Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 17:03, шпаргалка

Краткое описание

Мировоззрение, его структура, роль в жизни человека
Природа философских проблем и специфика философского знания. Философия и мировоззрение.
Философское понятие культуры, ее структура. Социальные функции культуры.

Файлы: 1 файл

шпоргалка по философии.docx

— 83.39 Кб (Скачать)

Главным результирующим свойством  личности явл мировоззрение. Человек  вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззр, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно  действовать, реализуя свою сущность. (самореализация) Лишение индивида общения и возможности выбора отриц сказ на развитии личности. Еще  страшнее навязывание чужой воли. Человек, полностью подчиненный  другому уже не есть личность. Свобода  есть неотъемлемые атрибуты личности. Люди обладают знач свободой в определении  целей своей деятельности, средств  для достиж этой цели. Свобода следовательно  не абсолютна и претворяется в  жизнь как осущ возможности путем  выбора определенной цели и плана  действий. Жизнь прекрасна сама по себе. Уже сознание этого наполняет  нашу жизнь смыслом. Радость, надежда, любовь, совесть, мужество, добро, верность в дружбе, уважение к старшим, способность бороться с собственными недостатками и пороками.... Все эти духовные ценности наполняют нашу жизнь смыслом, выступая в совокупности. Главные духовные факторы, придающие жизни высокий смысл:

Свобода побуждает нас к борьбе, при необходимости, к отказу от всех человеческих радостей и наслаждений. Свобода даже через страдания, риск, потери и поражения - делает нашу жизнь  прекрасной. Только свободный человек  может делать выбор. Творчество, созидание  в условиях свободы: Счастье заключается  не в самом состоянии счастья, а в его достижении. Деятельная, творческая жизнь всегда была свободная, всегда счастливая, всегда полна смысла.

Каждый человек ищет в жизни  что - то главное, решающее, великое, что  освещает его жизнь. Каждый человек  живет ради чего-то большего, чем  собственная жизнь, в конечном счете- ради других людей. 
 
    Жизнь обретшая смысл не страшится смерти. 
    Вопрос №6

Самосознание личности. Роль деятельности, общения и духовной культуры в  развитии самосознания личности и процессе ее самореализации.

Культура выступает специфическим  способом ж. д. ч. К. можно понять как  систему “внебиологически выработанных механизмов”, благодаря которым  стимулируется, программируется и  реализуется активность людей в  об-ве. Культура в таком понимании  предстает, как сотворенная человеком  вторая природа, то есть выступает, как  технологический контекст челов-ской деятельности, кот. Лежит у истоков  возникновения об-ва и является основой  его сущ. И развития. При этом нужно  иметь в виду, что главным в  культуре является не просто деятельность, а человек. Деятельность–это только способ и средства, результат и  предпосылка его существования. Поэтому к. следует рассматривать, как процесс становления, функционирования и развития чел-ской сущности, воспроизводства  чел-ка как -объекта социальной деятельности.

Одной из ф-ций к. является ф-ция  общения, ибо без определенных общезначимых средств общения, трансляции ёбыта  и знаний, невозможно объединение  людей в группы а значит и существование  самого об-ва, такм образом, не происходит самореализация личности в об-ве.

Язык, наука, иск-во, равы, обычаи имеют  то значение, что посредством их осуществляется процесс развития человеческих сущностных сил становления личности. 
 
    Вопрос №7

Философия в системе культуры. Основные функции философии, ее значение для  личности.

Когда идет речь о месте философии  в системе культуры имеется в  виду ее взаимосвязь с другими  элементами культуры: воздействие философии  на элементы культуры и обратное воздействие. Это взаимодействие во многом определяет и функции философии в системе  культуры. 
 
    Функции философии:

интегративная: осуществляя анализ различных элементов культуры, стремясь обосновать определенный тип культуры, философия вместе с тем содействует  и установлению более тесных взаимосвязей, интегрированию различных элементов  культуры. В свою очередь различные  элементы культуры воздействуют на Ф: Ф опирается на обобщение знаний, достигнутых в различных элементах  культуры. Причем разные элементы К  нередко своими объективными запросами, потребностями существенно влияют на развитие Ф, выдвигая на первый план разработку Ф проблем; кроме того они играют особую роль в своем воздействии на Ф;

логическая, которая заключается  в разработке понятийного аппарата К, особенно в разработке общеК-х  понятий;

методологическая: Ф вырабатывает наиболее общие методы, способы деятельности человека, исходя из познания общих  связей действительности и общечеловеческих познавательных способностей и возможностей;

культурно-гуманитарная: являясь обобщением К, выявляя типичные тенденции, особенности  определенного типа К, Ф при ее изучении позволяет более сжато  познакомиться с этой К, усвоить  эту К.

