Зарождение и становление философии

Автор: Светлана Викторова, 26 Октября 2010 в 19:42, контрольная работа

Краткое описание

Мировоззрение человека

Оглавление

нет

Файлы: 1 файл

контр философия.docx

— 81.86 Кб (Скачать)

   Идентификация (отождествление) — процесс неосознаваемого  отождествления человеком себя с  другим человеком, группой, образцом.

   Рефлексия — внутренний диалог, в котором  человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или  иные ценности, свойственные различным  институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии  человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

   К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести  следующие:

   Традиционный  механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые  характерны для его семьи и  ближайшего окружения (соседского, приятельского  и др.). Это усвоение происходит, как  правило, на неосознанном уровне с помощью  запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность  традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда  человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям  ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель  XVI в. Мишель Монтень, который писал: «…Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

   Институциональный механизм социализации, как следует  уже из самого названия, функционирует  в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и  реализующими социализирующие функции  попутно, параллельно со своими основными  функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а  также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями  происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта  социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально  одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания  выполнения социальных норм. Надо иметь  в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через  представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого  влияния определяется тем, что, как  тонко подметил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д.

   Стилизованный механизм социализации действует в  рамках определенной субкультуры. Под  субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических  черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного  возраста или определенного профессионального  или культурного слоя, который  в целом создает определенный стиль жизни и мышления той  или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура  влияет на социализацию человека постольку  и в той мере, поскольку и  в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и  пр.) референтны (значимы) для него.

   Межличностный механизм социализации функционирует  в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для  него лицами. В его основе лежит  психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации  и т. д. Значимыми лицами могут  быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник  своего или противоположного пола и  др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или  иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение  со значимыми лицами в группах  и организациях может оказывать  на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. 

  1. Предпосылки и варианты решения  глобальных проблем
 

   Глобальные  проблемы - комплекс общечеловеческих проблем современности, затрагивающих  как мир в целом; так и его  регионы или страны. К ним относятся  прежде всего: предотвращение мировой  термоядерной войны и создание условий  для развития международных отношений  на мирной основе; социальное развитие и экономический рост в мире; ликвидация на Земле наиболее вопиющих проявлений социальной несправедливости - голода и нищеты; рациональное и комплексное  использование природных ресурсов; выработка и осуществление активной демографической политики и стратегии  охраны окружающей среды; развитие международного сотрудничества в области научных  исследований по использованию достижений научно-технической революции, проблемы образования, здравоохранения и  др.

   Таковы  некоторые глобальные проблемы современности. Они реальны. Их нельзя не видеть. Однако не стоит опускать руки, впадать  в беспросветный пессимизм, отчаиваться  и драматизировать все и вся. Есть угрозы, но есть и надежды. Пусть  робкие, но все же надежды, предпосылки  преодоления глобальных кризисных  коллизий, блокирования и предотвращения вселенской угрозы человечеству.

   ПЕРВАЯ  ПРЕДПОСЫЛКА — РАЗВЕРТЫВАНИЕ  ИНФОРМАЦИОННОЙ (КОМПЬЮТЕРНОЙ), БИОТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. Важно подчеркнуть, что  именно она создает объективную  предметную основу, которая позволит отвести термоядерную и экологическую  угрозу, а также опасность, нависшую над человеческой телесностью.

   ВТОРАЯ  ПРЕДПОСЫЛКА — УТВЕРЖДЕНИЕ СМЕШАННОЙ  РЫНОЧНОЙ И СОЦИАЛЬНО ЗАЩИЩЕННОЙ ЭКОНОМИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ КОНВЕРГЕНТНОГО ТИПА КАК ДОМИНИРУЮЩЕГО ТИПА МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА. Эта форма экономических  отношений будет способствовать увязке интересов разных хозяйственных  субъектов, гармонизации связей, нахождению баланса между экономической  эффективностью и социальной справедливостью. Направление общего поиска оптимального хозяйственного устройства, соотношение  плана и рынка в основных чертах уже определились. И это послужит упрочению мирохозяйственных связей, решению глобальных проблем.

