Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 17:03, шпаргалка

Краткое описание

Мировоззрение, его структура, роль в жизни человека
Природа философских проблем и специфика философского знания. Философия и мировоззрение.
Философское понятие культуры, ее структура. Социальные функции культуры.

Файлы: 1 файл

шпоргалка по философии.docx

— 83.39 Кб (Скачать)

Английская же философия 18 в. главным  образом решает проблему познания, опираясь на б, решает другие философские  проблемы. 
 
    Вопрос №10

Зарождение философской мысли. Ее культурно-исторические предпосылки. Зарождение философской мысли началось в середине первого тысячелетия  до н. э. Рождение было длительным процессом  перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание.

Культурно-историческими предпосылками  зарождения философии были: общественное разделение труда (отделение умственного  труда от физического, социализация различных видов умственной деятельности)

развитие городов, ремесленнической деятельности, которая была связана  с городом, колонизация земель, развитие связи между ними, мореплавания, фортификация требовали развития конкретных знаний.

Приобретение крупными городами определенной экономической независимости. Для  них характерна была активная политическая жизнь. Атмосфера политической свободы, которая в свою очередь стимулировала  свободу духовного творчества, способствовала и развитию философии.

Мифологическое мировоззрение, мифологическая мировоззренческая установка не позволяли получить эффективные  конкретные знания. Поэтому возникает  потребность в возникновении  принципиально иной мировоззренческой  установки. Возникает философская  мировоззренческая установка, для  которой характерно: стремление познать  сущность самих вещей, их причину  и непосредственную взаимосвязь.

уверенность и обоснование того, что человек способен в силу собственных  качеств познать мир. 
 
    Это вытекало из следующих двух компонент:

понимание природы, то есть окружающего  мира, как упорядоченного единого  целого, как гармоничного, закономерно  устроенного целого, то есть космоса– духовного начала, мирового разума; человек понимался как подобие  космоса, как гармонично вписанный  в космос элемент. Человек– микрокосм, он обладает духовным фактором –разумом, который во многих учениях понимался  как частица мирового разума (логоса), Ювозможность понимания человеком  мира, способность человека постичь  гармонию, закономерности природы и  т. д. 
 
    Из вышесказанного следовали другие важные моменты:

признание в качестве наиболее существенного, специфически человеческого качества–  разума, мышления, способности логически  постигать действительность. познавательная деятельность рассматривается как  высший, достойный человека вид деятельности. Идеалом человека был мудрец, постигающий  суть бытия. Разум, знания рассматривались  как высшие ценности, на которых  базируются все остальные духовные ценности человека (благо– результат знания, зло – результат невежества). Такая абсолютизация разумного начала в человеке за счет игнорирования других качеств – есть рационализмантичной философии и культуры, познавательный и этический. Рационалистическая установка впоследствии привела к тому, что рационализм стал одной из наиболее существенных черт всей западноевропейской культуры.

Вышеназванное мировоззрение, опирающееся  на признание исходной роли космоса, получила названиекосмоцентризм.

Формированию космоцентрической  мировоззренческой установки способствовали и некоторые явленияобыденного  сознания, разнообразный повседневный опыт. Этот, прежде всего, нравственный опыт, определял наиболее важные элементы поведения, взаимоотношения людей. Процесс формирования рационалистической мировоззренческой установки, ее развития, обоснования, получил названиерационализации. Процесс рационализации является двухсторонним. С одной стороны – это был  процесс постепенного накопления разнообразных  знаний. Объект изучения –природа. Только позднее, начиная с середины 5 века до н. э. , на первый план выходит человек. Формирование методов познания природы (анализ, синтез и др. ), а также  выработка все более сложных  форм (понятий). Этот процесс в учении Аристотеля привел к разработке специального учения о законах и формах мыслительной деятельности.

С другой стороны, рационализация –  постепенное преодоление элементов  мифологии. Говоря о рационализации античной философии, античной культуры, необходимо обратить внимание на то, что  рационализация опиралась на те знания, которые были заимствованы древними греками из Египта, Вавилона.

Все вышеназванные черты в их взаимосвязи определили подъем и  расцвет древнегреческой культуры и возникновение первоначальных научных знаний, рационализацию и  стимулирование развивающегося самосознания, что и породило развитие древнегреческой  философии, как рефлексии над  культурой. 
 
    Вопрос №11

Основные проблемы, характерные  черты античной философии. Ее культурно-историческое значение. 
 
