Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 20:18, реферат
Предметом теоретической философии, по Канту, должно быть не изучение самих по себе вещей – природы, мира, человека, а исследование познавательной деятельности, установление законов человеческого разума и его границ. Именно в этом смысле он называет свою философию трансцендентальной. Кант осуществляет переход от метафизики субстанции к теории субъекта (поставив гносеологию на место онтологии). Кант последовательно осуществил разделение бытия на мир природы и мир человека.
Введение
1. Предмет и задачи критической в философии И. Канта. Понятие трансцендентального субъекта 4
2. Пространство и время как априорные формы знания 7
3. «Вещь в себе». Антиномии в учении И. Канта 8
4. Моральная философия «практического разума» 12
Заключение 14
Список использованной литературы 16
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
по дисциплине
«Философия»
на тему:
Томск 2009
Содержание
Цель данной работы – рассмотреть основные проблемы философии И. Канта.
В философии И. Канта различаются «докритический» и главный, «критический» период. Основные доктрины этого мыслителя, это учение о знании (формы чувственного познания; «трансцендентальная диалектика») и его этическое учение. Основные кантовские понятия «вещь в себе», «феномен», «аналитическое суждение», «синтетическое суждение», «априорный» и «апостериорный», «категорический императив» и др. Сущностная часть кантовского мировоззрения – агностицизм (данный термин, происходящий от греч. слова «агностос», – непознаваемый) – это философская позиция, отрицающая познаваемость того, что не может быть непосредственно представлено в опыте, и утверждающая на этом основании непознаваемость объективной реальности, Бога, мироздания и так далее. Отсюда – особенности отношения Канта к религии, его подход к проблеме «материализм-идеализм» и др.
Предметом теоретической философии, по Канту, должно быть не изучение самих по себе вещей – природы, мира, человека, а исследование познавательной деятельности, установление законов человеческого разума и его границ. Именно в этом смысле он называет свою философию трансцендентальной. Кант осуществляет переход от метафизики субстанции к теории субъекта (поставив гносеологию на место онтологии). Кант последовательно осуществил разделение бытия на мир природы и мир человека. После Канта становится господствующим представление о различии природы и культуры. Область природы подчиняется законам причинности и необходимости. В сфере культуры господствует принцип целеполагания. Отсюда два метода исследования: естественно – научный и культурно-исторический.
Кант определял философию, как науку, которая дает человеку знания о его предназначении в мире. По его словам, философия призвана ответить нам на такие три важнейшие вопросы:
Что я могу знать?
Что я (исходя из правильных мировоззренческих знаний) должен делать?
На что я могу надеяться?
Кант начал писать свои философские произведения после 55-летнего возраста. До этого времени он глубоко изучил взгляды своих философских предшественников. Особое влияние на него оказало творчество Декарта, Юма и учение Лейбнице-Вольфианской школы, безраздельно господствовавшей в то время во всех университетах Западной Европы. В результате он пришёл к необходимости дать свой ответ на актуальные в то время проблемы философских знаний. Такой проблемой, по мнению Канта, была, прежде всего, теория познания. Свои собственные взгляды он решил изложить в виде критического рассмотрения взглядов на познание своих предшественников. Отсюда название его основных философских произведений начинаются со слова «Критика» а) чистого разума, б) практического разума и в) способностей суждения.
Прежде чем начать что-либо познавать, писал Кант, надо исследовать сам инструмент познания и его возможности: исследовать особенности и возможности человеческого сознания во всех его аспектах.
Канта в отличие от своих предшественников поставил себе задачу создать научную, теоретически и практически доказуемую, теорию познания. «Метод познания должен быть научным в противоположность «естественному» методу, которым здоровый человеческий рассудок владеет сам по себе. Научный метод не преследует ни догматических (Вольф), ни скептических (Юм) целей. Этот путь есть максима, согласно которой ничего не следует принимать за истину, кроме как только после полной проверки принципов»1. Кант считает, что есть два пути к созданию научной теории познания. Первый заключается в том, чтобы сопоставлять предметы природы с нашими идеями и представлениями, принимая за эталон предметы природы; а второй – в том, чтобы при таком сопоставлении эталоном считать наши идеи и представления. «Доныне полагали, – пишет он, – что всё наше познание должно соответствовать предметам ... Быть может, стоит поэтому попытаться, не выполним ли мы задачу метафизики лучше, если предположим, что предметы должны соответствовать нашему познанию».
Схематически сам Кант изображал свою философскую систему в следующем виде.
|
В первом столбце приведены три способности души, не существует у души других способностей. Совокупная познавательная способность состоит из трех познавательных способностей, которые указаны во втором столбце. Чувства удовольствия и неудовольствия всегда сопровождаются способностью суждения утверждать или отрицать наличие этих чувств. Способность желания сопровождается разумом, разум определяет, что человек желает и каким образом он будет добиваться желаемого. Разум – это высшая познавательная способность души.
