Зарождение и становление философии

Автор: Светлана Викторова, 26 Октября 2010 в 19:42, контрольная работа

Краткое описание

Мировоззрение человека

Оглавление

нет

Файлы: 1 файл

контр философия.docx

— 81.86 Кб (Скачать)

   Построение  Фомой Аквинским системы рациональной теологии, т.е. тенденция подтвердить  истины Откровения философским рассмотрением, вызвала оппозицию среди современных  ему теологов. Никто не отрицал  компетентности разума в познании природного мира, — спорным был вопрос о  приложимости разума к теологии, коль скоро ее предмет был признан  неподотчетным разуму. Особенно резкой критике подверглась концепция  Сигера Брабантского (ок. 1235-ок. 1282), принимавшего аристотелевское учение в истолковании Аверроэса (почему Сигера и его единомышленников называют латинскими аверроистами) и настаивавшего на свободе философского разума в рассмотрении любых вопросов. При этом признавалась и неприкосновенность догматов веры независимо от их согласия с аргументами разума, что означало признание двойственности истины. Латинские аверроисты подчеркнули моменты, неприемлемые для христианской мысли в аристотелевской доктрине, поэтому последовавшая реакция была направлена против аристотелизма вообще и даже против томизма; она нашла свое выражение в осуждении в 1277 г. парижским епископом Этьеном Тампье списка из 219 тезисов, извлеченных из сочинений схоластов, последователей Аристотеля, и содержащих недопустимые с точки зрения религиозной доктрины положения. Наиболее существенным следствием этой акции было резкое ограничение философского детерминизма: возникают философско-теологические системы, имеющие целью обосновать основополагающий для христианского мировоззрения тезис о свободе воли Бога и человека.

  1. Основные идеи «философии жизни» (Фридрих Ницше)
 

   Фридрих НИЦШЕ и Вильгельм ДИЛЬТЕЙ  заложили основы "философии жизни" в Германии.

        Среди основных идей ницшеанства  выделяется учение, которое Ницше  заимствовал непосредственно у  Шопенгауэра - это учение о  воле как первооснове всего  сущего.

        Это учение - ВОЛЮНТАРИЗМ - впервые  у Шопенгауэра оформляется как  самостоятельное направление в  философии. Волюнтаристические идеи  Шопенгауэра явились одним из  источников философии Ницше. 

        "ВОЛЯ К ВЛАСТИ" - это одно  из основных понятий ницшеанства. "Воля к власти" выступает  у Ницше движущим началом мира.

        Космологические принципы у Ницше  являются тем фоном, на котором  провозглашаются социально-политические  и этические принципы, каковые,  по мнению автора, приобретут  больший вес, если предстанут  как проявление вселенских, универсальных,  космических сил. 

        Даже предположение о существовании  мира "самого по себе" у Ницше  есть "метафизика". Термин "онтология"  по отношению к ницшеанству  должен быть взят в кавычки. Вся "онтология" Ницше - это по сути только "аксессуары" его философствования.

        Теория познания Ницше направлена  прежде всего на создание благоприятного  фона для проведения им социально-политических  и этических принципов. По Ницше,  в этом мире, где нет никакого  постоянства и устойчивости "вещей", само познание обречено оставаться  лишь средством полезной для  субъекта выработки фикций, которые  позволяют ему выжить и осуществить  свою "волю к власти". "Познание  работает как орудие власти", - пишет Ницше. 

        Тематика человека как социального  существа у Ницше разработана  куда более детально, чем его  "натурфилософия". Однако здесь  важно подчеркнуть, что этика  Ницше детерминирована его социально-политическими  установками, которые были реальной  базой его картины мира.

        Социально-политические идеи составляют  ядро ницшеанства. "Космология" Ницше, представляющая собой некий  комплекс "онтологических", "гносеологических" и "этических" идей (все эти  термины приходится брать в  кавычки в силу их недостаточной  адекватности применительно к  ницшеанскому философствованию) есть  в конечном счете обоснование  его социально-политических идеалов. 

        Мы выяснили, что важнейшим понятием  ницшеанства является "воля к  власти". Остановимся более подробно  на идеях и концепциях Ницше. 

