Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 09:15, шпаргалка

Краткое описание

1. «Мировоззрение» неотделимо от понятия «человек».
2. Философия как тип мировоззрения.
3. Поначалу «философией» назывались все существующие знания о причинах вещей, устройстве мира, космоса, природы.
4.Традиции и особенности религиозной философии XX века.
....
36. Философия Серебряного века.

Файлы: 1 файл

философия (2).docx

— 48.77 Кб (Скачать)

2. Наша культура  сложилась позже большинства  азиатских и европейских цивилизаций  и находилась с ними в постоянном  контакте, но никогда не опускалась  до "голого" их копирования,  а с Х1Х века сама начала  оказывать серьезное влияние  на культуру других народов.         

3. Формирование нашей  культуры происходило не только  в благоприятных условиях, но  и в условиях насильственного  насаждения чуждых образцов и  идеалов, путем приказов и запретов, разрушения и наказания.       

Однако русская  культура сумела создать свой своеобразный тип мышления и самочувствия, который  нельзя однозначно отнести ни к восточному, ни к западному вариантам.

4. Русь (а затем  Россия) всегда была многонациональным  и поликультурным социальным  организмом, который способствовал  образованию особой единой культурной  основы своей общей Родины.

5. Находясь на  протяжении значительного периода  своей истории в положении  отстающей и догоняющей, Россия  приобрела редкую способность  не просто быстро усваивать  передовые идеи, но и перерабатывать  их, приспосабливать к своей культурной  среде.

6. Для русского  общества всегда были характерны  большая напряженность, взрывоопасность,  конфликтность, связанные:         

С господством власти (самодержавие, КПСС) и диктатом идеологии (религии, партии)         

С архаичной или  крайне прочной и неповоротливой государственной  машиной, поэтому единственной сферой для развитиn 717i816h 3; свободы была духовная сфера, где находили свое воплощение различные теории и идеи.

В русской философии  широко распространен взгляд о познаваемости  внешнего мира. Этот взгляд часто выражался  в своей крайне форме, а именно в форме учения об интуитивном  непосредственном созерцании объектов как таковых в себе. По-видимому, русской философии свойственно  острое чувство реальности и чуждо  стремление рассматривать содержание внешних перцепций  как нечто психическое или субъективное.

5/32в.Периодизация русской философии.В современной отечественной философии обычно выделяют следующие периоды  русской философии:I период - Зарождение философской мысли на Руси. (XI-XVII в.в.) II период - Становление русской философии (XVIII - начало XIXв.в.) III период - Русская философия XIX - начало XX в.IV период - Философия в советский период истории (с 1917г.) I период - Зарождение философской мысли на Руси. (XI-XVII в.в.) XI-XVII в.в этот период характеризуется этической философией. Философские нравоучения. Философия единства. Философия отражает связь светской и духовной жизни.II период - Становление русской философии (XVIII - начало XIXв.в.) XVIII - серXIX вв. Данный период характеризуется попытками заимствования западной философии и в то же время зарождением натур философии (философии природы) в лице Ломоносова.XVIII в., начавшийся с реформ Петра I, часто именуют «веком ученичества» русской философии. III период - Русская философия XIX - начало XX в.: Середина XIX и первые 3 десятилетиn 717i816h 3; XX в. Этот период характеризуется высшим развитием русской философии («золотой век»).   Фундаментальная разработка проблем методологии научного и социального преобразования России (с XIX в.). Именно в этот период со всей остротой был поставлен вопрос о «настоящей сути народной» (Ф. М. Достоевский), о русском национальном идеале. Своего пика попытка его решения достигла в славянофильстве, которое «организовалось» под влиянием историко- филослософских работ П. Я. Чаадаева (1794-1856) и породило сначала религиозное реформаторство, а последнее, в свою очередь, - русское богоискательство, или «духовный ренессанс», конца XIX - начала XX вв.В конце XIX - начале XX вв. критика исторического христианства, и без того обветшавшего в служении деспотической власти, уже мало кого удовлетворяла. Требовалось новое откровение о человеке, новое религиозное сознание.IV период - Философия в советский период истории (с 1917г.).После 1917 г. на русскую философию тяжелым грузом легли совершенно различные, во многом противоестественные и насильственные социальные условия ее развитиn 717i816h 3;. Если в СССР установился жесточайший идеологический гнет, сопровождаемый прямым террором против инакомыслия, то в условиях эмиграции на русской философии не могла не сказаться её оторванность от русской действительности и от оказавшегося за "железным занавесом" русского народа. Правда, были и исключения. Можно вспомнить о. Павла Флоренского, заплатившего за свои философские убеждения жизнью, или Питирима Сорокина, добившегося признания на Западе.

