Автор: Светлана Викторова, 26 Октября 2010 в 19:42, контрольная работа
Мировоззрение человека
нет
Легисты выступают
за то, чтобы управлять обществом
путем государственного насилия, опирающегося
на законы. Таким образом, легизм —
философия сильной
Основными постулатами
легизма являются следующие:
• человек обладает изначально злой природой;
• движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы;
• как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны;
• чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения;
• государство
(в лице армии, чиновников) должно поощрять
законопослушных граждан и
• основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием;
• основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы;
• законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы;
• государственный аппарат должен формироваться из профессионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и деловыми качествами, а не передаваться по наследству);
• государство
— главный регулирующий механизм
общества и, следовательно, имеет право
вмешиваться в общественные отношения,
экономику, личную жизнь граждан.
Философская
мысль Древней Греции достигла наибольшей
высоты в творениях Аристотеля (384-322
до н.э.), воззрения которого, энциклопедически
вобравшие в себя достижения античной
науки, являют собой грандиозную
систему конкретно-научного и собственно
философского знания в его удивительной
глубине, тонкости и масштабности. Исходя
из признания объективного существования
материи, Аристотель считал ее вечной,
несотворимой и неуничтожимой. Материя
не может возникнуть из ничего, не может
также увеличиться или
Категории
— это фундаментальные понятия
философии. Аристотелевское рассмотрение
соотношения материи и эйдоса
(формы), акта и потенции выявляет энергийный
динамизм сущего в его развитии.
При этом мыслитель усматривает
причинную зависимость явлений
сущего: все имеет причинное
Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была «сущность», или «субстанция», а остальные считались ее признаками. Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признал основными только три категории: сущность, состояние, отношение.
По
утверждению Аристотеля, мировое
движение есть цельный процесс: все
его моменты взаимно
Аристотель дал анализ различных «частей» души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него — к обобщенному представлению; от мнения через понятие — к знанию, а от непосредственно ощущаемого желания — к разумной воле. Душа различает и познает сущее, но она «немало времени проводит в ошибках» — «добиться о душе чего-нибудь достоверного во всех отношениях безусловно труднее всего». Согласно Аристотелю, смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душа вечна и бессмертна.
Познание
у Аристотеля имеет своим предметом
бытие. Основание опыта — в
ощущениях, в памяти и привычке. Любое
знание начинается с ощущений: оно
есть то, что способно принимать
форму чувственно воспринимаемых предметов
без их материи. Разум же усматривает
общее в единичном. Нельзя приобрести
научное знание лишь с помощью
ощущений и восприятий в силу преходящего
и изменчивого характера всех
вещей. Формами истинно научного
знания являются понятия, постигающие
сущность вещи. Детально и глубоко
разработав теорию познания, Аристотель
создал труд по логике, который сохраняет
свое непреходящее значение и поныне.
Он разработал теорию мышления и его
формы, понятия, суждения, умозаключения
и т.д. Аристотель является основоположником
логики.
Логически
стройную и в то же время энциклопедически
универсальную систему
Платоническое
представление Августина о
Теология
и философия, согласно Фоме, суть "науки"
в аристотелевском понимании, т.е.
системы знания, в основании которых
лежат первые принципы, а из этих
принципов посредством
В томистской доктрине, как и в предшествующей схоластике, Бог отождествляется с Бытием, но понятие бытия при этом переосмысляется. Глубочайшим смыслом слова "бытие" становится акт, на который указывается глаголом "быть". Акт бытия, благодаря которому все вещи получают существование, т.е. становятся вещами, о которых можно сказать, что они есть, составляет сущность Бога. В Боге нет никакой сущности, отличной от акта бытия, никакого "что", которому может быть приписано существование. Его собственное бытие и есть то, что Бог есть. Такое бытие непостижимо для человеческого разума. Можно привести доводы, убеждающие, что Бог есть, но мы не можем знать, что он есть, поскольку в нем не существует никакого "что". Человеку доступно лишь знание сотворенных вещей, являющихся не простыми, а составными, составленными из сущности и существования: в них есть то, что получает бытие (сущность) и самое бытие, сообщаемое им Богом. Бытие, свойственное вещам, есть не просто бытие, а бытие чего-либо, некоторой сущности. Вещь не только есть, она есть "то-то и то-то", обладает определенностью, выражаемой ее существенными признаками. Глагол "есть" применительно к вещи указывает на конечное, ограниченное определенной формой бытие. В противоположность вещам бытие Бога бесконечно; не будучи ограничено каким-либо определением, оно находится за пределами любого возможного представления и невыразимо.
Так как человек не имеет адекватного представления о Божественной сущности, то невозможно прямое доказательство существования Бога, которое опиралось бы на анализ содержащегося в человеческом уме понятия о нем. Но возможны косвенные доказательства, исходящие из рассмотрения творений. Фома Аквинский формулирует пять таких доказательств. Общий ход рассуждения в них таков. Наличие вещей и таких присущих им свойств, как движение, относительное совершенство и т.п., предполагает, что есть причины, обусловливающие существование как вещей, так и их свойств. Ряд причин, порождающих вещи и их свойства, должен быть конечным, иначе вещь никогда не была бы произведена. Следовательно, должна существовать первая Причина, которая и есть Бог.
Сотворенные имматериальные (бестелесные) субстанции, каковы ангелы, а также интеллект, т.е. разумная часть человеческой души, являются составными из-за различия между их сущностью и существованием; материальные субстанции характеризуются двойной составленностью: из материи и формы, а также сущности и существования. В человеке имматериальная субстанция (разумная душа) выполняет одновременно функцию формы по отношению к телу. Форма (душа) сообщает существование телу (одушевляет его), получив его от акта бытия. Каждое существо или вещь имеет одну субстанциальную форму, определяющую родо-видовые характеристики вещи, ее "чтойность". Индивидуальное различие тождественных по виду вещей обусловлено материей, выступающей в качестве индивидуализирующего начала (принципа индивидуации).
Введение
понятия акта бытия, отличного от
формы, позволило Фоме отказаться от
допущения множественности
Возражая Сигеру Брабантскому, утверждавшему, что разумная часть души является безличной субстанцией, общей для всех людей, Фома настаивает на существовании у каждого человека отдельной, личной души.
В этике Фома Аквинский исходит из того, что все сущее стремится к благу: неразумные существа — к собственному благу, разумные — к Благу как таковому. Но блага нельзя желать, если оно неизвестно интеллекту; поэтому интеллект благороднее воли. Целью человеческой жизни является обретение блаженства; блаженство состоит не в акте воли, но в акте интеллекта. Цель интеллектуальных субстанций — знать Бога посредством интеллекта; но созерцать свет Божественной славы в его полноте человек может лишь в будущей жизни, здесь же к блаженству приближает созерцательная, молитвенная жизнь подвижников. Наш разум не может непосредственно видеть Высшее Благо; он ограничен необходимостью постоянно выбирать между частными благами, на свой риск оценивая всякий раз, являются ли они промежуточными целями в направлении к Высшему Благу. В этом состоит свобода человека. Однако практический разум может из своего опыта почерпнуть общие принципы морали, укорененные в Божественном законе. Мера совершенства человеческого действия пропорциональна подчиненности последнего разуму, владеющему принципами морали. Действие, сообразующееся с разумом, является добрым, несогласное с ним — злым.