Зарождение и становление философии

Автор: Светлана Викторова, 26 Октября 2010 в 19:42, контрольная работа

Краткое описание

Мировоззрение человека

Оглавление

нет

Файлы: 1 файл

контр философия.docx

— 81.86 Кб (Скачать)

Легисты выступают  за то, чтобы управлять обществом  путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм —  философия сильной государственной  власти.

Основными постулатами  легизма являются следующие:  

   • человек  обладает изначально злой природой;

   • движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы;

   • как  правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны;

   • чтобы  избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство  в общественные отношения;

   • государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко  карать провинившихся;

   • основным стимулом правомерного поведения большинства  людей является страх перед наказанием;

   • основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания  должны являться законы;

   • законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться  и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы;

   • государственный  аппарат должен формироваться из профессионалов (то есть чиновничьи должности  должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и деловыми качествами, а не передаваться по наследству);

   • государство  — главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право  вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан. 

  1. Энциклопедический характер философии  Аристотеля
 

   Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля (384-322 до н.э.), воззрения которого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную  систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности. Исходя из признания объективного существования  материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя  не может возникнуть из ничего, не может  также увеличиться или уменьшиться  в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность  возникновения действительного  многообразия вещей. Чтобы эту возможность  превратить в действительность, надо придать материи соответствующую  форму. Под формой Аристотель разумел  активный творческий фактор, благодаря  которому вещь становится действительной. Форма — это стимул и цель, причина становления многообразных  вещей из однообразной материи: материя  — своего рода глина. Для того чтобы  из нее возникли разнообразные вещи, необходим гончар — бог (или ум — перводвигатель). Форма и материя  неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности  уже содержится в материи и  путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства.

   Категории — это фундаментальные понятия  философии. Аристотелевское рассмотрение соотношения материи и эйдоса (формы), акта и потенции выявляет энергийный динамизм сущего в его развитии. При этом мыслитель усматривает  причинную зависимость явлений  сущего: все имеет причинное объяснение. В связи с этим он проводит различение причин: есть действующая причина—это  энергийная сила, порождающая нечто  в потоке универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи  и формы, акта и потенции, но и  порождающей энергии-причины, имеющей  наряду с действующим началом  и целевой смысл: «то, ради чего».

   Аристотель  разработал иерархическую систему  категорий, в которой основной была «сущность», или «субстанция», а  остальные считались ее признаками. Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признал  основными только три категории: сущность, состояние, отношение.

   По  утверждению Аристотеля, мировое  движение есть цельный процесс: все  его моменты взаимно обусловлены, что предполагает и наличие единого  двигателя. Далее, исходя из понятия  причинности, он приходит к понятию  о первой причине. А это так  называемое космологическое доказательство бытия божия. Бог есть первая причина  движения, начало всех начал. И в  самом деле: ведь ряд причин не может  быть бесконечным или безначальным. Есть причина, сама себя обусловливающая, ни отчего не зависящая: причина всех причин. Ведь ряд причин никогда  бы не закончился, если не допустить  абсолютного начала всякого движения. Этим началом является божество как  общемировая сверхчувственная субстанция.

   Аристотель  дал анализ различных «частей» души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к  общему восприятию, а от него — к  обобщенному представлению; от мнения через понятие — к знанию, а  от непосредственно ощущаемого желания  — к разумной воле. Душа различает  и познает сущее, но она «немало времени проводит в ошибках» — «добиться о душе чего-нибудь достоверного во всех отношениях безусловно труднее всего». Согласно Аристотелю, смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душа вечна и бессмертна.

   Познание  у Аристотеля имеет своим предметом  бытие. Основание опыта — в  ощущениях, в памяти и привычке. Любое  знание начинается с ощущений: оно  есть то, что способно принимать  форму чувственно воспринимаемых предметов  без их материи. Разум же усматривает  общее в единичном. Нельзя приобрести научное знание лишь с помощью  ощущений и восприятий в силу преходящего  и изменчивого характера всех вещей. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие  сущность вещи. Детально и глубоко  разработав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет  свое непреходящее значение и поныне. Он разработал теорию мышления и его  формы, понятия, суждения, умозаключения  и т.д. Аристотель является основоположником логики. 

