Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 17:03, шпаргалка

Краткое описание

Мировоззрение, его структура, роль в жизни человека
Природа философских проблем и специфика философского знания. Философия и мировоззрение.
Философское понятие культуры, ее структура. Социальные функции культуры.

Файлы: 1 файл

шпоргалка по философии.docx

— 83.39 Кб (Скачать)

Отвергая общечеловеческое, они  оказались независимыми. Киники хотели, чтобы человек был зависим  от минимального количества факторов. Диоген Синопский, который жил в  бочке – наиболее известная личность из киников. Вел очень активный образ  жизни. Концепция, взгляды киников  –выражали определенное понимание  свободы, а именно понимание свободы  как отказа от социальности общепринятых культурных норм, сведения до минимума потребностей. Киники– название в  греч. транскрипции. В римской трактовке  – “циники”. В этом смысле слово  и вошло в культуру. Развитие взглядов, идей Сократа осуществлялась не только отдельными фил-ми школами, но и творчеством  Платона и Аристотеля. 
 
    Фил-е идеи П (427-347)

Платон полагал, что душа человека бестелесна и потому неделима и проста Юбессмертна и вечна. Она чувственно не воспринимается. Понятие бессмертия трактуется иначе, чем в христианстве. У Платона: души существуют вечно: и  до поселения в тело человека, и  после физической смерти. Душа пребывает  в мире идейЮсвоеобразное понимание  познания. Находясь в мире идей, душа созерцает сущность вещейЮдуша обладает исчерпывающим знанием о сущностях. Становясь душой отдельного человека, душа“забывает”то, что она знала  о мире. Однако, если человек занимается самопознанием, стремится к самоуглублению, фиксирует внимание на конкретных вещах, то душа припоминает имеющиеся знания. Именно поэтому человек непосредственно  благодаря способности души к  пониманию вещей…. Т. о. , чувственное  понимание вещей здесь– лишь импульс, толчок к реальному пониманию  сущности. Такая концепция познания получила название концепции припоминания.

Идеи Платона в их критическом  осмысливании были развиты его учеником Аристотелем (з84 – 322). Родился в г. Стагиры Ю его часто называют стагиритом.

Понимание Аристотелем Души и познавательной способности человека Душа свойственна  только естественным предметам, способным  к жизни 3 вида души: 
 
    растительная

животная –способность ощущать, и  поэтому способность к разным чувствам, эмоциям, страстям 
 
    разумная – способная к познанию мира

1 и 2 связана с телом и смертна,  разумная – бессмертна (у человека  есть все три вида души) Разумная  душа –частица мирового божественного  разума, где она из божественного  разума переходит в тело человека  при его рождении, после смерти–  опять сливается с божественным  разумом. Разумная душа получает  все знания о формах, сущностях.  Однако, являясь душой человека, разумная черта утрачивает чёткость, ясность знаний. Чтобы оживить  знания, необходимы интеллектуальные  усилия человека и чувственный  внешний толчок ------ познай самого  себя, познай свою душу.

Под воздействием вещей внешнего мира, человек получает чувственное восприятие вещи, которые аккумулированы в памяти и создают чувственное знание–  опыт. Опыт, будучи обработан с помощью  понятий, генерирует различные виды человеческих теоретических знаний 
 
    Содержание этического учения:

Основа: идея свободы. Человек –свободное существо, и свободные действия человека определяются не только разумом, но и  волей.

Именно от воли зависит выбор  человеком пути: добродетель или  порок Человек, как и вещь, обладает заложенной в него богатой целью, которая определяет его развитие. 
 
    Заложенная в человеке цель может быть реализована:

В процессе сознательной, добровольной (свободной) деятельности При условии, что деятельность осуществляется высшим, лучшим способом Эта деятельность самодостаточна и самоценна, то есть она не есть средство для чего-то другого, она  есть цель (впервые в А. Ф. была поставлена проблема “средства-цель”) Т. о. , свобода  человека – его добровольная деятельность, направленная на более полную реализацию.

Дальнейшая истори7я А. Ф. связана  с её третьим – эллинистическим  –периодом. Это время, когда Греция утрачивает политическую самостоятельность, полисы исчезают, Греция–часть империи  А. Македонского. Образ жизни меняется, в обиход входят война, разруха. Это  отразилось на учениях эллинистического периода: в центр внимания философских  учений выходит вопрос: как человеку выжить в таких условиях. Этот период включает три философских направления:

Эпикур (341 – 270 до н. э. ) – эпикуреизм. Представители: Эпикур, Лукреций Кар  Стоицизм. Родоначальники: Зенон китийский, Сенека, Марк Аврелий Скептицизм –  Пирроп, Цицерон, Секст Эмпирик

Исходя из идей атомизма Эпикур понимал, что движение атомов –хаотично, случайно, не предопределено чем-либо, а это  и лежит в основе свободы человека. Эпикур полагал, чтоцель философии  –во-первых, освободить человека от страха перед богами и, особенно, перед смертью; во-вторых, определить путь человека к  счастью.