   ТРЕТЬЯ  ПРЕДПОСЫЛКА — СТАНОВЛЕНИЕ ПРИНЦИПА НЕНАСИЛИЯ И ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СОГЛАСИЯ во внешней и внутренней политике, в групповых и межличностных  отношениях. Как это ни прискорбно, но агрессия, насилие были вечными  спутниками истории. Войны, перевороты, кровь сопровождают все значимые события.

   Оставаясь на почве реальности, мы видим, что  выстрелы еще гремят, кровь людская  проливается, ненависть слепит и  «образ врага» не исчезает. Однако с  немалыми издержками, через отступления  и остановки идея перехода от культа силы к диалогу, поискам согласия, взаимоприемлемых решений пробивает  себе дорогу. Термины «консенсус», «переговорный  процесс», «компромисс» становятся постоянными  в международной и внутренней политике. И это ободряет, вселяет  надежду на то, что в перспективе (пусть не самой близкой) возможно устранить войны, вооруженные конфликты, жестокие «разборки».

   ЧЕТВЕРТАЯ ПРЕДПОСЫЛКА — ОБЪЕДИНИТЕЛЬНЫЕ (ОЙКУМЕНИЧЕСКИЕ) ПРОЦЕССЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ  как в религиозном, так и в  светском варианте. С немалыми издержками идет поиск того, что может сближать либеральную и социалистическую мысль, установки Ватикана и Православия, западный менталитет и восточный  этикет. Попытки поддержать этот процесс  нередки. Ватикан уже предложил  иерархам Православия найти пути для преодоления церковного раскола, идущего от 1054 г. Социал-демократические  лидеры стремятся найти точки  соприкосновения с коммунистами и консерваторами.

   Попытки идейного сближения, взаимопонимания  все время возобновляются. Они  еще слабы, робки, неуверенны, наталкиваются  на упорное сопротивление фундаменталистов всех окрасок. И все-таки идет процесс  принятия терпимости (толерантности), отказа от упрямого идейно-духовного противостояния как условия доброжелательного поиска взаимоприемлемых ценностей.

   ПЯТАЯ ПРЕДПОСЫЛКА — ЭТО МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ  И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ при  сохранении автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры. Все шире развертывается универсализация  культурной жизни на фоне сохранения самобытности всех участников данного  процесса. Резко расширяются международные  экономические и культурные контакты. Давно рухнул тезис о «непроницаемости»  и полной замкнутости самодостаточных  народов и их образа жизни. Ускоряется интенсивный обмен ценностями. Синтез и взаимовлияние довлеют над  заскорузлой замкнутостью.

   Разумеется, всплеск «этничности», националистических страстей продолжают сотрясать человеческий род, но, думается, что это — уродливый  зигзаг истории. Есть основания предполагать, что он недолговечен. Устремленность к единству будет довлеть. Полифония  самобытного и общечеловеческого, их оптимальная связь пробьет  себе дорогу.

   ШЕСТАЯ  ПРЕДПОСЫЛКА (последняя по счету,, но не по значимости) — НАМЕЧАЮЩИЕСЯ ПРОРЫВЫ  В ОБЛАСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО  ПОИСКА. Иногда даже говорят, что мы — в преддверии интеллектуальной революции. Речь идет о поиске и нахождении новой парадигмы мышления, не исключающей  противоречий, но обращающей внимание на комплиментарность, взаимодополнительность идей, их интегрирование в многомерную  целостность.

   Завершая  обозрение предпосылок преодоления  глобальных кризисных коллизий, скажем о необходимости конструирования  глобальной этики, универсальных нравственных принципов, укрепляющих всечеловеческую  солидарность. Мудрость и совесть  выше прямолинейных истин сухо-рационального  знания. Знание, не облагороженное вечными  ценностями, не помноженное на идею блага, не утверждающее справедливость, может привести к всеобщей гибели. Без этики человеческой солидарности угрозы не смогут быть отведены, а надеждам не суждено будет осуществиться. Таковы основания для выхода из глобального  кризиса, в который мы погружены.  

   Список  литературы:

  1. История философии/ Алексеев П.В.-М.:Проспект,2008.-240с.
  2. Калашников В.Л. Философия:Курс лекций.-2-е изд.-М.:Владос,2004.-532с.
  3. Философия/Спиркин А.Г.-М.:Гардарика,2007.-736с.
  4. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.

Информация о работе Зарождение и становление философии