Благодаря своей логической и методологической функции Ф способствует развитию К мыслительной деятельности человека, М-кой К, что способствует и развитию самосознания личности. 
 
    Т. о. , можно сказать и о значении Ф для личности: 
    развитие общей культуры; 
    развитие самосознания; 
    развитие мышления.

Философия многогранна, многообразны проблемные пласты, области исследования. Между тем нередко односторонне делается акцент на те или иные аспекты  этого сложного явления. Искусственное  сужение проблемы рождает обыденные  образы, в то время как реальные философские интересы обращены ко всему  многообразию общественно-исторического  опыта. Чем богаче философская концепция, тем более широкое поле культуры становится предметом мировоззренческого осмысления. Выделяются следующие области  философского изучения разных сфер культуры (их может быть больше или меньше в зависимости от концепций): философия  техники, философия природы, философия  истории, философия политики, философия  права, философия искусства, философия  религии, философия морали.

Такой подход дал возможность понять философию как сложное многомерное  явление, с учетом системы связей, в которой она проявляет себя в духовной жизни общества. Такое  отношение к проблемам соответствует  реальной сути философии и отвечает потребности в широком, полноценном  миропонимании, что нельзя достичь  использую только узкую специализированную философскую мысль. Рассматривая философию, как исторически-культурное явление  можно охватить весь комплекс ее проблем, взаимосвязей, функций. Общественная жизнь  людей при культурологическом рассмотрении представляет собой единый процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, передачей ценностей, с  преодолением старых и становлением новых форм опыта в многообразии конкретных типах культур. 
 
    Функции философии:

Экспликация –выявление наиболее общих  идей, представлений, форм опыта, на которых  базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом (выявление  универсалий). Кроме этой функции  философия как рационально-теоретическая  форма мировоззрения берет на себя задачурационализации (перевода в логическую понятийную форму) и  систематизации (теоретическое выражение  суммарных результатов человеческого  опыта во всех его формах).

Рационализация –выражение в общих  понятиях всевозможных форм человеческого  опыта, идей, представлений. (Философия  в идеале как бы старается охватить, обобщить, осмыслить, оценить не только интеллектуальные, духовные, жизненно-практические достижения человечества в целом, но и его негативный опыт). Критическая  функция –поиск решений сложных  философских вопросов, формирование нового мироведения, обычно сопровождается критикой разного рода заблуждений, предрассудков, стереотипов, ошибок, встающих на пути к истинному познанию, правильному  действию. (Философы ставят под сомнение, разрушают устаревшие взгляды, догмы  и стремятся сохранить в отвергаемых  формах мировоззрения всё ценное, рациональное, истинное. )

Интеграция –согласование всех форм человеческого опыта практического, познавательного, ценностного. Их целостное  осмысление– необходимое условие  для гармоничной и сбалансированной общественной жизни. 
 
    Вопрос №8

Философия как социокультурное  историческое явление. Периодизация истории  философии.

На различных этапах развития общества на философию воздействуют различные  социальные факторы, определяя особенности  философии на каждой ступени общественного  развития, в целом определяя исторический характер философии: переход от одной  исторической формы к другой.

На развитие философии воздействуют как различные культурные факторы, элементы духовной культуры, а также  и более широкие социальные факторы: экономические, социально-политические. Учитывая, что философия исторически  развивается, и в этом развитии определяется разнообразными социальными факторами, философию понимают, как социокультурное  историческое явление.

Основанием для периодизации западноевропейской философии является периодизация общеисторического  развития общества: определенный период развития общества равен определенному  периоду развития философии. 
 
    Этапы в развитии философии: 
    античная философия (конец 7 в. до н. э. – 2 в. н. э. ) 
    средневековая философия (3 – 14 вв. ) 
    философия эпохи возрождения (конец 14 – 16 в. ) 
    философия 17 века (Эпоха реформации) 
    философия 18 века (Эпоха просвещения) 
    философия 19 века

а) классическая немецкая философия (конец 18 – первая пол. 19 века) б) марксистская философия (середина 19 в. – вторая пол. 19 века) в) неоклассическая философия 19 века 
 
    западноевропейская философия ХХ века 
    Вопрос №9

Проблема человека в философии: ее сущность и специфика анализа, основные аспекты и место в  системе развивающегося философского знания. Вопрос о сущности –это вопрос о тех глубинных качествах, которые  определяют его специфику и внешне проявляются в чертах, свойственных“природе”.

