Становления философии как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 07:25, контрольная работа

Краткое описание

Философия имеет большое значение, так как является стимулятором развития общества. Благодаря философии родилось множество наук, без которых существование современного общества невозможна; она дала жизнь: математике, этике, физике, гуманитарным наукам, биологии, химия -философия без лишней скромности является родоначальникам всех наук, так как она научила размышлять и думать. Современный человек обязан знать как зарождалась колыбель наук, философов, философские учения.

Оглавление

Введение

Становление и развитие философии как науки...............................4
Основные положения философии К.Маркса, Ф.Энгельса,
Марксизм;.......................................................................................7

Предпосылки возникновения философии марксизма;...................8
Положения классического марксизма;...........................................9
Ленинский марксизм;......................................................................11
Понятие индивида и общества, соотношение родового и индивидуального в человеке..........................................................14
Заключение.........................................................................................17

Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Философия!.doc

— 98.50 Кб (Скачать)
 

Содержание

     Введение

  1. Становление и развитие философии как науки...............................4
  2. Основные положения философии К.Маркса, Ф.Энгельса,

     Марксизм;.......................................................................................7

  1. Предпосылки возникновения философии марксизма;...................8
  2. Положения классического марксизма;...........................................9
  3. Ленинский марксизм;......................................................................11
  4. Понятие индивида и общества, соотношение родового и индивидуального в человеке..........................................................14

      Заключение.........................................................................................17

     Список  используемой литературы.

Введение

     Хотелось  бы начать свою работу с понятия философия. Философия – это общая теория мира и человека в нем. Термин "философия" древнегреческого происхождения. В буквальном переводе он означает "любовь к мудрости" ("филео"- люблю, "софия” - мудрость).

     Современная философия - это прежде всего наука  и, более того, - ядро духовной культуры общества. Она играет стратегическую роль в формировании научной картины  мира, методов познания и деятельности, содействует выработке осознанного, продуманного отношения человека к действительности. Философские представления во многом определяют восприятие и понимание происходящего в жизни человека и общества, влияют на выбор способов и средств решения возникающих проблем.

       Философия имеет большое значение, так как является стимулятором развития общества. Благодаря философии родилось множество наук, без которых существование современного общества невозможна; она дала жизнь: математике, этике, физике, гуманитарным наукам, биологии, химия -философия без лишней скромности является родоначальникам всех наук, так как она научила размышлять и думать. Современный человек обязан знать как зарождалась колыбель наук, философов, философские учения. Поэтому изучение философии Индии, Китая, Греция имеет огромное значение для людей которые хотят мыслить свободно, без предубеждений.

     Философия стран Востока и Античная философия - это фундамент, благодаря которому мировое общество находятся на таком  развитии, на котором она находятся  сегодня. Изучая философию мы можем  наблюдать, как изменялась философия тех или других регионов из-за их географического положения, политического строя, развития отношений в обществе. Тезисами и понятиями, которые родились в светлых головах философов не одно тысячелетие тому назад, мы пользуемся и сегодня в различных сферах. Актуальна философия и сегодня так как сколько будет жить человек он будет требовать ответы, он будет философствовать; великие умы будут создавать в мыслях общество, которое будет идеальным, будут давать критерии добра и зла, укажут границу двух противоположностей, и когда мы найдем ответы на все свои вопросы - мы познаем блаженство и радость.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Становление и  развитие философии  как науки 

     Философия как особый тип мировоззрения  и специфическая структура общественного сознания - продукт довольно позднего развития человечества. В первобытном обществе ее не было, хотя и можно говорить об элементах философствования, содержащихся в мышлении древних людей. Вообще-то, философствование свойственно каждому из нас, а не только специалистам. В архаичные времена мировоззренческая потребность человека выражалась в попытке, на основе растущих знаний, переосмыслить суеверия и мифы, соотнести их с реальными делами и заботами своего рода. Эти элементы философствования были включены во всю совокупность относительно целостного, нерасчленённого (синкретического) сознания первобытного человека наряду с моралью, искусством, религией. Постепенно в мифологическом мировоззрении обозначились две тенденции: одна преобразовывала традиционные верования в более четкие религиозные представления, другая формировала в общественном сознании так называемую предфилософию. В дальнейшем происходит выделение из предфилософии и специализированного знания (науки). Это обусловливается развитием абстрактного мышления, усложнением общественно- исторической практики, необходимостью более глубокого понимания действительности, усиливающейся дифференциацией знаний.

