Автор: Светлана Викторова, 26 Октября 2010 в 19:42, контрольная работа
Мировоззрение человека
нет
Познание имеет в основе 2 уровня отражения, характеризующиеся спецификой их форм и связей этих форм между собой.
Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств, биологически наследуемых, но развиваемых трудовой деятельностью человека. Для негохарактерно:
1. Непосредственность ( прямое воспроизведение отражаемого объекта ).
2. Наглядность и предметность возникаемых образов.
3. Воспроизведение объектов со стороны их внешних сторон и свойств.
Чувственное познание осуществляется в 3 формах, ощущениях, восприятиях,представлениях.
Ощущение – исходная, элементарная форма чувственного познания и дает представление об отдельной стороне, свойстве объекта (звуке, цвете и т.д.). В ощущении энергия внешнего раздражителя превращается в факт сознания. Однако, мир состоит не из свойств и качеств, а из цельных предметов, явлений,процессов.
Охватить эту
целостность позволяет
1. От самих объектов
2. От прошлого опыта
3. От психологического состояния и здоровья человека.
Оно позволяет видеть мир как взаимодействие предметов и процессов,
взаимосвязь качеств
и свойств в них.Наглядное
Чувственный облик человека углубляется благодаря труду, речи и мышлению, но не способен формировать образ сущности познаваемых объектов. Эту ограниченность снимает рациональное познание.
Этот вид познания наиболее полно реализуется в мышлении – процессе
обобщенного и опосредственного отражения действительности путем сознания абстракции.
Рациональное познание характеризуют:
1. Опора на чувственные данные;
2.
Опосредованность (человек не контактирует
с предметами о которых мыслит)
3. Обобщенность и абстрактность;
4. Воспроизведение объектов на уровне сущности, внутренних связей и
отношений;
5. Связь с речью, фиксация в языке;
Оно осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключение.
Понятие – это обобщенный логический образ предмета. Это означает, что оно лишено чувственности. Это мысль, в которой отражаются общие закономерные связи,существенные стороны, признаки предметов возникновение понятия это скачек от единичного к общему, от конкретного к абстрактному, от чувств к мысли, от явления к сущности.
Суждение – мысль, в которой связываются несколько понятий и отражаются отношения между различными вещами и свойствами т.е. утверждающая или отрицающая что-либо.
Умозаключение – мысль, посредством которой на основании имеющихся суждений выводятся новые суждения.
При анализе мышления выделяют уровень развития ума, как способности к мышлению. Различают рассудок – исходный уровень мышления, способность оперировать абстракциями в рамках заданной схемы. Разум – высшая ступень рационального познания, позволяющий творчески оперировать абстракциями, исследовать и создавать их.
Многочисленные данные свидетельствуют в пользу взаимосвязи и
взаимообусловленности чувственного и рационального. Психика человека целостна и интегральна. И для обозначения единства чувства и мысли мы находим термин в античной философии – “эйдос” (“вид”, “образ”) – то, что дано в мышлении и одновременно видно. Поэтому сознание имеет и эйдетический характер. Максимально целостный психический образ явления есть эйдос.
Психика человека как деятельность по выработке нового – есть духовное творчество. Центральный момент творчества – озарение, интуиция.
Интуиция
– прямое непосредственное
анализ проблемных ситуаций, мозговой штурм, математическое моделирование, виртуальное моделирование. Благодаря интуиции открыты структура бензола (Кекуле Ф.А.), таблица периодической системы химических элементов (Менделеев), болезнь Боткина, понятие о нейтрино Пауля, висячий мост Броуна (паутина).
Мы уже отмечали единство языка и мышления. Под углом зрения гносеологии язык определяется как система знаков, имеющих значения. Знаки – это сигналы, материальные явления . Они воспринимаются органами чувств (звуки, жесты, рисунки, чертежи), но так как замещают реальные предметы позволяют оперировать образами предметов – значениями, в свою очередь значения, актуальные в данный момент, имеющие индивидуальную значимость называются смыслами.
Таким образом,
познание – есть процесс отражения
объективного мира в субъективных образах;задачи
познания – в обнаружении сущности
вещей, в знании; путь познания –
от явления к сущности.
Обыденное
познание дает знания для ориентации
в окружающем мире. На его основе
накапливается материал для научного
познания. Оно субъективно и возникает
как результат научной
Наука:
-социальный институт (люди и отношения между ними)
-специфическая познавательная деятельность (познание) специфическое знание (физика и т.д.).
Наука–система теоретических знаний, теория возникает на основе обобщения знаний.
Метод–совокупность действий, призванных помочь достижению желаемых результатов.
Что касается методов науки, то оснований их деления на группы может быть несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, методы исследования и изложения и т. п. Выделяют также качественные и количественные методы, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т. д.
В современной науке достаточно успешно работает многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания по степени общности и сфере действия могут быть разделены на пять основных групп:
Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. Но философские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу также относятся аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др. Предпринимаются попытки соединить разные методы (например, Гадамер пытается совместить герменевтику с рационалистической диалектикой
Общие научные подходы и методы исследования, получившие широкое развитие и применение в науке XX в. Они выступают в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным чаще всего относятся такие понятия, как информация, модель, изоморфизм, структура, функция, система, элемент, оптимальность и т. д.
Частно-научные методы, т. е. совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и гуманитарных (социальных) наук.
Дисциплинарные
методы, т. е. системы приемов,
применяемых в той или иной
дисциплине, входящей в какую-нибудь
отрасль науки или возникшей
на стыке наук. Каждая фундаментальная
наука представляет собой
Методы междисциплинарного- исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин.
Таким образом, в научном познании функционирует сложная, динамичная, целостная, субординированная система многообразных методов разных уровней, сфер дeйcтвий, направленности и т. п., которые всегда реализуются с учетом конкретных условий.
Рассмотрим кратко некоторые методы, приемы и средства научного исследования, применяемые на разных его этапах и уровнях.
Научными методами эмпирического исследования являются наблюдение–целенаправленное восприятие явлений действительности (связанное с их описанием и измерением), сравнение и эксперимент, где происходит активное вмешательство в протекание изучаемых процессов.
Среди
научных методов теоретического
исследования чаще всего выделяют формализацию,
аксиоматический и гипотетнко-
1. Формализация–отображение
содержательного знания в
2. Аксиоматический
метод–способ построения
3. Гипотетико-дедуктивный
метод–способ теоретического .исследования,
сущность которого заключается
в создании системы дедуктивно
связанных между собой гипотез,
В научном исследовании широко используются так называемые общелогическае методы и приемы исследования. Среди них можно выделить следующие:
Анализ–реальное или мысленное разделение объекта на составные часта, и синтез–их объединение в единое целое.
Абстрагирование–процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств.
Идеализация–мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в действительности (“точка”, ^идеальный газ”, “абсолютно черное тело” и т. п.). Данные объекты не есть “чистые фикции”, а весьма сложное и очень опосредованное выражение реальных процессов. Они представляют собой некоторые предельные случаи последних, служат средством их анализа и построения теоретических представлений о них. Идеализация тесно связана с абстрагированием и мысленным экспериментом.
Индукция–движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщением в выводах) и дедукция–восхождение процесса познания от общего к единичному.