6/33в.  русская философская мысль 11-17 веков Становление русской философии (XI-XVII вв.) Отечественная философия мысль зародилась в эпоху расцвета Киевской Руси на волне христианизации страны (конец X века). Первый («ранний») период в ее развитии пришелся на XI - XVII вв. (Древняя и Средневековая Русь). В рамках этого длительного исторического времени происходило становление русской философии и ее идейных потоков, обретение философией национального своеобразия. Первым древнерусским философом принято считать киевского митрополита Илариоиа (ХI век). В его «Слове о законе и благодати» центральной темой для осмысления явилась христианская история и место в ней России. В «Молитве» Иларион рассматривал природу человека, подчеркивал ее нестойкость и греховность. Это порабощает человека «земными» заботами и отвлекает от служения Богу, от полнокровной духовной жизни. Для спасения человека требуется его обращение к Богу, который воплощает в себе нечто совершенное, великое и благое. Свободная воля ведь поражает не только добро, но и зло, и поэтому всякий человек нуждается в постоянных наставлениях со стороны религии и церкви.В Древней Руси князь Владимир Мономах сформулировал систему этических правил, обращенных к человеку («мирянину»). Ему рекомендовали обходиться «тремя делами добрыми» - покаянием, слезами и милостынею. К числу важнейших этических норм относились также: не убивать, не гордиться, не лениться, не лгать. Мономах раскрывал также важнейшие принципы взаимоотношений между человеком и обществом. Основой поведения человека должен быть Страх, трепет и ужас перед возможным божьим наказанием за грехопадение. Спасение души - вот что является важнейшей задачей всей жизни человека в этом мире.В период укрепления Московского государства (XIV - XVI вв.) в русской философии мысли, наряду с историко-философскими и нравственно - практическими, появилась и натурфилософские учения. В конце XIV века на Руси распространился пришедший из Византии исихазм («безмолвствие») - практика созерцательного отношения к окружающему миру, породившая монашество как форму аскетического образа жизни. Сторонники этого движения считали, что мир пронизан божественной энергией, которая открывается через созерцание природы и с помощью молитв. Сам же человек рассматривался как богопознающее существо, созданное по образу и подобию своего Творца. В XIV-XVII вв. (русское Средневековье) философская мысль в значительной степени переключалась на осмысление социально-политической и историко-философской проблематики. В это время выделилось и укрепилось Московское княжество как центр будущего единого государства. Этот процесс нашел свое отражение в различных формах общественного сознания - в религии, литературе и устном народно творчестве, также в философии.Становление единой русской государственности преломилось, в частности, в учении псковского монаха Филофея о Москве, как о «третьем Риме». Филофей учил, что в основе человеческой истории лежит божественное провидение, промысел Творца. «Старый Рим», бывший в свое время центром христианства, пал в силу внутренних кризисных процессов и завоевание варварами. «Новый Рим» (Константинополь) стал продолжателем этого вероучения, но и он со временем погиб под ударами турецких завоевателей. По убеждению Филофея, «Третьему Риму» (Москве) как якобы истинному наследнику христианского вероучения, суждено «стоять вечно», а четвертому Риму «не бывать». Учение «Москва-Третий Рим» обосновывало таким образом притязания Московского государства на роль великой державы и особое место в мире.

