Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 09:15, шпаргалка
1. «Мировоззрение» неотделимо от понятия «человек».
2. Философия как тип мировоззрения.
3. Поначалу «философией» назывались все существующие знания о причинах вещей, устройстве мира, космоса, природы.
4.Традиции и особенности религиозной философии XX века.
....
36. Философия Серебряного века.
1.В. «мировоззрение» неотделимо от понятия «человек». Мировоззрение
– способ духовной ориентации человека
в окружающей действительности, определенный
взгляд на мир. Это система наиболее общих
представлений и знаний о мире и месте
человека в нем, ценностях и убеждениях
личности. Комплекс таких представлений
необходим индивиду для организации его
деятельности, поведения, общения, для
самоутверждения, определения линии жизни
и стратегии поведения. Важнейшими компонентами
мировоззрения являются: во-первых, образ
самого субъекта; во-вторых, картина мира
и в третьих, жизненная стратегия индивида.
Анализируя структуру мировоззрения,
можно выделить его следующие стороны:познавательную,
аксиологическую, праксеологическую. ознавательн
3. Поначалу «философией»
назывались все существующие
знания о причинах вещей,
Представители позитивистской философии утверждают, что у философии нет больше своего личного предмета, и ей остается только собирать готовые знания, полученные другими науками, и строить из них «всеобщую картину мира». В современных философских направлениях предмет определяется по-разному: как мировоззрение, как методология познания, как знание о мире в целом, как форма идеологии, как наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления, как производство концептов, как нерационализированнное постижение мира. В настоящее время философия рассматривается через социальные и культурные аспекты своего развития. Поскольку область объектного знания осталась науке, то философия обратилась к проблемам человеческой субъективности, выраженной в знаково-символических формах деятельности.
52в. Будущее человечества и глобальные проблемы современности
Различные аспекты проблемы
будущего человечества рассматриваются
в рамках футурологии и социального
прогнозирования. Сама идея будущего интересовала
человека на протяжении всей истории
его существования, чаще всего имея
форму эсхатологического
2в . Философия как тип мировоззрения Философское мировоззрение возникло из потребности рационального и иррационального объяснения мира. Оно является исторически первой формой теоретического мышления. Объединяет и дополняет все недостающие моменты предшествующих типов мировоззрений. Философское мировоззрение является наиболее общим: оно касается отношения человека к миру, а все явления рассматривает с точки зрения не столько содержательных характеристик, сколько с позиции ценности их непосредственно для человека. Для данного типа мировоззрения характерно стремление выработать универсальные теоретические понятия (категории) и принципы и на их основе дать сущностный анализ действительности, выявить предельные, всеобщие основания, закономерности существования и развития человеческой культуры. философия создает взгляд на мир, ориентированный на рациональное познание, она пытается понять мир, исходя из него самого. Философия существенным образом отличается от других систем знания и познания тем, что она постоянно вопрошает саму себя о своей собственной сущности, предмете и своем назначении. Философия унаследовала от мифологии ее мировоззренческую схему, под которой следует понимать совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, положении в нем человека. Процесс возникновения философии в общей форме представляется как разрешение противоречия между мифологическим мировоззрением и рациональным мышлением. Философия, таким образом, становилась рационально-теоретическим ядром мировоззрения. Становление философии означало утверждение качественно нового в сравнении с мифологией и религией типа мировоззрения, предстающего ныне как система абстрактных идей, определяющих принципы отношения человека к миру, его поведения в обществе. В философии получили теоретическое выражение социальное самосознание людей, общественные идеалы и ценности. Вместе с тем философия явилась интегративным способом духовного освоения общественно-исторической практики, противоречий прогресса культуры и цивилизации. Справедливо замечание английского ученого-философа Б.Рассела: чтобы понять эпоху или нацию, мы должны понять их философию. Однако не следует забывать, что философия не совпадает с мировоззрением, являясь лишь теоретическим ядром последнего. Философия судит о единой для всех явлений мира основе, ищет в ней условия его единства и целостности. Философия не совпадает с мировоззрением, поскольку: во-первых, зарождение мировоззренческого сознания значительно предшествует становлению философии; во-вторых, функции мировоззрения до возникновения философии выполняли мифология, религия, зачатки научного знания и обыденное знание; и, наконец, в-третьих, мировоззрение предшествовало философии не только в процессе развития человечества, но также с точки зрения формирования индивидуального, личностного сознания. (Ребенок, не имеющий представления о философии, тем не менее, обладает определенным воззрением на мир, ставит мировоззренческие вопросы перед взрослыми и по-своему отвечает на них).
4/31в.Традиции
и особенности религиозной философии
XX века Современная религиозная философия
не является однородной. Она представлена
совокупностью учений (школ и доктрин),
подчас полемизирующих друг с другом
связанных с различными конфессиями Главной
чертой религиозно-философских учений
является содержащееся в ни явное или
скрытое доказательство необходимости
существования религии полезности ее
благотворного влияния на человека. Вместе
с тем современна религиозная философия
— это не религия, а философия, причем
идеалистическая онтологии лежат учени
о боге и доказательства его существования,
деления бытия на высшее и низшее Доказательства
бытия бога могут быть рациональными,
построенными по канона разума и науки,
или иррациональными, апеллирующими к
мистическом откровению, человеческой
психологии, эмоциям. Гносеологические
принцип религиозной философии основываются
на разделении объектов познания н естественные,
земные и сверхъестественные, небесные.
В соответствии установкой на удвоение
мира, задачи и цели познания также удваиваютс
Например, постижение бога складывается
как из непосредственного, чере откровение,
так и опосредственного, т. е. изучения
воплощений бога природе. Современная
религиозная антропология включает в
себя теологическо решение многообразных
актуальных общественно-политических
и социальныпроблем. При этом человеческая
деятельность сопрягается с действием
вечных абсолютных причин, божественным
провидением, вечной моралью. Религиозно
учение об отношении человека к богу и
бога к человеку являетсантропологическим
ядром и методологической предпосылкой
решения все философских проблем. Это
решение оказывается отчасти свободным
о конфессиональной принадлежности представителей
различных философских школ поэтому можно
говорить о современной религиозной философии
как целом Наиболее влиятельными тенденциями
развития современной христианско философии
являются: во-первых, актуализация и обновление
ранне-христиански и средневековых философско
Исторические судьбы России
сложились так, что до реформ Петра
Великого русская культура развивалась
в условиях значительной изолированности
от культуры Западной Европы. Эта изолированность
определялась не только политической
историей России и Запада, но и динамикой
духовной жизни: Россия оказалась главной
наследницей византийского
В области науки достаточно упомянуть имена Лобачевского, Менделеева и Мечникова. Красота, богатство и выразительность русского языка дают ему неоспоримое право быть одним из международных языков.
В области политической культуры (например, сельское и городское самоуправление, законодательство и исполнительная власть) императорская Россия создала ценности, которые приобретут всемирную известность тогда, когда их достаточно изучат и осознают, и прежде всего при их возрождении в процессе послереволюционного развитиn 717i816h 3; русского государства. Люди, признающие религиозный опыт не станут оспаривать того факта, что православие в его русской форме содержит исключительно высокие ценности. Эти достоинства нетрудно обнаружить в эстетической стороне культа русской православной церкви. Было бы странно, если бы такая высокая культура не породила ни чего оригинального в области философии.
Следовательно: русская культура - явление уникальное:
1.Географически
наше Отечество, на протяжении
всего своего существования,