Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 09:15, шпаргалка

Краткое описание

1. «Мировоззрение» неотделимо от понятия «человек».
2. Философия как тип мировоззрения.
3. Поначалу «философией» назывались все существующие знания о причинах вещей, устройстве мира, космоса, природы.
4.Традиции и особенности религиозной философии XX века.
....
36. Философия Серебряного века.

Файлы: 1 файл

философия (2).docx

— 48.77 Кб (Скачать)

1.В. «мировоззрение» неотделимо от понятия «человек». Мировоззрение – способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определенный взгляд на мир. Это система наиболее общих представлений и знаний о мире и месте человека в нем, ценностях и убеждениях личности. Комплекс таких представлений необходим индивиду для организации его деятельности, поведения, общения, для самоутверждения, определения линии жизни и стратегии поведения. Важнейшими компонентами мировоззрения являются: во-первых, образ самого субъекта; во-вторых, картина мира и в третьих, жизненная стратегия индивида. Анализируя структуру мировоззрения, можно выделить его следующие стороны:познавательную, аксиологическую, праксеологическую. ознавательная сторона мировоззрения обязательно включает в себя так называемые натуралистический и гуманитарный аспекты. Натуралистический аспектпознавательной стороны мировоззрения – это знания и представления о природе, космосе, универсуме, природной сущности человека. Здесь рассматриваются вопросы о том, как возник мир, что такое жизнь, и в каком отношении она относится к неживому, в каких формах жизнь существует во Вселенной. Гуманитарный аспект познавательной стороны мировоззрения — это осознание своей социальной природы, своего места в «мире людей». Он объединяет социологические, общественно-политические, этические и эстетические взгляды и представления индивида. Как устроено и функционирует общество, какова направленность исторического процесса, в чем смысл истории, предсказуемо ли социальное развитие – такого рода вопросы и ответы на них составляют суть гуманитарной проблематики. В системе мировоззрения важное место занимает аксиологическая (ценностная) сторона мировоззрения[1]. Понятие «ценность» используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение явлений действительности; наиболее актуальное значение ценностная сторона мировоззрения всегда приобретала в эпохи крушения культурной традиции и дискредитации мировоззренческих устоев общества. Назначение праксеологической подсистемы — обеспечивать тесную связь познавательного и ценностного компонентов мировоззрения с деятельностью человека. Это духовно-практическая сторона мировоззрения, поскольку здесь мировоззрение осуществляет своеобразное «вписывание» различных программ деятельности, поведения и общения в практическую ситуацию. Таким образом, мировоззрение включает в себя определённые регулятивы духовной и практической деятельности индивида. Такие регулятивы могут задаваться через мифологические, религиозные, научные, философские и пр. воззрения. Исторически первым типом явилось мировоззрение, основанное на мифологии Цивилизация вызвала к жизни новые типы мировоззрения - религию и философию. Главные признаки религиозного мировоззрения – вера в сверхъестественные силы и существование двух миров (высшего - совершенного, горнего и низшего - несовершенного, земного). В отличие от мифологического, религиозное мировоззрение только частично опирается на антропоморфные представления, ориентируя человека на осмысление своих отличий от природного мира и осознание своего единства с  человеческим родом. Философское мировоззрение возникло из потребности рационального и иррационального объяснения мира. Оно является исторически первой формой теоретического мышления. Объединяет и дополняет все недостающие моменты предшествующих типов мировоззрений. Философское мировоззрение является наиболее общим: оно касается отношения человека к миру, а все явления рассматривает с точки зрения не столько содержательных характеристик, сколько с позиции ценности их непосредственно для человека. Для данного типа мировоззрения характерно стремление выработать универсальные теоретические понятия (категории) и принципы и на их основе дать сущностный анализ действительности, выявить предельные, всеобщие основания, закономерности существования и развития человеческой культуры.

3. Поначалу «философией»  назывались все существующие  знания о причинах вещей, устройстве  мира, космоса, природы. Предметом  философии был, следовательно,  весь мир. В период средневековья  философия была тесно связана  с христианской теологией (богословием), и своим предметом она избрала  представления о духовном мире  человека и его связи с Богом.  В эпоху Возрождения, напротив, предметом философского познания  стала природа, что придало  естественнонаучный характер знаниям.  Вплоть до эпохи Просвещения  слово «философия» оставалось  собирательным именем для всех  наук, синонимом науки как таковой.  Все, и естественные, и гуманитарные  научные дисциплины считались  разделами философии. Однако, когда со временем науки одна за другой отделились от нее, перед философами встала непростая проблема: что осталось на долю философии от ее прежнего предмета - целого мира?

