Становления философии как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 07:25, контрольная работа

Краткое описание

Философия имеет большое значение, так как является стимулятором развития общества. Благодаря философии родилось множество наук, без которых существование современного общества невозможна; она дала жизнь: математике, этике, физике, гуманитарным наукам, биологии, химия -философия без лишней скромности является родоначальникам всех наук, так как она научила размышлять и думать. Современный человек обязан знать как зарождалась колыбель наук, философов, философские учения.

Оглавление

Введение

Становление и развитие философии как науки...............................4
Основные положения философии К.Маркса, Ф.Энгельса,
Марксизм;.......................................................................................7

Предпосылки возникновения философии марксизма;...................8
Положения классического марксизма;...........................................9
Ленинский марксизм;......................................................................11
Понятие индивида и общества, соотношение родового и индивидуального в человеке..........................................................14
Заключение.........................................................................................17

Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Философия!.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

5. Ленинский марксизм

     С середины 90-х годов XIX века определяющую роль в развитии отечественного марксизма играет В.И. Ленин (1870 - 1924). Он занимался в основном проблемами социальной теории и практики.

            В его трудах освещались под новым углом зрения многие проблемы социальной философии - о сущности, формах и типах государства, о  критериальных признаках социальных классов, о союзниках рабочего класса и т.п. На некоторых из проблем общей философии остановимся подробнее. 
    Проблема материи. Раньше представление о материи отождествляли с веществом, с вещественно-субстратными образованиями. Получалось, что физическое поле не есть материя, а нечто духовное или, в лучшем случае (как, например, у Вл. С. Соловьева), материально-духовное. Некоторые из естествоиспытателей полагали, что открытие полей расширило понятие материи, которым оказалось вещество плюс поле. В.И. Ленин проанализировал в своем философском произведении "Материализм и эмпириокритицизм" (написано, в 1908 г., опубликовано в 1909 г.) это понятие и дал ему гносеологическое определение. "Материя, - отмечал он,- есть объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания и отображаемая им". Это определение дано в плане противоположения "Я" и "Мир". Под ним разумеется уже не только вещество и поле, но и антивещество, производственные отношения и многое другое, что существует вне сознания и способно прямо или косвенно воздействовать на него. Можно сказать, что это подлинно мировоззренческо-философское определение, ибо раскрывается через основной вопрос мировоззрения. 
            Проблема истины. Истина согласно классической (корреспондентской) концепции означала совпадение представлений человека и действительности. В.И. Ленин не только расшифровал понятие "действительность", под которым можно подразумевать и явление, и сущность, и предмет, и духовное образование (последнему ведь тоже могут соответствовать, а могут и не соответствовать представления познающего субъекта). Он выдвинул положение о субъективной стороне истины и объективном ее содержании. Истина, писал он, это такое содержание наших представлений, которое не зависит ни от человека, ни от человечества, следовательно, не зависит оно по содержанию и от классов, т.е. истина надклассова и надисторична).

       Проблема практики. В трудах В.И. Ленина впервые подчеркнуто, что практика не только абсолютна (в плане критики агностицизма), но и относительна. Ее нельзя абсолютизировать. Она сама находится в развитии, т.е. может быть менее развитой или более развитой. Не всякая практика может служить критерием истины, а только такая, какая соотносима с уровнем развития теории. Отсюда вытекало, что критерием истины является не практика вообще, а только практика, взятая в её историческом развитии. 
Проблема всеобщего метода познания. В своих «Философских тетрадях» (1914-1916) В.И. Ленин раскрыл структуру («элементы») диалектики как теории и как всеобщего метода. В диалектику оказались включенными не только основные законы развития, но и многие соотносительные категории, выступающие в процессе познания в качестве принципов, регулирующих познавательную деятельность (принцип единства формы и содержания, принцип каузальности и др.). В. И. Ленин раскрыл сущность и значение принципа единства диалектики, логики и теории познания. 
          Пробелам кризиса естествознания. Во времена В.И. Ленина это была актуальная проблема. В столкновение, в конфликт приходили материалистические по сути установки естествоиспытателей с их идеальистическими выводами, которые они делали после своих исследований. В.И. Ленин подробно проанализировал кризис в физике, выявил его гносеологические, общеметодологические и социально-классовые основания и показал, что одним из важнейших средств его преодоления является переход физиков на позиции сознательно применяемой диалектики. 
            Проблема союза философии и естествознания. Эта проблема, развившаяся многими философами прошлого, в том числе отечественными (особенно Герценом), была не только теоретически разработана дальше В.И.Лениным, но и поставлена как практическая, политическая задача. В работе «О значении воинствующего материализма» (1922) он выдвинул положение о необходимости установления союза философов-марксистов с естествоиспытателями-некоммунистами. В.И. Ленин как глава государства много сделал для начала формирования этого союза сразу же после Октябрьской революции. В 20-е годы философы опирались на идеи В.И. Ленина и, можно утверждать, сформировали такой союз. К сожалению, начиная с 1930 г. Этот союз стал рушиться под гнетом сталинского nоnалитаризма.

