Это означает, что механическое сложение сведений, известных политологии, искусствоведению и прочим специальным наукам, не дает нам достаточных знаний об обществе. Если мы хотим понять совместную жизнь людей во всей ее реальной сложности, нам следует рассмотреть ее как системное целое, слагающееся из определенных частей, но несводимое к ним.
Итак,
каким конкретно образом
Первый
вопрос, на который философия должна
ответить, анализируя общество как
целое, – это вопрос о том, из каких
«комплектующих» оно
Подобно
философскому анализу мира, философский
анализ общества обращается к строению
изучаемой системы, начинает с установления
частей общества. Нам предстоит понять,
как связаны между собой
Переход
от составления «реестра»
Однако,
при всей важности структурного и
функционального изучения общества,
они не исчерпывают собой всех
задач его системного рассмотрения.
Общество относится к числу
Итак,
социальная философия, задаваясь вопросом
о сути социального как рода бытия
в мире, вынуждена перейти к
анализу всеобщих условий и механизмов
его реального существования
и рассмотреть общество в узком
смысле слова как организационную
форму социума, способную к
Системный
анализ общественной организации может
быть полноценным лишь в том случае,
если аспектное рассмотрение человеческого
общества дополняется его уровневым
рассмотрением.
Социализация
— становление личности — процесс
усвоения индивидом образцов поведения,
психологических установок, социальных
норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих
ему успешно функционировать
в данном обществе. Социализация человека
начинается с рождения и продолжается
на протяжении всей жизни. В процессе
ее он усваивает накопленный
Факторы социализации
А. Мудрик выделяет четыре группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся: мегафакторы — космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли; макрофакторы — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах; мезофакторы — условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам; микрофакторы — непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.
Агенты социализации
Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.
Уровни социализации
В социологии
выделяются два уровня социализации:
уровень первичной социализации
и уровень вторичной
Механизмы социализаци
Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Агенты+факторы=механизмы социализации. Подразделяются на: 1). Социально-психологические механизмы 2). Социально-педагогические механизмы
К социально-психологическим
механизмам можно отнести следующие:
Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.
Экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.
Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.