Зарождение и становление философии

Автор: Светлана Викторова, 26 Октября 2010 в 19:42, контрольная работа

Краткое описание

Мировоззрение человека

Оглавление

нет

Файлы: 1 файл

контр философия.docx

— 81.86 Кб (Скачать)

   А.Камю в своих художественных произведениях: «Чума», «Праведные», «Осадное положение», «Миф о Сизифе», «Изгнание и царство», «Падение» - ставит вопрос, стоит ли жизнь того, чтобы жить? И писатель приходит к выводу, что человеческая жизнь абсурдна. Единственная же правда в жизни - это непокорство. Так, Сизиф, хорошо осознавая всю абсурдность  своего труда, превращает свой тяжкий труд в обвинение богам: в бессмыслицу  внес смысл своим вызовом. Позже  Камю придет к выводу, что из абсурда  есть и другой выход - самоубийство. В годы Второй мировой войны, когда  Камю принимал участие во французском  Сопротивлении, он считал, что в мире «кое в чем» все же смысл есть. Например, в спасении человека. Однако обстановка удушья в обществе не перестает  его волновать все другие годы. Это он и выразил в произведении «Чума».

   Камю, Сартр, Марсель экзистенциальные понятия  относят не только к отдельному индивиду, но и ко всему человечеству: все  человечество находится в «пограничной ситуации», охвачено чувством страха перед  глобальными катастрофами. Задача философии  экзистенциализма - помочь человеку, который  неотделим от человечества. Пересматривая  ценностные ориентации, в том числе  и свое мышление (о чем писали Рассел и Эйнштейн в своем «Манифесте»), человек должен создать такие  исторические условия, которые обеспечат  решения всех острейших проблем.

   Мировоззренческие взгляды экзистенциалистов получили разную оценку со стороны других западных философских школ, в центре которых - изучение человека. В 70-е - 80-е годы влияние экзистенциализма как самостоятельного философского течения стало заметно  ослабевать, уступая место другим направлениям западной социальной мыслью. 

  1. Картины мира: научная, обыденная, религиозная
 

   Картина мира – это совокупность знаний о мире (о природе, обществе, человеке) в отличие от мировоззрения –  совокупности взглядов на мир. Человек  всегда стремился сделать понятным окружающий его мир, осмыслить свое место в нем, т. е. осуществить  потребность в создании картины  мира. Каждая из картин мира, возникающих  в общественном сознании, включает в себя несколько устойчивых компонентов. У каждой картины есть ее смысловой  центр, вокруг которого располагаются  все компоненты, составляющие целостный  образ вселенной. В центре обыденной  картины мира стоит человек –  субъект действия, социального поведения. Повседневность – это мир, где  он – главная фигура. Научная  картина мира, напротив, строится вокруг объектов, не зависящих от человеческой субъективности, свободные от влияния  наших желаний и особенностей восприятия. Наука хочет видеть мир  таким, каков он есть, потому ее ядро – обесчеловеченная реальность.

   Обыденная картина действительности представляет мир как единый и единственный. Он единственный, потому что никакие  другие миры не интересуют человека, занятого обыденными делами.

   Нередко человеку бывает невозможно отвлечься  от повседневности, перенести свое внимание на «высокие материи», поинтересоваться, существует ли еще что-нибудь. Чрезмерная концентрированность на практическом достижении повседневных целей сужает картину мира до того жизненного пласта, где сосредоточены наши основные цели и задачи, лишает возможности  выйти к другим возможным мирам.

   Человек является естественным центром для  повседневного видения реальности, поэтому человеческая жизнь выступает  здесь как безосновная и беспредпосылочная  данность, как факт, который есть. То же самое относится к человечеству как целому. Вопрос о его происхождении  не ставится.

   Высшие  цели и ценности, существующие в  рамках повседневной картины мира, диктуются конкретным обществом  и конкретной культурой.