     Философские работы В.И.Ленина надолго определили основные черты советской философии.

6. Понятие индивида и общества, соотношение родового и индивидуального в человеке

     Человек представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух: природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид — это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени — человеческой личности.

     Главным результирующим свойством личности выступает мировоззрение.

     Особым  компонентом личности является ее нравственность.

     Личность  — это мера цельности человека. Без внутренней цельности нет  личности.

     Понятие человеческой уникальности имеет существенное значение в социальном познании, в  постижении социальных явлений, событий, в уяснении механизма функционирования и развития общества, эффективного управления им.

     Человек формируется и видоизменяется под  влиянием совместной деятельности, и  в этом смысле он оказывается одновременно и субъектом и объектом воздействия  социальных сил и общественных отношений.

     Человеческое  общество — это высшая ступень  организации живых систем. Личность не растворяется в обществе: сохраняя значение неповторимой и самостоятельной  индивидуальности, она вносит свою лепту в жизнь общественного  целого.

     Человек — это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, или — точнее — субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. Будучи высшей ступенью развития живых организмов на Земле, он по своей природе представляет собой единство социальных и природных качеств, получивших отражение в определении человека как целостной многосложной биосоциальной (биопсихосоциальной) системы.

     Степень свободы человека зависит от характера  и уровня развития общества, от заботы общества об удовлетворении материальных и духовных потребностей личности, то есть свобода человека тесно связана со свободой общества. С другой стороны свободное развитие общества зависит от свободного развития каждого из его членов, «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех».

     Смысл жизни человека раскрывается в многообразных  видах деятельности– в труде, воспитании, семейной жизни, увлечении  наукой, литературой и искусством, в активной общественной деятельности и т. д. При этом труд и производство — не самоцель, а необходимая предпосылка и реальная основа создания объективных условий для того, чтобы каждый человек мог проявить себя, развернуть свои способности, обнаружить таланты, то есть чтобы он имел реальную возможность свободно развиваться как творчески деятельная личность.

     К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали, что сущность человека неправомерно отождествлять ни с чистой субъективностью (например, самосознанием), ни с объективной  формой проявления сущности (опредмеченными результатами деятельности). Сущность человека выявляется в особом характере его предметной деятельности. Отсюда вытекает, что для познания сущности человека необходимо анализировать не просто совокупность общественных отношений, как нечто внешнее человеку, а диалектику взаимодействия творческих сил человека с той социальной структурой, в рамках которой развертывается его деятельность. Кроме того, определение родовой сущности человека как совокупности «всех общественных отношений» означает, что она формируется не только данными отношениями, в которых существует индивид, но и всей предшествовавшей историей человечества, его культуры.

    Соотношение биологического и социального в  человеке. Человек как уникальный биологический вид Homo sapiens возник около 40 тысяч лет назад в результате длительного процесса становления общества, который одновременно являлся и периодом формирования человека. Таким образом, он возник в результате единого процесса антропосоциогенеза. С формированием мышления и языка началось одновременное становление производственных, социально-экономических отношений как особого вида материи — социальной материи. Своеобразие ее заключается в том, что, будучи объективной и первичной по отношению к общественному сознанию, она в отличие от природной материи не может существовать без сознания. Человек — это высший уровень организации материи, осознающей саму себя. Способность производить орудия труда является видовым отличием человека от животного.

Заключение

     Основным  назначением научной философии  является формирование современной культуры мышления. Философия стремится дать человеку стратегические ориентиры целостного видения мира и общества, глубокого понимания происходящего, истинного познания и результативной деятельности. В ситуации духовного хаоса, уже более десятилетия царящей в России, философское образование, развивающее эти качества, приобретает первостепенное значение. Без него невозможно ни современное полноценное специальное образование, ни формирование настоящего гражданина России, способного внести достойный вклад в ее развитие.