    Основными проблемами античной философии были:

Проблема бытия и небытия, материи  и ее форм. Выдвигались идеи о  принципиальной противоположности  формы и “материи”, о главных  элементах, стихиях космоса; тождестве  и противоположности бытия и  небытия; структурности бытия; текучести  бытия и его противоречивости. Главная проблема здесь–Как возник космос? Какова его структура? (Фалес, Анаксимен, Зенон, Анаксимандр, Демокрит);

Проблема человека, его познания, его отношения с другими людьми. В чем сущность человеческой морали, есть ли независящие от обстоятельств  нормы морали? Что такое политика и государство по отношению к  человеку? Как соотносятся рациональное и иррациональное в человеческом сознании? Есть ли абсолютная истина и  достижима ли она человеческим разумом? На эти вопросы давались разные, часто противоположные, ответы. (Сократ, Эпикур…); Проблема воли и свободы  человека. Выдвигались идеи ничтожности  человека перед силами природы и  общественными катаклизмами и, одновременно, его могущества и силы его духа в стремлении к свободе, благородной  мысли, к познанию, в котором видели счастье человека (Аврелий, Эпикур…);

Проблема отношения человека и  Бога, божественной воли. Выдвигались  идеи конструктивного космоса и  бытия, строения материи души, общества как взаимообусловливающие друг друга.

Проблема синтеза чувственного и сверхчувственного; проблема поиска рационального метода познания мира идей и мира вещей. (Платон, Аристотель и их последователи…). Характерные  черты античной философии.

Античная философия возникает  и в значительной мере развивается  как результат непосредственногочувственного  созерцаниямира. Именно на основе непосредственных чувственных данных строилась и  аргументация мира. С этим связана  и определенная наивность древне - греческого представления о мире.

Синкретичность античной философии - это изначальная нерасчлененность знаний. Включала все многообразия элементов зарождающихся знаний (геометрических, эстетических, музыки, ремесел). Это в значительной мере объясняется и тем, что древнегреческие  мыслители были разносторонне развиты, занимались различной познавательной деятельностью.

Античная философия возникла как  учение о природе, космосе (натуралистическая  философия). Позднее с середины 5-го века (Сократ) возникает учение о  человеке с этого момента две  тесно связанные линии: 1. Постижение природы, 2. Постижение человека.

В античной философии формируется  особый подход в постижении природы  и человека (мировоззренческая установка). Космоцентризм, суть заключается в  том, что исходной отправной точкой в разработке философских проблем  было определение понимание космоса  природы как единого соразмерного целого обладающего некоторым духовным началом (душа, мировой разум). Закон  развития космоса как источник развития. Понимание космоса находится  в центре понимания мира. В соответствии с пониманием космоса понимается и природа человека. Человек –микрокосмос, в соответствии с этим понимается взаимоотношение человека и окружающего  мира (гармония человека, мира, разум  человека, мышление). В качестве важного  вида человеческой деятельности признавалась мыслительная, познавательная деятельность связанная с постижением и  космоса и человека, направленная на достижение внутренней гармонии человека, социальной гармонии, гармонии между  человеком и космосом.

С этим связана такая характерная  черта философии и античной культуры как рационализм познавательный и этический: Добро - результат знаний, Зло– результат не знаний. Именно поэтому  идеалом человека в античной философии  является мудрец, который созерцает  окружающий мир, размышляет об окружающем мире. 
 
    Вопрос №12

Воззрения античных философов на человека: наиболее важные идеи и их культурно-историческое значение. 
 
    Это вытекало из следующих двух компонент:

понимание природы, то есть окружающего  мира, как упорядоченного единого  целого, как гармоничного, закономерно  устроенного целого, то есть космоса. На различных ступенях развития древнегреческой  философии упорядоченность, гармоничность, закономерность космоса понимались как результат мирового разума, логос, либо как предшествующего космосу  мира идей. В любом случае, космос–  духовное начало. человек понимался  как подобие космоса, как гармонично вписанный в космос элемент. Человек–микрокосм. Он настолько же сложен и гармоничен. И также, человек обладает духовным фактором–разумом, который во многих учениях понимался как частица  мирового разума (логоса), отсюда и обоснование возможности понимания человеком мира, способности человека постичь гармонию, закономерности природы и т. д. Из вышесказанного следовали другие важные моменты:

признание в качестве наиболее существенного, специфически человеческого качества–  разума, мышления, способности логически  постигать действительность. познавательная деятельность рассматривается как  высший, достойный человека вид деятельности. Идеалом человека был мудрец, постигающий  суть бытия. Разум, знания рассматривались  как высшие ценности, на которых  базируются все остальные духовные ценности человека. В античной философии  возникают учения о том, что и  духовно-нравственные качества человека определяются уровнем его истинных знаний о мире (благо– результат  знания, зло – результат невежества). Такая абсолютизация разумного  начала в человеке за счет игнорирования  других качеств – есть рационализмантичной  философии и культуры, познавательный и этический. Рационалистическая установка  впоследствии привела к тому, что  рационализм стал одной из наиболее существенных черт всей западноевропейской культуры (в противоположность русской  культуре).