С одной стороны, человек –существо  физическое, телесное; он обуреваем  влечениями, в нем сильны бессознательные  импульсы. С другой стороны, человеческая природа являет нам сознательность, разумность, способность ясного понимания  и осмысливания обстоятельств. Сознание, разум и свобода присущи человеку. Именно эта двойственность всегда заставляла философов искать сущность человека. Под проблемой человека в философии понимается комплекс проблем: проблема добра и зла, проблема души и тела, свободы человека, поиск места человека в окружающем мире и т. д.

В разное время внимание философов  обращалось к различным аспектам данной проблемы, они рассматривались  с разных точек зрения в зависимости  от преобладающего мировоззрения данной эпохи.

В античной философии сформировался  особый подход в постижении природы  и человека–космоцентризм, суть б  заключается в том, что исходной отправной точкой в разработке философских  проблем было понимание космоса  как единого соразмерного целого, обладающего некоторым духовным началом (душа, мировой разум). Понимание  космоса находится в центре понимания  мира. В соответствии с этим трактуется и природа человека. Человек– микрокосм, отсюда и гармония человека, мира, разум  человека, мышление. В качестве важного  вида человеческой деятельности признавалась мыслительная, познавательная деятельность, связанная с постижением и  космоса, и человека, направленная на достижение внутренней гармонии человека, социальной гармонии, гармонии между  человеком и космосом. С этим связана  такая характерная черта философии  и античной культуры как рационализм  познавательный и этический: Добро– результат знаний, Зло –результат незнания. Идеалом человека в античной философии является мудрец, который  созерцает окружающий мир, размышляет об окружающем мире. И начиная с  классического периода (с Сократа), проблема человека выдвигается на центральное (первое) место.

Для средневековой философии характерным  было решение вопросов в соответствии с пониманием Бога, его сущности. Аналогично осуществляется понимание  природы и человека, их сущностей => истолкование принципов отношения  человека и Бога. Характерной особенностью понимания Бога в христианстве есть то, что Бог выступает как личность. => Бог обладает разумом, волей, свободой, творчеством. Человек рассматривается  как образ и подобие Бога. Поэтому  человеку, как богообразному существу, присущи такие же качества, но в  меньшем выражении. Но в какой  мере у человека развиты эти качества, в какой мере человек работает над собой. С этим и связана  возможность и необходимость  саморазвития личности. Любое совершенствование  предполагает идеал. Идеал– Иисус Христос, aобладает и божественными, и человеческими  качествами. Это высшая степень совершенства. Т. о. , идеал реален.

Исходя из такого понимания человека, составляется вопрос об отношении человека к миру и Богу. Как существо богообразное, человек–венец творения, царь природы. Отношение человека к Богу должно строиться на основании нравственного  совершенствования, на основании любви  к Богу– тех религиозных установок, a выражены в священном писании. Идеалом  для философии был человек  – праведник. Философия Возрождения  является гуманистической, и потому антропоцентричной, то есть в центре философии– проблема человека, как  самоценного существа и через  призму этого –понимание мира. Философы связывали свободу человека, смысл  его жизни с его собственной  внутренней активностью, творческой деятельностью, которая выступала как главный  фактор самореализации личности, индивидуализации => главные акценты приходились  на творческую деятельность личности, ее свободу, индивидуальность (главные  стороны бытия личности).

Западноевропейская философия 17 века рассматривала главным образом  проблему познания, б выступила на первый план. Разработка проблемы привела  к возникновению двух противоположных  познавательных концепций: эмпиризма  и рационализма. Но кроме этого, активно  исследовалась и проблема субстанции и единства мира. Это связано с  историческими аспектами, влияющими  на философию, а именно–с развитием  науки. Проблема человека, его познавательной способности и свободы в этот период решалась с помощью рационалистической установки. Французская философия 18 в. также с позиций рационализма. Но в отличие от реализма 17 в. , б усматривал силу разума в наличии врожденных идей и интуиции, рационализм 18 в. исходил из того, что человеческий разум потому обладает мощью, что он постигает законы природы. Опираясь на чувства, опыт как источник знаний.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"