Автор: Светлана Викторова, 26 Октября 2010 в 19:42, контрольная работа
Мировоззрение человека
нет
Идентификация (отождествление) — процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.
Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.
К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:
Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: «…Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.
Институциональный
механизм социализации, как следует
уже из самого названия, функционирует
в процессе взаимодействия человека
с институтами общества и различными
организациями, как специально созданными
для его социализации, так и
реализующими социализирующие функции
попутно, параллельно со своими основными
функциями (производственные, общественные,
клубные и другие структуры, а
также средства массовой коммуникации).
В процессе взаимодействия человека
с различными институтами и организациями
происходит нарастающее накопление
им соответствующих знаний и опыта
социально одобряемого
Стилизованный
механизм социализации действует в
рамках определенной субкультуры. Под
субкультурой в общем виде понимается
комплекс морально-психологических
черт и поведенческих проявлений,
типичных для людей определенного
возраста или определенного
Межличностный
механизм социализации функционирует
в процессе взаимодействия человека
с субъективно значимыми для
него лицами. В его основе лежит
психологический механизм межличностного
переноса благодаря эмпатии, идентификации
и т. д. Значимыми лицами могут
быть родители (в любом возрасте),
любой уважаемый взрослый, друг-сверстник
своего или противоположного пола и
др. Естественно, что значимые лица
могут быть членами тех или
иных организаций и групп, с которыми
человек взаимодействует, а если
это сверстники, то они могут быть
и носителями возрастной субкультуры.
Но нередки случаи, когда общение
со значимыми лицами в группах
и организациях может оказывать
на человека влияние, не идентичное тому,
какое оказывает на него сама группа
или организация.
Глобальные
проблемы - комплекс общечеловеческих
проблем современности, затрагивающих
как мир в целом; так и его
регионы или страны. К ним относятся
прежде всего: предотвращение мировой
термоядерной войны и создание условий
для развития международных отношений
на мирной основе; социальное развитие
и экономический рост в мире; ликвидация
на Земле наиболее вопиющих проявлений
социальной несправедливости - голода
и нищеты; рациональное и комплексное
использование природных
Таковы некоторые глобальные проблемы современности. Они реальны. Их нельзя не видеть. Однако не стоит опускать руки, впадать в беспросветный пессимизм, отчаиваться и драматизировать все и вся. Есть угрозы, но есть и надежды. Пусть робкие, но все же надежды, предпосылки преодоления глобальных кризисных коллизий, блокирования и предотвращения вселенской угрозы человечеству.
ПЕРВАЯ ПРЕДПОСЫЛКА — РАЗВЕРТЫВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ (КОМПЬЮТЕРНОЙ), БИОТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. Важно подчеркнуть, что именно она создает объективную предметную основу, которая позволит отвести термоядерную и экологическую угрозу, а также опасность, нависшую над человеческой телесностью.
ВТОРАЯ
ПРЕДПОСЫЛКА — УТВЕРЖДЕНИЕ
ТРЕТЬЯ
ПРЕДПОСЫЛКА — СТАНОВЛЕНИЕ
Оставаясь на почве реальности, мы видим, что выстрелы еще гремят, кровь людская проливается, ненависть слепит и «образ врага» не исчезает. Однако с немалыми издержками, через отступления и остановки идея перехода от культа силы к диалогу, поискам согласия, взаимоприемлемых решений пробивает себе дорогу. Термины «консенсус», «переговорный процесс», «компромисс» становятся постоянными в международной и внутренней политике. И это ободряет, вселяет надежду на то, что в перспективе (пусть не самой близкой) возможно устранить войны, вооруженные конфликты, жестокие «разборки».
ЧЕТВЕРТАЯ ПРЕДПОСЫЛКА — ОБЪЕДИНИТЕЛЬНЫЕ (ОЙКУМЕНИЧЕСКИЕ) ПРОЦЕССЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ как в религиозном, так и в светском варианте. С немалыми издержками идет поиск того, что может сближать либеральную и социалистическую мысль, установки Ватикана и Православия, западный менталитет и восточный этикет. Попытки поддержать этот процесс нередки. Ватикан уже предложил иерархам Православия найти пути для преодоления церковного раскола, идущего от 1054 г. Социал-демократические лидеры стремятся найти точки соприкосновения с коммунистами и консерваторами.
Попытки
идейного сближения, взаимопонимания
все время возобновляются. Они
еще слабы, робки, неуверенны, наталкиваются
на упорное сопротивление
ПЯТАЯ
ПРЕДПОСЫЛКА — ЭТО
Разумеется,
всплеск «этничности», националистических
страстей продолжают сотрясать человеческий
род, но, думается, что это — уродливый
зигзаг истории. Есть основания предполагать,
что он недолговечен. Устремленность
к единству будет довлеть. Полифония
самобытного и
ШЕСТАЯ ПРЕДПОСЫЛКА (последняя по счету,, но не по значимости) — НАМЕЧАЮЩИЕСЯ ПРОРЫВЫ В ОБЛАСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОИСКА. Иногда даже говорят, что мы — в преддверии интеллектуальной революции. Речь идет о поиске и нахождении новой парадигмы мышления, не исключающей противоречий, но обращающей внимание на комплиментарность, взаимодополнительность идей, их интегрирование в многомерную целостность.
Завершая
обозрение предпосылок
Список литературы: