Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 17:03, шпаргалка

Краткое описание

Мировоззрение, его структура, роль в жизни человека
Природа философских проблем и специфика философского знания. Философия и мировоззрение.
Философское понятие культуры, ее структура. Социальные функции культуры.

Файлы: 1 файл

шпоргалка по философии.docx

— 83.39 Кб (Скачать)

Свобода есть то, что вытекает из собственной  необходимой природы вещи. То, что  не навязано извне. Свобода противопоставляется  извне. Полной свободой обладает Бог, ибо  все закономерности– его внутренняя природа, нет источника для принуждения. Сп. отрицает свободу воли человека, ибо полагал, что воля –мышление  посредством неясных, неотчетливых идей, и то, что мы навязываем свою волю–результат нашего недостаточного знания (чисто рационалистический подход): когда мы не знаем причины нашего поступка, не отдаем себе отчет в  причинах выбора. Но если мы анализируем  наш выбор, то рано или поздно найдем причину его. Монады –духовно бестелесные  сущности. Они выступают как сгустки  духовной энергии, проявляются как  сила. Сущностью каждой предметной отдельной вещи является соответствующая  монадаЮ соответствующие идеи Лейбница в понимании человека: индивидуальность человека как личности (монады неповторимы) духовная, активно деятельная сущность человека

рационализм в понимании человека: существенным качеством человека выступает  раразум, знания.

Соответствующее понимание свободы  человека: человек тем свободнее  в своей деятельности, чем в  большей мере он действует со знанием  дела и опирается на знания, принимая решенияЮособое внимание образованию, воспитанию, культуре как важным предпосылкам свободы деятельности. Здесь Лейбниц  придерживается идеалов 18 века (образование, наука– важнейшие факторы) 
 
    Вопрос №22

Материализм французского Просвещения, его характерные черты, основные проблемы и идеи.

Проблемы, поставленные материалистами 17 в. получили дальнейшую разработку у  французских материалистов 18 в. они  очистили его от различных схоластических терминов, выступили против чисто  умозрительного решения философских  проблем. Наиболее известные представители: Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах. Французский  материализм того периода – классическая разновидность метафизического  материализма в его механической форме. В его пределах французские  материалисты разрабатывали учение о природе, человеке, обществе. Они  дали наиболее полное толкование вопроса  о материи и движении. Они подходили  к выработке философского понятия  материи как объективной реальности, находящейся вне сознания и действующей  на наши органы чувств. Самым существенным атрибутом материи они считали  движение. Наиболее полно учение о  материи и движении дано в работе Гольбаха“Система природы”. Идея неразрывной  связи материи и движения представляет собой элемент диалектики, не укладывающийся строго в механистическое понимание  природы. Отмечая внутреннюю активность материи, неразрывность ее с движением, они не сумели подняться до понимания  многообразия и качественного различия форм движения.

Однако наиболее полно, логически  завершённо идеи выражены в учении Гольбаха “Система природы”. Основные черты:

Последовательный материализм, aсочетается с сенсуализмом в понимании познания и активной аналитической позицией, aя проявляется в критике религии. Последующий материализм проявляется  в следующих идеях:

Признание единой и единственной материальной субстанции – природы. Идея самодвижения природы Ю Бог не только как  творец, но и перводвигатель исключается. Следование атомистической идее в организации  природы.

Признание материального единства мира Ю природа – система причинно взаимосвязанных вещей и явлений. Определяя созерц-ть в понимании  процесса познания мира человека: познание рассматривалось как пассивное  зеркальное отражение, воспроизведение  природных веществ, воздействующих на органы человекаЮабсолютизируется  объективный момент в познании и  недооценивается активная роль субъекта в процессе познанияЮдля французских  материалистов 18 века не существовало проблемы первичных и вторичных  качеств.

Метафизический характер (антидиалектический) материализма 18 века, что проявлялось  в ряде моментов:

Сведение движения, развития к механическому  движению, т. е. только к количественным пространственным изменениям (т. е. механицизм). Натуралистическое понимание общества, морали, т. е. не выявлялось качественное своеобразие процессов, а всё  сводилось к естественной природе  человека, к его естественным потребностям и т. д.

Абсолютизацияприродной необходимости, отождествляя её с жестокой однозначной  причинной связью и соответствие понимания свободы человека. 
 
    Вопрос №23

Характерные черты воззрений французских  материалистов 18 в. на человека.

Материалисты все своодили к  механическому движению. По их мнению даже человек есть физическое существо, отличающееся от других тем, что он способен мыслить. Дидро уподоблял  человека инструменту, наделенному  чувствительностью и памятью, Ламетри  проводил аналогию между человеком  и машиной.

Механистически понимая взаимосвязь  необходимости и случайности, распространив  это понимание на поведение человека в обществе, материалисты считали, что  человек не м. б. свободен в своих  поступках и действиях ибо  во всем царит только необходимолсть, что он беспомощен пред силами природы  и ее законами. Такой вывод приводил их к фаталистическому истолкованию необходимости. Не уяснив диалектичекого взаимодействия необходимости и  свободы, французские материалисты пришли к выводу о том, что никакой  свободы нет и быть не может, т. к. в мире господствует только необходимость.

Понимание познание , как отражение  внешнего мира в мозгу человека они  считали человека пассивным созерцателем.

Они исходили из понятий человеческой природы и естественный человек, основой жизнедеятельности которого являются потребности и интересы. Первичные потребности– еда, одежда, жилище и т. д. Вторичные –гордость, зависть, честолюбие. Стремление к счастью  лежит в основе нравственных побуждений человека. По мнению Гельвеция, личный интерес–главная причина человеческого  поведения. Чтобы изменить человека, нужно изменить окружающую среду.

 


Информация о работе Шпаргалка по "Философии"