        Ницше решительно осуждает господствовавшую  в Европе мораль, если, конечно,  пытаться превратить ее в универсальное,  для всех значимое условие  деятельности. Она - "сумма условий  сохранения бедных, полуудачных  или полностью неудачных видов  человека".

        Ницше пишет: "Что справедливо  для одного, вовсе не может  быть справедливым и для другого;  требование однообразной морали  для всех ведет ко вреду  для людей высшего порядка;  существуют градации между людьми  и, следовательно, между видами  нравственности".

        Это не отрицание морали, а  ее релятивизация. Он пишет: "Я  объявил войну малокровному христианскому  идеалу не в намерении его  уничтожить... Продолжение христианских  идеалов относится к числу  наиболее желательных вещей среди  тех, которые имеются..."

        Как реакцию на христианскую "мораль  рабов" Ницше провозглашает  новую "переоценку ценностей", возрождающую "мораль господ" в самой откровенной и жестокой  форме. 

        СВЕРХЧЕЛОВЕК, по Ницше, является  субъектом "новой морали". Он  пишет: "Красота сверхчеловека  явилась мне, как тень. О, братья  мои! Что мне теперь боги!" Здесь - отказ от христианства, связанный с истолкованием его  генезиса как религиозной санкции  "морали рабов". На место  христианской религии Ницше ставит  миф о сверхчеловеке. 

        Ницше выступает против демократии, утверждая: "Так с неизбежностью  образуется песок человечества: все очень одинаковые, очень маленькие, очень круглые, очень уживчивые, очень скучные". Демократия является для него адекватной формой господства "низкого" человеческого начала. Ницше писал: "...создайте себе понятие народа: для этого вам достаточно никогда не думать о благородном и высоком".

        Ницше резко негативно относится  к идеям социализма, утверждая,  что социалисты "прокладывают  посредственным натурам свободный  путь", предлагают "додуманную  до конца тиранию низших и  глупейших".

        Если демократизацию Европы Ницше  считал неизбежной, то социализм,  по Ницше, самое большее, "...может  питать надежду просуществовать  лишь короткое время крайне  террористическими средствами... Поэтому  он втихомолку готовится к  господству ужаса".

        Ницше считал социализм невозможным,  потому что "собственников  всегда будет более чем достаточно, что помешает социализму принять  характер чего-то большего, чем  приступ болезни: и эти собственники  как один человек держатся  той веры, что "надо иметь  нечто, чтобы быть чем-нибудь", и это старейший и самый  здоровый из всех инстинктов... Иметь и желать иметь больше, рост, одним словом, - в этом сама  жизнь".

        Ницше был рафинированным интеллигентом-гуманитарием, и в определенном смысле прав  неокантианский историк философии  Виндельбанд, усмотревший в философии  Ницше протест против угнетения  личности. Однако нельзя закрывать  глаза на то, что Ницше не  признавал за каждым человеком  права быть личностью. Напротив, громадное большинство человечества  для него - стадо, в массах видел  он и главную угрозу для  развития творческой личности. Во  многих отношениях фашистским  идеологам, использовавшим философию  Ницше в своих целях, вовсе  и не нужно было "извращать  смысл" воззрений Ницше (хотя  налицо были и тенденциозное  редактирование поздних работ  Ницше его сестрой, и практика  избирательного цитирования его  сочинений). 

  1. Экзистенциализм и его представители (французский  и немецкий экзистенциализм)
 

   Экзистенциализм(фр. existentialisme от лат. exsistentia - существование), философия существования - философское течение, рассматривающее индивида, его «я», переживаемый личный опыт, и уникальность всего этого как базис для понимания природы существования человека. Эта философия, в основном, отражает веру в свободу и принимает последствия действий индивида, в тоже время признавая ответственность, сопровождающую его выбор. Экзистенциалисты отдают предпочтение субъективизму, и рассматривают людей в качестве субъектов в безразличной и часто неоднозначной вселенной. 