В третьей колонке даны три фундаментальных принципа, благодаря которым человек является тем, чем он является, социальным существом. Эти принципы Кант называет априорными, что в переводе с латинского означает предшествующие опыту (а не следующие из опыта). Кант не объясняет, откуда появляются эти принципы, они даны до опыта, и все. По сути же, речь идет все о тех же идеализациях.
Первый принцип – закономерность, благодаря этому принципу существуют наука (как система знаний о природе), теория и истина (смотрите первую строку).
Второй принцип – целесообразность; имеется в виду, что все существующее в мире интерпретируется человеком либо к его удовлетворению, либо неудовлетворению. Не обладал бы человек принципом целесообразности, не было бы искусства, эстетических суждений, идеала красоты (смотрите вторую строку).
Третий принцип – конечная цель, если бы не было ее, то отсутствовало бы представление о свободе, о смысле практических действий, а смысл этот – добро (смотрите всю третью строку).
И. Кант рассматривает познание как
деятельность, протекающую по своим собственным
законам. Не характер и структура познаваемой
субстанции, а специфика познающего субъекта
рассматривается как главный фактор, определяющий
способ познания и конструирующий предмет
знания. В самом субъекте Кант различает
два уровня – эмпирический (индивидуально-психологические
особенности человека) и трансцендентальный
(всеобщие определения, составляющие принадлежность
человека, как такового). Объективность
знания обусловливается структурой именно
трансцендентального субъекта, которая
есть надындивидуальное начало в человеке.
Кант, исследуя способность познания, пришел к противопоставлению двух видов знания: знания истинно научного и знания несовершенного. Первое обладает, по Канту, свойствами безусловной достоверности, всеобщей необходимости. Кант считал, что это происходит потому, что знание научное априорно – дано до опыта, вне его, но вытекает непосредственно из разума и является предпосылкой опытного познания. Все же эмпирическое знание, базирующееся на опыте, не может быть, безусловно, достоверным, общезначимым и необходимым. Кант создал субъективно-идеалистическую теорию пространства и времени. Кант отмечал, что все предметы чувственного восприятия существуют во времени и пространстве. По Канту предметы существуют во времени и пространстве не объективно, а лишь постольку, поскольку они воспринимаются нашими чувствами. Следовательно, заключает Кант, понятия пространства и времени являются априорными, т.е. предшествуют опыту, а не вытекают из него. Таким образом, Кант отрицал объективность пространства и времени и признавал их субъективными, предшествующими опыту (априорными) формами непосредственного чувственного созерцания. Восприятия явлений в пространстве и во времени есть, по Канту, лишь результат активности нашего сознания.
Для
рассудочного мышления, по Канту, необходимы
некие основные и исходные понятия,
систематизирующие и
Сознание человека, утверждает родоначальник немецкой классической философии, воспринимает только «Феномен» (то, что является, показывается, доходит до нас через чувства) явлений и предметов, но для сознания навсегда остается недоступным «Ноумен» (“вещь в себе», «Ding an sich», – то, чем вещь, явление являются в действительности, сами по себе, не зависимо от наших чувств и чувственных восприятий).
Вневременный мир вещей в себе открывается лишь практическому разуму. Практическим Кант называет разум, «имеющий причинность в отношении своих объектов». В отличие от теоретического, он занимается определяющими основаниями воли, а воля – «это способность или создавать предметы, соответствующие представлениям, или определять самое себя для произведения их...»2. Волю Кант отличает от простой способности желания, т.е. от чувственного влечения, которое целиком определяется эмпирическим субъектом и одинаково свойственно как человеку, так и животным. Желание всегда определяется индивидуальными потребностями и потому лишено всеобщего (объективного) характера. Напротив, воля – это способность, которой наделены только разумные существа; она «мыслится как способность определять самое себя к совершению поступков сообразно с представлением о тех или иных законах... То, что служит воле объективным основанием ее самоопределения, есть цель, а цель, если она дается только разумом, должна иметь одинаковую значимость для всех разумных существ».
Таким образом, поскольку воля
может определять свои
Понятие цели определяется Кантом как «причинность из свободы»: если в мире эмпирическом, мире природы всякое явление обусловлено предшествующим как своей причиной, то в мире свободы, в сверхчувственном и вневременном мире, разумное существо может «начинать ряд», исходя из понятия разума, не будучи детерминированным природной необходимостью, в том числе и своим собственным прошлым: мир свободы – и в этом его главная характеристика – сверхприроден, а значит и вневременен.