Зарождение и становление философии

Автор: Светлана Викторова, 26 Октября 2010 в 19:42, контрольная работа

Краткое описание

Мировоззрение человека

Оглавление

нет

Файлы: 1 файл

контр философия.docx

— 81.86 Кб (Скачать)

   Аналогия (соответствующее, сходство) ~ установление сходства в некоторых сторонах, свойствах  и отношениях между нетождественными объектами. Тем самым аналогия дает не достоверное, а вероятное знание.

   Моделирование–метод исследования определенных объектов путем  воспроизведения их характеристик  на другом объекте–модели, которая  представляет собой аналог того или  иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного)–оригинала модели. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существовать известное подобие (сходство)–в физических характеристиках, структуре, функциях и др. Формы моделирования весьма разнообразны. Например, предметное (физическое) и знаковое. Важной формой последнего является математическое (компьютерное) моделирование.

   Системный подход–совокупность общенаучных  методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. К числу этих требований относятся:

   выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе  с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств  его элементов;

   анализ  того, насколько поведение системы  обусловлено как особенностями  ее отдельных элементов, так и  свойствами ее структуры;

   исследование  механизма взаимодействия системы  и среды;

   изучение  характера иерархичности, присущего  данной системе;

   обеспечение всестороннего многоаспектного  описания системы;

   рассмотрение  системы как динамичной, развивающейся  целостности. 

  1. Системная организация общества
 

   В самом  широком понимании общество, изучаемое  социальной философией, выступает как  социальность вообще, как социум, или  особый род бытия в мире. Анализируя сущность социального, философия стремится  установить систему признаков, отличающих всякое явление общественной жизни  от явлений живой и неживой  природы.

   Существует, однако, и иной смысл понятия «общество», в котором оно не является уже  синонимом социального, а характеризует  особые, строго определенные формы  существования социальных явлений. Мы можем утверждать, что всякое общество социально, но далеко не все, что обладает свойствами социального, может рассматриваться как общество, представляя собой всего лишь часть, свойство или состояние общества в узком его понимании.

   Философия не сможет выполнить своей предметной задачи, если ограничится абстрактным  анализом социальности и оставит  в стороне собственно общество, не обратится к всеобщим, исторически  универсальным способам и формам организации человеческих коллективов, имеющих право на это название.

   Анализируя  феномен человеческого общества, социальная философия исходит из понимания его как сложноорганизованного  системного объекта, используя при  этом общенаучную методологию анализа  подобных объектов.

   Первым  и наиболее простым признаком  системного объекта является его  качественная определенность, выделенность относительно «среды своего существования», способность быть автономным самотождественным  явлением, отличным от других явлений  мира. Однако качественная обособленность объекта отнюдь не является достаточным  признаком его системности. Поэтому  вторым необходимым признаком системы  считается гетерогенность ее строения. Это означает, что система есть объект, выделенный относительно среды  своего существования и в то же время состоящий из некоторого множества  автономных, также выделенных друг относительно друга частей.

   В то же время не всякое «сложносоставное»  явление непременно является системой. Оно может относиться и к досистемным  формам интеграции, представляя собой  несистемную совокупность образующих его частей. Система состоит из взаимосвязанных, опосредствующих  друг друга и свое целое частей. Именно этот факт позволяет нам говорить о возникновении системной целостности, которая не сводится к сумме образующих ее частей, оказывается «больше» ее – больше на те интегральные свойства, которые присущи целому и отсутствуют  у его частей.

   Итак, системой мы будем называть любое  явление, выделенное относительно других явлений, состоящее из взаимосвязанных  частей и обладающее интегральными  свойствами, которые могут отсутствовать  у частей, взятых порознь.

   Всем  этим признакам отвечает человеческое общество, представляющее собой не просто систему, но систему высшего  «органического» типа. Как бы то ни было, общество включает в себя множество  явлений, качественно отличных друг от друга, и в то же время обладает законами, несводимыми к сумме  отдельно взятых законов экономической, политической, правовой или эстетической жизни.

   Это означает, что механическое сложение сведений, известных политологии, искусствоведению и прочим специальным наукам, не дает нам достаточных знаний об обществе. Если мы хотим понять совместную жизнь людей во всей ее реальной сложности, нам следует рассмотреть ее как системное целое, слагающееся из определенных частей, но несводимое к ним.

   Итак, каким конкретно образом достигается  интересующая нас цель – понимание  устройства общества как сложного системного объекта?