     Марксизм является самой устойчивой из выдвигавшихся с времен Просвещения альтернатив либерализму и консервативному политическому мышлению. Он подвергался бесконечным переработкам – Лениным (1870-1924) и Львом Троцким (1979-1940) в России, Розой Люксембург (1871-1919) и Карлом Каутским (1854-1938) в Германии, не говоря уже о латиноамериканском варианте в лице Че Гевары (1928-1967). Марксизм наплодил много: это и франкфуртская школа, и стоящая во временном отношении ближе к нам теория феминизма, различные направления критико-правовых исследований и другие формы теории антиистеблишмента в американских школах права. Так называемые структуралистское, постструктуралистское и деконструктивистское интеллектуальные движения также в основном ведут своё происхождение от марксизма. Маркс Вебер (1864-1920) и теоретики элиты Роберт Михельс и К. Райт Миллс (1916-1962), чьи исследования представляли собой реакцию на марксизм, сами несут неизгладимый отпечаток марксизма. Марксизм продолжает существовать в интеллектуальном сознании современного Запада отчасти из-за исчезновения альтернатив, а отчасти потому, что он, несмотря на все недостатки, позволяет артикулировать критический взгляд на настоящее и надежды на будущее, которые никогда не исчезали полностью.

     Характеристика  исторических общностей  людей (род, племя, народность, нация).

Племя Исторически первая ступенька формирования этноса. Оно  включало значительнее число родов  и кланов, которые обладали собственным  языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), церемониями. Их численность доходила до десятка тысяч человек.

Этот  тип этнической организации свойственен  родовому строю. В племенном самосознании особо важную роль играет представление  об общности происхождения от какой-либо реальной или мифической личности, а иногда от животного или даже растения. Тотемизм, фетишизм и анимизм.

В эпоху  распада родового строя и формирования классового общества племена объединяются в союзы, на основе которых возникает  новый исторический тип этноса.  

Нации Высший исторический тип этноса. Нация возникает в  период преодоления феодальной разобщенности  и зарождения капитализма. В этот период складываются достигшие высокой  степени политической организации  внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература, искусство. Нации более многочисленны, чем народность, и насчитывают десятки и сотни миллионов. На почве единых территории, языка и экономики формируется единый национальный характер и психологический склад. Возникает очень сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.

Большинство наций консолидируются на основе одноименных народностей, в то же время включая в свою орбиту близкородственные  народности.

Нации как  наиболее развитые этнические образования  возникли

на индустриальной стадии развития общества

Народность Этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и феодализма, представляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность.

Государство объединяет обширные территории, устанавливая более тесную связь между людьми и этническими группами. Чаще всего  в народность консолидируются близкородственные  племена, а нередко сюда включаются также неродственные этнические группы.

    Древнерусская народность сформировалась во второй половине 1 тысячелетия н. э. из близкородственных  восточнославянских племен. Однако уже  на раннем этапе в нее были вовлечены  также неславянские этносы: финно-угорские, балтские, тюркские.

    Народности  – достаточно неустойчивые этнические образования. В эпоху феодализма они распадаются на более мелкие части, из которых постепенно формируются  новые этносы.

Возникает  на стадии формирования государства

Какой признак  присущ нации как этнической общности? национальное самосознание 

Этнос  Большая группа людей, обладающая общностью культуры, языка, 
сознанием нерасторжимости исторической судьбы
 

Список  используемой литературы:

1. Гусейнов Р.  История мировой экономики: Запад – Восток – Россия: учеб. пособие. / Р. Гусейнов. – Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2004. – 552 с. 
2. Лавриенко, В.Н. Философия: учебник для вузов /Под ред. Проф. В.Н. Лавриенко, проф. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 584 с. 
3. Миронов, В. В. Философия: учеб. /В.В. Миронов. – М.: ТК Велби, Проспект,2006. – 240 с. 
4. Сажина, М. А. Научные основы экономической политики государства: учебное пособие. – М.: НОРМА, 2001. – 224 с. 
5. Шапиро, И. Моральные основания политики. Учебное пособие / Пер. с англ. Под ред. В.С. Малахова. – М.: КДУ, 2004- 304 с.;

6. Ленин В.  И., Империализм и раскол социализма, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 30;

7. Маркс К.  и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 35. - М., 1989;

8. Краткий философский  словарь // Под ред. М.Розенталя, П.Юдина.- СПб., 1990. 

Информация о работе Становления философии как науки