Первые  философы появились в VII - VI веках  до нашей эры - значит, история философии  насчитывает более 2500 лет. Некоторые мыслители (напр., Гегель) полагали, что философия развивается путём филиации (отпочкования) одной идеи от другой, совершенно независимо от действительного хода вещей и жизненной практики людей. Некоторые же авторы (В.М. Шулятиков), отвергая самостоятельное существование философской мысли, считали, что все мировоззренческие понятия (материя, дух, движение и др.) можно вывести непосредственно из уровня производительных сил и классовых интересов. Между тем дело обстоит значительно сложнее. В истории развития философских воззрений обнаруживаются специфические закономерности. Укажем на некоторые из них.

     Во-первых, мир философии не следует рассматривать  как хаотическую совокупность непространственных и вневременных случайно возникающих  взглядов и идей. Философия как особое явление духовной культуры выражает в абстрактно-обобщённом виде содержание конкретно-исторического общественного бытия, социальной реальности вообще. Но это крайне опосредованное, самостоятельное отношение сознания к миру, во многом несущее характер личностного восприятия мыслителем действительности.

     Во-вторых, в совокупности сменяющих друг друга  оригинальных учений, образующих историко-философский  процесс, имеются и воспроизводятся  в новых условиях некоторые традиционно общие мировоззренческие проблемы. Их решение стимулируется и возобновляется появляющимися духовными средоточиями (идеалами, ценностями, идеологиями и др.) в реальной жизни общества. Средоточия в мире культуры бывают исторически длительно сохраняющимися (верования, традиции, символы, ценности, образы философской мысли и др.). Многие же духовные средоточия дискретны, временны, возникают «на злобу дня», обслуживают «социальный заказ», обусловливаются специфическими обстоятельствами жизни человека (философа, писателя, художника и т.д.).

     Различия  в духовных средоточиях по-разному  сказываются в отношениях между  различными мировоззренческими учениями. Различия эти могут проявляться  в виде прямого отрицания, преемственности, воспроизведения, обобщения, интеграции, дифференциации конкретных идей и социальных идеалов и т.д. Данные характеристики многоаспектно обнаруживаются в историческом развитии философии.

Зарождение  философии по моему мнения происходило  по мере развития общества людей, чем  прогрессивнее становилось общество, тем большее количество членов задумывалась о вещах которые они не могли понять, а если не могли понять, значит боялись, и нужно было то что им объясняла суть вещей которую они не могли понять, и чем больше общество становилось на путь прогресса, тем больше вопросов возникало у людей. Множество вопросов и нужно было систематизировать, чтобы они не противоречили один одному, появились люди которые начали размышлять - эти люди и делали фундамент для рождения «Философии».

 
 
 
 
 

2. Основные положения философии К.Маркса, Ф.Энгельса. Марксизм. 

       Возникновение марксизма явилось одной из форм нового типа философствования, в том числе по проблематике определения субъекта истории, соотношения абстрактного и конкретного. К.Маркс уже в ранних произведениях показал логическую несостоятельность попыток Гегеля вывести конкретное (человека) из абстрактного (мирового духа), в результате чего человек низводился до положения носителя государственных форм “всеобщности”, и субъектом развития выступал не человек, а государство. Маркс и Энгельс увидели разгадку проблемы человека не в нем самом и не в надчеловеческих абстрактно-всеобщих “субстанциях”, а в сфере предметной деятельности человека. Созданный руками человека мир предметов (“вторая природа”) – это не просто совокупность вещей, предназначенных для потребления, но единственно наглядный способ проявления сущности человека, раскрытая книга человеческих сущностных сил.

     В  классически-чистом виде теория Карла Маркса (но не весь марксизм как всемирное течение, которому уже более полутора столетий) сегодня имеет достаточно ограниченную, хотя и далеко не нулевую актуальность. Реактуализация необходима и она в значительной степени уже проведена марксистами.

     Во-первых, марксизм актуален как классическая методология и теория, остающаяся «работающей» в той мере, в какой не изменились за последние сто с небольшим лет основы общественной жизни человека. Во-вторых, классическая марксистская теория позволяет раскрыть реальное взаимодействие социально-экономических отношений с материально-техническими основами экономики и социо-культурной жизнью человека. 
         В своей работе я попытаюсь проанализировать и сопоставить в единое целое материалы по теме «Марксизм», выявить его идеи и основные понятия.
 