   Огромное  практическое значение науки в XX в. сделало ее той областью знания, к которой массовое сознание испытывает глубокое уважение и пиетет. Слово науки весомо, и оттого рисуемая ею картина мира часто принимается за точную фотографию реальной действительности, за изображение Вселенной такой, какова она есть на самом деле, независимо от нас. Однако за привычным, коренящимся еще в эпохе Просвещения доверием к выводам науки часто забывается, что наука – развивающаяся и подвижная система знания.

   Научная картина мира, возникшая из учений Р. Декарта и И . Ньютона, отбросила  один очень важный момент, присутствовавший как у одного, так и у другого: фигуру Бога. Рационально-механистический  образ мира, сформировавшийся в трудах последователей, демонстрирует мир  как единый и единственный: мир  твердой материи, подчиненный жестким  законам.

   Полагая человека случайностью, механистическая  наука не интересуется его судьбой, его целями и ценностями, которые  выглядят мгновенной вспышкой сознания в грандиозной, но бессмысленной  Вселенной.

   Религиозная картина мира делает главным предметом  своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Она  не существует как целостная система  знаний, потому что основана на знании-вере. Земное и небесное, сфера человеческого  и сфера Божественного – вот  что является смыслом религиозных  размышлений. Постороннее и трансцендентное  всегда сложно и противоречиво связаны, но религиозное, богословское сознание стремится показать эту связь  как понятную человеческому уму, однако подразумевая интуитивное постижение.

   Главная тема философии – соотношение  человека и мира, взятое во всех ракурсах: онтологическом, теоретико-познавательном, ценностном, деятельностном. Именно поэтому  философские картины мира множественны и не похожи одна на другую. Их всегда объединяют между собой интеллектуальность рассмотрения и вечное сомнение в  собственных утверждениях, постоянная критичность. Это резко отличает философское представление о мире от обыденных или религиозных взглядов и роднит философию с наукой.

   Философские картины мира весьма многообразны, однако все они строятся вокруг отношений  «мир – человек» или «человек –  мир». В этом различии присутствуют две ведущие линии в философском  знании, которые можно условно  назвать объективистской и субъективистской.

   Объективистские концепции независимо от того, являются ли они материалистическими или  идеалистическими, отдают приоритет  миру, полагая, что он так или иначе  объективен.

   Субъективизм  в противоположность объективизму мир, общий для всех живущих субъектов, заменяет на множество миров. Я –  сам себе вселенная, я вижу действительность исключительно со своей точки  зрения, пребывания в своих ситуациях. Вся иная действительность преломляется через мое уникальное субъективное «я», потому очень трудно выявить  что-либо объективное.

   Огромная  разница между объективностью и  субъективностью как раз и  составляет основу философского поиска. Важнейшей философской проблемой  в этом случае является вопрос: что  в мире – от нас и что –  от самого мира? Что от субъективности и что от объективности? Что от человека зависит и что не зависит?

   Современные религии не отрицают достижений естествознания; теорий, связанных со строением материи  и практического применения науки. Но они всегда подчеркивают, что  дело науки – изучать только физический мир, только сферу потустороннего. Дальше простирается область религии и, быть может, философии.

   Центральный пункт любой религиозной картины  мира – образ Бога или богов, представление  о том, что же являет собой высшая истинная реальность.

   Бог представляет собой высшую власть над земным миром, однако в разных религиях эта власть может быть как безграничной, так  и ограниченной.

   Пространство  в религиях удвоено: это пространство обычного эмпирического мира, где  живем мы с вами, и пространство запредельное: небо и адские слои. Содержание религиозных концепций мира составляет основу обыденного мировоззрения. Знания о сверхъестественном недоказуемы  и неопровержимы. 

  1. Познание  как отношение  человека к миру
 

  Существуют  различные подходы, модели процесса познания. Материалистические модели имеют основной принцип отражения мира в сознании человека: у Демокрита – образы (эйдосы), у философов Нового времени – сенсорные сигналы, у Ленина – ощущения субъекта, которые дают субъективный образ объективного мира у идеалистов познание не имеет дела с реальным, объективным миром.