В качестве важного вида человеческой деятельности признавалась мыслительная, познавательная деятельность связанная  с постижением и космоса и  человека. Направленная на достижение внутренней гармонии человека, социальной гармонии, гармонии между человеком  и космосом.

Именно поэтому идеалом человека в античной философии является мудрец, который созерцает окружающий мир, размышляет об окружающем мире. 
 
    Первым проблему человека затронул Демокрит.

В учении Д. существовали некоторые  этические предпосылки: Д. полагал, что смысл жизни человека–стремление  к благу. Важным благом для человека является удовольствие, наиболее значимым удовольствием является спокойствие, безмятежность души, что позволяет  человеку созерцать мир, постигать  истины, т. е. приобщаться к мудрости. Для того, чтобы следовать таким  путем в жизни, человек должен, опираясь на разум вести соразмерный, умеренный образ жизни.

В 5 в. до н. э. в Древней Греции происходит определенное оживление хозяйственной  деятельности, торговли, мореплавания, что было связано с возникновением различных союзов и т. д. Вместе с  этим развивается и социальная жизнь. Этот процесс потребовал соответствующей  подготовки людей к различным  профессиям. В ответ на такую социальную потребность в Древней Греции возникает социальная группа, которая  занимается распространением знаний и  профессиональной подготовкой (учителя, судьи). Они назывались мудрецами-софистами. Они непосредственно были связаны  с познавательской деятельностью, они пытались объяснить познавательские  возможности человека, определить рубеж  знаний и т. д. Именно поэтому античные софисты пришли к определенным идеям  о позновательской деятельности! 
 
    II период. Сократ (649-399) :

Идеи софистов стимулировали разработку проблемы человека. В учении СОКРАТа  проблема человека была существенно  разработана. Подчеркивая противоречивость знаний о бытие, С. обратил внимание на то, что человек, чтоб познать  мир, должен обратить внимание на самого себя (способности, границы разума) а уж потом говорить об остальном. В философии С. впервые ставится проблема человека. Если природа и  познавалась, то в связи с человеком. Философия– учение о человеке (антропоцентризм)

Проблема человека – пр. самопознания. Девиз: познай самого себя Метод самопознания: С. обратил внимание на разум, мышление, посредством которого и должно осуществляться самопознание. В св. с этим С. впервые  подчеркивает, что мышление–не произвольный субъективный процесс, а, напротив, закономерный, подчиняющийся общим правилам. Необходимо изучать сам процесс мышления, только участвуя в немЮ диалоговый характер мышления. Это все постановка вопроса и ответ на него. Даже когда человек мыслит про себя, это тоже диалог. Самопознание и  должно осуществляться в процессе диалога  и посредством его: в процессе общения ч-к ставит какой-то вопрос, предполагая ответ собеседника. Затем ответ анализируется и  ставится новый вопрос. Диалог предполагает критичность ответа, обоснование, аргументациюЮдиалог-полемика, спор, дискуссия. Цель дискуссии –достижение  достат. полного, обоснованного определения  понятий. С. впервые показал, что  понятие -основная форма мышления. Осн. вним. С. уделял определению этических  понятий (мужество, прекрасное, добродетель). Софисты показали гибкость понятий (см. пример про адвоката) Рационализм  Сократа: рассматривая понятие как  основную логич. форму, с. осн. вним. уделял определению содержания понятий. Именно в связи с этим С. уделял особое внимание диалогу как способу  эффективного уточнения, углубления содержания понятий, способу более точного  определения. С т. зр. С. приращение истинных знаний и осуществляется путем определения  понятий. Диалог рассматривался Сократом как столкновение различных и  противоположных точек зрения, как  уточнение, усиление их аргументации, в рез-те чего достигается синтез, согласие точек зренияЮ более  точное и полное определение. Идеи Сократа  получили дальнейшее развитие в учениях  некоторых фил-х школ. Например, школа  киников.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"