7/34в. философия русского просвещения  ломоносов радищев Научно-философский реализм М. В. Ломоносова: Материи, основные методы познания,   философия истории, языка, образования VII век стал заметной вехой в истории русской философской мысли и культуры. По сути дела, то был век русского Просвещения, время быстрого развития наук, ремесел и культуры. Во многом это было связано с реформаторской деятельностью Петра Великого, прорубившего "окно в Европу" и открывшего тем самым "шлюзы" для интенсивного взаимодействия русской и европейской культур. Наибольшее влияние на развитие русской философии оказали античные мыслители, французское и немецкое Просвещение. В XVIII веке философия начинает изучаться в светских учебных заведениях (университеты в Москве, Петербурге), в которых читались курсы логики, этики, истории, философии, психологии. Выдающуюся роль в развитии научного и философского мышления сыграл М. В. Ломоносов (1711-1765 гг.) - русский ученый, энциклопедист, мыслитель и поэт, общественный деятель. Он заложил основы материалистической традиции русской науке и философии, основал ряд ветвей в научном познании. Ломоносов сделал крупные открытия в естествознании, предложил проекты развития промышленности, земледелия и торговли. Из всех наук он более всего ценил химию, полагая, что она "открывает завесу внутренейшего светилища натуры". Ему принадлежит большая заслуга в учреждении в 1755 году Московского Университета, в котором наряду с другими науками, стала изучаться и философия.  В философском осмыслении окружающей природы Ломоносов придерживался идей атомизма (Демокрит и др.). Он сформулировал закон сохранения вещества и движения, разработал корпускулярную теорию строения материи и механическую теорию теплоты. Ломоносов характеризовал материю как нечто "протяжное", непроницаемое, делимое на нечувственные части". Она есть, "то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность". Все важнейшие свойства материи (действие и противодействие, притяжение и отталкивание, движение и покой) обусловлены ее внутренней природой, а не влиянием каких-либо внешних сверхъестественных сил.  По убеждению Ломоносова, в основе материального мира лежат мельчайшие частицы (атомы), из которых слагаются все вещи. Природные тела занимают определенное место в пространстве, обладают протяженностью, тяжестью, инерцией и иными "первичными" свойствами.   От Ломоносова идут две ветви русской научной философской мысли: материалистическое естествознание и прогрессивная общественно политическая мысль, развитая впоследствии Радищевым, декабристами и революционерами-демократами XIX века Социально-философские взгляды А. Н. Радищева:   Критика крепостничества, проблема правового   государства, идея просвещения общества  Важную роль в русском Просвещении сыграл А. Н. Радищев (1749-1802)- писатель, философ и просветитель, один из основателей русской революционно-демократической традиции. В 1790 году он нелегально выпустил книгу "Путешествие из Петербурга в Москву", за что был приговорен к смертной казни и отправлен в сибирскую ссылку. Им был также написан философский трактат "О человеке, о его смертности и бессмертии".  Характеризуя личность Радищева, его гражданскую смелость, Н. А. Бердяев называл его "первым интеллигентом в России".  В своих философских взглядах Радищев в основном придерживался материалистического мировоззрения (труд "О человеке, о его смертности и бессмертии"). Он рассматривал окружающую природу как многообразие форм "телесности" (материи), сотворенных из хаоса всесильным божеством. Природа состоит из множества предметов, каждый из которых обладает формой, делимостью, твердостью, движением и иными свойствами. Она существует вне и независимо от человека и человечества порождая в ходе эволюции все более совершенные существа. Что касается человека, то он есть произведение природы, "совершеннейшая из тварей", живущая в единстве с людьми и Космосом. Ему присущи наличие разума и речи, способности к общественной жизни ("соучаствование"). Большую роль в становлении человека и его последующей деятельности сыграла рука, как орудие деятельности. Человеческая душа бессмертна и возрождается после смерти тела в других телах, и тем самым человеческий род бесконечно совершенствуется. Основной движущей силой общественного развития является, по мнению Радищева, человеческий разум в различных его проявлениях, - наука, искусство, ремесла. Большую роль в истории играют и народные массы, выдающиеся личности. Каждый народ способен к прогрессу, располагая для этого всеми необходимыми предпосылками и данными.

8/35в. Философские аспекты дискуссии «западников» и «славянофилов»

Первыми представителями  «органической русской философии» были западники и славянофилы.

К западникам относятся: П.Л. Чаадаев, А.Л. Герцен, Т.М. Грановский, Н.Г. Чернышевский, В.П. Боткин и др.

Основная идея западников заключается в признании европейской  культуры последним словом мировой  цивилизации, необходимости полного  культурного воссоединения с  Западом, использования опыта его  развития для процветания России.

Особое место  в русской философии XIX в. вообще, а в западничестве в частности занимает П.Я. Чаадаев, мыслитель, сделавший первый шаг в самостоятельном философском творчестве в России XIX столетия, положивший начало идеям западников. Свое философское миропонимание он излагает в «Философических письмах» и в работе «Апология сумасшедшего».

По-своему понимал  Чаадаев и вопрос о сближении  России и Запада. Он видел в этом сближении не механическое заимствование  западноевропейского опыта, а объединение  на общей христианской основе, требующей  реформации, обновления православия. Это  обновление Чаадаев видел не в  подчинении православия католицизму, а именно в обновлении, освобождении от застывших догм и придании религиозной  вере жизненности и активности, чтобы  она могла способствовать обновлению всех сторон и форм жизни. Эта идея Чаадаева позже была глубоко разработана  виднейшим представителем славянофильства  А. Хомяковым.

Второе направление  в русской философии первой половины XIX в. — славянофильство. О сторонниках  этого направления сложилось  устойчивое мнение как о представителях либерального дворянства, провозглашающих  особое историческое предназначение России, особые пути развития ее культуры и  духовной жизни. Такое одностороннее  толкование славянофильства нередко  приводило к тому, что это направление  трактовалось как реакционное или, в лучшем случае, как консервативное, отсталое. Подобная оценка далека от истины. Славянофилы действительно противопоставляли  Восток Западу, остава- 46 ясь в своих философских, религиозных историко-философских воззрениях на русской почве. Но противопоставление Западу проявлялось у них не в огульном отрицании его достижений, не в замшелом национализме. Напротив, славянофилы признавали и высоко ценили достоинства западноевропейской культуры, философии, духовной жизни в целом. Они творчески восприняли философию Шеллинга, Гегеля, стремились использовать их идеи.

