Построение
Фомой Аквинским системы рациональной
теологии, т.е. тенденция подтвердить
истины Откровения философским рассмотрением,
вызвала оппозицию среди современных
ему теологов. Никто не отрицал
компетентности разума в познании природного
мира, — спорным был вопрос о
приложимости разума к теологии, коль
скоро ее предмет был признан
неподотчетным разуму. Особенно резкой
критике подверглась концепция
Сигера Брабантского (ок. 1235-ок. 1282), принимавшего
аристотелевское учение в истолковании
Аверроэса (почему Сигера и его единомышленников
называют латинскими аверроистами) и настаивавшего
на свободе философского разума в рассмотрении
любых вопросов. При этом признавалась
и неприкосновенность догматов веры независимо
от их согласия с аргументами разума, что
означало признание двойственности истины.
Латинские аверроисты подчеркнули моменты,
неприемлемые для христианской мысли
в аристотелевской доктрине, поэтому последовавшая
реакция была направлена против аристотелизма
вообще и даже против томизма; она нашла
свое выражение в осуждении в 1277 г. парижским
епископом Этьеном Тампье списка из 219
тезисов, извлеченных из сочинений схоластов,
последователей Аристотеля, и содержащих
недопустимые с точки зрения религиозной
доктрины положения. Наиболее существенным
следствием этой акции было резкое ограничение
философского детерминизма: возникают
философско-теологические системы, имеющие
целью обосновать основополагающий для
христианского мировоззрения тезис о
свободе воли Бога и человека.
- Основные
идеи «философии жизни» (Фридрих
Ницше)
Фридрих
НИЦШЕ и Вильгельм ДИЛЬТЕЙ
заложили основы "философии жизни"
в Германии.
Среди основных идей ницшеанства
выделяется учение, которое Ницше
заимствовал непосредственно у
Шопенгауэра - это учение о
воле как первооснове всего
сущего.
Это учение - ВОЛЮНТАРИЗМ - впервые
у Шопенгауэра оформляется как
самостоятельное направление в
философии. Волюнтаристические идеи
Шопенгауэра явились одним из
источников философии Ницше.
"ВОЛЯ К ВЛАСТИ" - это одно
из основных понятий ницшеанства.
"Воля к власти" выступает
у Ницше движущим началом мира.
Космологические принципы у Ницше
являются тем фоном, на котором
провозглашаются социально-политические
и этические принципы, каковые,
по мнению автора, приобретут
больший вес, если предстанут
как проявление вселенских, универсальных,
космических сил.
Даже предположение о существовании
мира "самого по себе" у Ницше
есть "метафизика". Термин "онтология"
по отношению к ницшеанству
должен быть взят в кавычки. Вся "онтология"
Ницше - это по сути только "аксессуары"
его философствования.
Теория познания Ницше направлена
прежде всего на создание благоприятного
фона для проведения им социально-политических
и этических принципов. По Ницше,
в этом мире, где нет никакого
постоянства и устойчивости "вещей",
само познание обречено оставаться
лишь средством полезной для
субъекта выработки фикций, которые
позволяют ему выжить и осуществить
свою "волю к власти". "Познание
работает как орудие власти",
- пишет Ницше.
Тематика человека как социального
существа у Ницше разработана
куда более детально, чем его
"натурфилософия". Однако здесь
важно подчеркнуть, что этика
Ницше детерминирована его социально-политическими
установками, которые были реальной
базой его картины мира.
Социально-политические идеи составляют
ядро ницшеанства. "Космология"
Ницше, представляющая собой некий
комплекс "онтологических", "гносеологических"
и "этических" идей (все эти
термины приходится брать в
кавычки в силу их недостаточной
адекватности применительно к
ницшеанскому философствованию) есть
в конечном счете обоснование
его социально-политических идеалов.
Мы выяснили, что важнейшим понятием
ницшеанства является "воля к
власти". Остановимся более подробно
на идеях и концепциях Ницше.