Каким он его видел? Эпикур указывал на то, что человеку нет смысла бояться  смерти, ибо когда есть жизнь, смерти нет, когда есть смерть– жизни  нет Ючеловек со смертью не сталкивается и не знает, что такое смерть. Говоря о смерти, Эпикур был на материалистических позициях: бессмертной души не существует, душа состоит из атомов и после  смерти распадается. Человек, который  не боится смерти, должен видеть смысл  жизни в самой жизни, а потому должен стремиться к счастьюЮ ПУТЬ Ючеловек в жизни должен стремиться к удовольствию (эпикуреизм). Он полагал, что удовольствие не связана с чувственным наслаждением. Удовольствие достигает при существованиидвух условий – здоровое тело и безмятежная, уравновешенная душа. Синоним счастья –душевный покой и воля. Чтобы достичь этого, человек должен руководствоваться разумом и следовать принципу меры (ничего сверх меры). Эпикур связывал жизнедеятельность человека с удовлетворением потребности, различая естественные (необходимые) потребности и потребности, которые не являются таковымиЮпуть к счастью возможен тогда, когда человек, руководствуясь разумом и волей, удовлетворяет только эти естественные и необходимые потребности. Свобода человека – его воля, которой подчинены его чувства, страсти и т. д. Стоицизм –материалистическое, сенсуалистическое, но не атомистическое учение (см. раньше).

Жизнь человека предопределена во всех ситуациях. Но это не исключает свободы  человека. Свобода человеказаключается  в том, что он, опираясь на познанные  законы (необходимость действительности), можетдобровольноучитывать необходимость, ставя цели своей деятельности. Т. о. , свобода оказывается познанной  необходимостью и добровольным следованием  её в своей деятельности.

В основе учения скептицизма –логика. Опираясь на решение логических проблем, скептики переносили логику на человека.

Суть: логическое познание противоречиво, каждому суждению мы можем противопоставить равносильное ему противоположное  суждениеЮ многообразие точек зрения Ючеловек в своей жизнедеятельности  не должен полагаться на логическое познание и вообще иметь какие-либо суждения.

Познаваемо только явление, то есть то, как вещь является человеку, каковы чувственные восприятия, впечатления  человека об этой вещиЮсущность вещей  не познаваема, достоверные знания относятся только к явлениям. В  учении скептиков разработаны четкие положения, подтверждающие эти идеи (они называются“тропы” – всего 15 шт. ).

Важный вклад в развитие философии  внесла античная философия, т. к. именно в этот период была поднята такая  проблема, как проблема человека, да и вообще в этот период была поднята  вся проблематика философии и  на дальнейший этапах развития философии  философы уже отвечали на вопросы, которые  ставили перед собой античные философы. Теория припоминания Платона  была впоследствии использована при  развитии гуманистических взглядов философов эпохи возрождения. 
 
    Вопрос №13

Культурно-исторические условия развития средневековой философии. Ее основные проблемы, характерные черты.

В 1-2 веках усиливается положение  христианской религии и церкви в  З/Европейских странах (Р. Империя). Если в 1-2 вв. католическая церковь была занята борьбой с язычеством и  ересью, то к концу 2-го века, достаточно укрепившись, христианская религиозная  идеология стала испытывать необходимость  в распространении идей => необходима была рационализация христианского  мировоззрения. Эта потребность  предполагала соответствующие методы: логический аппарат, мировоззренческие  идеи, которые позволили бы систематизировать  христианскую идеологию. В качестве такого средства и выступает философия, a стала выполнять подчинённую  роль. Влияние христианства – определённый фактор развития средневековой философии  – обоснование христианского  мировоззрения. Характерные черты:

Средневековая философия – прежде всего новый, особый способ философствования, в основе a – основоположные идеи хр. религии: идея монотеизма, т. е. признание  одного единственного Бога (отличие  от А. Ф. ) идея креоцианизма – творения мира Богом. Бог – вечен, Бог предшествует миру. идея божественного откровения как важнейшего способа, посредством a Бог своей благодатью открывает  человеку истины мира. Важнейшей мировоззренческой  установкой был ТЕОЦЕНТРИЗМ. Суть: Теоцентризм  предполагал определённое понимание  Бога как творца мира. В богословии существует 2 подхода в учении о  бытии Бога: 
 
    апофатический подход 
    катафатический подход

Это взаимодополняющие подходы, позволяющие  наиболее полно описать бытие  Бога. Апофатический подход –постижение  бога в отрицательных терминах, т. к. бытие Бога принципиально закрыто  для человеческого сознания. Указывается, чем Бог не является: Бог не сотворим, не порождён, не ограничен, не материален и не телесен, не обладает привычными свойствами вещей.

