Зарождение и становление философии

Автор: Светлана Викторова, 26 Октября 2010 в 19:42, контрольная работа

Краткое описание

Мировоззрение человека

Оглавление

нет

Файлы: 1 файл

контр философия.docx

— 81.86 Кб (Скачать)

Познание имеет  в основе 2 уровня  отражения, характеризующиеся  спецификой их форм и связей этих форм между собой.

Чувственное познание осуществляется посредством органов  чувств, биологически наследуемых, но развиваемых трудовой деятельностью человека. Для негохарактерно:

1.  Непосредственность ( прямое воспроизведение отражаемого объекта ).

2.   Наглядность и предметность возникаемых образов.

3.   Воспроизведение объектов со стороны их внешних сторон и свойств.

Чувственное познание осуществляется в 3 формах, ощущениях, восприятиях,представлениях.

     Ощущение  – исходная, элементарная форма  чувственного познания и дает представление об отдельной стороне, свойстве объекта (звуке, цвете и т.д.). В ощущении энергия внешнего раздражителя превращается в факт сознания. Однако, мир состоит не из свойств и качеств, а из цельных предметов, явлений,процессов.

Охватить эту  целостность позволяет восприятие. Восприятие –синтез ощущений, формирующий  ценный образ объекта. Оно зависит:

1.     От самих объектов

2.     От прошлого опыта

3.     От психологического состояния  и здоровья человека.

Оно позволяет  видеть мир как взаимодействие предметов  и процессов,

взаимосвязь качеств  и свойств в них.Наглядное воспроизведений  прошлых восприятий с помощью  памяти рождает “Представление”  – образ ранее воспринятого или  созданного воображением явления. Представления более расплывчаты, чем восприятия, фиксируют характерное в предмете (общее), могут видоизменять облик предмета  за счет воображения  (фантазии, мечты ).

  Чувственный облик человека углубляется благодаря  труду, речи и мышлению, но не способен  формировать образ  сущности познаваемых объектов. Эту ограниченность снимает рациональное познание.

Этот вид познания наиболее полно реализуется в  мышлении – процессе

обобщенного  и опосредственного отражения действительности путем сознания абстракции.

Рациональное  познание характеризуют:

1.     Опора на чувственные данные;

2.     Опосредованность (человек не контактирует  с предметами о которых мыслит);

3.     Обобщенность и абстрактность;

4.     Воспроизведение объектов на  уровне сущности, внутренних связей  и

отношений;

5.     Связь с речью, фиксация в  языке;

Оно осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключение.

     Понятие  – это обобщенный логический  образ предмета. Это означает, что оно лишено чувственности. Это мысль, в которой отражаются общие закономерные связи,существенные стороны, признаки предметов возникновение понятия это скачек от единичного к общему, от конкретного к абстрактному, от чувств к мысли, от явления к сущности.

     Суждение  – мысль, в которой связываются несколько понятий и отражаются отношения между различными вещами и свойствами т.е. утверждающая или отрицающая что-либо.

     Умозаключение  – мысль, посредством которой  на основании имеющихся суждений выводятся новые суждения.

При анализе  мышления выделяют уровень развития ума, как способности к мышлению. Различают рассудок – исходный уровень мышления, способность оперировать абстракциями в рамках заданной схемы. Разум – высшая ступень рационального познания, позволяющий  творчески оперировать абстракциями, исследовать и создавать их.

  Многочисленные  данные свидетельствуют в пользу взаимосвязи и

взаимообусловленности чувственного и рационального. Психика человека целостна и интегральна. И для обозначения единства чувства и мысли мы находим термин  в античной философии – “эйдос” (“вид”, “образ”) – то, что дано в мышлении и одновременно видно. Поэтому сознание имеет и эйдетический характер. Максимально целостный психический образ явления есть эйдос.

  Психика человека как деятельность по выработке  нового – есть духовное творчество. Центральный момент творчества – озарение, интуиция.

     Интуиция  – прямое непосредственное неосознанное  получение знания. Скорее всего корни интуиции в сложносплетениях сознания, бессознательного и сверхсознания. Интуиция и творчество могут развиваться методами эвристики –науки изучающей творческую деятельность. Это сократические беседы, дискуссии,

анализ проблемных ситуаций, мозговой штурм, математическое моделирование, виртуальное моделирование. Благодаря интуиции открыты структура бензола (Кекуле Ф.А.), таблица периодической системы химических элементов (Менделеев), болезнь Боткина, понятие о нейтрино Пауля, висячий мост Броуна (паутина).

  Мы уже  отмечали единство языка и мышления.  Под углом зрения гносеологии  язык определяется как система знаков, имеющих значения. Знаки – это сигналы, материальные явления . Они воспринимаются органами чувств (звуки, жесты, рисунки, чертежи), но так как замещают реальные предметы позволяют оперировать образами предметов – значениями, в свою очередь значения, актуальные в данный момент, имеющие индивидуальную значимость называются смыслами.

  Таким образом, познание – есть процесс отражения  объективного мира в субъективных образах;задачи познания – в обнаружении сущности вещей, в знании; путь познания –  от явления к сущности. 
 

  1. Научное познание и его  специфические признаки
 

   Обыденное познание дает знания для ориентации в окружающем мире. На его основе накапливается материал для научного познания. Оно субъективно и возникает  как результат научной деятельности.

   Наука:

   -социальный  институт (люди и отношения между  ними)

   -специфическая  познавательная деятельность (познание) специфическое знание (физика и  т.д.).