Представители позитивистской философии утверждают, что у философии  нет больше своего личного предмета, и ей остается только собирать готовые  знания, полученные другими науками, и строить из них «всеобщую  картину мира». В современных философских направлениях предмет определяется по-разному: как мировоззрение, как методология познания, как знание о мире в целом, как форма идеологии, как наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления, как производство концептов, как нерационализированнное постижение мира. В настоящее время философия рассматривается через социальные и культурные аспекты своего развития. Поскольку область объектного знания осталась науке, то философия обратилась к проблемам человеческой субъективности, выраженной в знаково-символических формах деятельности.

52в.  Будущее человечества и глобальные проблемы современности

Различные аспекты проблемы будущего человечества рассматриваются  в рамках футурологии и социального  прогнозирования. Сама идея будущего интересовала человека на протяжении всей истории  его существования, чаще всего имея форму эсхатологического учения. Научное осмысление будущего и возникновение  сценариев перспективы человечества возникает лишь к середине ХХ века, когда общество осознает губительный  характер технического прогресса в  области вооружения. Одновременно с угрозой ядерной войны и разработкой сценариев по ее недопущению в будущем, выявляется глобальная проблема демографического кризиса, т.е. перенаселения земли в результате увеличения средней продолжительности жизни людей и приростом популяции, которая влечет за собой другую глобальную проблему - нехватку природных ресурсов (пресной воды, продуктов питания, природной энергии) и, как следствие выхода из последней путем наращивания технологий - экологическую проблему. В конце 60-х гг. ХХ века создается международная общественная организация «Римский клуб», призванная обсуждать и стимулировать исследования глобальных проблем, возникших в результате научно-технической революции и угрожающих в будущем существованию людей. Кроме того, во второй половине ХХ века начался очередной виток технологической революции, основанный на использовании электронно-вычислительных машин и информационных технологий. В экономически развитых стран мира идет интенсивный процесс интеллектуализации экономики. В наши дни рождается форма общества, которую уже нарекли «обществом знаний» (англ. knowledge society).  В обществе будущего знание превратится в главный ресурс человеческой деятельности практически во всех ее сферах. Богатство общества уже сейчас во многом определяется не столько материальными ресурсами, которыми это общество располагает, сколько размерами его «интеллектуального капитала». Страны, которые по инерции или вследствие разных исторических обстоятельств продолжают жить за счет эксплуатации своих природных ресурсов, рабочей силы и классического, «материального» капитала, обречены историей на экономическое, и вообще социальное, отставание.

2в . Философия как тип мировоззрения Философское мировоззрение возникло из потребности рационального и иррационального объяснения мира. Оно является исторически первой формой теоретического мышления. Объединяет и дополняет все недостающие моменты предшествующих типов мировоззрений. Философское мировоззрение является наиболее общим: оно касается отношения человека к миру, а все явления рассматривает с точки зрения не столько содержательных характеристик, сколько с позиции ценности их непосредственно для человека. Для данного типа мировоззрения характерно стремление выработать универсальные теоретические понятия (категории) и принципы и на их основе дать сущностный анализ действительности, выявить предельные, всеобщие основания, закономерности существования и развития человеческой культуры. философия создает взгляд на мир, ориентированный на рациональное познание, она пытается понять мир, исходя из него самого. Философия существенным образом отличается от других систем знания и познания тем, что она постоянно вопрошает саму себя о своей собственной сущности, предмете и своем назначении. Философия унаследовала от мифологии ее мировоззренческую схему, под которой следует понимать совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, положении в нем человека. Процесс возникновения философии в общей форме представляется как разрешение противоречия между мифологическим мировоззрением и рациональным мышлением. Философия, таким образом, становилась рационально-теоретическим ядром мировоззрения. Становление философии означало утверждение качественно нового в сравнении с мифологией и религией типа мировоззрения, предстающего ныне как система абстрактных идей, определяющих принципы отношения человека к миру, его поведения в обществе. В философии получили теоретическое выражение социальное самосознание людей, общественные идеалы и ценности. Вместе с тем философия явилась интегративным способом духовного освоения общественно-исторической практики, противоречий прогресса культуры и цивилизации. Справедливо замечание английского ученого-философа Б.Рассела: чтобы понять эпоху или нацию, мы должны понять их философию. Однако не следует забывать, что философия не совпадает с мировоззрением, являясь лишь теоретическим ядром последнего. Философия судит о единой для всех явлений мира основе, ищет в ней условия его единства и целостности. Философия не совпадает с мировоззрением, поскольку: во-первых, зарождение мировоззренческого сознания значительно предшествует становлению философии; во-вторых, функции мировоззрения до возникновения философии выполняли мифология, религия, зачатки научного знания и обыденное знание; и, наконец, в-третьих, мировоззрение предшествовало философии не только в процессе развития человечества, но также с точки зрения формирования индивидуального, личностного сознания. (Ребенок, не имеющий представления о философии, тем не менее, обладает определенным воззрением на мир, ставит мировоззренческие вопросы перед взрослыми и по-своему отвечает на них).