Катафатический – через положительные  термины – качества Бога, a указаны  в священном писании, присутствующие там благодаря откровению Бога. Их – строго определённое количество. Бог –благодать, искупление, логос  и слово, премудрость и любовь, высшая справедливость, свобода, творчество. Эти термины не придуманы (а в  апофатическом подходе можно  некоторые моменты придумать).

В соответствии с пониманием Бога осуществляется понимание природы  и человека, их сущностей => истолкование принципов отношения человека и  Бога. Характерной особенностью понимания  Бога в христианстве есть то, что  Бог выступает как личность. Это  не мировой разум. => Бог обладает разумом, волей, свободой, творчеством. Человек рассматривается как  образ и подобие Бога (противопоставление микрокосму). Поэтому человеку, как  богообразному существу, присущи  такие же качества, но в меньшем  выражении. 
 
    “Ретро” - взгляд назад.

Ретроспективность и традиционализм, a определяются неизменностью, догматичностью христианской религии. Назидательный, дидактичный характер средневековых  учений. Изложение вопросов не нейтрально. Это было во многом связано с назидательной  установкой религии, а философы по роду своей деятельности были проповедниками.

Основными проблемами для средневековой  Ф являются следующие проблемы: проблема бытия Бога; 
 
    проблема соотношения веры и логического разума; 
    соотношение бога и сотворенного им мира; 
    проблема человека (души и тела, добра и зла…); 
    проблема универсалий. 
    Вопрос №14 
    Реализм и номинализм в средневековой философии.

Реализм – концепция, признающая первичность  общего и вторичность единичного. Номинализм –признание первичности  единичных вещей реального мира и производности общего (идей, возникающих  у человека в процессе познавательной деятельности). Одной из основных проблем  средневековых философов была проблема бытия Бога и его отношения  к сотворенному миру. Она выступает  как проблема соотношения общего и единичного (идеи в уме Бога–  общее; чувственно воспринимаемые, телесные вещи, сотворенные Богом –единичное). В средние века существовало два подхода к решению этой проблемы: реализм и номинализм.

Аврелий Августин: Бог мыслится как  творец мира, личностного духовного  существа. Отношение Бога как творца мира на основе концепции реализма – мир (единичные телесные вещи) сотворен волей Бога в соответствии с теми совершенными идеями, б находятся  в разуме Бога. Сущность вещей (идеи Бога) оторваны от мира единичных вещей  и существуют только в разуме Бога, Ю крайний реализм. (общ и единич разведены по концам) 
 
    I Универсалии 
    II Возникновение единичных вещей

Общие идеи в разуме Бога как идеальные  духовные прообразы единичных вещей. -первичны 
 
    Не содержат общих идей, универсалий 
    Пьер Абеляр: 
    Бог 
    I Единичные вещи 
    II Универсалии 
    Воля в соответствии с разумом творит мир 
    Общие идеи в разуме Бога 
    Которые содержат сходные общие черты. (пер) 
    Общее в вещах как их сущность 
    В разуме человека (общие понятия) 
    Общее в определении понятий

Умеренный номинализм, так как единичное  и общее не разорваны в понятиях. Возрастает ценность познания единичных  вещей. 
 
    Фома Аквинский:

Позиция Фомы Аквинского по проблеме общего и единичного - умеренный  реализм: I Бог (общие идеи) 
 
    II Единичная вещь 
    III Универсалии 
    Универсалии как форма в разуме Бога 
    Универсалии как сущность, форма вещей. 
    Как понятия в разуме человека, общее в мысли

Фома Аквинский признает троякое  существование универсалии: 1. Универсалии  как общие идеи, формы в разуме Бога. 2. Универсалии как сущность единичных вещей их идеальная  форма. 3. Универсалии как общие  понятия в знаниях человека. Попытался  “примирить” реализм и номинализм. 
 
    Дунс Скот

БОГ Ю Единичные вещи Ю Через  познание, Ю Универсалии как абстракции (воля) (ЕДИНИЧНОЕ) абстрагирование (ОБЩЕЕ) 
 
    Это умеренно номиналистическое учение. 
    Уильям Оккам

БОГ Ю Единичные вещи Ю Познание Ю Знания об единичных вещах (воля) (Сугубо индивидуальные) эмпирическое 
 
    Крайний номинализм. 
    Вопрос №15

Особенности и характерные черты  воззрений на человека в средневековой  философии.

Важнейшей мировоззренческой установкой был ТЕОЦЕНТРИЗМ. Суть: Теоцентризм  предполагал определённое понимание  Бога как творца мира. В соответствии с пониманием Бога осуществляется понимание  природы и человека, их сущностей => истолкование принципов отношения  человека и Бога.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"