Славянофилы отрицали и не воспринимали негативные стороны  западной цивилизации: социальные антагонизмы, крайний индивидуализм и меркантильность, излишнюю рациональность и т.п. Истинное противостояние славянофильства Западу заключалось в различном подходе  к пониманию основ, «начал» русской  и западноевропейской жизни. Славянофилы  исходили из убеждения, что русский  народ должен обладать самобытными  духовными ценностями, а не воспринимать огульно и пассивно духовную продукцию  Запада. И это мнение сохраняет  свою актуальность и поныне.

В развитии славянофильства  особую роль сыграли И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин. Многообразие их взглядов объединяет общая позиция: признание основополагающего  значения православия, рассмотрение веры как источника истинных знаний. В  основе философского мировоззрения  славянофильства лежит церковное  сознание, выяснение сущности церкви. Наиболее полно эта основа раскрыта Л.С. Хомяковым. Церковь для него не является системой или организацией, учреждением. Он воспринимает Церковь  как живой, духовный организм, воплощающий  в себе истину и любовь, как духовное единство людей, находящих в ней  более совершенную, благодарную  жизнь, чем вне ее. Основным принципом Церкви является органическое, естественное, а не принудительное единение людей на общей духовной основе: бескорыстной любви к Христу.

Итак, западничество  и славянофильство — две противоположные, но и вместе с тем взаимосвязанные  тенденции в развитии русской  философской мысли, наглядно показавшие самобытность и большой творческий потенциал русской философии XIX в.

 




9/36в.Философия Серебряного века.Условно начало «серебряного века» в философии можно связать со временем между двумя русскими революциями. Если до первой революции 1905 российская интеллигенция была более или менее едина в вопросе о необходимости политических реформ (считая форму государственного правления главной причиной неудовлетворительного положения дел в стране и обществе), то после введения основных конституционных свобод в 1905 общественные умы направляются на поиск новых форм воззрений на мир и жизнь.Философы и литераторы этого периода впервые осмысливали состояние личной свободы и искали ответ на вопрос: «Как реализовать свободу человека для его личного и общественного развития?» После революции 1917 и гражданской войны большинство философов «серебряного века» оказались в эмиграции, где их интересы все более и более сосредоточивались н религиозной стороне жизни русской православной общины за рубежом. В результате этого возникает такой феномен духовной культуры 20 века, кА русская религиозная философия К философам серебряного века традицион относят Н.А.Бердяева,С.Н.Булгакова, Б.П.Вышеславцева, С.Л.Франка, Н.О.Лосского,Ф.А.Степуна, П.Б.Струве, В.Н.Ильина, Л.П.Карсавина, П.А.Флоренского,Льва Шестова, С.Н. и Е.Н.Трубецких, В.Ф.Эрна, А.Ф.Лосева, Г.Г.Шпета и др Помимо общего для философов «серебряного века» места, времени и проблематики, их сочинения характеризуются еще и общим стилем философствования, и это не менее важное ее отличие, как от широкого понимания «русской религиозной философии», так и от еще более широкого – «философии в России». Этот стиль органического сочетания философской проблематики и литературной публицистики был с самого начала задан в 1906 созданием в Москве Религиозно-философского общества имени Вл.Соловьева (Бердяев, А.Белый, Вяч. Иванов, Е.Н.Трубецкой, Эрн, Флоренский, Булгаков и др.). Основной трибуной философов «серебряного века» становится участие в литературно-философских журналах («Логос», «Новые идеи в философии», изд-во «Путь») и сборниках. Сборник Вехи (1909) (см. ВЕХИ И ВЕХОВЦЫ) имеет ярко выраженный мировоззренческий характер. Авторы – М.О.Гершензон, Бердяев, С.Н.Булгаков, А.Изгоев, Б.Кистяковский, П.Б.Струве, Франк – хотели повлиять на настроение интеллигенции, предложить ей новые культурные, религиозные и метафизические идеалы. При этом основной критике подвергалась традиция российского радикализма. Значение Вех как важнейшего документа эпохи заключалось в своеобразной смене философской парадигмы российского общества. Но необходимо учитывать, что основной переход к религиозно-философским воззрениям произошел у Бердяева, Булгакова, Франка значительно позже, уже в эмиграции.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"