   Наука–система теоретических знаний, теория возникает  на основе обобщения знаний.

   Метод–совокупность  действий, призванных помочь достижению желаемых результатов.

   Что касается методов науки, то оснований их деления  на группы может быть несколько. Так, в зависимости от роли и места  в процессе научного познания можно  выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, методы исследования и изложения и т. п. Выделяют также качественные и  количественные методы, методы непосредственного  и опосредованного познания, оригинальные и производные и т. д.

   В современной  науке достаточно успешно работает многоуровневая концепция методологического  знания. В этом плане все методы научного познания по степени общности и сфере действия могут быть разделены  на пять основных групп:

   Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. Но философские методы не исчерпываются  двумя названными. К их числу также  относятся аналитический (характерный  для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др. Предпринимаются попытки соединить разные методы (например, Гадамер пытается совместить герменевтику с рационалистической диалектикой

    Общие научные подходы и методы исследования, получившие широкое развитие и применение в науке XX в. Они выступают в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным чаще всего относятся такие понятия, как информация, модель, изоморфизм, структура, функция, система, элемент, оптимальность и т. д.

   Частно-научные  методы, т. е. совокупность способов, принципов  познания, исследовательских приемов  и процедур, применяемых в той  или иной отрасли науки, соответствующей  данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и гуманитарных (социальных) наук.

    Дисциплинарные  методы, т. е. системы приемов,  применяемых в той или иной  дисциплине, входящей в какую-нибудь  отрасль науки или возникшей  на стыке наук. Каждая фундаментальная  наука представляет собой комплекс  дисциплин, которые имеют свой  специфический предмет и свои  своеобразные методы исследования.

   Методы  междисциплинарного- исследования как  совокупность ряда синтетических, интегративных  способов (возникших как результат  сочетания элементов различных  уровней методологии), нацеленных главным  образом на стыки научных дисциплин.

   Таким образом, в научном познании функционирует  сложная, динамичная, целостная, субординированная  система многообразных методов разных уровней, сфер дeйcтвий, направленности и т. п., которые всегда реализуются с учетом конкретных условий.

   Рассмотрим  кратко некоторые методы, приемы и  средства научного исследования, применяемые  на разных его этапах и уровнях.

   Научными  методами эмпирического исследования являются наблюдение–целенаправленное  восприятие явлений действительности (связанное с их описанием и  измерением), сравнение и эксперимент, где происходит активное вмешательство  в протекание изучаемых процессов.

   Среди научных методов теоретического исследования чаще всего выделяют формализацию, аксиоматический и гипотетнко-дедуктнвнЫй  методы.''

   1. Формализация–отображение  содержательного знания в знаковом  формализме (формализованном языке). Последний создается для точного  выражения мыслей с целью исключения  возможности для неоднозначного  понимания. При формализации рассуждения  об объектах переносятся в  плоскость оперирования со знаками  (формулами). Отношения знаков заменяют  собой высказывания о свойствах  и отношениях предметов. Формализация  играет существенную роль в  уточнении научных понятий. Она  может проводиться с разной  степенью полноты, но, как показал  Гедель, в теории всегда останется  неформализуемый остаток, т. е.  ни одна теория не может  быть полностью формализована.  Формальный метод–даже при последовательном  его проведении–не охватывает  всех проблем логики научного  познания (на что уповали логические  позитивисты).

   2. Аксиоматический  метод–способ построения научной  теории, при котором в ее основу  кладутся некоторые 1гсходые положения–аксиомы  (постулаты), из которых все остальные  утверждения этой теории выводятся  из них чисто логическим путем,  посредством доказательства. Для  вывода теорем 'из аксиом (н вообще  одних формул из других) формулируются  специальные правила вывода.

   3. Гипотетико-дедуктивный  метод–способ теоретического .исследования, сущность которого заключается  в создании системы дедуктивно  связанных между собой гипотез,  из которых в конечном счете  выводятся утверждения об эмпирических  фактах. Тем самым этот метод  основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других  посылок, истинностное значение  которых неизвестно. А это значит, что заключение, полученное на  основе данного метода, неизбежно  будет иметь лишь вероятностный  характер. Обычно гипотетико-дедуктивный  метод связан с системой гипотез  разного уровня общности и  разной близости к эмпирическому  базису. Данный метод ориентирован  на описание прежде всего формальной  структуры “готового знания”  и его форм в отвлечении  от их генезиса и развития. Разновидностью гипотетико-дедуктивного  метода является метод математической  гипотезы..

   В научном  исследовании широко используются так называемые общелогическае методы и приемы исследования. Среди них можно выделить следующие:

   Анализ–реальное или мысленное разделение объекта  на составные часта, и синтез–их  объединение в единое целое.

   Абстрагирование–процесс отвлечения от ряда свойств и отношений  изучаемого явления с одновременным  выделением интересующих исследователя  свойств.

   Идеализация–мыслительная  процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в  действительности (“точка”, ^идеальный  газ”, “абсолютно черное тело” и  т. п.). Данные объекты не есть “чистые фикции”, а весьма сложное и очень опосредованное выражение реальных процессов. Они представляют собой некоторые предельные случаи последних, служат средством их анализа и построения теоретических представлений о них. Идеализация тесно связана с абстрагированием и мысленным экспериментом.

   Индукция–движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщением в выводах) и дедукция–восхождение процесса познания от общего к единичному.

Информация о работе Зарождение и становление философии