   Первый  вопрос, на который философия должна ответить, анализируя общество как  целое, – это вопрос о том, из каких  «комплектующих» оно складывается. Люди издавна понимали, что общественная жизнь делится на отдельные, отличные друг от друга области (управление, государство, торговля, сельское хозяйство  и ремесло, искусство, религия и  т. д.), каждая из которых обычно закреплена за особыми группами профессионалов, осуществляется по особым законам, предполагает использование определенных технических  средств. Задача теоретика – систематизировать  и обобщить эти представления.

   Подобно философскому анализу мира, философский  анализ общества обращается к строению изучаемой системы, начинает с установления частей общества. Нам предстоит понять, как связаны между собой потребности  и действия людей, существует ли в  обществе реальная связь между религиозностью населения и состоянием общественной нравственности, действительно ли политику следует рассматривать как концентрированное  выражение экономики. Соответствует  ли реальности предложенный К. Марксом  «закон определяющей роли материального  производства», согласно которому все  важнейшие явления общественной жизни вплоть до моральных, религиозных, эстетических воззрений людей определяются в конечном счете взаимодействием  «производительных сил и производственных отношений»? Или же правы те, кто  считает, что история людей всегда есть история идей, даже тогда, когда  она выступает как история  развития производительных сил общества?

   Переход от составления «реестра» элементов, компонентов и подсистем общества к выявлению способа их взаимной связи интерпретируется в современной  литературе как переход от анализа  строения общества к анализу его  функционирования. При этом анализ строения называют структурным анализом и отличают от функционального изучения социальной системы.

   Однако, при всей важности структурного и  функционального изучения общества, они не исчерпывают собой всех задач его системного рассмотрения. Общество относится к числу саморазвивающихся  систем, которые, сохраняя свою качественную определенность, способны самым существенным образом менять ее состояния. Социальная философия должна понять, кто и  при каких условиях осуществляет значимые социальные изменения, какова роль и возможности отдельных  личностей в развитии общества, при  каких условиях это развитие носит  мирный, эволюционный характер, а когда  оно чревато насильственными  революциями и т. д. Изучая подобные проблемы, философская теория анализирует  общество в динамическом аспекте  его существования, рассматривает  закономерности общественного развития, но не истории, представляющей собой  самостоятельный объект философского интереса.

   Итак, социальная философия, задаваясь вопросом о сути социального как рода бытия  в мире, вынуждена перейти к  анализу всеобщих условий и механизмов его реального существования  и рассмотреть общество в узком  смысле слова как организационную  форму социума, способную к самовоспроизводству. Общество понимается как сложная  система коллективного бытия  людей и рассматривается в  трех взаимосвязанных аспектах: структурном, функциональном и динамическом.

   Системный анализ общественной организации может  быть полноценным лишь в том случае, если аспектное рассмотрение человеческого  общества дополняется его уровневым  рассмотрением. 
 

  1. Социализация  личности
 

   Социализация  — становление личности — процесс  усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих  ему успешно функционировать  в данном обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный человечеством  социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет  исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается  как процесс, условие, проявление и  результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера  взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свидетельствует  о наличии того социума, который  необходим человеку для естественного  социального развития как личности. Как проявление — это социальная реакция человека с учетом его  возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат  она является основополагающей характеристикой  человека и его особенностей как  социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в  своем развитии может отставать  или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат  характеризует социальный статус ребенка  по отношению к его сверстникам.

   Факторы социализации

   А. Мудрик выделяет четыре группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним  относятся: мегафакторы — космос, планета, мир, которые в той или  иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей  Земли; макрофакторы — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах; мезофакторы — условия  социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей  массовой коммуникации (радио, телевидения  и др.); по принадлежности к тем  или иным субкультурам; микрофакторы — непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные  организации, микросоциум.

   Агенты  социализации

   Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление  играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

   Уровни  социализации

   В социологии выделяются два уровня социализации: уровень первичной социализации и уровень вторичной социализации. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений  в малых группах. В качестве первичных  агентов социализации выступает  ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи  и т. д. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп  и институтов. Вторичные агенты –  это формальные организации, официальные  учреждения: представители администрации  и школы, армии, государства и  т. д.

   Механизмы социализаци

   Социализация  человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Агенты+факторы=механизмы  социализации. Подразделяются на: 1). Социально-психологические  механизмы 2). Социально-педагогические механизмы

   К социально-психологическим  механизмам можно отнести следующие: 

   Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком  на рецепторном и подсознательном  уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних  возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.

   Экзистенциальный  нажим — овладение языком и  неосознаваемое усвоение норм социального  поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

   Подражание  — следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

Информация о работе Зарождение и становление философии