4/31в.Традиции и особенности религиозной философии XX века Современная религиозная философия не является однородной. Она представлена  совокупностью учений (школ и доктрин), подчас полемизирующих друг с другом связанных с различными конфессиями Главной чертой религиозно-философских учений является содержащееся в ни явное или скрытое доказательство необходимости существования религии полезности ее благотворного влияния на человека. Вместе с тем современна религиозная философия — это не религия, а философия, причем идеалистическая онтологии лежат учени о боге и доказательства его существования, деления бытия на высшее и низшее Доказательства бытия бога могут быть рациональными, построенными по канона разума и науки, или иррациональными, апеллирующими к мистическом откровению, человеческой психологии, эмоциям. Гносеологические принцип религиозной философии основываются на разделении объектов познания н естественные, земные и сверхъестественные, небесные. В соответствии установкой на удвоение мира, задачи и цели познания также удваиваютс Например, постижение бога складывается как из непосредственного, чере откровение, так и опосредственного, т. е. изучения воплощений бога природе. Современная религиозная антропология включает в себя теологическо решение многообразных актуальных общественно-политических и социальныпроблем. При этом человеческая деятельность сопрягается с действием вечных абсолютных причин, божественным провидением, вечной моралью. Религиозно учение об отношении человека к богу и бога к человеку являетсантропологическим ядром и методологической предпосылкой решения все философских проблем. Это решение оказывается отчасти свободным о конфессиональной принадлежности представителей различных философских школ поэтому можно говорить о современной религиозной философии как целом Наиболее влиятельными тенденциями развития современной христианско философии являются: во-первых, актуализация и обновление ранне-христиански и   средневековых   философско-теологических систем, например, томизмаавгустинизма, которые трансформируются в неотомизм и неоавгустинизм; во вторых, возникновение новых течений: персонализма, тейярдизма как попыто объединения и синтеза   идей   философии, науки   и   теологии; в-третьихсоединение идей религиозной философии с другими течениями современной философской мысли. Продуктами такого объединения являются: теологически экзистенциализм, теологический позитивизм, а также теологизированные версии идей Канта, Гегеля, Шопенгауэра, Кьеркегора, Гуссерля и др. На стык христианской религии и философии в наши дни возникают католическая протестанская и православная философии. Философия католицизма в наши дни представлена традиционной теологией неотомизма и религиозным модернизмомтейярдизма.

Исторические судьбы России сложились так, что до реформ Петра  Великого русская культура развивалась  в условиях значительной изолированности  от культуры Западной Европы. Эта изолированность  определялась не только политической историей России и Запада, но и динамикой  духовной жизни: Россия оказалась главной  наследницей византийского православия  и, следовательно, вся ее культура, богословская и философская мысль в том  числе, развивались в русле традиций восточного христианства.Не следует забывать и о том, что в течение нескольких столетий Россию от западноевропейских стран отгораживала религиозная нетерпимость между западной и восточной церквами. Углублению разносторонних связей с Западом мешали также почти 300-летнее татаро-монгольское иго, его негативные последствия. Поэтому в России до XVIII - начала XIX веков (времени быстрого усвоения и развитиn 717i816h 3; идей и ценностей философии и науки Нового времени) еще не было светского, секуляризированного философствования и философского образования. режде всемирное значение имело культура древней Греции и древнего Рима. В настоящее время такое значение имеет культура в том виде, в каком она существовала до большевистской революции, несомненно, также имеет всемирное значение. Чтобы убедиться в справедливости этих слов, достаточно обратиться к именам Пушкина, Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского или Глинки, Чайковского, Мусорского, Римского-Корсакова, а также остановиться на достижениях русского театрального искусства в области драмы, оперы и балета.

В области науки  достаточно упомянуть имена Лобачевского, Менделеева и Мечникова. Красота, богатство  и выразительность русского языка  дают ему неоспоримое право быть одним из международных языков.

В области политической культуры (например, сельское и городское  самоуправление, законодательство и  исполнительная власть) императорская  Россия создала ценности, которые  приобретут всемирную известность  тогда, когда их достаточно изучат и  осознают, и прежде всего при их возрождении в процессе послереволюционного  развитиn 717i816h 3; русского государства. Люди, признающие религиозный опыт не станут оспаривать того факта, что православие в его русской форме содержит исключительно высокие ценности. Эти достоинства нетрудно обнаружить в эстетической стороне культа русской православной церкви. Было бы странно, если бы такая высокая культура не породила ни чего оригинального в области философии.

Следовательно: русская  культура - явление уникальное:       

1.Географически  наше Отечество, на протяжении  всего своего существования, находилось  на перекрестке Западной и  Восточной цивилизации.         

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"