Становление древнекитайской философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 09:58, контрольная работа

Краткое описание

В середине второго тысячелетия до нашей эры Китай вступил в кровавую и мрачную эпоху своей истории, о характере которой красноречиво говорит уже само ее название - эпоха Борющихся Царств (Чжань-го). Сохранявшееся до середины 5 в. до н. э. Относительное равновесие разнородных политических сил и интересов удельных правителей царства Чжоу (с 11 в. до н. э.) рухнуло после того, как мощное княжество Цзинь распалось на три владения - княжества Чжао, Вей и Хань.

Оглавление

1. Становление древнекитайской философии. Культура Дао……………………2
2. Философия даосизма…………………………………………………………….5
3. Философия конфуцианства…………………………………………………….15
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

философия контр.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

                Содержание:

  1. Становление древнекитайской философии. Культура Дао……………………2
  2. Философия даосизма…………………………………………………………….5
  3. Философия конфуцианства…………………………………………………….15

Список использованных источников

 

          1. Становление древнекитайской  философии

     В середине второго тысячелетия до нашей эры Китай вступил в кровавую и мрачную эпоху своей истории, о характере которой красноречиво говорит уже само ее название - эпоха Борющихся Царств (Чжань-го). Сохранявшееся до середины 5 в. до н. э. Относительное равновесие разнородных политических сил и интересов удельных правителей царства Чжоу (с 11 в. до н. э.) рухнуло после того, как мощное княжество Цзинь распалось на три владения - княжества Чжао, Вей и Хань.

     И вот в сумерках кровавой эпохи  Чжань-го расцвела классическая китайская философия, распустилось множество цветов, и разогрелась борьба «ста школ». Первым оформилось конфуцианство, младенческие дни которого прошли еще до начала периода Борющихся Царств. Потом появились монеты, учившие о всеобщей любви и мире, легисты, ратующие за всевластие государя, опирающие на незыблемость драконовских законов, натурфилософы, проповедующие доктрину положительных и отрицательных сил (инь-ян) и пяти первоэлементов, и другие школы.

    Древнекитайские мудрецы культуру Дао ее генезис  и устройство представляли себе следующим образом.

    Дао рождается во вселенской пустоте, в  которой растворена телесная триединая - духовная - идеальная сущность и разлиты в развоплощенном виде теоморф-ная (Первопредок - Бог), зооморфная (природная Вещь) и антропоморфная (Человек) ипостаси Дао. Пустота имеет дискретно-континуальные характеристики. Она несет бинарную положительно-отрицательную энергетическую напряженность (натяженность) ян (+) и инь (-). В дискретности «нитевые» векторы напряженности инь и ян направлены перпендикулярно и членят пустоту на бесконечное множество точек. В континуальности векторы накладываются и образуют поле. В беспредельном объеме пустоты в любой и каждой ее точке и в протяженности сплошь и везде рождается Дао.

    Под воздействием собственной напряженности пустота сворачивается в ян-скую сферу с вписанным в нее иньским кубом, сфера подвижна, куб неподвижен. Динамика сферы и статика куба передаются вовнутрь полученного энергетического объема, где образуется статико-динамическая горизонтально-вертикальная силовая конструкция: пять силовых полей (далее называются элементами) располагаются по горизонтали в виде «пяти-частного креста», и пять силовых полей располагаются по вертикали с прохождением сквозь центр горизонтального построения. Элементы горизонтали и вертикали соотносятся как зеркальные аналоги (в человеческом, божественном и вещном обличье как разнополые близнецы). В процессе своего движения и остановок по горизонтали и вертикали пять пар элементов-близнецов сопрягаются в центре и всякий раз образуют новый средний элемент. Если энергию ян принять за мужское начало, инь за женское, то средний элемент будет детским началом - цзы. Так складывается генетическая и диалектическая триада Дао-инь-цзы-ян, которая дважды укладывается в янской вертикали и дважды в иньской горизонтали (в вертикали верхний и нижний элементы вместе с центральным и ближайшие к центральному элементы вместе с центральным). Это пятичастно-пятичастное построение называется двойным именем у чан/ у син, что означает «пять постоянств пять движений». Мы принимаем его в качестве структурно-функционального архетипа Дао.

    Энергетические  импульсы инь и ян описывают в  архетипе Дао различные траектории: в иньской горизонтали они движутся по кругу, в янской вертикали - по замкнутой линии в виде восьмерки. Сопрягаясь в центре, они сплетают спираль Дао. Слияние элементов инь и ян в элемент цзы в центре происходит при определенных условиях. Архетип Дао действует как сепаратор. Он сбивает своей спиралью пустоту-энергию сфероидно-кубического объема Дао; в высшей степени возгонки она вспыхивает плазменным свечением, затем остывает, и в центре остается сплавленный из инь и ян ребенок Дао - цзы. Это вечно вьющийся корень существования или корень жизни (цунь). Через него Дао из «пустого» небытия переходит в «полное» бытие.