  1. Философия Фомы Аквинского и  решение им проблем  соотношения веры и разума
 

   Логически стройную и в то же время энциклопедически универсальную систему христианской теологии и философии на базе аристотелевских  понятий создал Фома Аквинский. Фома родился близ Аквино (Италия) в 1225 г. В 1244 г. вступил в доминиканский  орден. Учился в Париже и Кельне у Aль6epтa Великого, преподавал в Париже, Риме, Неаполе. Святой и один из учителей католической церкви. Умер в 1274 г.

   Платоническое представление Августина о человеческой душе как независимой от тела духовной -субстанции, обладающей способностью непосредственно усматривать вечные несотворенные истины (Идеи) в свете  Божественного просвещения, Фома заменяет восходящим к Аристотелю понятием души как формы тела. Душа соединенная с телом, лишена дара непосредственного созерцания Бога и Божественных Идей, но для нее открыт путь рационального познания. Это познание является результатом совместной деятельности чувств и интеллекта. Воздействие объектов приводит к образованию в душе их чувственных образов-подобий, от которых интеллект абстрагирует умопостигаемые формы — универсалии (следы творения вещей с помощью Божественных Идей). В своей познавательной деятельности интеллект руководствуется первыми принципами, составляющими начала всякого знания, например логическими законами. Эти принципы виртуально пред существуют в душе, но окончательно формируются интеллектом только в процессе познания чувственных вещей.

   Теология  и философия, согласно Фоме, суть "науки" в аристотелевском понимании, т.е. системы знания, в основании которых  лежат первые принципы, а из этих принципов посредством силлогистических рассуждений выводятся заключения. Теология и философия суть самостоятельные  науки, ибо принципы теология — догматы  — и принципы разума не зависят  друг от друга. Часть истин Откровения носит сверхразумный характер (догматы  троичности, первородного греха и  др.), другие являются рационально постижимыми (существование Бога, бессмертие души и др.). Откровенное (сверхразумное) и естественное знание не могут противоречить  друг другу, поскольку и то, и другое является истинным. Задача теологии состоит  в систематическом изложении  и истолковании спасающей истины откровения; для того чтобы сделать  положения веры понятными и убедительными  для "естественного разума" человека, теология прибегает к помощи философии. Рассматриваемая с точки зрения достижения главной цели христианского  вероучения — спасения человека, философия  есть служанка теологии.

   В томистской доктрине, как и в предшествующей схоластике, Бог отождествляется  с Бытием, но понятие бытия при  этом переосмысляется. Глубочайшим  смыслом слова "бытие" становится акт, на который указывается глаголом "быть". Акт бытия, благодаря которому все вещи получают существование, т.е. становятся вещами, о которых можно сказать, что они есть, составляет сущность Бога. В Боге нет никакой сущности, отличной от акта бытия, никакого "что", которому может быть приписано существование. Его собственное бытие и есть то, что Бог есть. Такое бытие непостижимо для человеческого разума. Можно привести доводы, убеждающие, что Бог есть, но мы не можем знать, что он есть, поскольку в нем не существует никакого "что". Человеку доступно лишь знание сотворенных вещей, являющихся не простыми, а составными, составленными из сущности и существования: в них есть то, что получает бытие (сущность) и самое бытие, сообщаемое им Богом. Бытие, свойственное вещам, есть не просто бытие, а бытие чего-либо, некоторой сущности. Вещь не только есть, она есть "то-то и то-то", обладает определенностью, выражаемой ее существенными признаками. Глагол "есть" применительно к вещи указывает на конечное, ограниченное определенной формой бытие. В противоположность вещам бытие Бога бесконечно; не будучи ограничено каким-либо определением, оно находится за пределами любого возможного представления и невыразимо.