  Лейбниц связывал его с воздействием божественных идей на врожденные понятия человека. У Гегеля – самопознания абсолютной идеи. У Маха и Авенариуса, у других субъективных идеалистов процесс познания – это реализация простой и экономной связи ощущения.

Разработанным различные концепции познания. Согласно эмпирической концепции (Бэкон, Локк, Гоббс), все человеческое знание проистекает из опыта,все познание вытекает из ощущений.  Это сенсуализм.

  Согласно  рационалистической теории познания (Декарт,Лейбниц,Кант),субъект  уже при рождении, доопыта (априорно) имеет знание. Обе концепции основаны на жестком противопоставлении субъекта объекту.При этом познание неизбежно  сталкивается с вопросом:познаваем  ли мир ? Позиции мыслителей в данном случае таковы.

Это когнитивный  оптимизм (Г.Гегель, В.Ленин) – выражающий абсолютную уверенность в познании мира. 

Это – скептицизм (Пиррон, Секст-Эмпирик,Д.Юм) выражающий сомнения о возможности полных знаний о мире.

 Это - агностицизм  – отрицающий возможность познания  мира. По И.Канту “вещь в себе”(сущность) – непознаваема. Это – релятивизм – абсолютизирующий относительность научных знаний.

Представители науки и инженерной деятельности являются оптимистами,

гностиками. Принципами на которые опирается инженер  в  своей деятельности являются:

  • принцип познаваемости мира
  • принцип отражения
  • принцип определяющей роль практики.

Процесс познания составляют следующие элементы  - объект познания, субъект познания и процесс взаимодействия  между  ними в формах чувственного и логического  познания.

     Объект познания – часть реального бытия, подвергающаяся исследованию.  Им может быть – явления и процессы объективного мира, субъективный мир человека  (образ мышления, психологическое состояние, общественное мнение ), а так же “вторичные продукты” интеллектуальной деятельности человека ( закономерности

развития религии, идеальные категории наук и т.д.)

     Субъект  познания – общественный. Социально сформированный человек ,который реализует познание, формирует новое знание ( человек носитель культуры,языка, опыта, знаний, целей, методов), научное сообщество, отдельные народы,человечество.

Введем понятие  “предмет познания” – это аспект объекта познания, который вовлекается в сферу научного анализа. Объект может образовывать различные предметы познания ( так живой мир изучается и зоологией и биологией ). В своей сущности  познание есть отражение мира - это способность любых материальных тел так

или иначе реагировать  на воздействия других материальных образований и воспроизводить их особенности. Отражение в своем развитии приходит к сознанию.И не в этом ли свойстве истоки удивительной  способности человека к познанию ?

  Логично предположить, что человеческое познание можно рассматривать как отражение, как процесс и результат отражения. Это высшая, человеческая, социальная форма отражения. Но, остановившись на этом отражательном характере познания мы не можем объяснить творчество, постоянное движение человеческого мышления  ко все более глубокому и всестороннему знанию.

  Источником  активности сознания выступает практика, которая исторически развиваясь,  усложняясь, определяет уровень развития общества и самого человека. В связи с практикой развивается и познание, как живое , активное отношение человека к миру.

  Что является результатом познания ? – Конечно, знание !   Знание

является человеческой информацией о мире, которая существует в виде

субъективной  реальности.  Она субъективна  по форме, но объективна по

содержанию. Объективность содержания информации, образов, степень их соответствия объекту, определения истинных образов дает практика как основа, исходный и конечный пункт познания.( Познание возникло в ходе практики, развивается благодаря ей, практика – источник фактов науки, поставляет основные материальные средства исследователю, выступает критерием истины ).

  Т.о. познание – есть социальное, исторически  развивающееся отношение человека к миру, процесс отражения в человеческом сознании в форме идеальных образов объективной реальности, осуществляемый в ходе практической деятельности людей.

  Процесс познания противоречив. Он переводит  материальное в идеальное, сигнал, знак, субъективную информацию, физическое в физиологическое и далее в психологическое – факт сознания.

Информация о работе Зарождение и становление философии