    Корень  жизни изоморфно повторяет устройство функции архетипа Дао. В статике он представляет собой перекрещивание огненной вертикали и водной горизонтали, в динамике водное кольцо сопрягается с огненным столбом и свивает спираль (в художественном воплощении корень жизни выражается в образе горы и реки).   Взаимодействуя,   огонь   и   вода   корня   жизни   порождают   тео-зооантропоморфные существа, ини состоят из телесной, духовной и идеальной сущностей. Это тот мир, который современный человек называет миром фантазии и мифологии древнего человека. На самом же деле это мир естества (цзы жань), мир человеческих, природных и божественных архетипов.

    В целом культура Дао проходит три  стадии органического формирования: стадию пустоты или небытия, переходную от небытия к бытию, или среднюю стадию эмбриона Дао, и стадию бытия. При таком изображении генезис Дао кажется линейным и протекающим стадиально в направлении от небытия к бытию Само же Дао не имеет пространственно-временного начала, у него есть вечный, вневременной акт рождения, но нет процесса рождения. Дао пульсирует в триединстве своих составляющих - эмбриона, небытия и бытия. Логически эмбрион первичнее своих противоположностей, генетически же они равноправны: Дао постоянно рождается в небытие, бытии и в эмбрионе, т. е. тождестве и нетождестве собственных противоположностей, и умирает. Сколько эмбрион Дао испускает из себя небытия и бытия и истощает себя, столько же он принимает в себя и регенерирует.

    Именно  такая культура Дао в своей органической целостности предлежит древнекитайским философским учениям. Она могла бы существовать вечно, однако на каком-то из повторяющихся циклов претерпевает деформацию, что выражается в нарушении статико-динамического строя архетипа у чан/ у син. В историческом плане деформации культуры Дао характеризуется разрушением рода и наступления цивилизации с государственной формой правления общества.

    Древнекитайская философия подразделяется на три  направления: ицзинистика (учение «И цзин»), даосизм (дао цзя-школа Дао; дао цзяо - учение Дао) и конфуцианского учения.

              2. Философия даосизма

    Первым  из многих парадоксов истории даосизма стал тот факт, что эта национальная китайская религия предстала перед прожектором истории в облике философской школы.

     Даосская  философия возникла позднее, чем  считается: «Дао-Дэ цзин», важнейший из раннедаосских текстов, был написан не во времена Конфуция, а гораздо позднее, в 4 или, в начале 3 в. до н. э., следовательно, Даосизм - дитя эпохи Чжань-го.

     Несколько слов о самом слове «даосизм» оно означает «Учение Пути». Надо сказать, что Путь (Дао) одна из важнейших категорий китайской культуры вообще, а не только даосизма.

     Говоря  о китайской культуре, мы рассматриваем  ее как некий монолит, нечто единое и цельное. Однако это совершенно не верно применительно к китайской древности. В условиях существования на территории государства Чжоу многих отдельных враждующих между собой царств его культура также являла собой картину значительного многообразия; существовало несколько типов культур, только позднее сплавленных в великом общекитайском синтезе эпохи империи Хань (206 до н. э.- 220 н.э.).

     В наибольшей степени отличались друг от друга культуры севера и юга  Китая. Если для севера, давшего начало конфуцианству, характерно внимание к этической проблематике и ритуалу, рассудочное стремление к рациональному переосмыслению архаических основ цивилизации, то на юге (огромное царство, Чу, в бассейне реки Янцзы) господствовала стихия мифопоэтического мышления, процветала экс-татичность шаманских культов. И даосизм, созревший, видимо, в лоне южной традиции. Тем не менее, соединил в себе экзальтированную архаику юга и рациональность севера. Первая дала ему содержание, вторая наделила формой, предоставив созданный ею философский способ освоения действительности для выражения смутных и неосознанных творческих потенций. Без южной традиции даосизм не стал бы даосизмом, без северной - не смог бы сказать о себе языком великой культуры и книжной образованности.

     В начале 70-х гг. нашего столетия благодаря трудам китайских археологов наука получила новый и чрезвычайно богатый материал. Это произошло в результате раскопок в местечке Мавандуй близ города Чанша, столицы провинции Хунань. Среди мавандуйских текстов оказалось достаточно много содержащих ценную информацию о самой сердцевине даосской религиозной доктрины - учении о продлении жизни и приобретении бессмертия.