Ницше решительно осуждает господствовавшую
в Европе мораль, если, конечно,
пытаться превратить ее в универсальное,
для всех значимое условие
деятельности. Она - "сумма условий
сохранения бедных, полуудачных
или полностью неудачных видов
человека".
Ницше пишет: "Что справедливо
для одного, вовсе не может
быть справедливым и для другого;
требование однообразной морали
для всех ведет ко вреду
для людей высшего порядка;
существуют градации между людьми
и, следовательно, между видами
нравственности".
Это не отрицание морали, а
ее релятивизация. Он пишет: "Я
объявил войну малокровному христианскому
идеалу не в намерении его
уничтожить... Продолжение христианских
идеалов относится к числу
наиболее желательных вещей среди
тех, которые имеются..."
Как реакцию на христианскую "мораль
рабов" Ницше провозглашает
новую "переоценку ценностей",
возрождающую "мораль господ"
в самой откровенной и жестокой
форме.
СВЕРХЧЕЛОВЕК, по Ницше, является
субъектом "новой морали". Он
пишет: "Красота сверхчеловека
явилась мне, как тень. О, братья
мои! Что мне теперь боги!"
Здесь - отказ от христианства,
связанный с истолкованием его
генезиса как религиозной санкции
"морали рабов". На место
христианской религии Ницше ставит
миф о сверхчеловеке.
Ницше выступает против демократии,
утверждая: "Так с неизбежностью
образуется песок человечества:
все очень одинаковые, очень маленькие,
очень круглые, очень уживчивые, очень
скучные". Демократия является для него
адекватной формой господства "низкого"
человеческого начала. Ницше писал: "...создайте
себе понятие народа: для этого вам достаточно
никогда не думать о благородном и высоком".
Ницше резко негативно относится
к идеям социализма, утверждая,
что социалисты "прокладывают
посредственным натурам свободный
путь", предлагают "додуманную
до конца тиранию низших и
глупейших".
Если демократизацию Европы Ницше
считал неизбежной, то социализм,
по Ницше, самое большее, "...может
питать надежду просуществовать
лишь короткое время крайне
террористическими средствами... Поэтому
он втихомолку готовится к
господству ужаса".
Ницше считал социализм невозможным,
потому что "собственников
всегда будет более чем достаточно,
что помешает социализму принять
характер чего-то большего, чем
приступ болезни: и эти собственники
как один человек держатся
той веры, что "надо иметь
нечто, чтобы быть чем-нибудь",
и это старейший и самый
здоровый из всех инстинктов...
Иметь и желать иметь больше,
рост, одним словом, - в этом сама
жизнь".
Ницше был рафинированным интеллигентом-гуманитарием,
и в определенном смысле прав
неокантианский историк философии
Виндельбанд, усмотревший в философии
Ницше протест против угнетения
личности. Однако нельзя закрывать
глаза на то, что Ницше не
признавал за каждым человеком
права быть личностью. Напротив,
громадное большинство человечества
для него - стадо, в массах видел
он и главную угрозу для
развития творческой личности. Во
многих отношениях фашистским
идеологам, использовавшим философию
Ницше в своих целях, вовсе
и не нужно было "извращать
смысл" воззрений Ницше (хотя
налицо были и тенденциозное
редактирование поздних работ
Ницше его сестрой, и практика
избирательного цитирования его
сочинений).
- Экзистенциализм
и его представители (французский
и немецкий экзистенциализм)
Экзистенциализм(фр.
existentialisme от лат. exsistentia - существование),
философия существования - философское
течение, рассматривающее индивида, его
«я», переживаемый личный опыт, и уникальность
всего этого как базис для понимания природы
существования человека. Эта философия,
в основном, отражает веру в свободу и
принимает последствия действий индивида,
в тоже время признавая ответственность,
сопровождающую его выбор. Экзистенциалисты
отдают предпочтение субъективизму, и
рассматривают людей в качестве субъектов
в безразличной и часто неоднозначной
вселенной.