   Так как  человек не имеет адекватного  представления о Божественной сущности, то невозможно прямое доказательство существования Бога, которое опиралось  бы на анализ содержащегося в человеческом уме понятия о нем. Но возможны косвенные доказательства, исходящие  из рассмотрения творений. Фома Аквинский  формулирует пять таких доказательств. Общий ход рассуждения в них  таков. Наличие вещей и таких  присущих им свойств, как движение, относительное совершенство и т.п., предполагает, что есть причины, обусловливающие  существование как вещей, так  и их свойств. Ряд причин, порождающих  вещи и их свойства, должен быть конечным, иначе вещь никогда не была бы произведена. Следовательно, должна существовать первая Причина, которая и есть Бог.

   Сотворенные имматериальные (бестелесные) субстанции, каковы ангелы, а также интеллект, т.е. разумная часть человеческой души, являются составными из-за различия между  их сущностью и существованием; материальные субстанции характеризуются двойной  составленностью: из материи и формы, а также сущности и существования. В человеке имматериальная субстанция (разумная душа) выполняет одновременно функцию формы по отношению к  телу. Форма (душа) сообщает существование  телу (одушевляет его), получив его  от акта бытия. Каждое существо или  вещь имеет одну субстанциальную  форму, определяющую родо-видовые характеристики вещи, ее "чтойность". Индивидуальное различие тождественных по виду вещей  обусловлено материей, выступающей  в качестве индивидуализирующего начала (принципа индивидуации).

   Введение  понятия акта бытия, отличного от формы, позволило Фоме отказаться от допущения множественности субстанциальных  форм у одной и той же вещи. Его предшественники и современники, в том числе Бонавентура, не могли  воспользоваться учением Аристотеля о существовании единственной субстанциальной  формы у каждой вещи (из которого вытекало утверждение о душе как  субстанциальной форме тела), поскольку  тогда со смертью тела должна была бы исчезнуть и душа, ибо форма  не может существовать без целого, чьей формой она является. Чтобы  избежать нежелательного вывода, они  были вынуждены допустить, что душа наряду с телом есть субстанция, состоящая из своей формы и  своей (духовной) материи, которая продолжает существовать после исчезновения тела. Но тогда человек, или любая вещь, поскольку в ней сосуществуют многие формы, оказывается не одной  субстанцией, а состоит из нескольких (материальных) субстанций. Допущение  акта бытия как акта, создающего не только вещь, но и форму, позволяет  решить эту проблему. После смерти тела разумная душа остается субстанцией, но не материальной, состоящей из формы  и духовной материи, а имматериальной, состоящей из сущности и существования, и не прекращает, следовательно, своего существования. Единственность же субстанциальной формы у человека, как и у любой другой субстанции, объясняет присущее каждой из них единство.

   Возражая  Сигеру Брабантскому, утверждавшему, что  разумная часть души является безличной  субстанцией, общей для всех людей, Фома настаивает на существовании у  каждого человека отдельной, личной души.

   В этике  Фома Аквинский исходит из того, что все сущее стремится к  благу: неразумные существа — к собственному благу, разумные — к Благу как  таковому. Но блага нельзя желать, если оно неизвестно интеллекту; поэтому  интеллект благороднее воли. Целью  человеческой жизни является обретение  блаженства; блаженство состоит не в акте воли, но в акте интеллекта. Цель интеллектуальных субстанций —  знать Бога посредством интеллекта; но созерцать свет Божественной славы  в его полноте человек может  лишь в будущей жизни, здесь же к блаженству приближает созерцательная, молитвенная жизнь подвижников. Наш разум не может непосредственно  видеть Высшее Благо; он ограничен необходимостью постоянно выбирать между частными благами, на свой риск оценивая всякий раз, являются ли они промежуточными целями в направлении к Высшему  Благу. В этом состоит свобода  человека. Однако практический разум  может из своего опыта почерпнуть общие принципы морали, укорененные  в Божественном законе. Мера совершенства человеческого действия пропорциональна  подчиненности последнего разуму, владеющему принципами морали. Действие, сообразующееся с разумом, является добрым, несогласное  с ним — злым.

Информация о работе Зарождение и становление философии