 
 

     3. Предпосылки возникновения философии марксизма 

     Социально-экономические  и классово-политические предпосылки  формирования философии марксизма  заключены в особенностях развития Европы первой половины XIX в. Несоответствие производственных отношений капитализма  характеру производительных сил проявилось в экономическом кризисе 1825 г. Сильное противоречие между трудом и капиталом обнаружилось в выступлениях рабочего класса: в восстаниях французских рабочих в Лионе (1831 и 1834 гг.), силезских ткачей в Германии (1844 г.), в развертывании чартистского движения в Англии (30-40-е годы XIX в.). Возникла потребность в теории, способной вскрыть сущность, перспективу социального развития, служить средством построения общества, свободного от капиталистической эксплуатации, средством преобразования социальных структур. Требовалось научное обобщение опыта классовой борьбы пролетариата, разработка его стратегии и тактики. 
           Марксистская концепция общества и социальных отношений, создававшаяся в результате осмысления уроков социально-политических движений, складывалась во взаимосвязи с формированием нового мировоззрения. Становление же такого мировоззрения требовало постановки задач по переработке всего ценного, что было в научной мысли той эпохи.  

       В истории экономической мысли  марксизм как образец политической экономии занимает заслуженное место. Марксизм появился в 40-е годы XIX в., когда капитализм уже сложился как система социально-экономических отношений с развитием промышленности, формированием классов; когда обнажились как плюсы, так и минусы рыночного хозяйства. 
            Марксизм возник не на голом месте, он развивался и утверждался, опираясь на достижения науки. Марксизм питали немецкая философия Гегеля, классическая политэкономия Смита и Риккардо, учение французских социалистов-утопистов. В результате марксизм стал ценным научным знанием классовой политэкономии.

4. Положения классического марксизма

• Социализм  возможен лишь в том случае, если капиталистический способ производства исчерпает потенции самовоспроизводства, если производительные силы не могут развиваться, и резко ухудшится социально-экономическое положение трудящихся масс. Увы, в течение всего периода «социалистического строительства» Россия так и не преодолела технико-технологическое отставание от западного мира.

• Социализм  возможен как всемирная система, т.е. он может осуществляться только в том случае, если мир капитализма  в целом «созрел» для социалистических преобразований. Не зря же Маркс  создал Интернационал. Ленин же, человек, фанатично преданный  идее мировой революции, все же решился начать революционные преобразования в одной стране в надежде, что «мировой пролетариат» поддержит революционную Россию. Но надежды эти оказались тщетными, а трудностей – больше, чем ожидалось. 
• Социальная революция пролетариата возможна в достаточно развитых социально-экономических организмах, основанных на относительно высоком уровне производительных сил. Для Маркса важной была мощь рабочего класса, его количественное преобладание в обществе. Для Ленина большое значение имела организованность рабочего класса и его способность вести за собой непролетарские слои трудящихся.

• Маркс  предполагал национализацию крупной  капиталистической собственности, её огосударствление только как первоначальный акт превращения государственной собственности в общественную собственность. Иначе говоря, Маркс не отождествлял процесс огосударствления с процессом обобществления, государственную собственность с собственностью общественной. Ленин более грубо подошел к вопросу. Для него государственная собственность и есть собственность общественная. 
Во всех экономических мероприятиях всегда надо иметь в виду главнейшие социальные цели: реализацию интересов трудящихся, постоянный рост их благосостояния, социальную справедливость в производстве, распределении и потреблении продуктов и достижение на этой основе действительной  экономической  свободы личности. Для Ленина, подлинного российского правителя «византийского» толка, интересы трудящихся по «ранжиру» стояли ниже интересов государства, того государства, которым он сам же и руководил. 
• Классическому теоретическому марксизму чужд социальный луддизм. В самом, деле, если все общественное богатство при капитализме создано руками трудящихся, то придя к власти, они не могут или не должны, разрушать то, что ими же создано. По Марксу, сохранение всего богатства предшествующего развития – одна из позитивных задач пролетарской революции. [Гусейнов 238-240]

Информация о работе Становления философии как науки