В Германии
экзистенциализм возник после 1-й
мировой войны:
М. Хайдеггер
К. Ясперс
М. Бубер
Нашел
своих последователей в период 2-й
мировой войны 1939 - 45 во Франции:
Ж. П. Сартр
Г. Марсель
М. Мерло-Понти
А. Камю
С. де
Бовуар
К экзистенциализму
близки религиозно-философские направления:
Французский персонализм:
Э. Мунье
М. Недонсель
Ж. Лакруа
В немецком
протестантизме Диалектическая теология:
К. Барт
П. Тиллих
Р. Бультман
Своими
предшественниками экзистенциалисты
считают:
Б. Паскаля
С. Кьеркегора
М. де
Унамуно
Ф. М. Достоевского
Ф. Ницше
На
экзистенциализм оказали влияние
философия жизни и феноменология
Э. Гуссерля.
Содержание
учения
Эта философия
возникает как антропологическая
по своей направленности. Ее центральной
проблемой является проблема человека,
его существования в мире. Экзистенциализм
возникает как пессимистическое
философское мировоззрение, которое
поставило вопрос, волнующий человека
в условиях современной цивилизации:
«Как жить человеку в мире острейших
противоречий и исторических катастроф?»
Экзистенциалисты пытаются дать ответ
на данный вопрос, для чего обращаются
к предшествующей философской мысли
и к изучению современных форм
человеческого бытия, культуры, к исследованию
переживаний субъекта, его внутреннего
мира.
Экзистенциализм
привлекает своей озабоченностью, глубокой
искренностью чувств и выстраданных
оценок того мира, в котором оказывается
индивид, а также анализом самочувствия
человека, помещенного в различные
социальные ситуации, в том числе
в «пограничные» между жизнью
и смертью, здоровьем и болезнью,
обретением близких и их потерей,
свободой и несвободой и т.п.
Экзистенциализм
возникает в период мировых войн
(немецкий - в Первую мировую войну,
французский - во Вторую мировую войну)
не случайно: это философское отражение
драматизма эпохи XX в., самочувствия
человека, поставленного между жизнью
и смертью, бытием и небытием. Главная
его проблема - отчуждение индивида от
общества. Экзистенциализм понимает отчуждение
многосторонне: и как превращение деятельности
индивида, ее продуктов в самостоятельную
довлеющую над ним, враждебную ему силу;
и как противостояние человеку государства,
всей организации труда в обществе, различных
общественных институтов, других членов
общества и т.п.
Особенно
глубоко экзистенциализм анализирует
субъективные переживания отчуждения
личности от внешнего мира: чувство
апатии, одиночества, равнодушия, страха,
восприятия явлений действительности,
как противостоящих и враждебных
человеку и т.п. Согласно Хайдеггеру,
страх, тревога, забота и т.д. составляют
субъективное бытие человека или
«бытие-в-мире», которое он считает
«первичным». Эта первичность «бытия-в-мире»
обусловлена, по мнению Хайдеггера, самим
«настроением» индивида, его сознанием.Обретение
смысла личностного бытия возможно
лишь потому, что обретение бытия
идет от человека, через поиски его
собственного Я.
У Ясперса
это личностное бытие связывается
с обостренными поисками человеком
своей индивидуальности, которая
раскрывается в коммуникации, общении.
К человеку, по Ясперсу, надо относиться
как к экзистенции, под которой
понимается самый глубокий уровень
личности человека, то, что не может
стать объектом не только изучения,
но и философского созерцания. Экзистенциализм
оправданно исходит из того, что
«погра ничные ситуации» действительно
заставляют людей задумываться о
смысле и содержании своей жизни,
переоценивать свои ценности.
Проблемы
личностного бытия и «пограничных
ситуаций» стоят и во французском
экзистенциализме. Среди французских
экзистенциалистов оказались писатели,
драматурги, деятели искусства, которые
в художественной форме рассмотрели,
экзистенциальные проблемы. Например,
Ж.П. Сартр написал не только собственно
философские произведения, такие
как, «Воображение», «Воображаемое», «Бытие
и ничто», «Экзистенциализм - это
гуманизм», «Ситуации» - в 6 томах, но и
литературные сочинения - «Мухи», «Слова»,
«Тошнота», «Мертвые без погребения»
и другие.