     Эти трактаты посвящены вопросам медицины и диетологии в связи с сексологической, или, точнее, эротологической проблемой. Прежде всего, это разнообразные методы сексуальной практики - «искусства внутренних покоев» (фан чжун чжи шу), дыхательные упражнения «регуляции пневмы» (син ци), гимнастические упражнения дао инь и некоторые приемы концентрации сознания и созерцания, что мавандуйским трактатам уже предшествовала многовековая практика овладения искусством «пестования жизни». Попутно в гимнастике дао инь специально посвящены некоторые из мавандуйских шелков, а именно «Схема гимнастики» («Дао инь ту»), представляющая собой рисунки различных гимнастических поз. Датировки текстов 4-3 вв. до н. э., содержат ясное указание на существование в предымперский (эпоха Чжань-го) период вполне разработанной концепции бессмертия, обретаемого в процессе практики пестования жизни, а также бессмертных (сяней). На излете эпохи Чжань-го были люди, искавшие способы обретения бессмертия (бу сы чжи фа) и верившие в «снадобья бессмертия» (бу сы чжи яо).

     Прослеживается  также связь между даосскими  медицинскими и гигиеническими (или диетологическими) предписаниями и даосской теорией обретения долголетия и даже бессмертия через становление сянем, бессмертным гением. Даосизм генетически восходит к шаманистическими верованиям и формам практики юга Китая (бассейна Янцзы), однако между этими верованиями и даосизмом существует принципиальная разница: то, что в древности не требовало никакого осмысления и концептуализации, теперь приобрело форму теоретически осмысленной доктрины.

     Процесс возникновения даосизма был, с одной  стороны, следствием острого кризиса архаического миросозерцания, а с другой - попыткой преодоления этого кризиса. Этот кризис имел универсальный общекитайский характер. Кризис архаики сопровождался стремлением образованных носителей традиции осознать основание своей традиции, подвергнуть их осмыслению и пропустить через призму философ-ской, теоретической рефлексии. Это стремление', скорее всего, и послужило толчком к началу формирования даосизма.

     Даосские  философские тексты провозглашают  Дао, Путь, предельной перво-основой  и высшей закономерностью вселенной.

     Однако  Южный Китай - не единственный регион, внесший свой вклад в формирование даосизма в первый период его истории. Большую роль в этом процессе сыграли и верования восточного приморского царства Ци, где активно развивалась идея обретения бессмертия и превращения в святого бессмертного, сяня. Кто же такие сяни?

     Само  слово «бессмертный» (сянь) графически восходит к графеме, изображающей некое пернатое существо, по-видимому, шамана, способного к магическому полету в состоянии транса, слово сянь могло употребляться в глагольном значении «возноситься ввысь». Это слово выражает не столько идею бессмертия, сколько некую таинственную способность возносится в вышние сакральные миры, идея бессмертия стала доминировать над идеей мистического вознесения.

     При обретении бессмертия меняется сама внешность человека: у него заостряются или перемещаются на макушку уши (ср. описание эльфов в кельтском фольклоре), становятся квадратными или двойными зрачки, тело покрывается чешуей, шерстью, перьями и т д.; он приобретает ряд сверхъестественных способностей (от левитации до умения одновременно пребывать в нескольких местах и становится невидимым); становится столь же долговечным, «как Небо и Земля».

      В средневековых текстах выделяется несколько типов бессмертных (до девяти), хотя самой распространенной является трехчленная классификация. Это небесные бессмертные (тянь сянь) считаются наивысшими, они вознесшиеся в небе или астральных мирах. Земные бессмертные (ди сянь) относятся к средней категории и остаются жить на земле. Бессмертные освободившиеся от трупа (ши цзе сянь), относятся, к низшей - это незавершенность процесса трансформации тела практикующего в бессмертное тело адепта, который заканчивается после его смерти и, знаменуется воскрешением. Иногда к этому способу прибегали даоссы, оказавшиеся в смертельной опасности. Можно констатировать тесную связь даосского учения о бессмертии с общими принципами китайского мировосприятия, сакрализующего чувственный космос и видящего в жизни высшую ценность.

     В царстве Ци вера в бессмертных  соединялась с порожденным, видимо морскими миражами, представлением о существовании неких островов бессмертных, находящихся далеко в океане. Это Фанчжан, Инчжоу и Пэнлай. Считалось, что на этих островах растут особые растения, употребление которых в пищу может сделать человека бессмертным.'

     Ци  было также знаменито своими магами «мужами магических методов» (фан  ши). Классическим примером циской философской  мысли стали слившиеся воедино  школы «пяти первоэлементов» и «сил инь-янь», у истоков которых стоит фигура философа третьего в. до н.э. Цзоу Яня. Идеи этих мыслителей-философов нашли свое развитие в последующий период и были усвоены в полной мере как даосами, так и конфуцианцами.

Информация о работе Становление древнекитайской философии