   В Германии экзистенциализм возник после 1-й  мировой войны:

   М. Хайдеггер

   К. Ясперс

   М. Бубер 

   Нашел своих последователей в период 2-й  мировой войны 1939 - 45 во Франции:

   Ж. П. Сартр

   Г. Марсель

   М. Мерло-Понти

   А. Камю

   С. де Бовуар 

   К экзистенциализму близки религиозно-философские направления: Французский персонализм:

   Э. Мунье

   М. Недонсель

   Ж. Лакруа 

   В немецком протестантизме Диалектическая теология:

   К. Барт

   П. Тиллих

   Р. Бультман 

   Своими  предшественниками экзистенциалисты считают:

   Б. Паскаля

   С. Кьеркегора

   М. де Унамуно

   Ф. М. Достоевского

   Ф. Ницше 

   На  экзистенциализм оказали влияние  философия жизни и феноменология  Э. Гуссерля. 

   Содержание  учения

   Эта философия  возникает как антропологическая  по своей направленности. Ее центральной  проблемой является проблема человека, его существования в мире. Экзистенциализм  возникает как пессимистическое философское мировоззрение, которое  поставило вопрос, волнующий человека в условиях современной цивилизации: «Как жить человеку в мире острейших  противоречий и исторических катастроф?»  Экзистенциалисты пытаются дать ответ  на данный вопрос, для чего обращаются к предшествующей философской мысли  и к изучению современных форм человеческого бытия, культуры, к исследованию переживаний субъекта, его внутреннего мира.

   Экзистенциализм привлекает своей озабоченностью, глубокой искренностью чувств и выстраданных оценок того мира, в котором оказывается  индивид, а также анализом самочувствия человека, помещенного в различные  социальные ситуации, в том числе  в «пограничные» между жизнью и смертью, здоровьем и болезнью, обретением близких и их потерей, свободой и несвободой и т.п.

   Экзистенциализм возникает в период мировых войн (немецкий - в Первую мировую войну, французский - во Вторую мировую войну) не случайно: это философское отражение  драматизма эпохи XX в., самочувствия человека, поставленного между жизнью и смертью, бытием и небытием. Главная его проблема - отчуждение индивида от общества. Экзистенциализм понимает отчуждение многосторонне: и как превращение деятельности индивида, ее продуктов в самостоятельную довлеющую над ним, враждебную ему силу; и как противостояние человеку государства, всей организации труда в обществе, различных общественных институтов, других членов общества и т.п.

   Особенно  глубоко экзистенциализм анализирует  субъективные переживания отчуждения личности от внешнего мира: чувство  апатии, одиночества, равнодушия, страха, восприятия явлений действительности, как противостоящих и враждебных человеку и т.п. Согласно Хайдеггеру, страх, тревога, забота и т.д. составляют субъективное бытие человека или  «бытие-в-мире», которое он считает  «первичным». Эта первичность «бытия-в-мире»  обусловлена, по мнению Хайдеггера, самим  «настроением» индивида, его сознанием.Обретение  смысла личностного бытия возможно лишь потому, что обретение бытия  идет от человека, через поиски его  собственного Я.

   У Ясперса  это личностное бытие связывается  с обостренными поисками человеком  своей индивидуальности, которая  раскрывается в коммуникации, общении. К человеку, по Ясперсу, надо относиться как к экзистенции, под которой  понимается самый глубокий уровень  личности человека, то, что не может  стать объектом не только изучения, но и философского созерцания. Экзистенциализм  оправданно исходит из того, что  «погра ничные ситуации» действительно  заставляют людей задумываться о  смысле и содержании своей жизни, переоценивать свои ценности.

   Проблемы  личностного бытия и «пограничных ситуаций» стоят и во французском  экзистенциализме. Среди французских  экзистенциалистов оказались писатели, драматурги, деятели искусства, которые  в художественной форме рассмотрели, экзистенциальные проблемы. Например, Ж.П. Сартр написал не только собственно философские произведения, такие  как, «Воображение», «Воображаемое», «Бытие и ничто», «Экзистенциализм - это  гуманизм», «Ситуации» - в 6 томах, но и  литературные сочинения - «Мухи», «Слова», «Тошнота», «Мертвые без погребения»  и другие.

Информация о работе Зарождение и становление философии